Кластер на уроках литературы
статья по литературе на тему

Воронина Анна Сергеевна

Использование технологии кластер на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster_na_urokah_literatury.docx818.55 КБ

Предварительный просмотр:

Кластер на уроках литературы

В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально - ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

  • целеполагание;
  • анализ содержания произведения;
  • определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
  • определение структурно-логических внутритекстовых связей;
  • подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

hello_html_4bd4c75e.png

В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь - цикл – равновесие», в процессе последовательного изучения содержания стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора: «Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без осознания человеком «смертной» связи с Родиной».

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

hello_html_4f34302c.png

В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.

Допускаю свободную организацию графического пространства представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.

hello_html_1b96239e.png

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

Литература

  1. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.
  3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на  выявление личных смыслов  у...

Кластер как графический прием систематизации материала на уроках литературы

Систематизация материала на уроках литературы, посвященных теоретическим понятиям...

Кластер-технология на уроках литературы

                             Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные с...

Кластеры на уроках литературы

Кластер к уроку "Художественный мир Пушкина". Кластер " Характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина "Евлений Онегтн" Татьяна Ларина"...