"Река, земля, судьба, Родина, песня- едины..."
статья по литературе (10 класс)

Трифонова Валентина Филипповна

Эта работа  удостоена Диплома победителя в конкурсе творческих работ по мотивам романа Б.Мунгонова "Хилок наш бурливый " на 27 книжном салоне Главной книжной ярмарки Бурятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе по роману "Хилок наш бурливый"19.83 КБ
Файл esse.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

 Земля, судьба, Родина, река… и песня-едины…

  Человек  Родину себе не выбирает: она, как жизнь, даётся ему от рождения.  В материнском лоне Земли,  где  всё живое берёт начало,  течёт  своенравный Хилок.  Там в 50-десятые годы , в старинном сибирском селе  Харитоново, родилась я. Уже подлечила раны, нанесённые войной, моя  страна, и село моё жило размеренной жизнью  и стояло на берегу  вечного путешественника Хилка, который постоянно  куда-то стремился то широким разливом, то узкой горловиной, с глухим гулом укорачивая свой путь на крутых поворотах, чтобы встретиться с Селенгой-матушкой.  Не думала я  тогда  о неизведанной жизни, которую мне предстояло пройти вместе со своей   страной, видеть её на крутых поворотах, но которая, как и Хилок-батюшка, не терпела   всё  неестественное и наносное. Ведь  бурливый Хилок, на поворотах не сдерживает волны и выбрасывает на берег всё мусорное…

    Меня окружали   трудолюбивые  люди, где  простыми радостями деревенского существования являлся труд на земле- самое главное дело из всех освоенных человеком, потому что крестьянство кормит трудом своим народ, страну, всё человечество, по-братски делит трудности и радости на родной земле, где в почву брошенное зерно становится  хлебом насущным . Для сельского жителя не было другого рабочего места, кроме земли, реки, которые так бы облагораживали и умиротворяли человека.   Память… Благодаря ей, во мне оживают звуки, краски, запахи родных мест…

       А эти чувства из  школьных лет... Меня поразило Ю. Тынянова: « Пишут как любят- без свидетелей.  Мне всегда  хотелось добавить, что читают  тоже без свидетелей. Для души. Для сердца...Были в моей  весёлой школьной жизни мои молчаливые друзья , разделявшие любое моё настроение без пошлости и безвкусия .Это книги.

   «Хилок наш бурливый» я читала как девочка, мечтающая о людях крепкой воли, страстной мечты, чистого душевного благородства и любви, о которой я ещё не знала, а только догадывалась, когда  « беспокойно и жарко в груди». Я была влюблена в Дугара больше, чем Дулма. И смутное ощущение счастья меня охватывало, и впервые в жизни было трудно дышать! Услышала я  неизведанные пока  слова  для себя : « Вот так и любовь наша должна пройти через всю жизнь, без облаков и без бурь, пусть ничто не омрачит её, не развеет».  А от таких прочитанных слов:  « Он обнял её, и так- без слов – они сидели, слушая плеск  ручья, и каждый думал о счастье»-  моё девичье сердце трепетало.

 Чем старше я становилась, тем сильнее я понимала, что  «творчество лишь тем  дано, кто зорко видит, остро слышит», и Б. Мунгонов, сын земли Забайкальской и Бурятской, находил гениальные и простые , выверенные  слова, знал им цену. Хотя Хилок наш не Енисей, даже не Ангара, а пел вместе с прозаиком о  том большом пути, которым прошёл  бурятский народ вместе с великой страной. Далеко окрест  слышна эта песня- родная, незабываемая…

…  И вот  выпускной бал и традиционный « Школьный вальс». Давно это было. 50 лет назад. Радость переполняла нас. Но она  была смешана с лёгкой грустью, потому что  что-то доброе уходило  навсегда, что-то важное происходило в последний раз. Но я сохранила эту нить к тому месту, к той земле, где берёт своё начало человек:

Всё тот же двор, и та же спортплощадка,

Я иду- а сердца не унять…

Помнишь, школа, как с тобой прощались,

И как видишь- встретились опять .

Никуда от робости не деться,

Но и радость в сердце не таю,

И своё безоблачное детство

Я  в глазах ребячьих узнаю.

       Я – учитель в родной школе! И  «Хилок наш бурливый»( и другие  произведения тоже) читаю уже со своими учениками, и в каждом прочтении любого творения писателя нахожу новые оттенки.  Символичен у  Б. Мунгонова образ природы, а значит и жизни. Что- то в природе есть более надёжное и вечное? Какая философия! Земля живёт бесконечно долго, всё на ней отточено, отлажено до тонкости, недоступной нашему разуму. Каждое болото, озеро , море и реки, степи и долины, горы- всё там расположено, где и должно быть; воды текут туда, куда надо, луна ходит там, а не где-то, каждый народ живёт на кровной своей территории и занимается тем делом, каким ему дано заниматься, но не другим, чуждым его душе и умению.  Читая  Б.Мунгонова,  мои ребята отмечали, что его герои живут в гармонии с окружающим миром. Даже носок традиционной лёгкой кожаной  обуви был загнут вверх, чтобы не потревожить сон земли, не повредить  почву.

      Природа  дала нам всё: и чистую воду, и горы, и степь, и лес. Люди у Мунгонова-не хапуги:  честно держались сроков охоты, рыбалки, брали от реки, степи тайги нужное для жизни и никогда про запас, понимали, что и зверь имеет свой срок, свой сезон. Трепетное отношение было к воде- основе всего живого! Воде отводились символические очищающие ритуальные свойства на все случаи жизни: не разрешалось бросать щепки, мусор, ломать ветки. Даже кричать громко возбранялось, а плюнуть в реку- просто грех! Дома ставили подальше от воды, чтобы не загрязнять её, и всегда ставили на возвышении, чтобы просматривать реку внизу. А далее- размытый синевой лес, луга , поляны. И опять река, река.. Река- кормилица, река- свидетельница  судьбы народа, живущего на её берегах .Этот народ прошёл вместе со всей страной  тяжкие годы испытаний, неумелого руководства, пронёс через времена любовь к   реке, ставшей частью истории. Смелые, мужественные сыновья  твои были защитниками  родной  земли во все лихие времена. Народ наш, красивый, талантливый, выросший в селениях по течению   бурливого Хилка- как  на подбор! Звучали и над селениями вдоль по течению нашей любимой реки простые народные  песни, прекраснее которых нет ничего на свете, да и танец   тоже видел наш звонкий Хилок!

Пусть вечность  приняла моих родных, селян, да и прототипы героев романа, отдавшие свою юность , жизнь родной земле тоже в вечности, но пока я жива, они всегда со мною. Их праздник молодой во мне не стих…

Мы – должники перед людьми и веком, давшим нам незабываемое детство, юность , память…



Предварительный просмотр:

Эссе.

 Земля, судьба, Родина, река… и песня-едины…

  Человек  Родину себе не выбирает: она, как жизнь, даётся ему от рождения.  В материнском лоне Земли,  где  всё живое берёт начало,  течёт  своенравный Хилок.  Там в 50-десятые годы , в старинном сибирском селе  Харитоново, родилась я. Уже подлечила раны, нанесённые войной, моя  страна, и село моё жило размеренной жизнью  и стояло на берегу  вечного путешественника Хилка, который постоянно  куда-то стремился то широким разливом, то узкой горловиной, с глухим гулом укорачивая свой путь на крутых поворотах, чтобы встретиться с Селенгой-матушкой.  Не думала я  тогда  о неизведанной жизни, которую мне предстояло пройти вместе со своей   страной, видеть её на крутых поворотах, но которая, как и Хилок-батюшка, не терпела   всё  неестественное и наносное. Ведь  бурливый Хилок, на поворотах не сдерживает волны и выбрасывает на берег всё мусорное…

    Меня окружали   трудолюбивые  люди, где  простыми радостями деревенского существования являлся труд на земле- самое главное дело из всех освоенных человеком, потому что крестьянство кормит трудом своим народ, страну, всё человечество, по-братски делит трудности и радости на родной земле, где в почву брошенное зерно становится  хлебом насущным . Для сельского жителя не было другого рабочего места, кроме земли, реки, которые так бы облагораживали и умиротворяли человека.   Память… Благодаря ей, во мне оживают звуки, краски, запахи родных мест…

       А эти чувства из  школьных лет... Меня поразило Ю. Тынянова: « Пишут как любят- без свидетелей.  Мне всегда  хотелось добавить, что читают  тоже без свидетелей. Для души. Для сердца...Были в моей  весёлой школьной жизни мои молчаливые друзья , разделявшие любое моё настроение без пошлости и безвкусия .Это книги.

   «Хилок наш бурливый» я читала как девочка, мечтающая о людях крепкой воли, страстной мечты, чистого душевного благородства и любви, о которой я ещё не знала, а только догадывалась, когда  « беспокойно и жарко в груди». Я была влюблена в Дугара больше, чем Дулма. И смутное ощущение счастья меня охватывало, и впервые в жизни было трудно дышать! Услышала я  неизведанные пока  слова  для себя : « Вот так и любовь наша должна пройти через всю жизнь, без облаков и без бурь, пусть ничто не омрачит её, не развеет».  А от таких прочитанных слов:  « Он обнял её, и так- без слов – они сидели, слушая плеск  ручья, и каждый думал о счастье»-  моё девичье сердце трепетало.

 Чем старше я становилась, тем сильнее я понимала, что  «творчество лишь тем  дано, кто зорко видит, остро слышит», и Б. Мунгонов, сын земли Забайкальской и Бурятской, находил гениальные и простые , выверенные  слова, знал им цену. Хотя Хилок наш не Енисей, даже не Ангара, а пел вместе с прозаиком о  том большом пути, которым прошёл  бурятский народ вместе с великой страной. Далеко окрест  слышна эта песня- родная, незабываемая…

…  И вот  выпускной бал и традиционный « Школьный вальс». Давно это было. 50 лет назад. Радость переполняла нас. Но она  была смешана с лёгкой грустью, потому что  что-то доброе уходило  навсегда, что-то важное происходило в последний раз. Но я сохранила эту нить к тому месту, к той земле, где берёт своё начало человек:

Всё тот же двор, и та же спортплощадка,

Я иду- а сердца не унять…

Помнишь, школа, как с тобой прощались,

И как видишь- встретились опять .

Никуда от робости не деться,

Но и радость в сердце не таю,

И своё безоблачное детство

Я  в глазах ребячьих узнаю.

       Я – учитель в родной школе! И  «Хилок наш бурливый»( и другие  произведения тоже) читаю уже со своими учениками, и в каждом прочтении любого творения писателя нахожу новые оттенки.  Символичен у  Б. Мунгонова образ природы, а значит и жизни. Что- то в природе есть более надёжное и вечное? Какая философия! Земля живёт бесконечно долго, всё на ней отточено, отлажено до тонкости, недоступной нашему разуму. Каждое болото, озеро , море и реки, степи и долины, горы- всё там расположено, где и должно быть; воды текут туда, куда надо, луна ходит там, а не где-то, каждый народ живёт на кровной своей территории и занимается тем делом, каким ему дано заниматься, но не другим, чуждым его душе и умению.  Читая  Б.Мунгонова,  мои ребята отмечали, что его герои живут в гармонии с окружающим миром. Даже носок традиционной лёгкой кожаной  обуви был загнут вверх, чтобы не потревожить сон земли, не повредить  почву.

      Природа  дала нам всё: и чистую воду, и горы, и степь, и лес. Люди у Мунгонова-не хапуги:  честно держались сроков охоты, рыбалки, брали от реки, степи тайги нужное для жизни и никогда про запас, понимали, что и зверь имеет свой срок, свой сезон. Трепетное отношение было к воде- основе всего живого! Воде отводились символические очищающие ритуальные свойства на все случаи жизни: не разрешалось бросать щепки, мусор, ломать ветки. Даже кричать громко возбранялось, а плюнуть в реку- просто грех! Дома ставили подальше от воды, чтобы не загрязнять её, и всегда ставили на возвышении, чтобы просматривать реку внизу. А далее- размытый синевой лес, луга , поляны. И опять река, река.. Река- кормилица, река- свидетельница  судьбы народа, живущего на её берегах .Этот народ прошёл вместе со всей страной  тяжкие годы испытаний, неумелого руководства, пронёс через времена любовь к   реке, ставшей частью истории. Смелые, мужественные сыновья  твои были защитниками  родной  земли во все лихие времена. Народ наш, красивый, талантливый, выросший в селениях по течению   бурливого Хилка- как  на подбор! Звучали и над селениями вдоль по течению нашей любимой реки простые народные  песни, прекраснее которых нет ничего на свете, да и танец   тоже видел наш звонкий Хилок!

Пусть вечность  приняла моих родных, селян, да и прототипы героев романа, отдавшие свою юность , жизнь родной земле тоже в вечности, но пока я жива, они всегда со мною. Их праздник молодой во мне не стих…

Мы – должники перед людьми и веком, давшим нам незабываемое детство, юность , память…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"

Программа  краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

«Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда)

Разработка сценария внеклассного мероприятия «Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда) основана на научно-исследовательской деятельности группы обучающихся...

11 класс, родная литература (русская), 1 четверть Контрольная работа по темам «М. Горький. Литературные портреты», «Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»)», «Образ матери в рассказах». А. Белый. Тема родины. Тревога за судьбу Родины

Контрольная работа по родной русской литературе составлена с учётом  материала, изученного в 1 четверти (творчество М. Горького и А. Белого).При её выполнении требется либо выбрать ответ из неско...

"Река, земля, судьба, Родина, песня- едины..."

Моя работа  была отмечена Дипломом I степени на XXVII Книжном салоне Главной книжной ярмарки Бурятии за  лучшее эссе на русском языке по мотивам романа  Б.М. Мунгонова "Хилок наш б...