Конспект урока по литературе в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Соколова Ольга Геннадьевна

Урок добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор". Урок составлен с использованием современных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Цели:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Этапы урока

Учитель

Обучающиеся

Организация урока

«Солнышко»

#1040;ктуализация знаний

Тема

Учитель: Сегодня я предлагаю провести урок-исследование, Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока, а что будет объектом исследования, вам предстоит угадать. Отгадку можно будет произнести хором.

Предмет увижу, но не назову,

А только на него я укажу,

И будь уверен точно, без сомненья,

Что я то самое --МЕСТОИМЕНИЕ

- Верно. Это небезызвестное вам местоимение. Запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Местоимение как часть речи».

Работа с термином.

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название? Сегодня теоретиком, который провёл с исследование, будет .., она подготовила этимологическую справку о происхождении слова «местоимение».

Ученица: «Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».

Учитель. Спасибо. Ребята, как вы думаете, вместо каких имён использовалось местоимение? (ответы) Да, вы СОВЕРШЕННО правы, вместо имен существительных, имен прилагательных и имен числительных.

Вот вы и сделали второе открытие. Какое? Кто догадался? Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных числительных

Слайд(выделить корни в слове местоимение)

Проверка д.з.

Ребята, любое исследование проводится на базе уже изученного материала, поэтому прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении. А поможет нам в этом проверка домашнего задания. В тетради для опорных схем мы с вами начертили таблицу, в которой дома следовало заполнить первую колонку: «Что мы знаем о местоимении». Прочитайте, что вы вспомнили и записали.

Хорошо, Молодцы. В 6 классе местоимение тоже изучается, но подробнее, глубже.

Что мы знаем о местоимении

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, указывает на предметы, но не называет их.

1. Только ли на предметы указывают местоимения?

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки

и количества, но не называет их.
Заменяют имена сущ-ые, имена прил-ые

и числит-ые.

2. Местоимения бывают личными:
я, мы,
ты, вы,
он, она, оно, они.

2. Только личными бывают местоимения?
Имеют ли местоимения ещё какие-нибудь постоянные признаки?

2. Местоимения бывают не только личными.

Имеют 9 разрядов.

3. Местоимения изменяются по числам и падежам.

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам. Как ещё могут изменяться местоимения?

3. Местоимения, как правило, изменяются

по падежам. Есть местоимения, которые,

изменяются по родам и числам.

4. В предложении местоимения могут быть подлежащими и дополнениями.

4. Могут ли местоимения быть и другими членами предложения?

4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

слайд

(Учащиеся читают содержание 1-й колонки)

#1055;остановка целей

С темой урока мы определились, попробуем поставить цели.

Попробуйте сформулировать по каждому пункту вашей таблицы вопросы о том, что бы вам ещё хотелось узнать о местоимении и запишите их в графу «хотим узнать». Обсудите эти вопросы друг с другом.

Итак, каковы цели нашего урока?(прочитать)

1. Только ли на предметы указывают местоимения?

2. Только личными бывают местоимения?
Имеют ли местоимения ещё какие-нибудь постоянные признаки?

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам. Как ещё могут изменяться местоимения?

4. Могут ли местоимения быть и другими членами предложения?

Слайд

4. Этап изучения нового материала.

Ну что ж, цели нашего урока определены, а вот третий столбик вы заполните дома, это и будет вашим домашним заданием. Продолжим наше исследование.

Откройте учебники на 64-й странице. Прочитаем материал для самостоятельных наблюдений.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.

- Какое из выделенных местоимений указывает на предмет? Какие – на признак? а какое – на количество? На какие вопросы они отвечают?

Открытие 3. Местоимение указывает не только на предметы, но и на признаки, и на количества, но не называет их. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который мы могли бы задать к той части речи, которую оно заменяет.

Итак, первая цель нашего урока достигнута. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

5.Физкультминутка

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – они
Распрямиться вмиг должны.
Дружно в сторону наклон,

Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь

Посмотрите на окно.
в нашем классе есть оно

Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

Определение морф.признаков

(Учебник.с.64(материал для самостоятельных наблюдений)

Следующая цель – определение морфологических признаков.

Вспомните, какие постоянные признаки есть у имени существительного (ответы), прилагательного и имена числительного?

Имеет ли местоимение постоянные признаки?(Разряд)

У местоимений всего 9 разрядов. Мы с вами обязательно сними познакомимся.

Нас интересует вопрос: «Как могут изменяться местоимения?»

Давайте на примере выделенных местоимений попробуем разобраться в этом вопросе.

Выпишите выделенные местоимения вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите морфологические признаки местоимений.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.

Работаем в парах (!!!)

Она( ж.р., ед.ч.,им.п.) вступит
в свои( вин.п., мн.ч.) права
Такая (ед.ч., им.п., ж.р.) погода
Несколько (вин.п.) дней

Вот мы совершили уже 4-е открытие. Какое? (Местоимения изменяются по падежам.Некоторые местоимения изменяются также по родам и числам.)

Слайд с разрядами

У доски работает ученик

Определение синт. роли

Учитель. Хорошо. Следующей целью будет определение синтаксической роли местоимений.

Выполним упражнение №434. Кто хочет самостоятельно поработать у доски над синтаксическим разбором предложения? Над морфологическим разбором? Над морфемным? А мы работаем над определением синтаксической роли выделенных местоимений, но прежде назовём виды орфограмм на месте пропусков.

(Ребята называют виды орфограмм на месте пропусков, затем приступают к определению синтаксической роли выделенных местоимений). Затем один из учеников проверяет написанное у доски.

!!! Вот мы и совершили 5-е открытие. Какое? Местоимения обычно бываю подлежащими, дополнениями и определениями.

№434

9. Итог урока. Домашнее задание

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

/Взаимопроверка, выставление отметок.

1)в,2)в,3)а, 4)в,5)а

Этап рефлексии учебной деятельности.

На уроке я узнал, что….

На уроке я радовался, потому что…

Возникали трудности…

Могу похвалить себя за….


«Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Этимологическая справка

«Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».

Этимологическая справка

«Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...