Сказка как жанр устного народного творчества
статья по литературе

Копылова Дарья Александровна

Теоретические сведения о сказке как жанре устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka_kak_zhanr_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как жанр устного народного творчества

Устное народное творчество (фольклор) – «неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Его можно также представить как исторические корни и истоки русской литературы. Фольклор занимает заметное место в образовании, выступая как культурно-знаковое явление, как эстетически преображенная реальность в контексте духовной культуры».

Русский фольклор богат жанровым разнообразием. В него входит обрядовая поэзия, героический эпос, былины, исторические песни, баллады, народные лирические песни, народный театр, солдатский, рабочий и детский фольклор, малые фольклорные жанры, такие как колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевёртыши, нелепицы, считалки, скороговорки, поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички и многое другое. Но самый известный и любимый всеми жанр русского устного народного творчества – это сказка. Она ярче и полнее, чем все остальные жанры, передает мир с его нормами морали в понятной детям форме. Именно поэтому интерес к этому плоду народного творчества не проходит и по сей день. Собранные когда-то давным-давно классические записи и их литературные обработки переиздаются снова и снова, входят в образовательные программы обязательного изучения для детских садов и школ, экранизируются и ставятся в театральных постановках.

Этот жанр русского фольклора не переставал существовать, даже не смотря на запреты и гонения, которые были предприняты, например, в XΙΙΙ веке из-за борьбы с языческими верованиями епископом Серапионом Владимирским, или царём Алексеем Михайловичем, составившим в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию сказок». Хотя до этого, начиная приблизительно с XΙΙ века, сказки уже заносились в печатные рукописи, а с начала XVΙΙ века выходили в «лицевых картинках» – изданиях по типу современных комиксов – с нарисованными героями и событиями в подписях. Отрицательно отзывалась о «мужицкой сказке» и Екатерина ΙΙ, ориентируясь на западноевропейскую культуру. В XΙX веке сказку обвиняли в «антипедагогичности», потому что она якобы пугала детей событиями и злыми героями, не воспитывала волю, давая упование на чудеса и волшебство. А в 20-30 гг. XX века из-за произошедших чуть ранее событиях единичные нападки на данный жанр русского народного творчества происходили из-за того, что дети могут сочувствовать царевичам и царевнам, которые во многих сказках выступают в роли главных героев.

Если говорить о сторонниках данного вида поэтического народного искусства, то следует затронуть тему исследователей. Начало научных изданий русского фольклора имеют точную дату – 30-е гг. XΙX века, именно тогда появились сборники профессора МГУ И.М. Снегирёва «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в 4-х частях (1837 – 1839 гг.), а изучение сказок началось со сборника учёного-фольклориста И.П. Сахарова «Русские народные сказки» (1841 г.). После этого к сбору фольклора подключаются широкие общественные круги, в 1845 году создаётся Императорское Русское географическое общество, отделение этнографии которого активно собирало различные жанры устного народного творчества по всем губерниям. Этим занимались сельские и городские врачи, студенты, учителя, духовенство и грамотные крестьяне. Позднее в Петербурге из записей этого архива были изданы «Записки Русского географического общества по отделению этнографии». В Москве подобной деятельностью занималось «Общество любителей российской словесности», публиковавшее свои фольклорные материалы в журналах того времени «Живая старина» и «Этнографическое обозрение».

Самым видным собирателем русского фольклора, «живого великорусского языка» был В.И. Даль, но при подготовке своего сборника он отдал предпочтение малым жанрам устного народного творчества. А тысячи записанных сказок Владимир Иванович передал А.Н. Афанасьеву, которые также вошли в сборник последнего под названием «Народные русские сказки». Данный труд переиздавался 7 раз на родине (с 1855 по 1863 гг.), частично переводился на другие языки, полностью – на немецкий, в 1859 г. переиздан в Лондоне как «Народные русские легенды» и в 1872 г. анонимно в Женеве как «Русские заветные сказки». Затем были сборники И.А. Худяков «Великорусские сказки» (1862 г.) и Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.), в них впервые отмечают талантливость сказителей, оговаривая чей репертуар. Позднее появились сборники Н.Е. Ончукова «Северные сказки», Д.К. Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии», Б.М. и Ю.М. Соколовых «Сказки и песни Белозёрского края». А в первом десятилетии XX века фольклористика отделилась от языкознания в самостоятельную науку.

Русские народные сказки – один из самых жизнеспособных жанров устного народного творчества, так как является выражением и сохранением фундаментальных моральных истин и основ бытия человека. Они связывают в себе воедино всё существующее: добро и зло, небо и землю, человека и животный мир и т.д. Вся эта гармония в простом повествовании говорит не о примитивности изложения, а о гениальности народного сознания, сумевшего передать через доступное творчество все главные истины.

Дети обожают сказку не только за её занимательный характер, но и в связи с психологическими особенностями – из-за тяги к справедливости и добру, из-за веры в чудо, склонности и даже потребности фантазировать, преображать с помощью волшебства окружающий их мир. К тому же сказка всегда на стороне обиженных, это подкрепляет веру ребёнка в то, что он непременно получит защиту в сложных жизненных ситуациях. И как обратный вывод от этого – зло всегда должно пресекаться и быть наказано.

Именно это также подчеркивается в Планируемых результатах освоения основной образовательной программы по Примерной образовательной программе начального общего образования, где прописано, что выпускник начальной школы должен иметь «Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений <…> Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представление о проявлении любви к Родине <…>».

Герои сказок непременно достигают цели, которая поставленная ими или обстоятельствами в начале повествования. Это учит детей не бросать начатое дело, верить в его положительный исход, но не сидеть и ждать, когда всё само исполниться, а предпринимать для этого ряд действий, ошибаться, понимать свою ошибку, а потом снова двигаться в направлении намеченного. Говоря об ошибке, следует отметить, что во многих сказках также есть непременный мотив, что даже оступившемуся герою дается шанс осознать своё поведение, и почти всем даётся шанс ещё раз «попытать удачу», «испытать судьбу», то есть двигаться дальше, меняясь в лучшую сторону.

«Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык <…> Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами <…> всем своим стилем».

Самой яркой характерной чертой сказки является художественный вымысел, из обязательных элементов следует отметить фантастичность. Ярче всего этот элемент представлен в волшебных сказках. Сказка не заявляет, что ее повествование достоверно. Поэтому действие в ней часто происходит в выдуманном «тридевятом царстве, тридесятом государстве». Это произведение переносит нас в сказочный мир, живущий по собственному закону. Изображаются здесь не только волшебные лица и предметы, но и явления реальной жизни в их фантастическом проявлении. В то же время в этих произведениях  присутствует воспевание морали, добра и правды.

Фольклорные сказки обычно рассматриваются по следующей классификации: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет – основной признак сказки, в нем противопоставляются вымысел и реальность. Персонажи диаметрально противоположные. Они олицетворяют добро и зло (красоту и ужас). Но добро в конце почти всегда побеждает. Этот жанр эпоса рассказывает о событиях, которые в реальности произойти не могли бы.

Самый древний вид русских сказок – сказки о животных. Мир животных в них должен пониматься как иносказание мира человеческого. Животные олицетворяют реальные человеческие пороки (жадность, глупость, трусость, лицемерие и т.п.).

Самые популярные сказки о животных –  о лисе и волке. Образ лисы неизменен. Она изображается лживой, хитрой обманщицей, льстивой, мстительной и расчетливой. Другой герой, с которым неизменно изображают лису, это волк, чаще всего выставленный глупцом. Этим же качеством наделяют и медведя. Еще он является олицетворением грубой силы, которая дает ему власть над другими животными.

Заяц, дрозд, мышь, лягушка – это слабые и угнетенные. Они играют вспомогательную роль, нередко находятся в подчинении у вышеперечисленных животных. Кот же и петух – положительные герои. Обычно именно они помогают обиженным товарищам.

«В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности».

Сатирическое начало основано на воспроизведении глупых и странных ситуаций, в которые попадают звери. Язык сказок красочен, похож на повседневную речь того времени, в некоторых произведениях диалоги занимают почти все повествование. В тексте также присутствуют маленькие, короткие песенки. Композиция сказки простая, все основано на повторении событий, сюжет короток.

В волшебной сказке перед нами возникает другой, нежели в сказках о животных, особый, неизвестный мир. В нем живут фантастические герои, добро всегда побеждает зло и ложь, а свет всегда торжествует над тьмой. Некоторые из сказок берут свое начало из мифологии древних славян. К ним можно отнести образы Морозки, Солнца, Ветра и других сил природы.

Главный герой в волшебной сказке – мужественный, бесстрашный. Он всегда справляется со всеми препятствиями на своем пути, неизменно одерживая победу, чаще всего в конце произведения находит свое счастье. Положительному герою помогают другие сказочные персонажи: чудесные птицы, Серый волк, Елена Прекрасная и даже Баба Яга. В этой помощи выражены народные представления о нравственных и моральных ценностях. В чудесных же предметах, которыми обладают почти все эти помощники (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка), завуалированы человеческие мечты о лучшей жизни.

Героини таких сказок представлены народом, как необыкновенно красивы женщины. Они умны, обладают колдовскими способностями, находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая).

Противники главных героев – злые силы, страшилища и чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч). Жестокие, сребролюбивые и коварные. Через них выражено видение народом зла и насилия. Они словно бы оттеняют положительного героя. Сказочники не жалели красочных слов, чтобы описать борьбу между светлыми и темными силами.

Композиция волшебных сказок отличается от той, что была описана в  сказках о животных. Начинается повествование с присказки – обычно шутливой прибаутки, она может быть не связанна с последующими событиями, но введение такого элемента  преследует цель привлечь внимание. За тем идет зачин, именно он и является началом сказки. Он переносит нас в волшебный мир, обычно здесь есть обозначение времени и места событий, описание обстановки и действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование последовательное, действие дается в развитии. Одной из характерных черт является трехкратное повторение ситуаций, действий героев, их слов. Другие характерные черты: повторяющиеся из сказки в сказку художественные средства выразительности, такие как эпитеты, сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами.

Бытовые сказки отличаются и от волшебных, и уж тем более от сказок о животных. Они основаны на событиях обычной жизни. Здесь нет волшебства и нереалистичных персонажей, все герои реальные: муж и жена, солдат, поп, купец, барин и т.д. Это сказки о женитьбе обычных людей, перевоспитании строптивых жен, неумелых и ленивых женщинах-хозяйках, о господах и их слугах, обманутых барынях, ворах, о солдате с выдающейся хитростью и смекалкой и т.д. В основе этих произведений семейно-бытовая тема. Они обличают, например, духовенство, его корысть, не следование  божьим заповедям, его жадность и завистливость; а также жестокость, необразованность бар-крепостников.

Бытовые сказки краткие. Сюжет обычно построен на одном эпизоде, развитие действия быстрое, повторяющиеся эпизоды отсутствуют, события изображаются нелепые и смешные. В этих сказках часто все построено на комизме, что наделяет их сатирическим и юмористическим, где-то даже ироническим характером. Ужасы отсутствуют, они веселы, остроумны, все выстроено вокруг особенности повествования, именно оно раскрывает образы героев.

Сказка – один из наиболее распространенных  видов народного поэтического творчества, в котором в настоящее время современные дети нуждаются даже больше, чем дети предыдущих поколений с психологической точки зрения. Ведь на них каждодневно обрушивается огромнейший поток информации. А так как психика малыша-дошкольника или учащегося младших классов находится в самом активном процессе своего формирования и имеет чёткие границы «принимания» происходящего, отличающиеся восприятием от детей постарше и взрослых, то переутомление, нервозность не заставляют себя ждать. И именно сказка может помочь освободить сознание ребёнка от неважного, но эмоционально затратного, что произошло за день, посредством концентрации внимания на очень простых действиях героев произведений, где в большинстве случаев побеждает добро, а также посредством сосредоточения на мыслях, почему в читаемом произведении происходит так, а не иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и  афоризмов...

Презентация "Сказка как жанр устного народного творчества"

Краткий анализ структуры русской сказки на основе книги В.Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки" с использованием иллюстрацийВ.М. Васнецова, Е.М. Рачева и Е.В. Парфиненко....

Былины как жанр устного народного творчества

Урок обобщает знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепляет  знания об отличии и сходстве былины и сказки, формирует умение определять приёмы изображения героев, художественные особе...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества

Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Технологическая карта урока Чтения, 7 класс 8 вид, тема 2: «Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества». Тестовые задания

Технологическая карта урока чтения для обучающихся 7 класса с УО (ИН), вариант 1.Учебник по чтению для 7 класса: автор-составитель А.К. Аксенова...