Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 5 класса.
рабочая программа по литературе (5 класс)

Вязьмина Ирина Юрьевна

Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 5 класса начинается со знакомства со стратегиями чтения. В программе большое внимание уделено работе над художественным чтением текста, а также над инсценировками фрагментов сказок и произведений о школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p._chtenie_s_uvlecheniem.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32 имени академика А.А. Ухтомского

                                                 

                                               

                                                     

 ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности по литературе

ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

5 класс

   

                                                                                    Составила  Вязьмина И.Ю.

                                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                 Рыбинск

2021-2022 учебный год

Программа внеурочной деятельности. 5 класс.

«Чтение с увлечением»

Программа составлена для обучающихся 11 лет.

Срок реализации год

Режим занятий-1 час 1раз в неделю в течение года

Программа предполагает работу над небольшими инсценировками басен, сказок по выбору учащихся

Количество часов 34

Направленность общеинтеллектуальная

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

– умение писать аннотацию к произведению, писать отзыв.

– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

совершенствование техники чтения

•        овладении различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением

•        овладении основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов;

•        выборе стратегии чтения, отвечающей конкретной учебной задаче.

   

•        овладении чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной деятельности;

•        приобретении навыка рефлексивного чтения.

•        формировании    потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества».

Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

        Программа нацелена на решение следующих задач: 

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;                                                                                                                                                   • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

        Педагогическая идея данного кружка заключается в том, что посещающие кружок учащиеся не только сами учатся прочитывать текст и заучивать его наизусть по законам выразительного чтения, но и приобщать к процессу занимательного чтения младших школьников, для которых выступают.

        Особенности места проведения (группы продлённого дня младших школьников) обусловлены тем, что кружковцы читают тексты, приходя в младшую школу. Художественные тексты, предлагаемые для чтения в группе продлённого дня, относятся к жанру сказки.

        Психолого-педагогические принципы программы: в процессе коллективного чтения каждый участник кружка будет участвовать в проектной деятельности, которая поможет ему стать увереннее, раскрепощённее, организованнее и ответственнее, ведь без этих качеств невозможно создать совместный творческий продукт.

Форма подведения итогов: фотоотчёт, творческие работы младших школьников, видеоролики по мотивам прочитанных текстов.

Содержание тем курса.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Структура текста. Чтение. Функции чтения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная. Механизмы чтения: внутреннее проговаривание, вероятностное прогнозирование, смысловое прогнозирование, вербально прогнозирование. Виды чтения: скоростное и нескоростное, чтение вслух и чтение про себя, подготовленное и неподготовленное, классное и домашнее, просмотровое, ознакомительное, изучающее. Ассоциация. Гипотеза. Адекватность информации. Знание и опыт. Суждение. Антиципация (предвосхищение того, о чём будет говориться дальше). Вопросы к тексту и ответ на них. Реципация (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли). Стратегии чтения. Драматургия. Законы драматургии. Артистичное чтение.

Тематическое планирование

Раздел, тема

Элемент содержания

Виды деятельности

Количество часов

1

Стратегии чтения.

Виды стратегий чтения Предтекстовая, Текстовая. Послетекстовая.

Личный опыт и знания

План работы, цели, задачи

Чтение художественного текста, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. Осознание самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации.

3

2

Художественное чтение

Художественный текст.

Жанры литературы.

Выразительное чтение.

Знания и личный опыт.

Законы драматургии.

Стратегии чтения.

Выразительное чтение.

Осознание самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации.

10

3

Литературная игра

«Своя игра «В мире сказок»

Актуализация имеющихся знаний

1

4

Творческие работы

Отзыв

Аннотация

Интерпретация художественного произведения.

2

5

Итоговое занятие. Рефлексия.

Знания и личный опыт.

Отзыв.

Самоанализ, анализ проектной деятельности

1

Поурочное планирование

Тема

Стратегии чтения. Предтекстовая.

Стратегии чтения. Текстовая

Стратегии чтения. Послетекстовая

Русский былинный эпос.

Художественное чтение былин.

Фольклорные сказки. Виды сказок.

Художественное чтение. Бытовые сказки.

Художественное чтение. Сказки о животных.

Инсценировка русской народной сказки.

Инсценировка русской народной сказки.

Художественное чтение. Волшебные сказки.

Художественное чтение. Сказка литературная. Сказки Андерсена.

Работа над инсценировкой фрагмента сказки Андерсена

Художественное чтение. Сказка К.И. Чуковского

Инсценировка фрагмента сказки К.И. Чуковского

Инсценировка фрагмента сказки К.И. Чуковского

Художественное чтение. Сказка Вс. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Артистическое чтение. Сказы П.П. Бажова.

Артистическое чтение. Басни И.А. Крылова.

Инсценировка басен И.А. Крылова

Инсценировка басен И.А. Крылова

Своя игра «В мире сказок»

Отзыв на самостоятельно прочитанную сказку. Подготовка

Написание отзыва на самостоятельно прочитанное произведение.

Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз пошла в школу)

Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз дежурила)

Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся начала учиться)

Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассница» (Как Маруся первый раз дежурила)

Знакомство с главами из книги Е. Шварца «Первоклассниц» (Нескастный и счастливый день Маруси)

Выбор фрагментов для инсценировки.

Работа над инсценировкой фрагмента

Работа над инсценировкой фрагмента

Работа над инсценировкой фрагмента

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности для 5 класса

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по направлению воспитания духовно-нравственной культуры "Огонёк души"...