Донской казачий фольклор
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Амельченко Людмила Васильевна

Внеурочное занятие "Я - исследователь"  напрвлено на изучение Донского фольклора, его малых жанров 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал по курсу : Внеурочная деятельность художественно-эстетического направления « Я-исследователь»

Тема: «Донской казачий фольклор»

Тема занятия: Малые жанры донского фольклора.

Класс: 5

Цель деятельности: 

-познакомить обучающихся с малыми жанрами донского фольклора, которые дают представление о духовно-нравственном опыте, судьбах казаков в разные исторические эпохи;

-формировать интерес к фольклору Дона;

-совершенствовать навыки устной и письменной  речи.

Планируемые результаты.

Предметные: развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и формирования своего текста. Использовать пословицы, поговорки, загадки в различных ситуациях речевого общения.

Метапредметные: формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Способность  извлекать информацию из различных источников.

Личностные:  Совершенствование умения читать осознанно 

Основные виды деятельности: выразительное чтение, беседа ,  конкурсная  запись  донских загадок, пословиц, поговорок, иллюстрирование загадок, сочинение-миниатюра.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: хрестоматия «Литература Дона», литературоведческий словарь.

Основные понятия: загадка, пословица, поговорка.

Организационная структура занятия:

  1. Организационно-мотивационный момент.
  1. - Труд.  Что вы понимаете под этим словом? Какие ассоциации у вас возникают ? Как вы думаете, что помогает нам зарядиться энергией для выполнения какого – либо занятия умственного или физического?

(доброе слово, конечный результат деятельности, музыка)

- А раньше люди могли подбодрить себя и друг  друга ,  например , таким жанром:

Создание эмоционального настроя через прослушивание казачьих частушек.

2) Целеполагание.

-Что вы сейчас услышали?

-Как вы считаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?

-Сформулируйте и запишите свои задачи.

II. Предкоммуникация.

1.Актуализация и пробное учебное действие.

А). Беседа.
- Сколько лет в этом году будет Ростовской области? ( 78 лет) 
- Сегодня на нашем занятии  познакомимся с малыми жанрами УНТ Дона.
УНТ старше, чем Ростовская область
-Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.).

-Какие жанры УНТ знаете? (загадки, пословицы, поговорки)

-Кто является  их творцом?
- О чём пел народ, пытался рассказать сквозь столетия?

 Учитель: (вводная информация) 

      Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. 
    В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов. 
Б) Словарная работа. Работа с литературоведческими словарями
-Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)

-Найдите определения этих жанров в литературоведческом словаре.  Приведите примеры.
III. Коммуникация.

1.Беседа о малом жанре устного творчества – загадке. 
"Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки" (Ю. Г. Круглов). 
Что же такое "загадки"? (Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать). 
- Откройте хрестоматии.
-Прочтите загадки и выберите ту, которая, как вам кажется, самая интересная. Объясните, почему? 
-Закройте хрестоматии. Посмотрите на доску. Перед вами – вопросы викторины. Давший большее количество правильных ответов, получает звание «Знаток загадок Дона»: 
-Что такое загадка? 
-Что это:

- Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит ( метла) 
- Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, Кривой без дела валяется ( вёдра и коромысло). 
-Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается ( лошадиные подковы). 
- Кто это: - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов ( муравьи). 
- Снизу камень, сверху камень; ест траву, но не корова; несёт яйца – а не курица; четыре ноги – а не собака ( черепаха). 
2. Беседа о малых жанрах – пословице и поговорке. 
– Что такое пословица? Поговорка? 
- Вспомните основные отличия и сходства пословиц и поговорок. Дайте письменный ответ, оформив запись по образцу. 
- Посмотрите на доску, проверьте свой ответ. 
Общее: создал народ, заключают мудрость народа, выражают отношение к труду, учению, добру и злу и т.д. 
Отличия: поговорка – часть суждения, а пословица представляет собой предложение, простое или сложное, с рифмой или без неё, имеющее прямой или переносный смысл. 
- Откройте хрестоматии. Зачитайте пословицы, которые говорят о любви к родине:

 - Земля донская – мать родная. 

- Всякому мила своя сторона.
- Казаку честь за Родину лечь. 

- Человек без Родины , как соловей без песни.
- Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог. 
- Человек без Родины что камышинка: под любым ветром гнётся…. 
-
Найдите пословицы, объединённые темой "Труд": 

- Без труда нет добра. 
-От безделья не бывает у казака веселья. 
- Донская земля дармоедов не кормит. 
-Лень в дому – бери суму. 
- Как  понимаете последнюю пословицу? 
Какой темой объединены следующие пословицы:

- Конь познаётся в езде, а друг в беде. 
-Казак без друзей что дуб без корней. 
- Не плетень городи, а с соседом дружбу веди. 
3.По любой из этих трёх пословиц в течение 5 – 7 минут напишите сочинение – миниатюру. 
Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней. 
4. Конкурс донских загадок, пословиц и поговорок. 
IV) Посткоммуникация.

а) Слово учителя.

        Давайте подведем итоги занятия,  обсудим то, что вы узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Это размышление об услышанном и понятом.

   б) Высказывания учащихся.

Ребята по очереди высказываются, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- сегодня я узнал…

-эти знания мне могут пригодиться для…

- было интересно…

 -было трудно…

-я выполнял задания…

-я понял, что…
Домашнее задание .

-Составление сборника пословиц, загадок донских казаков.

-По желанию: нарисовать иллюстрацию к донским загадкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донская казачья ярмарка

Сценарий казачьей ярмарки в рамках фестиваля "Традиции народов Дона"...

Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".

Данная презентация составлена  к уроку Истории Донского края (7класс)  "Управление казачьим войском"....

Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований допризывной казачьей молодёжи «Донская удаль», посвященных Дню призывника.

- Данное положение разработано с целью проведения работы по патриотическому воспитанию казачьей молодежи, популяризации казачьих и военно-прикладных видов спорта, приобщение молодых казаков к за...

Изучение казачьего фольклора на материале духовного и культурного наследия терских казаков

Материал содержит  тематическое планирование по изучению казачьего фольклора,  методы и приёмы работы с фольклорными жанрами, а также анализ поэтики свадебной казачьей песни...

Проект историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край"

На протяжении 4 лет провожу систематическую работу над созданием историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край". Выпуск журнала - проектная деятельность.Цели проекта:1.  Расширя...

Презентация "казачий фольклор"

региональный компонент...