Внеурочная деятельность обучающихся как средство повышения мотивации к изучению предмета
статья по литературе

Описание опыта работы по теме "Внеурочная деятельность обучающихся как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы" включает в себя методы и приёмы работы в данном направлении. Чтобы заинтересовать детей своим предметом, необходимо целенаправленно создавать для них ситуации успеха, чему и будут способствовать внеурочные  занятия по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность обучающихся на основе НРК

как средство повышения мотивации к изучению предмета

В учебнике русского языка для 5 класса есть задание - написать сочинение «Любимый школьный предмет». Из года в год я анализирую выбор детей и пришла к выводу, что литературу они обычно любят, особенно девочки. А русский язык к числу любимых предметов не относится. Закономерен вопрос: почему? И учебники с рисунками, и упражнения интересные…Математика (казалось бы, сухая и скучная наука) детям нравится, потому что «сидишь над задачей, сидишь. И наконец, о чудо, получилось – ответ совпал», «открываешь для себя что-то новое».

Для детей необходимо это «чудо» - чудо открытия. И, чтобы возник у них интерес к русскому языку, необходимо дать им возможность открывать для себя новые знания.

Каким образом? Я предлагаю такой выход – активная работа с лингвистическими словарями, начиная с 5 класса.

Этимологический словарь под редакцией Н. М. Шанского.

Примеры индивидуальных заданий, которые даю детям: происхождение названий цветов, птиц и животных нашего края и т. д.

Чтобы задание заинтересовало детей, формулирую его в виде загадки:

Могут ли дружить бык и пчела?

Существуют ли «птичьи» цвета?

Газета на вес золота. Такое возможно?

Гвоздика и гвоздь. Не родственники ли они?

Что общего у вора и врача?

Зяблик зябнет?

Ириска – иностранка?

Составляю и этимологические задачки:

Жир + жито = ?

Змея = земля ?

Зубрить – зубр – зуб. Что лишнее?

Заря + зеркало = узор?

Словарь иностранных слов

Фрукты – иностранцы

Кто был первым вундеркиндом?

Исследовательские задания:

Топ-десятка самых популярных «итальянцев» в России (определение частотности)

Топ-десятка самых известных «французов»

Обрусевшие «немцы»

Толковый словарь В. И. Даля.

Почему живот – главная часть тела?

Фразеологический словарь

Ох, уж эта голова!

Многострадальный нос

Самая «фразеологичная» птица

Задания имеют проблемно-исследовательский характер и помогают детям каждый раз испытывать радость - чудо открытия.

Систематически работая со словарями, учитель и для себя делает открытия. Проводя урок развития речи в 6 классе по теме «Семейская красавица» (эквивалент сочинения-описания «Любимая игрушка»), мы с учениками открыли для себя, что слова с негативной семантикой (распоясаться, опростоволоситься, кичиться) тесно связаны не только с этическими нормами, но и историей русского народного костюма.

Этнографическими изысканиями пронизан и урок «Красавицы Бурятии». Помимо развития речи обучающихся средствами русского языка, он нацелен на изучение национальных костюмов народов Бурятии и воспитание уважения к культурам других народов. Этой же цели служат этнографические экскурсы и практикумы по литературе «Сказки народов Бурятии», «Пословицы народов Бурятии», «Загадки народов Бурятии», в основе которых лежит сравнительный анализ.

Одним из интересных разделов русского языка для детей является ономастика. Мною разработано Топонимическое путешествие «По городам и весям родной страны», которое знакомит их с названиями топообъектов: Россия, Москва, Улан-Удэ, происхождением названий некоторых российских городов и рек, с этнонимами русские, буряты, семейские. При помощи Топонимического словаря этнической Бурятии под ред. Л. В. Шулуновой ребята узнают о происхождении названий районных центров Бурятии, знакомятся с исследовательским работами учеников школы о топообъектах своего села.

Используя материалы вышеназванного словаря я составила Топонимическую викторину «Моя Бурятия» и задания исследовательского характера. Старалась сформулировать их так, чтобы в самом вопросе скрывалась некая тайна:

Кто живёт в Степном дворце?

При помощи Топонимического словаря и топонимической карты Бурятии (межпредметные связи с географией) команды отвечают на вопросы, делая маленькие открытия. Такой интерес не проходит бесследно, и всегда находятся несколько человек, которые хотят исследовать топонимию своего села. Это увлечение перерастает в серьёзное научное исследование, результатом которого является Топонимический словарь села Большой Куналей и его окрестностей. Исследование топонимии села было рекомендовано специалистами МГУ им. Ломоносова для участия в Международной научной выставке в Америке, в штате

Разработан устный антропонимический журнал «Имя как сладостный дар», из которого ребята узнают о интересных фактах истории не только личных имён народов мира, но и о именах народов Бурятии. Заинтересовавшиеся антропонимикой изучают происхождение фамилий учеников школы, прозвищ жителей села. Возникают межпредметные связи с историей Отечества и историей Бурятии. (Например, такое исследование, как «История страны в прозвищах моих односельчан»)

И снова интерес к антропонимике перерастает в научно-исследовательскую работу «Антропонимия села Большой Куналей». Составлен Антропонимикон села, определена частотность имён в каждой возрастной группе, проанализирована частотность фамилий жителей села, собраны редкие сокращённые формы личных имён, сделаны научные выводы. Помимо поисковой работы была работа с архивами и с документами сельского поселения. Эта исследовательская работа признана лучшей в секции «Этнология» на Всероссийской конференции «Шаг в будущее».

При изучении фольклора обязательно нацеливаю ребят на поисковую деятельность: «Пословицы и поговорки моего села». Условие: найти местные паремии, не имеющие аналогов в известных словарях, выяснить их значение. Здесь важен и воспитательный аспект: Давно не были у дедушек и бабушек, сходите к ним, расспросите о прежней жизни, запишите их рассказы, понаблюдайте за их речью, составьте свою родословную. Благодаря такой систематической работе, составлен Сборник пословиц и поговорок села, написано исследование паремиологического фонда села, которое удостоено Серебряного креста всероссийской конференции «Национальное достояние России».

При изучении сказок нацеливаю ребят на исследование мифологии. Представители старшего поколения ещё помнят былички о лесовиках, дворовых, банниках, букуседках. Следующий этап этой работы - научное исследование «Мифологические рассказы села Большой Куналей». Автор работы - призёр Всероссийской конференции «Шаг в будущее», рекомендован к участию в Международной научной выставке в Тунисе.

Диалектная лексика и фразеология - ещё одна благодатная тема для организации внеурочной деятельности обучающихся. Наблюдение за речью жителей старшего поколения, запись в транскрипции народной речи, работа со «Словарем диалектных слов старообрядцев (семейских) Забайкалья под ред. Т. Б. Юмсуновой, составление материалов для 2 издания этого словаря. Результат – призовое место на всероссийской конференции «Шаг в будущее».

О высоких результатах внеурочной деятельности обучающихся на основе НРК я говорю не для того, чтобы похвалиться высокими результатами, а для того, чтобы подчеркнуть роль открытия в деятельности детей, увлечения, которое планомерно перетекает в серьезное научное творчество. И похвалиться тоже хочу: защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций по теме «Культура семейских», но никто из научных мужей не взялся за те культурные пласты, которые исследовали школьники, потому что необходима большая поисковая работа, повседневное наблюдение за речью жителей и т.д. Поэтому этнографические и этнологические исследования социума, проводятся в рамках образовательного учреждения, вносят весомый вклад в изучение традиционной культуры народа.

Предмет «Литература» также даёт большие возможности для организации внеурочной деятельности на основе НРК. Литературные мероприятия я посвящаю памяти своих любимых поэтов и писателей Бурятии: Хоца Намсараева, Николая Дамдинова, Исая Калашникова и др. В старших классах обязательно провожу конференцию, посвящённую творчеству Намжила Нимбуева «Завязь света и доброты». Судьба поэта, его молодость и талант трогают ребят, им нравятся его стихи, они заучивают их (Особенно «Я опрокинусь небом, ты разольёшься морем»).

Исследования образной структуры, художественных средств, стиля поэтов и писателей Бурятии – интересная аналитическая деятельность для старшеклассников. (Например, исследование «Сатира и юмор в романе Чимита Цыдендамбаева «Охотники за голубыми гусями». Оказывается, исследование приёмов создания комического – занятие увлекательное для школьников.)

Школьники исследуют и творчество своих односельчан: сказителя С. М. Иванова, известного учёного и поэта Ф. Ф. Болонева, талантливого драматурга С. Л. Лобозерова.

Интересная форма организации внеурочной деятельности обучающихся – творческий клуб. Наш клуб «Эдельвейс» действует 16 лет. Уходят старые члены, приходят новые, пишут стихи, сказки, рассказы, статьи, интервью, иллюстрируют произведения. Меня радует, что поток желающих творить не иссякает. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но радость созидания переполняет каждого. Для создания ситуаций успеха необходима целенаправленная работа по изучению основ стихосложения, систематическая кропотливая индивидуальная работа с каждым ребёнком. Конечно же, от учителя требуется огромное терпение, чтобы довести каждого школьника до конечного результата, чтобы поддержать в нём незатухающий интерес к созидательному труду. Формы самопрезентации разные, но особенно нравятся ребятам живые журналы, где каждый автор представляет свою рубрику и тематические стихотворные альбомы. Творческие работы ребят в течение 14 лет печатаются в районной газете «Тарбагатайская нива». В основном это тематические альбомы, среди них «Земля родная», «Бурятия – мой отчий край», «Светлая моя родина», «Земля оттич и дедич», «Семейские частушки» и др. Результат творческой деятельности обучающихся – призовые места в творческих конкурсах всех уровней.

Каковы же результаты внеурочной деятельности обучающихся на основе НРК?

Это повышение мотивации к изучению русского языка и литературы, овладение предметными и метапредметными умениями и навыками, навыками научно-исследовательской и творческой деятельности, высокая результативность обучающихся на мероприятиях всех уровней, как закономерное следствие – повышение качества знаний, профессиональное самоопределение, профессиональное становление, конкурентоспособность и успешность в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.

Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета

Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся  как средство повышения мотивации к изучению английского языка....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся  как средство повышения мотивации к изучению английского языка....