Изучение русской народной сказки «Лиса и Котофей Иваныч» в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Рекомендации по изучению русской народной сказки "Лиса и Котофей Иванович" в 5 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение русской народной сказки «Лиса и Котофей Иваныч» в 5 классе
Данное произведение относится к малому жанру фольклора, а именно – к сказкам о животных, потому что они являются здесь действующими лицами.
На этом этапе анализа произойдет повторение особенностей жанра и видов сказки. Именно здесь, говоря о том, что характеризует, например, волшебную сказку, учащиеся назовут особенности ее композиции (зачин, присказка и т.д.), отметят, что в данном виде сказок (о животных) этих элементов не будет.
Такое начало в дальнейшем приучит детей обращать внимание на теоретический аспект изучаемого художественного произведения, к этому добавится разговор об авторе и некоторых моментах его биографии, возможно связанных с написанием произведения, потому как в данном примере разбора сказки в разговоре о фольклоре неизбежно затронется тема авторства, коим является народ.
Такое начало также поможет легче усваивать материал о родах литературы и жанрах внутри конкретного рода. Также они будут обращать внимание на особенности конструкции произведения.
О ком пойдет речь, кто будут главными персонажами в сказке «Лиса и Котофей Иваныч», можно догадаться по названию. Эту часть учащиеся могут выполнить в диалоговом режиме с учителем еще до чтения, ведь, как известно, анализ художественного произведения выполняется как до чтения, так и во время, и после него.
Можно воспользоваться методом антиципации, то есть предугадыванием предстоящих событий, характеров главных героев, вспомнив предыдущие русские народные сказки либо самостоятельно прочитанные ранее.
Здесь от учеников последуют ответы, что кот – домашнее животное, лиса – лесной зверь; первый ассоциируется с домом, уютом, теплом, магией; вторая – с плутовством, лестью, обманом, заискиванием; а если говорить о черте характера, которая объединяет этих персонажей, то это будет хитрость. Подобный ассоциативный ряд подготавливает ребят к такому литературному понятию, как аллегория или иносказание, характерных в частности для басен, с которыми учащиеся будут на протяжении всего своего обучения литературе.
Дети наверняка скажут, что обычно кот «хороший», а лиса «плохая», такое деление в конкретном возрасте еще уместно, это предпосылки для доказательного деления литературных героев (в последующих классах) на положительных и отрицательных, «противников», антагонистов.
Если придерживаться данного деления, то характер лисы детские ожидания оправдает без колебаний, а вот с подтверждением характера кота с заявленным описанием после прочтения могут возникнуть колебания.
Тут важно пояснить, что кот описывается в начале повествования как единственная «скотинка», что «жил он у стариков долго, остарел» (то есть постарел), значит, действительно являлся домашним животным, соотносится с домом, уютом и теплом, ведь многие годы находился рядом с дедом и бабкой, но в силу жизненных обстоятельств оказался в лесу, в чуждой для него среде, к которой сумел приспособиться, словно заворожив лису, обманув ее.
Такая ремарка при чтении в дальнейшем научит анализировать поведение героев, их поступки и эмоциональное состояние в несвойственных для данного персонажа событиях, среде или отношениях. Подобные темы возникнут перед учащимися в дальнейшем обучении.
Это покажет детям важность того, что при ответах (в дальнейшем при письменном анализе) необходимо опираться на свой читательский опыт, опыт предыдущих «разборов и интерпретаций текста» (в дальнейшем проводя параллели не только между произведениями одного или нескольких авторов, но и между перекликающимися «вечными» темами в литературе, сравнивать характеры главных героев, образы второстепенных персонажей и т.д., по сути, заниматься синтезом и анализом, что и является, по нашему мнению, главными приемами анализа художественного произведения в старших классах).
После первичного прочтения текста, это может быть самостоятельное чтение в классе или дома, но лучше чтение-слушание или комбинированное чтение в классе, произойдет первичное восприятие. Его выявление может произойти с помощью беседы при ответе на наводящие вопросы, либо при просмотре иллюстраций к тексту, так называемой фиксации через смежные виды искусства.
Подобное описание изображений кота, лисы, медведя, волка, зайца с картинок в учебнике, либо других иллюстраций, например, из подготовленной специально презентации, научат учеников соотносить прочитанное с другими произведениями искусства в целом (живописи, музыки, архитектуры), а также помогут «рисовать» образы героев словесно, наполняя в дальнейшем свой письменный анализ отвлеченными от литературы описаниями, сравнениями и метафорами.
Это адаптирует детей, например, к таким понятиям, как цветопись и звукопись при анализе поэтических произведений, аллитерация и аккомодация при разборе стихотворных строк. А в широком смысле, к тропам и стилистическим фигурам, при выявлении и толковании которых открывается невидимый с первого взгляда подтекст, подтверждающий первичное понимание, корректирующий его или меняющий на противоположное полностью.
Неизменным на данном этапе будет обращение к тесту для описания, данного этим животным в сказке, здесь можно поговорить о том, что некоторые животные наделены именами и даже отчествами, все, кроме зайца и лисы. Котофей Иваныч назвался так сам, так его и называют остальные животные, что еще раз подчеркивает страх животных (на самом деле людей) по отношению к властьимеющим, занимающим определенную должность. Говорить о том, что это страх перед обманщиками, не получается, так как кот сделал это из страха перед новым местом и новыми животными.
Волк и медведь названы народом здесь Левон Иваныч и Михайло Иваныч, имена с отчествами в данном случае подчеркивают их значимость по отношению к лесному народу, это крупные хищники, с которыми другие звери считаются, которых уважают и боятся.
Заяц несет в себе образ обычного человека, вспомогательного персонажа. Но почему лиса осталась без имени, ведь она вынесена в заглавие сказки? Данный вопрос обязательно должен прозвучать на уроке, и дети должны попытаться на него ответить. Это поможет им научиться ставить перед собой правильные вопросы, не боясь, что они на них ответить не смогут. Учитель должен объяснить, что эта особенность, отсутствие имени у лисы, подчеркивает смысл семейных традиций того времени, а именно этот подтекст отражает сказка. Лиса – это жена, даже если она добытчица, как в сказке, кормит и поит кота, то есть мужа, а он домашний, не хищник, совершенно не страшный зверь, главный в семье он, то есть муж. А жена его всячески поддерживает, и его авторитет среди других, как лиса в данной сказке.
Необходимо также коснуться содержания, подразумевающего под собой здесь понятие сюжета, в дальнейшем это понятие разовьется в такие, как концептуальное (смысловое) наполнение произведения, интерпретация с соотнесением авторской позиции, формулирование основной идеи текста и его основных смыслов. Пока же все ограничится, например, составлением плана пересказа, возможно с элементами творческого задания – пересказа от лица одного из героев.
Главная мысль сказки: обычный кот выдал себя за начальника, хищники, превосходящие его по силе во много раз, боялись встречи с ним, потому что у страха глаза велики, именно с такой поговоркой можно соотнести данный текст. А также: мал, да удал, если говорить о коте; страх силы отнимает, если рассуждать о волке и медведе; не надобен и клад, если у мужа с женой лад, говоря о лисе и коте, как о семейной паре. Выявление главной мысли сказки в дельнейшем перерастет в определение темы и идеи литературного произведения, при детальном анализе с этими понятиями будут соотноситься понятие проблемы и взаимосвязь сюжета с композицией.
В рабочей тетради для данной сказки есть тестовые задания и вопрос: «Что было смешно?» Отвечая на него, ребенок учится находить комическое в страхе хищников перед безобидным котом; в финальной ситуации, когда Котофей Иваныч принял волка за мышь, а затем сам со страха спугнул прыжком на дерево сидящего там медведя. Эта часть анализа сказки поможет находить подобное в других произведениях, затем различая такие литературные понятия, как юмор, сатира, ирония, комедия и прочее.
В тексте присутствует много архаизмов. Работая с устаревшими словами, такими, как «староста», «величать», «потчевать», учащиеся узнают богатство родного языка, учатся работать со сносками и комментариями.
В последующем изучении произведений такая читательская привычка поможет не только читать переводы или пояснения, понимая любой текст быстрее и эффективнее, но и научит видеть отдельные ключевые слова, опорные выражения или части текста, которые несут в себе глубинный смысл.
Это поможет в работе с характеристиками персонажей, их психологическим состоянием, описанием, портретными и пейзажными зарисовками, лирическими отступлениями и всевозможными образно-выразительными средствами.
Таким образом, даже части анализа конкретной сказки показывают, чему в дальнейшем на ее примере могут научиться школьники, и ещё раз подчёркивает преемственность постепенного введения в элементы анализа художественного произведения и важность анализа художественного произведения как итога изучения русской народной сказки на уроках литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"
методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»...
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развива...

Русская народная сказка «Лиса и гуси»
Конспект урока по чтению "Чтение " (авторы Ильина С. Ю. и др.) 2 класс Русская народная сказка «Лиса и гуси»...


