Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Большакова Надежда Юрьевна

Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на  выявление личных смыслов  учащегося, позволяет получит "обратную связь", вызвать учащихся через ассоциации на размышления. Этот приём хорош при изучении символических смыслов произведения. Предлагаемый фрагмент - для ознакомления. Поверьте, работает очень хорошо. Однако, одно из условий - наличие контакта с классом, доверия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no24.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 24

Фрагмент урока

Приём кластера на уроке литературы по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Тема урока: Поражающая сила любви

Цель: на примере произведения  - расширение представлений учащихся о благородной силе любви и её способности преобразовывать мир людей.

1.Фаза вызова:

     1) Предлагаю поработать над значением слова «гранатовый» - важно, чтобы учащиеся указали многозначность слова.

2).Прошу ребят высказать свои ассоциации в виде существительных  к слову «гранатовый» . На доске вокруг слова появляются «ветки»: кровь, терпкость, разрушение, сладость, насыщенность, благородство, ценность, красота, самоцвет, польза и др.

3)Прошу «защитить» свои ассоциации.

          4) – Как называется произведение?

              - О чём оно? (о любви)

             - А в названии нет о любви слов. Какая задача будет стоять перед вами на уроке? ( понять смысл названия, как оно связано с темой любви)

2.Фаза осмысления:

(Далее в ходе урока ассоциативные «ветки» рассматриваются через произведение: анализируются взаимоотношения героев, характеры, и др. Учащиеся приходят к символике и к выводу о символическом значении слова «гранатовый»)

3 Фаза обобщения и рефлексии: предлагается прочитать высказывание К.Г. Паустовского о том, что произведение Куприна – одно из «самых благоуханных и томительных  произведений о любви –  и самых печальных», где «великая любовь поражает самого обыкновенного человека…» и ответить на вопрос, почему Паустовский выбрал слово «поражает».

4. На дом предлагается составить кластер по фамилии героя «Желтков» и объяснить выбор своего ассоциативного ряда через произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Проверочная работа по литературе 11 класс А. Куприн "Гранатовый браслет"

Работа представлена в 4 вариантах.  Включает задания на знание текста и развёрнутый ответ на вопрос....

Кластер на уроках литературы

Использование технологии кластер на уроках литературы...

Кластеры на уроках литературы

Кластер к уроку "Художественный мир Пушкина". Кластер " Характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина "Евлений Онегтн" Татьяна Ларина"...

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...