Кластеры на уроках литературы
проект по литературе (9 класс) на тему

Кластер к уроку "Художественный мир Пушкина". Кластер " Характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина "Евлений Онегтн" Татьяна Ларина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_klastera.docx20.94 КБ
Файл klaster_pushkin.pptx62.38 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу

  Кластер – один из приемов ТРКМ. Составление кластера - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания.  

 К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия .

На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы. Прием кластера может применяться на любой из стадий. На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Достоинства применения приема

Он позволяет охватить большой объем информации. Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно. Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение кластера на уроках детям? 

 Прием кластера развивает системное мышление; учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения; учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний; развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Повышают мотивацию учащихся. Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства. Дарят им ощущение творческой свободы.  

Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению инфомации. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

  • целеполагание;
  • анализ содержания произведения;
  • определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
  • определение структурно-логических внутритекстовых связей;
  • подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

 Составление кластера  « Наследие Пушкина »

Этапы работы:

1. Объединение в группы для решения проблемы

2.Целеполагание

 Определить,  с  какими областями науки,

  искусства мы можем связать мир  Пушкина?

3.  Анализ художественного наследия Пушкина

 4. Определение центрального понятия: «Творчество А.С. Пушкина нашло отражение  в русской истории, музыке, балете, живописи, кинематографе, опере.

5.Систематизация материала

6. Оформление кластера

7. Защита кластера

8. Обсуждение . Подведение итогов

  Домашнее задание: составить проект по данной теме

Составление кластера   « Образ Татьяны Лариной»

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

Этапы работы:

1. Объединение в группы для решения проблемы

2.Целеполагание

 Какие черты характера присущи Татьяне Лариной?

3.Анализ содержания произведения. Пересказ эпизодов , характеризующих героиню

4.Опрседеление центрального понятия: Татьяна- любимая героиня Пушкина,  «милый идеал»

5.Определение структурно-логических внутритекстовых связей.

6. Подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Литература

1.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

2.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

3.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пушкин история музыка скульптура опера балет астрономия кинематограф Живопись

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на  выявление личных смыслов  у...

Кластер как графический прием систематизации материала на уроках литературы

Систематизация материала на уроках литературы, посвященных теоретическим понятиям...

Кластер на уроках литературы

Использование технологии кластер на уроках литературы...

Кластер-технология на уроках литературы

                             Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные с...