"Река, земля, судьба, Родина, песня- едины..."
статья по литературе (10 класс)
Моя работа была отмечена Дипломом I степени на XXVII Книжном салоне Главной книжной ярмарки Бурятии за лучшее эссе на русском языке по мотивам романа Б.М. Мунгонова "Хилок наш бурливый".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе.
Земля, судьба, Родина, река… и песня-едины…
Человек Родину себе не выбирает: она, как жизнь, даётся ему от рождения. В материнском лоне Земли, где всё живое берёт начало, течёт своенравный Хилок. Там в 50-десятые годы , в старинном сибирском селе Харитоново, родилась я. Уже подлечила раны, нанесённые войной, моя страна, и село моё жило размеренной жизнью и стояло на берегу вечного путешественника Хилка, который постоянно куда-то стремился то широким разливом, то узкой горловиной, с глухим гулом укорачивая свой путь на крутых поворотах, чтобы встретиться с Селенгой-матушкой. Не думала я тогда о неизведанной жизни, которую мне предстояло пройти вместе со своей страной, видеть её на крутых поворотах, но которая, как и Хилок-батюшка, не терпела всё неестественное и наносное. Ведь бурливый Хилок, на поворотах не сдерживает волны и выбрасывает на берег всё мусорное…
Меня окружали трудолюбивые люди, где простыми радостями деревенского существования являлся труд на земле- самое главное дело из всех освоенных человеком, потому что крестьянство кормит трудом своим народ, страну, всё человечество, по-братски делит трудности и радости на родной земле, где в почву брошенное зерно становится хлебом насущным . Для сельского жителя не было другого рабочего места, кроме земли, реки, которые так бы облагораживали и умиротворяли человека. Память… Благодаря ей, во мне оживают звуки, краски, запахи родных мест…
А эти чувства из школьных лет... Меня поразило Ю. Тынянова: « Пишут как любят- без свидетелей. Мне всегда хотелось добавить, что читают тоже без свидетелей. Для души. Для сердца...Были в моей весёлой школьной жизни мои молчаливые друзья , разделявшие любое моё настроение без пошлости и безвкусия .Это книги.
«Хилок наш бурливый» я читала как девочка, мечтающая о людях крепкой воли, страстной мечты, чистого душевного благородства и любви, о которой я ещё не знала, а только догадывалась, когда « беспокойно и жарко в груди». Я была влюблена в Дугара больше, чем Дулма. И смутное ощущение счастья меня охватывало, и впервые в жизни было трудно дышать! Услышала я неизведанные пока слова для себя : « Вот так и любовь наша должна пройти через всю жизнь, без облаков и без бурь, пусть ничто не омрачит её, не развеет». А от таких прочитанных слов: « Он обнял её, и так- без слов – они сидели, слушая плеск ручья, и каждый думал о счастье»- моё девичье сердце трепетало.
Чем старше я становилась, тем сильнее я понимала, что «творчество лишь тем дано, кто зорко видит, остро слышит», и Б. Мунгонов, сын земли Забайкальской и Бурятской, находил гениальные и простые , выверенные слова, знал им цену. Хотя Хилок наш не Енисей, даже не Ангара, а пел вместе с прозаиком о том большом пути, которым прошёл бурятский народ вместе с великой страной. Далеко окрест слышна эта песня- родная, незабываемая…
… И вот выпускной бал и традиционный « Школьный вальс». Давно это было. 50 лет назад. Радость переполняла нас. Но она была смешана с лёгкой грустью, потому что что-то доброе уходило навсегда, что-то важное происходило в последний раз. Но я сохранила эту нить к тому месту, к той земле, где берёт своё начало человек:
Всё тот же двор, и та же спортплощадка,
Я иду- а сердца не унять…
Помнишь, школа, как с тобой прощались,
И как видишь- встретились опять .
Никуда от робости не деться,
Но и радость в сердце не таю,
И своё безоблачное детство
Я в глазах ребячьих узнаю.
Я – учитель в родной школе! И «Хилок наш бурливый»( и другие произведения тоже) читаю уже со своими учениками, и в каждом прочтении любого творения писателя нахожу новые оттенки. Символичен у Б. Мунгонова образ природы, а значит и жизни. Что- то в природе есть более надёжное и вечное? Какая философия! Земля живёт бесконечно долго, всё на ней отточено, отлажено до тонкости, недоступной нашему разуму. Каждое болото, озеро , море и реки, степи и долины, горы- всё там расположено, где и должно быть; воды текут туда, куда надо, луна ходит там, а не где-то, каждый народ живёт на кровной своей территории и занимается тем делом, каким ему дано заниматься, но не другим, чуждым его душе и умению. Читая Б.Мунгонова, мои ребята отмечали, что его герои живут в гармонии с окружающим миром. Даже носок традиционной лёгкой кожаной обуви был загнут вверх, чтобы не потревожить сон земли, не повредить почву.
Природа дала нам всё: и чистую воду, и горы, и степь, и лес. Люди у Мунгонова-не хапуги: честно держались сроков охоты, рыбалки, брали от реки, степи тайги нужное для жизни и никогда про запас, понимали, что и зверь имеет свой срок, свой сезон. Трепетное отношение было к воде- основе всего живого! Воде отводились символические очищающие ритуальные свойства на все случаи жизни: не разрешалось бросать щепки, мусор, ломать ветки. Даже кричать громко возбранялось, а плюнуть в реку- просто грех! Дома ставили подальше от воды, чтобы не загрязнять её, и всегда ставили на возвышении, чтобы просматривать реку внизу. А далее- размытый синевой лес, луга , поляны. И опять река, река.. Река- кормилица, река- свидетельница судьбы народа, живущего на её берегах .Этот народ прошёл вместе со всей страной тяжкие годы испытаний, неумелого руководства, пронёс через времена любовь к реке, ставшей частью истории. Смелые, мужественные сыновья твои были защитниками родной земли во все лихие времена. Народ наш, красивый, талантливый, выросший в селениях по течению бурливого Хилка- как на подбор! Звучали и над селениями вдоль по течению нашей любимой реки простые народные песни, прекраснее которых нет ничего на свете, да и танец тоже видел наш звонкий Хилок!
Пусть вечность приняла моих родных, селян, да и прототипы героев романа, отдавшие свою юность , жизнь родной земле тоже в вечности, но пока я жива, они всегда со мною. Их праздник молодой во мне не стих…
Мы – должники перед людьми и веком, давшим нам незабываемое детство, юность , память…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час " Судьба и Родина едины" Проект " Радетели земли кубанской"
Классный час о радетелях кубанской земли...

Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
Программа краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

«Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда)
Разработка сценария внеклассного мероприятия «Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда) основана на научно-исследовательской деятельности группы обучающихся...

11 класс, родная литература (русская), 1 четверть Контрольная работа по темам «М. Горький. Литературные портреты», «Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»)», «Образ матери в рассказах». А. Белый. Тема родины. Тревога за судьбу Родины
Контрольная работа по родной русской литературе составлена с учётом материала, изученного в 1 четверти (творчество М. Горького и А. Белого).При её выполнении требется либо выбрать ответ из неско...

"Река, земля, судьба, Родина, песня- едины..."
Эта работа удостоена Диплома победителя в конкурсе творческих работ по мотивам романа Б.Мунгонова "Хилок наш бурливый " на 27 книжном салоне Главной книжной ярмарки Бурятии...
- Мне нравится (1)

