Кластер как графический прием систематизации материала на уроках литературы
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Систематизация материала на уроках литературы, посвященных теоретическим понятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster_na_uroke_literatury.odt32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

   В нашей стране сегодня происходят глобальные социокультурные изменения. Современное общество все больше приобретает черты информационного. Лозунг «Образование на все жизнь», основанный на представлении о прогнозируемости и стабильности условий будущей деятельности подростка, остался в прошлом. «Образование в течение жизни»- девиз сегодняшнего дня. Появляются новые требования к человеку: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям его знаниями и умениями оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые. Для того, чтобы человек смог реализовать себя, образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.

  В современном информационном обществе любая информация общедоступна. Учитель теряет исключительное право владения информацией. Его главной задачей становится не вооружение информацией ученика, а помощь ученику в самостоятельном овладении этой информацией. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

    Конечно, учащиеся в школе работают с огромным количеством информации. И тексты ( в широком понимании этого понятия) окружают их на всех предметах. Но основой для глубокого анализа, понимания и интерпретации текстов, для использования современных разработок по освоению информации являются предметы  гуманитарного цикла.

   Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России
.

   Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
 мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

   

   В данной работе мне бы хотелось рассмотреть лишь один из пунктов , который отмечен в подавляющем большинстве работ, пособий, посвященных современному образованию. Этот пункт связан с умением планировать самостоятельную работу, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Все эти умения не присущи человеку априори. Работе с информацией необходимо обучать. И именно в этом, как было отмечено ранее, и заключается функция современного учителя.

   Одним из приемов , позволяющих структурировать( конспектировать)  тексты разной сложности и объема, является кластер.

   Что такое кластер и чем этот прием отличается от обычного составления таблиц по той или иной теме? В технологии развития критического мышления кластером называется  – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть расположены в определенном порядке.

   Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг нее планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты – свои спутники, у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычном конспектировании. Этот прием может быть применен на всех стадиях урока ( в технологии РКМЧП они следующие:  вызов, осмысление содержания, рефлексия).

 

   Цель данной работы —  презентовать опыт работы по применению  кластеров при систематизации материала на уроках литературы, посвященных теоретическим понятиям.

   Задачи:

  •  теоретическое описание приема кластера;
  • поэтапное рассмотрение  урока и  построения кластера.

Основная часть

   Приступая к работе  необходимо помнить рекомендации по работе с гроздьями ( = кластерами):

  1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае

 разбивка на гроздья ? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

  1. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить смысловые единицы. Это могут быть вопросы, ключевые слова или фразы.
  2. Озвучивайте свои «гроздья» - системы, а ученики делают презентацию своих записей.
  3. Попросите установить связь между планетами  и объяснить возникшие связи.
  4. Если хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросить еще раз вернуться и найти недостающие  спутники.

   Таким образом создается ситуация , когда ученик получает не просто новую информацию, а уникальный способ, который позволит ему самостоятельно успешно структурировать тексты и по другим предметам, в других учебных ситуациях.

   Так как ученики дома уже прочли статью из учебника, определить тему и вписать ее в центральную ячейку не составит труда -  народная песня.

   Затем задается вопрос: как вы думаете, по каким смысловым блокам мы будем изучать народную песню? Ученики предполагают, что можно выделить несколько блоков-планет:

  • типы песен;
  • особенности языка ;
  • песни в литературных произведениях других жанров;
  • песни и другие виды искусства;
  • аналогичный жанр в фольклоре других народов;
  • сказители и собиратели ;
  • жанр в наше время.

   На обсуждение и запись уходит примерно 15 минут. Принимаются все версии, но формулировки корректируются.

   После обсуждения и фиксации блоков — планет  ученикам предлагается ещё один текст ( заранее распечатывается ) о народных песнях: « Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её – результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров – непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

   В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодические формулы).

   Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа".

 

 Работа в паре: распространите блоки-планеты, снабдив их спутниками. Работа проходит в течение 15 минут. Ребята предлагают свои варианты:

  • типы песен  -исторические

                      - лирические

                     - обрядовые;

  • особенности языка — метафоричность

                                   - слова с уменьшительными и ласкательными  

                                      суффиксами;

                                    - фольклорные формулы;

  • аналогичный жанр в фольклоре других народов:

                              украинские думы

                               литовские дайны

                               молдавские дойны

                                          карельские и эстонские руны и т. д.

Теперь наш кластер состоит из звезды, планет и их спутников. На доске записываются предложенные варианты. В течение минуты все смотрят с восхищением на звездную систему, построенную в черновиках и на доске. Затем несколько человек обращают внимание на тот факт, что статьи не все явления трактуют одинаково. Например, в учебнике ничего не рассказывается об обрядовых песнях, которые являлись неотъемлемой частью мира человека.

   Кто-то обращает внимание на несоответствие : в статье упоминается о сказителях и исполнителях народных песен, но приводятся имена и фамилии только героев художественных  произведении, а не ссылки на биографии и научные исследования. Ребята отмечают, что эту часть кластера достроить нельзя, пользуясь только представленными им для анализа текстами.

 Здесь возникает необходимость в обращении к другим источникам информации для получения целостной звездной системы.

     Но важна не только систематизация материала, но и установление причинно- следственных связей между смысловыми блокам. Необходимо понять, что лежит в основе данной системы.  И здесь мы выходим на само понятие жанра: что такое народная песня? Какие признаки нам помогают отличить ее от других сходных жанров. Ребята предлагают достроить еще одну планету — народная песня как жанр.

   Обращаем внимание, что данный жанр — фольклорный, то есть пришел из времени, когда не существовало понятие автор. И на протяжении многих веков народ пел эти песни, жил с ними, именно поэтому отражены они не только в устной форме, но и являются  составляющим элементом  литературных произведений  19 столетия. Также авторы нашего учебника упоминают о бытовании элементов данного жанра и в современной литературе ( камерная авторская песня, предполагающая глубокое погружение и одиночество вместе).

   Проанализировав кластер таким образом, мы приходим к выводу, что планеты должны выстраиваться как бы из прошлого в настоящее ( по часовой стрелке), а некоторые спутники даже могут взаимодействовать ( лирическая песня  - авторская).

   Работа по исправлению и обсуждению версий может занять еще один урок.

   Домашнее задание, как мне кажется,  целесообразно построить как продолжение работы по теме. Например, найти в других источниках информацию о сказителях и собирателях народных песен. Возможно, достроить эту часть кластера.

   

Использованная литература

  1. Теория обучения в информационном обществе/ Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011
  2. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Ю.В.Ээльмаа, С.В.Федоров. - М.: Просвещение, 2012
  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение,2011
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарскаяи др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение,211
  5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010
  6. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение.2011
  7. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина,2009
  8. Тематическое и поурочное планирование рпо литературе: К учебнику Г.И.Беленького «Литература 8 класс»: Метод.пособие./ Н.А.Миронова. - М.: ООО «Издательство»Экзамен», 2003.
  9. Литература. Начальный курс. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1/ авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2009
  10. Народныепесни.И.И.Земцовский /

http://www.articles/narodnaya-pesnya.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"

В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....