Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 5 класса.
рабочая программа по литературе (5 класс)
Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 5 класса начинается со знакомства со стратегиями чтения. В программе большое внимание уделено работе над художественным чтением текста, а также над инсценировками фрагментов сказок и произведений о школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №32 имени академика А.А. Ухтомского
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по литературе
ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
5 класс
Составила Вязьмина И.Ю.
учитель русского языка и литературы
Рыбинск
2021-2022 учебный год
Программа внеурочной деятельности. 5 класс.
«Чтение с увлечением»
Программа составлена для обучающихся 11 лет.
Срок реализации год
Режим занятий-1 час 1раз в неделю в течение года
Программа предполагает работу над небольшими инсценировками басен, сказок по выбору учащихся
Количество часов 34
Направленность общеинтеллектуальная
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
– умение писать аннотацию к произведению, писать отзыв.
– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
совершенствование техники чтения
• овладении различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением
• овладении основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов;
• выборе стратегии чтения, отвечающей конкретной учебной задаче.
• овладении чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной деятельности;
• приобретении навыка рефлексивного чтения.
• формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества».
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Педагогическая идея данного кружка заключается в том, что посещающие кружок учащиеся не только сами учатся прочитывать текст и заучивать его наизусть по законам выразительного чтения, но и приобщать к процессу занимательного чтения младших школьников, для которых выступают.
Особенности места проведения (группы продлённого дня младших школьников) обусловлены тем, что кружковцы читают тексты, приходя в младшую школу. Художественные тексты, предлагаемые для чтения в группе продлённого дня, относятся к жанру сказки.
Психолого-педагогические принципы программы: в процессе коллективного чтения каждый участник кружка будет участвовать в проектной деятельности, которая поможет ему стать увереннее, раскрепощённее, организованнее и ответственнее, ведь без этих качеств невозможно создать совместный творческий продукт.
Форма подведения итогов: фотоотчёт, творческие работы младших школьников, видеоролики по мотивам прочитанных текстов.
Содержание тем курса.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Структура текста. Чтение. Функции чтения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная. Механизмы чтения: внутреннее проговаривание, вероятностное прогнозирование, смысловое прогнозирование, вербально прогнозирование. Виды чтения: скоростное и нескоростное, чтение вслух и чтение про себя, подготовленное и неподготовленное, классное и домашнее, просмотровое, ознакомительное, изучающее. Ассоциация. Гипотеза. Адекватность информации. Знание и опыт. Суждение. Антиципация (предвосхищение того, о чём будет говориться дальше). Вопросы к тексту и ответ на них. Реципация (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли). Стратегии чтения. Драматургия. Законы драматургии. Артистичное чтение.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Элемент содержания | Виды деятельности | Количество часов | |
1 | Стратегии чтения. | Виды стратегий чтения Предтекстовая, Текстовая. Послетекстовая. Личный опыт и знания План работы, цели, задачи | Чтение художественного текста, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. Осознание самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации. | 3 | |
2 | Художественное чтение | Художественный текст. Жанры литературы. Выразительное чтение. Знания и личный опыт. Законы драматургии. Стратегии чтения. | Выразительное чтение. Осознание самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации. | 10 | |
3 | Литературная игра | «Своя игра «В мире сказок» | Актуализация имеющихся знаний | 1 | |
4 | Творческие работы | Отзыв Аннотация | Интерпретация художественного произведения. | 2 | |
5 | Итоговое занятие. Рефлексия. | Знания и личный опыт. Отзыв. | Самоанализ, анализ проектной деятельности | 1 | |
Поурочное планирование
№ | Тема |
Стратегии чтения. Предтекстовая. | |
Стратегии чтения. Текстовая | |
Стратегии чтения. Послетекстовая | |
Русский былинный эпос. | |
Художественное чтение былин. | |
Фольклорные сказки. Виды сказок. | |
Художественное чтение. Бытовые сказки. | |
Художественное чтение. Сказки о животных. | |
Инсценировка русской народной сказки. | |
Инсценировка русской народной сказки. | |
Художественное чтение. Волшебные сказки. | |
Художественное чтение. Сказка литературная. Сказки Андерсена. | |
Работа над инсценировкой фрагмента сказки Андерсена | |
Художественное чтение. Сказка К.И. Чуковского | |
Инсценировка фрагмента сказки К.И. Чуковского | |
Инсценировка фрагмента сказки К.И. Чуковского | |
Художественное чтение. Сказка Вс. Гаршина «Лягушка-путешественница» | |
Артистическое чтение. Сказы П.П. Бажова. | |
Артистическое чтение. Басни И.А. Крылова. | |
Инсценировка басен И.А. Крылова | |
Инсценировка басен И.А. Крылова | |
Своя игра «В мире сказок» | |
Отзыв на самостоятельно прочитанную сказку. Подготовка | |
Написание отзыва на самостоятельно прочитанное произведение. | |
Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз пошла в школу) | |
Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз дежурила) | |
Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся начала учиться) | |
Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз дежурила) | |
Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассниц» (Нескастный и счастливый день Маруси) | |
Выбор фрагментов для инсценировки. | |
Работа над инсценировкой фрагмента | |
Работа над инсценировкой фрагмента | |
Работа над инсценировкой фрагмента | |
Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности для 5 класса
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по направлению воспитания духовно-нравственной культуры "Огонёк души"...