Дидактические приёмы, использумые на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе
методические приёмы, использумые на уроках литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические приѐмы работы на уроках литературы
Особенностью современных уроков литературы является сочетание традиционных и интерактивных методов преподавания. Одним из главных принципов работы, считаю отстаивание учениками собственной точки зрения. Таким образом, мы закладываем в учениках не только чувство собственного достоинства, но и развиваем речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать знания и навыки. Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путѐм индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, раскрыть красоту не просто слова, а художественного слова путѐм использования разных приѐмов, умения создать атмосферу сотрудничества.
Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чѐм говорится, но и то, как говорится.
1. Приѐм: «Сюжет в картинках».
На доску выводятся иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Задача ученика – расположить иллюстрации по порядку (в хронологической последовательности) и осуществить пересказ.
Такой способ проверки знания произведения позволяет ребѐнку наглядно представить полученную в процессе чтения информацию, что поможет ему при анализе произведения.
Данный прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания или актуализации знаний, полученных на прошлом уроке.
Пример:
Произведение А.И. Куприна «Белый пудель», 6 класс.
Бродячая труппа артистов «Хочу! Собаку-у-у!» «Не всѐ… продаѐтся, что покупается»
Арто украден. Спасение собаки
2. Приѐм: «Аукцион».
Ученики заранее получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, поработать с дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Непосредственно на уроке, на этапе проверки домашнего задания (знакомство с автором), учитель предлагает лоты. А учащиеся по названию лота представляют подготовленную информацию, выкупая лоты. Наивысшие баллы получают те ученики, которые выкупили сразу несколько лотов.
Пример:
При изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:
Детские годы в Ясной Поляне;
«Университеты» Толстого;
Участие в Крымской войне;
Начало творческой деятельности;
Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;
Лучшие произведения Толстого;
Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;
Последние годы жизни.
3. Приѐм: «Карта пути».
При изучении прозаического произведения ученикам дается задание: нарисовать или схематически изобразить путь литературного героя.
Этот приѐм позволит учителю проверить знание произведения детьми, а ученикам – глубже погрузиться в мир произведения.
Данный прием развивает творческие способности учащихся, активизирует интерес к изучению литературы. Рекомендуется использовать приѐм в 5-7 классах.
Пример:
М. Пришвин «Кладовая солнца». 6 класс. Карта «Путь Насти и Митраши»
4. Приѐм: «Реставратор».
Приѐм заключается в том, что учитель представляет ученикам «повреждѐнный» фрагмент текста художественного произведения или определение литературного термина. Задача учеников – восстановить фрагмент.
Приѐм может использоваться на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или рефлексии. Помогает активизировать память учеников и проверить знание произведения или термина.
Пример:
Рассказ — жанр … рода литературы, малая еѐ форма, — небольшое художественное произведение, посвященное … в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.
5. Приѐм: «Немое кино».
Учащимся предлагается следующее задание: озвучить фрагмент художественного фильма по произведению. Рекомендации для учителя: желательно выбирать те фрагменты диалога или монолога, озвучивание которых поможет ученикам при анализе образов персонажей произведения.
Этот приѐм позволяет ученикам настроиться на произведение, погрузиться в его атмосферу, почувствовать себя одним из героев. Приѐм возможно использовать на этапе открытия новых знаний.
Пример:
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Озвучивание монолога Печорина.
«...Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!..»
6. Приѐм: «Переводчики».
Приѐм заключается в том, что учащимся предлагается оригинальный текст древнерусской литературы. Их задача – осуществить перевод текста произведения, основываясь на своих знаниях и творческих способностях.
Данный приѐм помогает развить интерес к изучению литературы, творческие способности учащихся, позволяет погрузить учащихся в мир литературного произведения. Реализуется приѐм на этапе первичного знакомства с произведением.
Пример:
Перевод плача Ярославны из «Слова о полку Игореве»
На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычеть: "Полечю - рече - зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле".
Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи:
Ярославна рано плачеть Путивлю городу на забороле, аркучи: "О Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы сквозе землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли носады до плъку Кобякова. Възлелей, господине, мою ладу къ мне, а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано".
Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: "Светлое и тресветлое сълнце! Всемъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче?"
7. Приѐм: «Угадай-ка».
Приѐм заключается в том, что учитель представляет учащихся изучаемое произведение в другом жанре, возможно, изменяя имена героев и т.д. Основополагающими и неизменяемыми остаются сюжет и основная мысль произведения. Приѐм направлен на глубокое погружение в мир литературного произведения учащимися, на развитие их творческих способностей и развитие умения логически мыслить, анализировать и проводить параллели при анализе произведения. Приѐм применяется на этапе знакомства с произведением или как форма итогового контроля.
Пример:
«Недоросль», 7 класс.
Учитель представляет пьесу в жанре классицистической оды, восхваляя Простакову, Митрофана и их невежество. Задача учащихся – угадать произведение и аргументировать свой выбор.
8. Приѐм: «Наедине со всеми».
Данный прием представляет собой беседу журналиста и интервьюируемого поэта (писателя, критика), помогает отразить запомнившиеся и интересные моменты из биографии писателя, прочувствовать тесную связь между интервьюируемым и учениками.
Работа в парах, групповая.
Ученики заранее продумывают вопросы, выбирают интервьюера и интервьюируемого. Во время интервью ученики записывают информацию в тетрадь. Разбивают тетрадь на две колонки: "Что понравилось и запомнилось из интервью", "Что хотел бы узнать подробнее". 7
Пример:
Тема: С.А.Есенин. Знакомство с писателем. Особенности творчества.
Интервью с писателем:
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемый и всеми любимый Сергей Александрович. Мы очень рады, что вы согласились посетить нас.
С.А.Есенин: Приветствую всех вас, дорогие ученики. Я знаю, что сейчас вы изучаете историю моей жизни, возможно, некоторые факты из моей биографии вам покажутся очень интересными, ведь кто как не я, сможет открыть вам свою жизненную историю . Что вас еще интересует? Отвечу на ваши любые вопросы.
Преподаватель: Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Расскажите, как проходили ваши детские годы?
С.А.Есенин: Детство моѐ прошло у родителей матери. Я рос в атмосфере народной поэзии. Бабка меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, с ними протекло почти всѐ моѐ детство. Трѐх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельѐ и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я заменял охотничью собаку, плавал по озѐрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности еѐ не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Как вы сумели заметить, с самых ранних лет началось моѐ тесное общение с природой, словом, природа вошла в мою плоть и кровь :
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег
Все ощущенья детских лет.
Преподаватель: Природа несомненно сыграла огромную роль в вашем творчестве. Скажите, в каком возрасте вы начали писать стихотворения?
С.А.Есенин: Писать стихи начал с 8 лет, а сознательное моѐ творчество можно отнести к 16-17 годам.
Преподаватель: Нам уже известно, что вы создали много произведений, скажите, какой период был для вас наиболее плодотворным, а какой самым непростым?
С.А.Есенин: Сложно разделять свой творческий путь на периоды, но я могу сказать, что они определѐнно были, в разные годы я и проявлял себя по-разному, менялся мой стиль, манера писания, тематика и настроение лирики.
Непростым периодом могу назвать самый первый, ранний период (1910–1912). В это время мною были написаны около 50 стихотворений. Я оканчиваю Спасо-Клепиковское училище в 1912 году и вместе с отцом приезжаю в Москву на заработки, потом вновь приезжаю через год, но никто не хочет видеть во мне поэта, редакции не принимают в печать, но я продолжаю писать, не падаю духом и в конце 1915 – начале 1917 годов стихи мои появляются на страницах многих столичных изданий.
Преподаватель: А как менялись ваши взгляды на уклад в России, отношение к революции?
С.А.Есенин: Я хотел видеть радикальные перемены в России, пережил крах своих революционных иллюзий. В 1920 году я сделал вывод о том,что реальный социализм, «без мечтаний», умерщвляет всѐ живое, в том числе и личность. Из моего творчества ушли утопии о религиозно-революционном преображении России, появились мотивы утекания, увядания жизни, отрешѐнности от современности, а в лирическом герое обозначилась внутренняя оппозиционность.
Это можно увидеть в стихотворении «Я последний поэт деревни…» (1920) — прощальной обедни, панихиде по России-храму, уходящей Руси.
Преподаватель: Сергей Александрович, ваша поэзия одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе. Скажите, так ли это? Действительно ли в ваших творениях раскрывается ваша жизнь?
С.А.Есенин: Скажу больше, в них раскрывается не просто моя жизнь, а душа: "Восхищаться уж я не умею и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души".
Я всегда искренен, поэтому все автобиографические сведения находятся в моих стихах. В стихотворения 1923–1925 гг. в гораздо большей, чем ранее, степени вы можете "увидеть" мою биографию, например, в стихотворении «Мой путь».
Преподаватель: Вы прошли характерный для русского поэта путь – от крайностей, мятежности к гармонии, возвращались к прежним идеалам, но на более высоком уровне их воспринимали. Удалось ли вам преодолеть кризис души?
С.А.Есенин: Думаю, что преодоление душевного кризиса завершается в последней моей поэме – ―Чѐрный человек‖. Написание этой поэмы – попытка проанализировать себя, но это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу, это те мысли, которые так долго мучили меня, некая чѐрная меланхолия.
Преподаватель : Скажите, Сергей Александрович, как вам удавалось преодолевать столь депрессивные краски? И удавалось ли?
С.А.Есенин: Конечно, в моѐм сознании всегда жила поэзия сельской природы, душевная чистота и цельность. Всѐ это помогало противостоять черному человеку, чѐрной меланхолии.
Преподаватель: Сергей Александрович, любимый нами поэт, хотели ли вы пожелать что-нибудь молодому поколению?
С.А.Есенин: Ребята, любите и храните мир земной красоты, Свою землю нужно любить и воспевать, поэтому, где бы вы ни были, не забывайте о родных местах, цените и любите жизнь.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.
Преподаватель: Алексей Толстой (1882 - 1945 ) писал: "Фамилия Есенина - русская-коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, Осень, Ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли с осенними праздниками... Сам Сергей Есенин, действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом.... Есенину присущ этот стародавний, порожденный на берегах туманных, тихих рек, в зелѐном шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души , мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы... Он весь растворѐн в природе, в живой, многоголосой прелести земли..." (О Есенине, 1922)
И действительно, искренняя обнажѐнная русская душа поэта присутствует во всех стихотворениях Сергея Александровича Есенина. Творчество этого замечательного поэта неповторимо и глубоко. Поэзия Сергея Александровичапродолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к жизни, ко всему близкому и так дорогому сердцу.
Преподаватель : Спасибо за столь прекрасное интервью Сергей Александрович, мы были рады видеть вас здесь.
С.А.Есенин: Благодарю и вас, спасибо за то, что пригласили. Всегда ваш, Сергей Есенин.
Данный приѐм повышает интерес к учебному материалу, позволяет проявить максимум активности, заинтересованности, творческого подхода к делу, по-новому взглянуть на биографию писателя, позволяет обобщить и систематизировать материал, изученный раннее, также познакомиться с новым материалом.
9. Приѐм: «Анкета писателя».
Учащимся предлагается составить анкету писателя, поэта по представленному материалу. Для более четкой работы предлагается перечень вопросов (фактов жизни опрашиваемого писателя (поэта)), на которые нужно дать ответы.
Данный приѐм позволяет близко познакомиться с биографией писателя. Форма такой работы знакома детям и проста в еѐ заполнении. Приѐм занимает на уроке мало времени за счѐт кратких формулировок, но при этом помогает провести нестандартно урок по биографии, мировоззрению писателя, а также закрепить знания, полученные раннее.
Подходит для учащихся 6-10 классов.
Пример:
Тема: Творчество С.А.Есенина. Биография писателя.
Учащиеся просматривают биографический видеоролик, фиксируют информацию в тетради, заполняя анкету писателя. Учащийся может оформить тетрадные листы, вклеив туда портрет писателя, фотографии, отражающие его жизнь и творчество.
Анкета может быть представлена следующим образом:
Имя: Сергей
Отчество: Александрович
Фамилия: Есенин
Дата рождения: 03.10. 1895
Место рождения: Село Константиново, Рязанская губерния.
Внешность: Рост 168 см, глаза голубые, волосы светлые.
Образование: Закончил земское училище, церковно-учительскую школу. В 1913-1914 годы поступил в Университет Шанявского, где пробыл 1,5 года.
Профессия: поэт
Литературное течение: Имажинизм
Первые стихотворения: Первое стихотворение было написано в 8 лет. В 15 лет поэтическое творчество стало систематическим ("Наступление весны", "Поет зима - аукает", "К друзьям ", "Сыплет черемуха снегом"...)
Первые печатные произведения: Сборник стихотворений "Радуница" (1917), «Голубень» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Преображение» (1918).
Основные темы творчества: судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.
Интересные факты: Во время Первой мировой войны Есенин служил санитаром в полевом военном поезде. Вместе с другими поэтами неоднократно выступал в Царском Селе перед членами императорской семьи.
Помимо заполнения основных пунктов, учащиеся отмечают, какие факты из жизни и творчества писателя их удивили и показались интересными и что бы еще добавили в анкету.
10. Приѐм: «Портретная галерея».
Приѐм приобщает учащихся к искусству, к творчеству, развивает мышление, логику. Помогает необычно представить личность писателя, раскрыть творческие способности детей, показать на примере тесную связь искусства и литературы, обратить внимание на эпоху, в которую творил писатель, на уклад его жизни.
При изучении биографии писателя создаѐтся подборка портретов и фотографий, выполненных в разные периоды его жизни. Фотографии и портреты выстраиваются в ряд, ученики пытаются определить, чем занимался писатель или поэт, кем работал, чем увлекался, к какому сословию принадлежал...
Беседу о портретах можно начать так:
Как передан внешний облик писателя?
В чѐм особенность изображения?
Какова роль отдельных деталей (выражения глаз, одежда, предметы, отдельные детали, характеризующие эпоху).
Пример:
Тема: Изучение творчества Л.Н.Толстого
При проведении сравнительного анализа портретов писателя, нужно обратить внимание на работы разных художников. Например, Л. Н. Толстого писали многие художники, но делали они это по-особенному. В изображении Репина (1887) - Толстой-пахарь, очень близкий к народу. Н.Н. Ге изображает Толстого-мыслителя, в привычной для писателя обстановке, Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу (1884). Крамской И.Н. создал совершенно другой образ Толстого с"мужицкими" чертами типично русского лица и проницательными глазами. (1873). В портрете, написанном Нестеровым М.В., можно увидеть умиротворѐнность и спокойствие (1907). Внимание привлекает деревенский характер пейзажа. М.В. Нестеров делает здесь акцент на народное начало толстовского мировосприятия. В работе Яна Стыки "На дороге к бесконечности" Толстой предстаѐт странником. Интересна работа Маурисио Лазански (1986), на которой Толстой изображѐн в совершенно иной технике, а также набросок П.Пикассо (1956). 11
11. Приѐм: «Ассоциации».
Приѐм необычен и интересен, развивает творческие способности ребѐнка, логико-мыслительные процессы, позволяет ученику "почувствовать" текст, выразить своѐ отношение к написанному.
Например, используя категорию "цвет", учащиеся могут выразить настроение произведения, характер героя произведения, обстановку, которая окружает героя, своѐ настроение.
Опираясь на текст произведения, учащиеся составляют ассоциативные ряды. Ряды могут быть представлены различными категориями.
Например, по:
- цвету; - форме; - звучанию; - вкусу; - материалу; - количеству
Пример:
Тема: Творчество С.А.Есенина. Мир лирического героя.
В поэзии Есенина картины родной природы раскрываются с поразительным мастерством и необычайно богатой палитрой красок.
Символика цвета. Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаѐт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.
У каждого цвета есть своя символика и значение.
Красный цвет – цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.
Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даѐт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.
Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.
Белый – цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.
Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.
Зеленый-это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.
Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта.
Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. 12
* * *
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосѐт глаза
* * *
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
На смену юности приходит зрелость и поэт использует новые цвета
* * *
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Проследив за цветовой палитрой есенинской лирики, дети приступают к собственному анализу стихотворения, используя метод "ассоциативная цепочка".
* * * Задымился вечер, дремлет кот на брусе. Кто-то помолился: «Господи Исусе».
Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети…
У лесной поляны — в свяслах копны хлеба, Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи… В сердце почивают тишина и мощи.
Дети читают стихотворение, представляют описываемое в виде рисунка, картины и составляют ассоциативную цветовую цепочку в тетради. Например: багряный, алый, бордовый, розовый, оранжевый, голубой, сиреневый - в первой части стихотворения, зелѐный, жѐлтый, золотой, белый. На основе данной цепочки дети могут увидеть, какие цвета превалируют над другими, как меняется цветовой выбор поэта, если раньше главенствующим цветом был голубой и синий, то сейчас появились оттенки красного.
Учащиеся смотрят на представленные выше значения каждого цвета и предполагают, почему Есенин "изобразил" именно данные оттенки в своѐм стихотворении. (Страстная любовь к Родине, еѐ таинственная красота перекликается со спокойствием и умиротворѐнностью).
Используя фломастеры и карандаши вышеперечисленных цветов, дети могут изобразить в тетради свою природную картину.
Помимо цветовой цепочки, дети могут составить и цепочку форм. Например, в начале стихотворения формы плавные, волнообразные, мягкие, далее – спиралевидные, зигзагообразные, появляются линии, углы. 13
12. Приѐм: «Осьминог» («Паучок»).
Один из самых простых приѐмов, построенных по принципу древа предсказаний. Привлечѐт детей 5-6 классов своим оформлением. Позволяет чѐтко отобразить главную информацию, как в поэтическом, так и в прозаическом произведении. Развивает логическое и творческое мышление, помогает уловить связи между понятиями.
Используется при характеристике героев, понятий.
Учащиеся рисуют в тетради осьминога и заполняют его части тела по данной схеме: Голова - имя героя. Ножки - его основные черты, качества и особенности, по желанию, можно добавить детали и вписать в них биографические сведения, деятельность героя.
Пример:
Тема: А.И. Куприн "Белый пудель". Основные образы в произведении
После заполнения "осьминога" учитель подводит итоги. Указывает на те существенные признаки, которые учащиеся включили в свои варианты определения, а какие еще необходимо добавить.
13. Приѐм «М или Ж».
Представляет собой характеристику лирического стихотворения, за счѐт определения того, кто является автором текста, мужчина или женщина?
Подходит при начальном изучении творчества поэтов, например, Серебряного века.
Учащимся представляют поэтическое произведение, при этом не называется автор. Ученики воспринимают произведение на слух, пытаются определить, кто его написал: мужчина или женщина. Выделяют признаки, догадки, обращая внимание на слова, рифму, размер стиха, звукопись, экспрессивность.
Приѐм способен «разбавить» поэтический анализ текста.
Подходит для 9-11 классов, когда учащиеся уже знакомы со многими поэтическими произведениями.
Пример:
Цветы живут в людских сердцах; Читаю тайно в их страницах
О ненамеченных границах, О нерасцветших лепестках…
(Е.И. Дмитриева)
В конце «разоблачения» учащиеся должны ответить на вопрос «Меняется ли восприятие стихотворения, после того как вы узнаете автора. Если да, то почему?
14. Приѐм: «Предположи кто».
Приѐм представлен цитатами без конкретного адресата.
Учащиеся предполагают, кому адресована цитата и кого она охарактеризует, соединяют автора и цитату.
Приѐм подойдет для анализа многих произведений, где присутствует много действующих лиц. Помогает охарактеризовать того или иного героя, проверить знание текста учащимися (Можно добавить цитату, совсем не относящуюся к изучаемому произведению).
Пример:
Тема: А.Н.Островский «Гроза». Характеристика образов.
Класс: 6-11
Пример:
1."...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало..."
2. «Проститься – то путѐм не умеют, так-то вот старина и выводится, что будет, как старик и перемрут, как будет свет стоять уж и не знаю. Ну, да уж хоть хорошо, что не увижу ничего»
3. «А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно».
4. «Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает».
1- Варвара
2- Кабаниха
3- Катерина
15.Приѐм: «Письмо автору».
Этот прием, направленный на развитие творческих способностей, может проводиться в рамках работы по развитию речи.
Ученикам дается задание написать письмо автору изученного произведения. При этом установка может быть разной:
1. Письмо «из будущего». В таком письме обучающийся может описать, как изменилось общество: решены ли в современном мире проблемы, поднимаемые автором в произведении, или они актуальны и по сей день; что из современных реалий могло бы понравиться автору, а что – ужаснуть, и т.д.
2. Письмо от лица современника автора:
восторженного читателя;
писателя, несогласного с позицией автора или предложенным им решением проблемы и желающего вступить в полемику;
близкого друга, соратника автора.
В данном случае задание усложняется, так как обучающемуся при создании письма будет необходимо придерживаться стилистики и эпистолярных канонов эпохи, которой принадлежит произведение.
Несомненно, вне зависимости от установки, данной учителем, письмо должно содержать элементы анализа текста художественного произведения, поэтому такое задание лучше давать в качестве итогового.
Пример: Письмо А.С. Пушкину
Милый мой Александр Сергеевич, Ваше сочинение оставило меня в несказанном восторге – так живо и правдиво описаны в нем характеры и люди, виденные мной в Петербурге. С получением сего письма, радость-душа моя, садитесь за бумагу ипишите новую главу безотлагательно. С нетерпением жду окончания этой вещи...
«Немного интересного и необычного»
16. Приѐм: «Коллаж».
Слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. И это вовсе не новомодное течение в декоре. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства. Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок русского языка и литературы. Подростки с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения, на русском языке – после анализа текста. Очень интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы,
рождают различные ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое мнение. Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с текстом:
Работа с поэтическим текстом
1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.
2. Выделить ключевые слова, образы, главные картины в стихотворении.
3. Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.
4. Расположите автора и название стихотворения на основе.
5. Приступите к созданию коллажа.
Работа над коллажом предполагает определенный алгоритм, можно предложить инструкцию, которую предлагают мастера коллажа:
Шаг 1. Любое творческое дело начинается с поиска идеи. Что Вы хотите рассказать с его помощью? Продумайте, какие элементы коллажа (картинки и т.п.) могут символизировать эту идею. Очень хорошо, если у вашего коллажа будет ОДНА основная идея, общая основная мысль, заголовок.
Шаг 2. Выбираем основу для коллажа. Обычно это бумага или картон. С такими материалами наиболее просто работать.
Шаг 3. Теперь подготовьте части Вашего коллажа. Включайте в него слова. Основную часть картинок подрежьте так, чтобы сократить ненужные пустоты при совмещении этих картинок.
В коллаж можно включить целую картину, разделив ее на несколько частей.
Попробуйте так же рвать края картинок. Иногда такой прием дает очень красивый эффект.
Поэкспериментируйте так же с прямыми или округлыми краями.
Любая деталь коллажа должна нести определенный смысл. Прежде, чем поместить деталь в коллаж, хорошо подумайте, зачем она здесь? Если без нее можно обойтись – значит, эта деталь здесь не нужна.
Шаг 4. А теперь поиграйте, передвигая детали Вашего коллажа по основанию. Выберите наиболее удачный, на Ваш взгляд, вариант, подчеркивающий основную идею вашей работы.
Шаг 5. Вот теперь можно клеить.
Совсем не обязательно промазывать клеем всю поверхность элемента целиком, можно проклеить только вершины.
Вы можете мять бумагу или ткань, для того, чтобы получить интересную акцентную структуру.
Шаг 6. После того, как основной коллаж высох, добавьте ему различных декоративных деталей: 3-мерных сложных или блестящих – по Вашему вкусу.
Может быть, Вы хотите что-нибудь написать?
Или приклеить бусинки, кольца, бобы, сухие цветы и т.п.
Пример: Создание коллажа на уроке литературы в 9 классе «Тема природы и Родины в стихах С.А.Есенина». Стихотворение «Поет зима- аукает», выпишите слова, обозначающие цвет, звук, метафоры,сравнения, олицетворения
Сделайте вывод:
Можно ли образ родины в стихах Есенина отделить от образов природы?
Какая природа у поэта?
Докажите, что его поэтический мир живет: плачет, поет, страдает и т.д.
Зачем Есенин населяет свои стихи одухотворенными образами природы?
17. Приѐм: «В мастерской синестетиков».
Синестезия – это слияние и соответствие одного чувства с другим, например, ассоциации музыка – цвет, так называемый цветной слух, обоняние – цвет… удивительное явление, которым обладают немногие люди.
В последние годы создано множество научных работ, посвященных синестезии, проводятся международные конференции, защищаются диссертации, создаются веб-сайты, организованы Международные общества. Многие творческие люди были синестетиками: В.В.Набоков, А.Скрябин, В.Кандинский и др. Особенно интересна синестезия в литературе. Речь идет о метафорах, ассоциациях, иносказании, сравнениях, сопоставлениях, рождающихся у мастеров художественного слова, а значит, могут родится и у подростков.
Прием «В мастерской синестетиков» предполагает работу с текстом и со своими ассоциациями. Итогом становится цветная композиция, отражающая ощущения и ассоциации подростка.
Уместна такая работа при изучении следующих тем: «Поэзия Серебряного века», «Творчество В.В.Набокова», «Импрессионизм в поэзии» и т.д.
Учащимся нравится работать с цветной бумагой, с красками, создавая образы, навеянные художественным творчеством поэтов и писателей.
Прием «В мастерской синестетиков» на уроке литературы в 11 классе «Особенности поэтического языка М.Цветаевой»
1. Прочитайте стихотворение М.И.Цветаевой, выпишите самые яркие поэтические образы. Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и нагробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская! |
2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса.
3. Составьте ассоциативные цепочки. Определите, какие цвета присутствуют.
4. С помощью красочных пятен составьте «Цветовую карту стихотворения».
18.Приѐм: «Составление телеграммы».
Данный приѐм научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.
Например: напишите телеграмму Чичикову от Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллаж как приём обобщения на уроках литературы
Приём коллажа на уроках литературы помогает активизировать не только интеллектуальную деятельность ребёнка, но и включить его в творческий процесс, улучшить эмоциональную атмосферу обучения, реализова...

Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на выявление личных смыслов у...
Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».
Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Дидактические возможности планшета на уроках литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г. С. Меркина (издательство "Русское слово")
Данная статья содержит рекомендации для работы учителя с планшетом, направлена на использование электронного учебника литературы в 5 классе....

Дидактические приёмы обучения на уроках географии.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному п...

Интересные приёмы работы на уроках литературы
В работе описаны некоторые приёмы работы на уроках литературы, позволяющие заинтересовать учащихся, проявить творческие способности, усилить внимание к тексту художественного произведения....

