«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)
план-конспект урока по музыке по теме

Зарипова Миляуша Афраимовна

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго поколения: учебное пособие". – Санкт-Петербург: «Завуч-Инфо», 2015. – С. 185-188.

Предлагаемый способ повторения и закрепления материала, изученного на уроках музыки в течение четверти, триместра или года,  может быть рекомендован для любого класса, начиная с первого и заканчивая седьмым. Практика показала, что такая форма работы очень нравится детям. Она активизирует учебный процесс; способствует созданию в коллективе условий для самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации; удовлетворяет потребность детей в самореализации и самоутверждении;  развивает в них навыки само- и взаимного контроля; привносит в урок дух соперничества и соревновательности.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зарипова Миляуша Афраимовна,

учитель музыки

МБОУ Новобытовская СОШ

(Московская обл., Чеховск. р-он)

 «Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах»

Предлагаемый способ повторения и закрепления материала, изученного на уроках музыки в течение четверти, триместра или года,  может быть рекомендован для любого класса, начиная с первого и заканчивая седьмым. Практика показала, что такая форма работы очень нравится детям. Она активизирует учебный процесс; способствует созданию в коллективе условий для самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации; удовлетворяет потребность детей в самореализации и самоутверждении;  развивает в них навыки само- и взаимного контроля; привносит в урок дух соперничества и соревновательности.

Тип урока: обобщающий, работа в малых группах.

Цель урока: обобщение знаний, полученных детьми в течение четверти (триместра, года); стимулирование в них чувства удовлетворения от оперирования собственными знаниями.

Задачи урока:

  • Закрепление и повторение в игровой форме пройденного за четверть (триместр, год) материала;
  • Активизация учебного процесса;
  • Создание совместного продукта, стимулирование умения работать в коллективе;
  • Активизация творческой инициативы детей; создание условий для их самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации;
  • Осуществление детьми самоконтроля и взаимного контроля;
  • Взаимное обогащение детей в группе.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Класс, в котором  возможно переставлять столы и стулья для рабочих групп;
  • Листы бумаги  - альбомные или куски ватмана ¼ (для каждой группы – свой лист);
  • Нарезки (лапша) с фамилиями композиторов, с произведениями которых учащиеся познакомились в течение четверти (триместра, года). На каждой нарезке – одна фамилия;
  • Нарезки («лапша») с названиями произведений композиторов, знакомство с которыми состоялось в течение четверти (триместра, года). На каждой нарезке – название одного музыкального произведения;
  • Карточки с названиями вокальных произведений, разученных детьми на уроках музыки в течение четверти (триместра, года) (количество карточек = числу команд);
  • Ручки или фломастеры;
  • Клей-карандаш (для каждой группы – свой);
  • Доска, на которой будут записываться полученные очки;
  • Аудиопроигрыватель;
  • Звукозаписи музыкального материала, пройденного учащимися в течение четверти (триместра, года);
  • Фортепиано и нотные записи (или минусовки) песен, разученных детьми на уроках.

Ход урока: 

  1. Учащиеся на протяжении всего урока работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 человек) садится вокруг двух плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (1/4 ватмана или альбомный лист) – один на группу; клей-карандаш – один на группу; ручки или фломастеры. Посередине стола лежат нарезки («лапша») с фамилиями композиторов, с произведениями которых дети познакомились в течение четверти (триместра, года) (на каждой нарезке – только одна фамилия); нарезки («лапша») с названием музыкальных произведений данных композиторов, знакомство с которыми состоялось в течение четверти (триместра, года) (на каждой нарезке – название только одного музыкального произведения). Нарезки у всех команд одинаковые!
  2. После краткого вступительного слова учителя («Сегодня мы постараемся  вспомнить все, что мы узнали на наших уроках в этой четверти (триместре, году)… Для этого мы сделаем вот что…») всем группам дается задание: взять с середины стола нарезки с именами композиторов и названиями их музыкальных произведений. Далее предлагается внимательно рассмотреть эти нарезки и приклеить сначала на листок ватмана с помощью клея-карандаша столбиком имена композиторов; потом напротив каждого имени приклеить название музыкального произведения данного композитора. Ученики обсуждают поставленную задачу, намечают пути ее решения и реализовывают задачу на практике. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам, по секундомеру, по звонку колокольчика и др.
  3. Далее каждая группа по очереди (или кто-то один из каждой группы на выбор самих детей) публично представляет полученный совместно результат. Результаты обсуждаются и корректируются совместно с учителем и остальными учащимися. За каждую правильную пару (композитор – его произведение) команде  начисляется  1 балл.
  4. Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. Для этого листы с выполненным заданием передаются по часовой стрелке команде-сопернику. За каждый исправленный неправильный ответ проверяющая команда получает по 1 баллу. Таким образом, дети получают возможность еще раз закрепить свои знания.
  5. После этого каждой команде возвращается лист с выполненной ею  работой. Теперь учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, названия которых уже были приклеены детьми на своих листах. Теперь  все команды выполняют одну и ту же работу одновременно (каждый – на своем листе!). Задача детей – проставить рядом с названием музыкального произведения цифру, каким по счету оно прозвучало.
  6. Следующий этап - обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  7. Далее учитель просит каждую группу исполнить по 1 разученной песне (дети вынимают из коробки подготовленные учителем заранее листочки с названием песни). Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость. Максимально – 3 балла. Остальные команды могут подпевать своим соперникам, и в случае достойной поддержки они тоже получают по 1 баллу.
  8. В конце урока проводится подсчет баллов, обсуждение результатов и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде). Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти правильно выполненных заданий – это «4», свыше – «5»; в) иная форма оценки на усмотрение учителя. Главное, чтобы у оценки были объективные, заранее известные ученикам критерии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс

На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....

Разработка урока музыки в 5-м классе «Музыка в сказках».

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказках" показывает неразрывную связь различных искусств: музыки и литературы....

Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....

Методическая разработка урока музыки для учащихся 4 класса, обучающихся по вспомогательной (коррекционной) программе VIII вида «Музыкальные формы»

Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.3...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...