Урок по родной русской литературе в 6 классе "Нравственные уроки сказки Евгения Шварца "Два брата""
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок по родной русской литературе в 6 классе  направлен на формирование читательской грамотности и креативного мышления. Также материал можно использовать на уроках внекласссного чтения в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_uroki_skazki_evgeniya_shvartsa_dva_brata.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  родной русской литературы

«Нравственные уроки сказки Евгения Шварца «Два брата»»

Место урока в теме и в программе по предмету: по программе запланировано два урока, данный урок по теме  является заключительным. На 1-ом   учащиеся познакомились с биографией Е.Л. Шварца, сюжетом  1-ой части сказки, отвечали на самостоятельно составленные  вопросы. Составляли план. Дома нужно было дочитать сказку, поразмышлять над вопросами после текста.

Цель (прописанная через результат).

Учащиеся будут знать:

  • не менее 5-6 нравственных уроков сказки;
  • 3-4 пословицы об отношении в семье, о добре, ответственности.

Учащиеся будут уметь (демонстрировать):

  • устно высказывать своё мнение о прочитанном;
  • извлекать информацию из текста для  аргументации и подтверждения определенных  нравственных черт героев;
  • анализировать и делать выводы на основе информации из  текста;
  • устанавливать логические связи между событиями;
  • соотносить заглавие с темой и основной мыслью произведения;
  • давать  характеристику персонажам на основе выявления и осмысления их  поступков, мотивов их поведения, чувств и мыслей;
  • определять отношение автора к событиям и героям

Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:

1.Самостоятельная работа  содержит критерии оценивания (Приложение 1)

 2.Дифференцированные письменные  задания для групп

оцениваются учителем по следующим критериям: 90 – 100% выполнения- «5», 75-89 % - «4», 51-74% - «3», менее 50% - «2».

3. Устные ответы оцениваются согласно Положению о критериях оценивания предметных результатов в соответствии  с ФГОС

 Описание урока

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

Отведенное время

1

Организационный момент.

1мин

2

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня мы продолжим разговор о событиях и героях полюбившейся вам сказки  Евгения Шварца «Два брата».

Демострация слайда №2

Читааю слова Е.Шварца

- Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.  

- Так о чём дума? Что хотел подсказать нам, современным  читателям, автор, написавший сказку почти 80 лет назад?

- Тема нашего урока «Нравственные уроки сказки Евгения Шварца «Два брата»»

Слушают учителя.

2 мин

3

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Задание 1

(используется приём «Перепутанные логические цепочки» с самопроверкой и самооценкой.)

-Дома вы дочитали сказку «Два брата», которая вам, я помню, очень понравилась. Прежде, чем услышать автора, нужно вспомнить сюжет сказки. На столах у вас лежат рабочие листы, подпишите их, расположите фрагменты текста 2-ой  части сказки  в нужной последовательности. (Приложение 1) А затем  проверьте свои работы и оцените себя (ответы демонстрирутся  на слайде № 3  после отведённого для работы времени)

Читательское умение: понимать фактологическую информацию (последовательность событий); приём, формирующий креативное мышление: умение видеть логические несоответствия.

Выполняют  индивидуальное письменное задание. Затем с помощью ответов, помещённых на слайде ( слайд № 3), проверяют работу  и оценивают себя.

5 мин

Задание 2

Коллективное обсуждение заглавия фрагмента.

- Как можно озаглавить 2-ю часть сказки? Я предлагаю вам варианты. А вы отвечайте: верно или нет (демонстрация слайда №4)

1. Украденные ключи

2. Солнышко оживило Младшего.

3. Побег

4.Подвиги птиц

5. Как Старшему удалось спасти Младшего и они вернулись домой

6.Возвращение братьев домой

Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу,

Используется приём«Верно – неверно» (формирует креативность мышления)

Устно строят рассуждения, высказывая своё мнение о прочитанном

Примерные ответы:

-Заглавие «Украденные ключи» неверно. Хотя это и важный эпизод, но это лишь часть 2-ой главы, одна микротема, оно недостаточно отражает  содержание всего фрагмента.

- Это заглавие (№6) верно,  но всё-таки  более полно отражает содержание 2-ой части сказки ответ № 5, потому что в сказке повествуется и о том, как удалось старшему брату спасти младшего, а на это ушло много времени и об этом подробно написано в сказке.

5 мин

4

Коммуникативный этап урока (работа с текстом)

(Роль учителя – организатор работы детей)

1.Работа в группе

Ребята рассаживаются по группам ( состав известен)

- Ребята, у каждого на столе есть рабочий лист с таблицей. (Приложение 2). Выполните задания.

(Каждой группе предлагаются дифференцированные задания).  -Вспомните пословицы, которые бы подошли к  сказке, запишите в таблицу. Вы их найдёте в Приложении 3 ( Приём работы с пословицами - логически – поисковое  задание). 

Читательские умения: извлекать информацию из текста для аргументации и подтверждения определенных черт героев;

анализировать и делать выводы на основе информации из  текста;

давать  характеристику персонажам на основе выявления и осмысления их  поступков, мотивов их поведения, чувств и мыслей;

определять отношение автора к событиям и героям

Во время выполнения групповой работы  слежу за дисциплиной, если у ребят возникают вопросы по заданию, даю рекомендации.

Выполняют задание на рабочих листах. Советуются с товарищами., помогают. Текст сказки – в учебном  пособии

Родная  русская  литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил.   стр.  62-69.

Кратко записывают события, делают выводы.

18мин

2. Представление результатов работы.

Выслушиваю ответы детей.

При необходимости поправляю, дополняю.

Представители из каждой группы делятся результатами своей работы.  В ходе обсуждения может возникнуть спор,  что является положительным моментом.

Примерный ответ ученика:

- Дети не слушались родителей, всё время ссорились, несмотря на уговоры отца. Они очень его огорчали. Ему даже домой не хотелось идти. (Далее зачитывает отрывок из текста  учебного пособия ,стр. 62).

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома  он  часто  вздыхал  и

хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного  лесничего  очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было  двенадцать лет, а Младшему - семь. Как лесничий  ни  уговаривал  своих  детей, сколько ни просил, - братья ссорились каждый день, как чужие.

 Делает вывод, извлекает урок:

- Автор хотел нам сказать, что надо в семье жить дружно. Не ссориться, ведь это может плохо кончиться. Нельзя огорчать родителей, их нужно беречь. Народ сложил много пословиц о семье, например: в семье разлад, так и дому не рад или  большое горе, когда семья в раздоре.

7 мин

5

Рефлексия. Беседа

Предлагаю вопросы.

1. Почему у детей нет имён?

2. А  для чего автору  понадобился Прадедушка Мороз?

3. В чём необычность сказки?

4. Услышали ли вы голос автора?

Отвечают на вопросы.

Примерные ответы детей:

1.Неважно, как зовут. Можно подставить любое имя. Важно то, что события могут произойти в действительности в любой семье

2.Это же сказка волшебная, там обязательно должен быть злой герой. А ещё он дан для сравнения. Автор как бы говорит: если будешь плохо себя вести, попадёшь в ледяной замок

3.Это сказка волшебная, а события  как в жизни.

4.Автор почти всё время нас чему-то учит. Делает это незаметно.

5. Особенно хорошо  учит нас любить своих родственников и помогать тем, кто попал в беду.

5 мин

Выставление отметок за устные ответы, запись домашнего задания

2

  1. Перечень дидактических материалов        
  1. Текст сказки  Е.Л.Шварца  «Два брата» (Родная  русская  литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил.)
  2. Рабочие листы        

Оснащение урока:

1. компьютер;

2.мультимедиапроектор;

3 экран;

4 презентация по теме урока.

Приложение 1

Родная  русская литература  6 класс

Рабочий лист

Ф. И.   ________________________________________________________________

Тема: Нравственные уроки сказки Евгения Львовича Шварца «Два брата»

(Чему научила меня  эта сказка?)

Задание 1.Расставьте в хронологической последовательности события сказки

События сказки

Моё решение

Проверка

1. Старший пытается растопить ледяную дверь. Каждый день он отогревает,  кормит  зверей и птиц.

2

2

2. Прадедушка Мороз узнаёт о планах мальчика, обещает его заморозить. Звери и птицы достают ключ от ледяной двери и помогают её открыть.

3

3

3. Старший думает о том, чем разбить ледяную дубовую дверь. Старик хвалит мальчика за спокойствие и рассказывает о древних временах

1

1

4. Прадедушка Мороз гонится за братьями, пытается заморозить мальчика. Старший роняет братика, и он разбивается. Ему помогают звери. Они по кусочкам собирают Младшего, и он оживает.

5

5

5.Старший забирает ледяного  брата и  убегает из дворца.

4

4

6.Встреча с родителями. Седая борода отца становится чёрной.

6

6

Задание 2. Проверьте  и оцените  себя

Баллы

Отметка

1.Я очень внимательно прочитал(а) сказку и всё запомнил (а)      5 баллов

5 баллов

5

2. Я был (а) не очень внимателен при чтении, допустил(а) 1-2  ошибки   4 балла

3.Я невнимательно прочитал(а) сказку, допустил (а)  3-4 ошибки     3 балла

4.Я был очень невнимателен ( более 4 ошибок)

Пожелание для меня ( заполняется по желанию)

Молодец!

Критерии: 5 баллов-«5», 4 балла –«4», 3 балла – «3», менее 3 баллов – «2»


Приложение 2

Родная  русская литература  6 класс

Рабочий лист ( группа 1)

Задание 3.Найдите в тексте сказки   эпизоды, где братья  совершают отрицательные и положительные поступки. (укажите страницу).  Какие уроки можно из этого извлечь, то есть чему научиться?

Поступок

Положительный или отрицательный поступок?

Нравственный урок

1.  « Братья ссорились каждый день, как чужие» стр 62

отрицательный

Нельзя ссориться с братьями и сёстрами. Ссоры могут привести к беде.

2. Старший со словами «оставь меня в покое»  вытолкал во двор братика на холод  и запер дверь. Стр 63

отрицательный

Нельзя так обращаться с братьями и сёстрами. Брат мог испугаться. Он мог простыть и заболеть.

3. Старший идёт искать Младшего

положительный

Совершил ошибку - исправляй

4.Растапливает ледяную дверь. Много трудится.

положительный

Чтобы чего-то добиться надо много стараться, много трудиться

5. Старший отогревает зверей

положительный

Помогай всем. Если тебе понадобиться помощь, и тебе кто-нибудь поможет.

6. Старший кормит зверей

положительный

Делай добрые дела.


Приложение 2

Родная  русская литература  6 класс

Рабочий лист ( группа 2)

Задание 3.  Найдите в тексте сказки   эпизоды, где братья  совершают отрицательные , ошибаются( укажите страницу).Кто  от их поступков  страдает? Какие уроки можно из этого извлечь?

Отрицательный поступок , ошибка

Кто  страдает от их действий и слов

Нравственный урок

1. Братья ссорились каждый день, как чужие

Вся семья  (отец только в лесу и был весел)

Не ссорьтесь с братьями и сёстрами, любите их, ведь вместе вы – семья. Обиды, ссоры отдаляют родных, делают их чужими, могут привести к беде.

2.Старший дал честное слово отцу, что во время отсутствия  родителей всё будет в порядке и он не обидит младшего . И не сдержал его.

Вся семья

Будь ответственным за свои поступки.

Если дал слово, держи, как бы тяжело ни было.

3 Старший не хотел играть с Младшим, который скучал, хотя обещал быть за отца. А история про Синдбада-Морехода могла бы заинтересовать Младшего, ведь ему уже 7 лет.

Оба брата.

Не будь эгоистом,  будь  ,  внимательным  к своим близким, они твоя семья. Отложи свои дела ради брата или сестры.

4.Старший со словами «оставь меня в покое»  вытолкал во двор братика на холод  вечером  и запер дверь.

Сначала Младшему. Он на холоде один ночью. Потом Старшему , он горько плакал и просил прощения. А затем родителям, которые сразу лишились двоих детей. Отец так огорчился, что поседел.

От злых слов и поступков может пострадать вся семья. Совершить ошибку легко, а исправить трудно


Приложение 2

Родная  русская литература  6 класс

Рабочий лист ( группа 3)

Задание 3.  Найдите в тексте сказки   эпизоды, где герои совершают положительные поступки ( укажите страницу). Кому приносят радость, добро ? Какие уроки можно из этого извлечь?

Положительные поступки

Кому приносят добро

Нравственные уроки

1.Старший  отправляется на поиски Младшего. Он не понимает, почему они всегда ссорились.

Сам меняется, осознаёт вину перед своими близкими. Хоть и плачет, но выносит трудности жизни в замке старика.

Нужно дорожить семьёй. Быть внимательным.

2. В плену у Прадедушки Мороза мальчик всё время думал, как растопить ледяную дверь и вызволить Младшего.

Меняется Старший . Он ищет путь к спасению брата , не теряет надежды, проявляет смекалку.

Старайся исправить ошибку во что бы то ни стало .Не бойся трудностей.

3.Мальчик каждый день отогревал зверей и птиц, устроил им домики, кормил

И мальчику, и зверюшкам

Старайся делать добро, помогать и людям, и животным

4.Звери и птицы помогают Старшему открыть дверь,         убежать от злого старика, собирают по кусочкам рассыпавшегося брата

Всем от добра хорошо

За добро плати добром, чего бы это тебе не стоило.


Приложение 2

Родная  русская литература  6 класс

Рабочий лист ( группа 4, 5)

Задание 3.  Найдите в тексте сказки эпизоды, где герои совершают положительные  и отрицательные поступки(укажите страницу).Кому приносят радость, добро  или несчастье?  Какие уроки можно из этого извлечь? Подберите пословицы.

Поступок

Кому приносят добро или несчастье

Нравственные уроки

1. Братья ссорились каждый день, как чужие

Вся семья  страдала (отец только в лесу и был весел)

Не ссорьтесь с братьями и сёстрами, любите их, ведь вместе вы – семья. Обиды, ссоры отдаляют родных, делают их чужими, могут привести к беде.

Пословицы :

Ссора и вражда не доведут до добра.

Не будет добра, коли в семье вражда. В семье разлад, так и дому не рад.

2.Старший дал честное слово отцу, что во время их отсутствия всё будет в порядке и он не обидит младшего . И не сдержал его.

Вся семья страдает

Будь ответственным.

Если дал слово, держи, как бы трудно ни было.

Пословицы

Дал слово – держи!  Кому поручают, тот и отвечает

3 Старший не хотел играть с Младшим, которому было скучно, хотя обещал быть за отца.

Оба брата. Младший мешал читать книгу,надоедал Старший думал только о себе., а братик без него скучал А история про Синдбада-Морехода могла бы заинтересовать Младшего, ведь ему уже 7 лет.

Не будь эгоистом,  будь , внимательным  к своим близким, они твоя семья, они тебя любят Нет таких важных дел, которые нельзя было  бы отложить ради своих самых близких.

4.Старший со словами «оставь меня в покое»  вытолкал во двор братика на холод  и запер дверь.

Сначала Младшему. Он на холоде один ночью,  а Старший зачитался и забыл про него.Потом Старшему , он горько плакал и просил прощения. А затем родителям, которые сразу лишились двоих детей. Отец так огорчился, что поседел.

Не говори злые слова, потому что они  и тебе принесут зло. Будь внимателен к родным людям, люби, цени и оберегай их. Помни: в жизни часто очень трудно исправить ошибку.А иногда даже невозможно.Это касается и детей, и родителей.Помни:обидеть  можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень – очень долго.
Словом или дурным поступком обидеть легко – гораздо сложнее исправить.

1.Старший, понимая , что неправ, отправляется на поиски Младшего. Он не понимает, почему они всегда ссорились. С теплотой вспоминает о братишке, очень жалеет его ,не замечая ни холода, ни темноты

 Старший изменяется. Он осознаёт вину перед своими близкими. Хоть и плачет, но выносит трудности жизни в замке старика.

Нужно всегда уметь помириться и попросить прощения. Семейное согласие всего дороже.

2. В плену у Прадедушки Мороза мальчик всё время думал, как растопить ледяную дверь и вызволить Младшего.

Старший проявляет свои лучшие черты характера. Ищет путь к спасению брата , не теряет надежды, проявляет смекалку.

Если сильно захотеть, можно многого достичь. «Когда думаешь всё об одном…, то непременно в конце концов придумаешь, что делать» ( рассказчик стр70)

3.Мальчик каждый день отогревал зверей и птиц, устроил им домики, кормил

И мальчику, и зверюшкам

Старайся делать добро, помогать и людям, и животным

4.Звери и птицы помогают Старшему открыть дверь, убежать от злого старика, собирают по кусочкам рассыпавшегося брата

Всем от добра хорошо

За добро плати добром, чего бы это тебе не стоило ( зайцы , дрожа от страха, сваливали с ног  старика), чтобы спасти своего лучшего друга.Будешь помогать другим, и тебе в нужную минуту помогут.

Друг познается в беде.

5. Старший вызволяет братишку  из заточения, но волшебства не происходит. Он остается ледяным, а на его лице застыли слезы.

Обидеть можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень – очень долго.

5. Старший  спас Младшего, и они вернулись домой, к родителям.

Всем стало хорошо.. Борода отца снова стала чёрной. С горя люди седеют,а от радости седина исчезает.

С тех пор они жили счастливо.

Помни: ответственность, уважение и забота — очень важные качества в крепких семейных отношениях. Чем дольше мы сохраняем семейные ценности – тем крепче и дружнее семья.

Радость молодит, а горе старит. Человек семьею крепок Вся семья вместе, так и душа на месте.


Приложение 3

Пословицы

  1. В недружной семье добра не бывает.
  2. Большое горе, когда семья в раздоре.
  3. Ссора и вражда не доведут до добра
  4. Не будет добра, коли в семье вражда.
  5. В семье разлад, так и дому не рад.
  6. Дал слово – держи!
  7. Кому поручают, тот и отвечает.
  8. В недружной семье добра не бывает.
  9. Большое горе, когда семья в раздоре.
  1. Словом или дурным поступком обидеть легко – гораздо сложнее исправить.
  2. Семейное согласие всего дороже
  3. Радость молодит, а горе старит.


Литература

  1. Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы / Т.В. Обласова. – М.: «Русское слово – учебник, 2013. – 192 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.
  3. Родная  русская  литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.].- М.: Просвещение, 2021. -192 с.: ил.
  4.  Креативное мышление [Электронный ресурс]. – URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php.  
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, И.А.Володарскаяи  др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2014.-159 с.:ил.
  6. Профессиональная  деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии./Е.Ю.Ривкин.-Волгоград: Учитель, 2014, -183 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Итоговый урок по родной (русской) литературе 5-9 кл.

Это универсальная разработка итогового урока в виде соревнования между учениками "Загадки книгочея". Позволяет проверить знания в зависимости от предложенного материала....

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...