Урок по родной русской литературе в 6 классе "Нравственные уроки сказки Евгения Шварца "Два брата""
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок по родной русской литературе в 6 классе направлен на формирование читательской грамотности и креативного мышления. Также материал можно использовать на уроках внекласссного чтения в 5-6 классах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок родной русской литературы
«Нравственные уроки сказки Евгения Шварца «Два брата»»
Место урока в теме и в программе по предмету: по программе запланировано два урока, данный урок по теме является заключительным. На 1-ом учащиеся познакомились с биографией Е.Л. Шварца, сюжетом 1-ой части сказки, отвечали на самостоятельно составленные вопросы. Составляли план. Дома нужно было дочитать сказку, поразмышлять над вопросами после текста.
Цель (прописанная через результат).
Учащиеся будут знать:
- не менее 5-6 нравственных уроков сказки;
- 3-4 пословицы об отношении в семье, о добре, ответственности.
Учащиеся будут уметь (демонстрировать):
- устно высказывать своё мнение о прочитанном;
- извлекать информацию из текста для аргументации и подтверждения определенных нравственных черт героев;
- анализировать и делать выводы на основе информации из текста;
- устанавливать логические связи между событиями;
- соотносить заглавие с темой и основной мыслью произведения;
- давать характеристику персонажам на основе выявления и осмысления их поступков, мотивов их поведения, чувств и мыслей;
- определять отношение автора к событиям и героям
Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:
1.Самостоятельная работа содержит критерии оценивания (Приложение 1)
2.Дифференцированные письменные задания для групп
оцениваются учителем по следующим критериям: 90 – 100% выполнения- «5», 75-89 % - «4», 51-74% - «3», менее 50% - «2».
3. Устные ответы оцениваются согласно Положению о критериях оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС
Описание урока
№ | Действия учителя | Действия / предполагаемые ответы обучающихся | Отведенное время |
1 | Организационный момент. | 1мин | |
2 | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности. -Сегодня мы продолжим разговор о событиях и героях полюбившейся вам сказки Евгения Шварца «Два брата». Демострация слайда №2 Читааю слова Е.Шварца - Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. - Так о чём дума? Что хотел подсказать нам, современным читателям, автор, написавший сказку почти 80 лет назад? - Тема нашего урока «Нравственные уроки сказки Евгения Шварца «Два брата»» | Слушают учителя. | 2 мин |
3 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Задание 1 (используется приём «Перепутанные логические цепочки» с самопроверкой и самооценкой.) -Дома вы дочитали сказку «Два брата», которая вам, я помню, очень понравилась. Прежде, чем услышать автора, нужно вспомнить сюжет сказки. На столах у вас лежат рабочие листы, подпишите их, расположите фрагменты текста 2-ой части сказки в нужной последовательности. (Приложение 1) А затем проверьте свои работы и оцените себя (ответы демонстрирутся на слайде № 3 после отведённого для работы времени) Читательское умение: понимать фактологическую информацию (последовательность событий); приём, формирующий креативное мышление: умение видеть логические несоответствия. | Выполняют индивидуальное письменное задание. Затем с помощью ответов, помещённых на слайде ( слайд № 3), проверяют работу и оценивают себя. | 5 мин |
Задание 2 Коллективное обсуждение заглавия фрагмента. - Как можно озаглавить 2-ю часть сказки? Я предлагаю вам варианты. А вы отвечайте: верно или нет (демонстрация слайда №4) 1. Украденные ключи 2. Солнышко оживило Младшего. 3. Побег 4.Подвиги птиц 5. Как Старшему удалось спасти Младшего и они вернулись домой 6.Возвращение братьев домой Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, Используется приём«Верно – неверно» (формирует креативность мышления) | Устно строят рассуждения, высказывая своё мнение о прочитанном Примерные ответы: -Заглавие «Украденные ключи» неверно. Хотя это и важный эпизод, но это лишь часть 2-ой главы, одна микротема, оно недостаточно отражает содержание всего фрагмента. - Это заглавие (№6) верно, но всё-таки более полно отражает содержание 2-ой части сказки ответ № 5, потому что в сказке повествуется и о том, как удалось старшему брату спасти младшего, а на это ушло много времени и об этом подробно написано в сказке. | 5 мин | |
4 | Коммуникативный этап урока (работа с текстом) (Роль учителя – организатор работы детей) 1.Работа в группе Ребята рассаживаются по группам ( состав известен) - Ребята, у каждого на столе есть рабочий лист с таблицей. (Приложение 2). Выполните задания. (Каждой группе предлагаются дифференцированные задания). -Вспомните пословицы, которые бы подошли к сказке, запишите в таблицу. Вы их найдёте в Приложении 3 ( Приём работы с пословицами - логически – поисковое задание). Читательские умения: извлекать информацию из текста для аргументации и подтверждения определенных черт героев; анализировать и делать выводы на основе информации из текста; давать характеристику персонажам на основе выявления и осмысления их поступков, мотивов их поведения, чувств и мыслей; определять отношение автора к событиям и героям Во время выполнения групповой работы слежу за дисциплиной, если у ребят возникают вопросы по заданию, даю рекомендации. | Выполняют задание на рабочих листах. Советуются с товарищами., помогают. Текст сказки – в учебном пособии Родная русская литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил. стр. 62-69. Кратко записывают события, делают выводы. | 18мин |
2. Представление результатов работы. Выслушиваю ответы детей. При необходимости поправляю, дополняю. | Представители из каждой группы делятся результатами своей работы. В ходе обсуждения может возникнуть спор, что является положительным моментом. Примерный ответ ученика: - Дети не слушались родителей, всё время ссорились, несмотря на уговоры отца. Они очень его огорчали. Ему даже домой не хотелось идти. (Далее зачитывает отрывок из текста учебного пособия ,стр. 62). В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему - семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, - братья ссорились каждый день, как чужие. Делает вывод, извлекает урок: - Автор хотел нам сказать, что надо в семье жить дружно. Не ссориться, ведь это может плохо кончиться. Нельзя огорчать родителей, их нужно беречь. Народ сложил много пословиц о семье, например: в семье разлад, так и дому не рад или большое горе, когда семья в раздоре. | 7 мин | |
5 | Рефлексия. Беседа Предлагаю вопросы. 1. Почему у детей нет имён? 2. А для чего автору понадобился Прадедушка Мороз? 3. В чём необычность сказки? 4. Услышали ли вы голос автора? | Отвечают на вопросы. Примерные ответы детей: 1.Неважно, как зовут. Можно подставить любое имя. Важно то, что события могут произойти в действительности в любой семье 2.Это же сказка волшебная, там обязательно должен быть злой герой. А ещё он дан для сравнения. Автор как бы говорит: если будешь плохо себя вести, попадёшь в ледяной замок 3.Это сказка волшебная, а события как в жизни. 4.Автор почти всё время нас чему-то учит. Делает это незаметно. 5. Особенно хорошо учит нас любить своих родственников и помогать тем, кто попал в беду. | 5 мин |
Выставление отметок за устные ответы, запись домашнего задания | 2 |
- Перечень дидактических материалов
- Текст сказки Е.Л.Шварца «Два брата» (Родная русская литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил.)
- Рабочие листы
Оснащение урока:
1. компьютер;
2.мультимедиапроектор;
3 экран;
4 презентация по теме урока.
Приложение 1
Родная русская литература 6 класс
Рабочий лист
Ф. И. ________________________________________________________________
Тема: Нравственные уроки сказки Евгения Львовича Шварца «Два брата»
(Чему научила меня эта сказка?)
Задание 1.Расставьте в хронологической последовательности события сказки
События сказки | Моё решение | Проверка |
1. Старший пытается растопить ледяную дверь. Каждый день он отогревает, кормит зверей и птиц. | 2 | 2 |
2. Прадедушка Мороз узнаёт о планах мальчика, обещает его заморозить. Звери и птицы достают ключ от ледяной двери и помогают её открыть. | 3 | 3 |
3. Старший думает о том, чем разбить ледяную дубовую дверь. Старик хвалит мальчика за спокойствие и рассказывает о древних временах | 1 | 1 |
4. Прадедушка Мороз гонится за братьями, пытается заморозить мальчика. Старший роняет братика, и он разбивается. Ему помогают звери. Они по кусочкам собирают Младшего, и он оживает. | 5 | 5 |
5.Старший забирает ледяного брата и убегает из дворца. | 4 | 4 |
6.Встреча с родителями. Седая борода отца становится чёрной. | 6 | 6 |
Задание 2. Проверьте и оцените себя
Баллы | Отметка | |
1.Я очень внимательно прочитал(а) сказку и всё запомнил (а) 5 баллов | 5 баллов | 5 |
2. Я был (а) не очень внимателен при чтении, допустил(а) 1-2 ошибки 4 балла | ||
3.Я невнимательно прочитал(а) сказку, допустил (а) 3-4 ошибки 3 балла | ||
4.Я был очень невнимателен ( более 4 ошибок) | ||
Пожелание для меня ( заполняется по желанию) | Молодец! | |
Критерии: 5 баллов-«5», 4 балла –«4», 3 балла – «3», менее 3 баллов – «2»
Приложение 2
Родная русская литература 6 класс
Рабочий лист ( группа 1)
Задание 3.Найдите в тексте сказки эпизоды, где братья совершают отрицательные и положительные поступки. (укажите страницу). Какие уроки можно из этого извлечь, то есть чему научиться?
Поступок | Положительный или отрицательный поступок? | Нравственный урок |
1. « Братья ссорились каждый день, как чужие» стр 62 | отрицательный | Нельзя ссориться с братьями и сёстрами. Ссоры могут привести к беде. |
2. Старший со словами «оставь меня в покое» вытолкал во двор братика на холод и запер дверь. Стр 63 | отрицательный | Нельзя так обращаться с братьями и сёстрами. Брат мог испугаться. Он мог простыть и заболеть. |
3. Старший идёт искать Младшего | положительный | Совершил ошибку - исправляй |
4.Растапливает ледяную дверь. Много трудится. | положительный | Чтобы чего-то добиться надо много стараться, много трудиться |
5. Старший отогревает зверей | положительный | Помогай всем. Если тебе понадобиться помощь, и тебе кто-нибудь поможет. |
6. Старший кормит зверей | положительный | Делай добрые дела. |
Приложение 2
Родная русская литература 6 класс
Рабочий лист ( группа 2)
Задание 3. Найдите в тексте сказки эпизоды, где братья совершают отрицательные , ошибаются( укажите страницу).Кто от их поступков страдает? Какие уроки можно из этого извлечь?
Отрицательный поступок , ошибка | Кто страдает от их действий и слов | Нравственный урок |
1. Братья ссорились каждый день, как чужие | Вся семья (отец только в лесу и был весел) | Не ссорьтесь с братьями и сёстрами, любите их, ведь вместе вы – семья. Обиды, ссоры отдаляют родных, делают их чужими, могут привести к беде. |
2.Старший дал честное слово отцу, что во время отсутствия родителей всё будет в порядке и он не обидит младшего . И не сдержал его. | Вся семья | Будь ответственным за свои поступки. Если дал слово, держи, как бы тяжело ни было. |
3 Старший не хотел играть с Младшим, который скучал, хотя обещал быть за отца. А история про Синдбада-Морехода могла бы заинтересовать Младшего, ведь ему уже 7 лет. | Оба брата. | Не будь эгоистом, будь , внимательным к своим близким, они твоя семья. Отложи свои дела ради брата или сестры. |
4.Старший со словами «оставь меня в покое» вытолкал во двор братика на холод вечером и запер дверь. | Сначала Младшему. Он на холоде один ночью. Потом Старшему , он горько плакал и просил прощения. А затем родителям, которые сразу лишились двоих детей. Отец так огорчился, что поседел. | От злых слов и поступков может пострадать вся семья. Совершить ошибку легко, а исправить трудно |
Приложение 2
Родная русская литература 6 класс
Рабочий лист ( группа 3)
Задание 3. Найдите в тексте сказки эпизоды, где герои совершают положительные поступки ( укажите страницу). Кому приносят радость, добро ? Какие уроки можно из этого извлечь?
Положительные поступки | Кому приносят добро | Нравственные уроки |
1.Старший отправляется на поиски Младшего. Он не понимает, почему они всегда ссорились. | Сам меняется, осознаёт вину перед своими близкими. Хоть и плачет, но выносит трудности жизни в замке старика. | Нужно дорожить семьёй. Быть внимательным. |
2. В плену у Прадедушки Мороза мальчик всё время думал, как растопить ледяную дверь и вызволить Младшего. | Меняется Старший . Он ищет путь к спасению брата , не теряет надежды, проявляет смекалку. | Старайся исправить ошибку во что бы то ни стало .Не бойся трудностей. |
3.Мальчик каждый день отогревал зверей и птиц, устроил им домики, кормил | И мальчику, и зверюшкам | Старайся делать добро, помогать и людям, и животным |
4.Звери и птицы помогают Старшему открыть дверь, убежать от злого старика, собирают по кусочкам рассыпавшегося брата | Всем от добра хорошо | За добро плати добром, чего бы это тебе не стоило. |
Приложение 2
Родная русская литература 6 класс
Рабочий лист ( группа 4, 5)
Задание 3. Найдите в тексте сказки эпизоды, где герои совершают положительные и отрицательные поступки(укажите страницу).Кому приносят радость, добро или несчастье? Какие уроки можно из этого извлечь? Подберите пословицы.
Поступок | Кому приносят добро или несчастье | Нравственные уроки |
1. Братья ссорились каждый день, как чужие | Вся семья страдала (отец только в лесу и был весел) | Не ссорьтесь с братьями и сёстрами, любите их, ведь вместе вы – семья. Обиды, ссоры отдаляют родных, делают их чужими, могут привести к беде. Пословицы : Ссора и вражда не доведут до добра. Не будет добра, коли в семье вражда. В семье разлад, так и дому не рад. |
2.Старший дал честное слово отцу, что во время их отсутствия всё будет в порядке и он не обидит младшего . И не сдержал его. | Вся семья страдает | Будь ответственным. Если дал слово, держи, как бы трудно ни было. Пословицы Дал слово – держи! Кому поручают, тот и отвечает |
3 Старший не хотел играть с Младшим, которому было скучно, хотя обещал быть за отца. | Оба брата. Младший мешал читать книгу,надоедал Старший думал только о себе., а братик без него скучал А история про Синдбада-Морехода могла бы заинтересовать Младшего, ведь ему уже 7 лет. | Не будь эгоистом, будь , внимательным к своим близким, они твоя семья, они тебя любят Нет таких важных дел, которые нельзя было бы отложить ради своих самых близких. |
4.Старший со словами «оставь меня в покое» вытолкал во двор братика на холод и запер дверь. | Сначала Младшему. Он на холоде один ночью, а Старший зачитался и забыл про него.Потом Старшему , он горько плакал и просил прощения. А затем родителям, которые сразу лишились двоих детей. Отец так огорчился, что поседел. | Не говори злые слова, потому что они и тебе принесут зло. Будь внимателен к родным людям, люби, цени и оберегай их. Помни: в жизни часто очень трудно исправить ошибку.А иногда даже невозможно.Это касается и детей, и родителей.Помни:обидеть можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень – очень долго. |
1.Старший, понимая , что неправ, отправляется на поиски Младшего. Он не понимает, почему они всегда ссорились. С теплотой вспоминает о братишке, очень жалеет его ,не замечая ни холода, ни темноты | Старший изменяется. Он осознаёт вину перед своими близкими. Хоть и плачет, но выносит трудности жизни в замке старика. | Нужно всегда уметь помириться и попросить прощения. Семейное согласие всего дороже. |
2. В плену у Прадедушки Мороза мальчик всё время думал, как растопить ледяную дверь и вызволить Младшего. | Старший проявляет свои лучшие черты характера. Ищет путь к спасению брата , не теряет надежды, проявляет смекалку. | Если сильно захотеть, можно многого достичь. «Когда думаешь всё об одном…, то непременно в конце концов придумаешь, что делать» ( рассказчик стр70) |
3.Мальчик каждый день отогревал зверей и птиц, устроил им домики, кормил | И мальчику, и зверюшкам | Старайся делать добро, помогать и людям, и животным |
4.Звери и птицы помогают Старшему открыть дверь, убежать от злого старика, собирают по кусочкам рассыпавшегося брата | Всем от добра хорошо | За добро плати добром, чего бы это тебе не стоило ( зайцы , дрожа от страха, сваливали с ног старика), чтобы спасти своего лучшего друга.Будешь помогать другим, и тебе в нужную минуту помогут. Друг познается в беде. |
5. Старший вызволяет братишку из заточения, но волшебства не происходит. Он остается ледяным, а на его лице застыли слезы. | Обидеть можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень – очень долго. | |
5. Старший спас Младшего, и они вернулись домой, к родителям. | Всем стало хорошо.. Борода отца снова стала чёрной. С горя люди седеют,а от радости седина исчезает. С тех пор они жили счастливо. | Помни: ответственность, уважение и забота — очень важные качества в крепких семейных отношениях. Чем дольше мы сохраняем семейные ценности – тем крепче и дружнее семья. Радость молодит, а горе старит. Человек семьею крепок Вся семья вместе, так и душа на месте. |
Приложение 3
Пословицы
- В недружной семье добра не бывает.
- Большое горе, когда семья в раздоре.
- Ссора и вражда не доведут до добра
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Дал слово – держи!
- Кому поручают, тот и отвечает.
- В недружной семье добра не бывает.
- Большое горе, когда семья в раздоре.
- Словом или дурным поступком обидеть легко – гораздо сложнее исправить.
- Семейное согласие всего дороже
- Радость молодит, а горе старит.
Литература
- Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы / Т.В. Обласова. – М.: «Русское слово – учебник, 2013. – 192 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.
- Родная русская литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил.
- Креативное мышление [Электронный ресурс]. – URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, И.А.Володарскаяи др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2014.-159 с.:ил.
- Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии./Е.Ю.Ривкин.-Волгоград: Учитель, 2014, -183 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)
Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)
Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"
Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Итоговый урок по родной (русской) литературе 5-9 кл.
Это универсальная разработка итогового урока в виде соревнования между учениками "Загадки книгочея". Позволяет проверить знания в зависимости от предложенного материала....

Урок по родной (русской) литературе «Слово о невозвернувшихся с поля ратного» (из "Сказа о Беломорье" К.П.Гемп)
Урок-анализ очерка из книги К.П.Гемп "Сказ о Беломорье"...

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...
