Урок по родной (русской) литературе «Слово о невозвернувшихся с поля ратного» (из "Сказа о Беломорье" К.П.Гемп)
методическая разработка (9 класс)

Карбусова Ирина Евгеньевна

Урок-анализ очерка из книги К.П.Гемп "Сказ о Беломорье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_k.gemp_.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Ознакомьтесь с информацией о К.П.Гемп

Ксения Петровна Гемп (5 (17) декабря 1894 годаСанкт-Петербург — 3 февраля 1998Архангельск) — российский учёный — альголог, географ, гидрограф, историк, палеографэтнограф, выдающаяся исследовательница Русского Севера.

Автор публикаций по исследованию, разведению и использованию морских водорослей. Почётный доктор Поморского государственного университета и Северного государственного медицинского университета.

Собиратель и издатель письменных и устных памятников истории и культуры Поморья. Почётный член Географического общества СССР, Ломоносовского фонда, Всесоюзного Пушкинского общества.

Почётный гражданин города Архангельска.

К. П. Гемп, получившая хорошее гуманитарное образование, всегда интересовалась культурой Русского Севера, этнографическими изысканиями, историей освоения территории, краеведением. За годы путешествий и экспедиций по изучению ареала распространения морских водорослей она накопила множество документальных свидетельств и записей о промыслах, жизненном укладе и обычаях поморов, нашла и сохранила старинные поморские карты и лоции.

Многие её этнографические наблюдения вошли в книгу «Сказ о Беломорье» (1983), которую писатель Ф. А. Абрамов назвал «энциклопедией народной культуры Беломорья».

«Это замечательная книга. Одна из самых патриотических, но безо всякой патриотической патетики, преисполненная любви и уважения к людям нашего Севера»(Д.С.Лихачёв)

2. Прочитайте фрагмент из книги К.П.Гемп «Сказ о Беломорье»

                       «Слово о невозвернувшихся с поля ратного»

Бой идет, бой на земле, на море, в поднебесье. Смертный тяжкий бой. Враг напал на нас, силен и изворотлив.

1.Весь народ поднялся на защиту Родины своей. Вровень всем поднялись и северяне. Встали на борьбу за жизнь, за правду и свободу. Не впервой стеной стоять им. Не впервой их рука не дрогнет на прави́ле, не впервой их глаз наметит в точку цель удара, не впервой их тяжелый верный штык найдет свой путь. Беломорский край, суровый и отлеглой, закалил сыновей и дочерей своих, научил за отчий дом стоять, научил беречь, хранить жизнь привольную свою, научил плечо и руку соседа – друга верного – ценить, научил и кормщика избрать.

2.Не помедлив поднялися все по воинскому долгу, по заветам дедов и отцов, по зову разума и сердца своего, по призыву кормщиков своих. Бой идет. Бой кровавый, долгий. Готовы северяне нести все тяготы его, нести их до конца. А где, когда, какой конец? Конец один – победный, он впереди. Держит каждый ту победу во своей руке, хранит и в памяти, и в сердце каждый ту задумку о победе. Коль придет такое дело, верные сыны и дочери жизнь свою, которая зовет и манит дальше, отдать готовы за Мать-Родину свою, за правую победу. Извечно повелося так у нас, и будет так. Напутствие сердечное им всем дала страна родная – в узелочке горсточка отеческой земли и на груди благословение материнское. Нерушимы заветы эти. Они – опора в тяготах, надежда, свет впереди. В котомочке заплечной чистая рубаха, так, на случай. Книжечка заветная там же, она не раз утешит в горький час.

3.Но с поля ратного, победного возвернулися не все. Огневая буря обожгла, спалила многих, а они-то, не дрогнувши, стремилися вперед к вечному концу кровавых битв, стремилися к жизни мирной, труду и счастью. Полегли бойцы отважные, кто в землю, кто на дно морское. Полегли в бою, за дело правое положили жизнь свою.

4. И в печали, горести великой, но не тяготит, легко лежит над ними кровью их политая земля. По вёснам, летом приветно зеленеет и цветет для них она, в осеннюю пору под листом багряным, памятным, отдыхать зачнет, а в зиму ее белый снег покроет, легкий, чистый. Хранит и бережет земля родная защитников своих. Оберегает море их и в спокое, и в грозе, и в шторме ином. На дне морском в тиши, на глубях темных не тревожит их каменье перекатное, не засыпают их пески.

Покой уснувшим вечный. Почет уснувшим вечный. Память вечная.

5. Как пришли до дому вести скорбные, запечалился весь Поморский край. Белая береза молодая обронила слезу чистую, ива старая горючи слезы пролила. Загудели, как струна на ветрах, сосны мачтовые, зашумели глухо ели темные, вересок душмяный ране времени сини ягоды сронил. Пестры цветики позакрыли чашечки свои, и трава, высокая зеленая трава, склонилась долу. Накатила туча грозовая, огневая молния рассекла ее, скрылся месяц, закатилось Солнце в огневой заре вечерней, прокатились громы, пролились дожди, простучали градины, затревожились сполохи, и пали звезды до земли, всколыхнулась она. Горе-горькое…

6. Застонал, рыдает взводень ярый беломорский. А с востока налетели ветры буйные, рвут они со взводней гребни пенные. И пылит, бушует горькой вестью растревоженное море, с силой бьет накат на берег, бьет об угор высокий и взлетает до вершин кекуров. В пене, с грохотом несет он слезы гневные, кровавые, слезы горя неизбывного, сердце рвущего. Тяжелы те слезы – пробивают они камень, скалы, хоронятся в них. Море Белое их льет. Это память моря вечная по воинам – защитникам своим. Каплей каменеет на век каждая соленая беломорская слеза. Памятен тот камень каждому, повидавшему его, темным пламенем горит и не меркнет он. То гранат – печали сердца камень. Трудно открывают его скалы – берегут. Берегут и те, кому открылся он.                                            С поля ратного возвернулися не все.

       И звенел литийный колокол. Звенел не день, не два. Звенел он скорбно и протяжно, печали полон. Звенел тот колокол, что один еще остался на деревянной старой звоннице, три века пережившей. Она-то, красота нетленная, служила верно памяти народной. По всему Беломорью слышали тот звон.

В домах и родных, и близких, и далеких память верная живет – о воинах-защитниках, о их пути отважном, тяжком и победном. Живет неизбывная, гордая матери печаль, матери, отдавшей Родине сокровище свое. Живет и память-гореванье молодой жены, осталась ей лишь песня недопетая о счастливой жизни. Живет и образ светлый воина-героя, память детская по отцу родному.

Помнят все свои утраты и не забудут их. Это нашей Родины утраты. Их не забывают и утрат не знавшие. След в след отцам идут сыны вперед. Теперь они – защита жизни, совести и правды на всей Земле. Они – опора наша верная: борцы за мир…

Прошли года. Завоевана Победа долгожданная. И звенит многоголосный хор народный, как колокол звенит. Победу славит.

. 3 .Определите ТЕМУ (о чём) и основную мысль фрагмента.       4. Составьте тезисный или назывной план «Слова…»

  1. Перечитайте ВЫДЕЛЕННЫЕ абзацы текста.
  2. Как автор характеризует СЕВЕРЯН в 1 выделенном абзаце?
  3. О каких ЗАВЕТАХ идет речь во 2 выделенном фрагменте?
  4. В 3, 4, 5, 6 выделенных фрагментах найдите примеры изобразительных средств (не менее 3-4)

Изобразительно-выразительные средства

Примеры

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Народно-поэтические слова и сочетания (близкие к фольклорным, сказочным, песенным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Итоговый урок по родной (русской) литературе 5-9 кл.

Это универсальная разработка итогового урока в виде соревнования между учениками "Загадки книгочея". Позволяет проверить знания в зависимости от предложенного материала....

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...