конспект урока по родной русской литературе
план-конспект урока (5 класс)

Новоселова Ольга Владимировна

музыка родного (Астраханского) края 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: "МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА И КРАЯ"

Тип урока: изучения новых знаний.

Цель: сформировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России; воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;.
  • Учить слушать музыку.
  • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.

Оборудование:  мультимедийный проектор, портреты музыкантов, иллюстрации книг русской песни,.

Эпиграф:

«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон.

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

III. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Мы рассмотрели уже некоторые русские народные  традиции,  сказки, поговорки, национальный костюм, свой орнамент, сегодня поговорим о народных песнях.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  •  благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях?

(Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.)

- Как вы думаете, когда люди поют?

Учитель: На протяжении многих веков, в песнях русского народа нашло свое отражение всё то, чем жил простой народ - его прошлое, настоящее и вера в будущее. «Песня - душа народа» - эта мысль утверждалась великими русскими композиторами XIX века. И потому русская народная песня явилась той основой, на которой сформировалась русская классическая музыка - музыка Чайковского, Бородина, Глинки, Римского-Корсакова и Мусорского. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, страстно полюбивших русскую музыку и имена которых навсегда вошли в историю русской музыкальной культуры. Это содружество получило название «Могучая кучка» или «пятёрка» - по количеству его участников: Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и глава кружка М.А.Балакирев.

Милий Алексеевич Балакирев (1836 -1910г)  был первым из русских музыкантов, совершивших специальную поездку для записи песен  на Волгу .  В 1860 году композитор вместе с русским поэтом, исследователем и знатоком русского фольклора Н.Ф. Щербиной совершили поездку по Волге на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно, специально для записи народных песен. Песни записывались в значительной части от матросов и пароходных кочегаров, в одноголосном, а не хоровом исполнении. Так же записывались песни на пути в остановках. В сборнике в названиях песни указывалось, в какой губернии, уезде или селе исполнялась и была записана песня, а в некоторых случаях конкретный человек, как например хороводная «Во лузях» «сообщена г. Гриневымъ». За время путешествия была проделана большая художественная и исследовательская работа. Многие из привезенных им песен еще не были ранее известны. Лучшие из них вошли в «Сборник русских народных песен», выпущенный им в 1866 году и ставшим крупным музыкальным событием. В сборник вошли 40 песен разных по своему содержанию и манере исполнения - хороводные, лиричные протяжные, свадебные, шуточные, уличные, бурлацкие песни. Об одной из них хочется сказать подробнее т.к. записана она была в Астрахани, песня хороводная «Во лузях» ( «лузь» - по толковому словарю В.Даля «луг», «луга»). Текст песни такой:

«Во лузяхъ, во лузяхъ, во зеленыихъ лузяхъ,

Выростала, выростала трава шёлковая

Разцвели, разцвели цветы лазоревые,

Вотъ пошли, вотъ пошли духи малиновые…»

Сборник М.А. Балакирева представляет большую музыкальную, этнографическую и художественную ценность. В своей статье, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1866г., русский композитор, член «Могучей кучки» Ц.А.Кюи писал: «Для будущего потомства - это сокровищница, в которой останутся следы народного музыкального творчества в неискаженном виде. Заслуга, которую оказал Балакирев русской музыке этим сборником,- громадна».

IV. Физминутка

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:

Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.

Игра «Собери слоги – назови жанр». Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.

Е ис ри то чес

Дат ски  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу  

 е деб сва ны

туш час ки

Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и другие песни. (запись на доске и в тетрадях в виде ветвей на березе)

Название песни

Жанр песни

Во поле береза стояла

Хороводная

Солдатушки, браво, ребятушки!

Солдатская

Лебедин мой, лебедин

Плясовая

Эй,ухнем

Трудовая

Камаринская

Плясовая

Учитель: «Где музыка берёт начало,

 В каком краю её рассвет?

В краю, где детство отзвучало,

В краю, где ты оставил след»

Учитель: Знаете ли вы, где музыка берет начало  музыке Астраханского края? Какая же она музыка твоего края, где ты родился и живешь? Как она развивалась? О какой истории она повествует? Какие имеет собственные черты и особенности, отличающие её от музыки других регионов? Знаете ли Вы имена земляков, которые принесли музыкальную известность нашему краю и нашей Родине в целом?  На эти вопросы мы сейчас постараемся с вами ответить.

Достоянием Астраханского края является не только его интересная история, богатейшая природа и уникальная архитектура, это и музыкальная культура, которая имеет свои истоки развития и свои имена. Итак…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

--Астраханский край – это многонациональный край. В течении долгого времени Астрахань служила прибежищем для вольных людей, бежавших из разных уголков России от невыносимого помещичье – крепостного произвола и гнета;

--Астраханская народная песня начинается с песен и сказов рыбаков. Любимым их жанром была частушка. Некоторые из них записал Максим Горький в рассказе «Мальва»;

--Профессиональная музыкальная культуры Астрахани начинается с создания церковно – певческого хорового коллектива на территория Астраханского Кремля; Эти традиции продолжают современные люди. (просмотр фрагментов выступления хора)

--Тредиаковский Василий Кириллович (Тредьяковский) - астраханец, известный русский учёный, академик и поэт XVIII века был певчим этого архиерейского хора.

--Именно в Астрахани в 1816 году издавался первый в России музыкальный журнал под руководством капельмейстера, дирижера Н.В. Добровольского, он назывался "Азиатский музыкальный журнал». В нем предполагалось помещать песни и пляски разных народов;

-- Подъесаул казачьего войска А.Догадин записал в 1900-е годы свыше 300 песен, большая часть которых вошла в сборник «Былины и песни астраханских казаков» 1911 – 1914 гг.

--В астраханском крае побывал с гастролями Василий Васильевич Андреев - организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов;

--В 1880 году в местечке Сахма под Астраханью поселяется Курмангазы Сагырбаев - легендарный казахский народный музыкант, композитор, домбрист. Его любимая ученица — Дина Нурпеисова, жила в Астраханском Прикаспии.

--В 1883 году в Астрахани на средства купца Плотникова был построен зимний театр, на сцене которого выступало много выдающихся русских актеров и певцов.

-- Здесь постоянно давали гастрольные концерты именитые певцы и музыканты: Артур Рубинштейн, Ванда Ландовская, Станислав Борцевич, А. Т. Гречанинов.

-- Федор Шаляпин был в Астрахани с концертами 4 раза;

--В 1900 году музыкальные классы под руководством А.Л. Горелова были преобразованы в музыкальное училище, воспитанниками которого являются: народная артистка СССР В. Барсова, трижды лауреат Государственной премии Э. Капп, композитор Б. Л. Клюднер, народный артист РСФСР Н. Бравин.

-- В.П. Самаренко .  Родился в 1906 г. в деревне Орловка Самарской губернии. В 1927 г. приехал в Астраханскую губернию и стал работать секретарем сельсовета в с. Маячном Икрянинского района. В 1933 г. поступил на рабфак, после его окончания в 1937 г. поступил в Астраханский педагогический институт. Затем работал учителем и завучем в Икрянинской средней школе. С 1948 г. преподавал в Астраханском педагогическом институте.

Сфера его интересов была весьма обширна. Одним из известных исследований В.П. Самаренко является «В.К. Тредиаковский в Астрахани». Работая над этой книгой в Государственном архиве Астраханской области, он обнаружил неизвестные ранее документы, которые дали возможность уточнить некоторые подробности биографии В.К. Тредиаковского. Большую работу вел по собиранию и изучению фольклора Нижнего Поволжья. В 1969 г. в соавторстве с К.И. Ерымовским была издана книга «Каспийские легенды и сказки», рассказывающая о труде волжских рыбаков. В 1974 г. были опубликованы «Астраханские частушки». Изучал В.П. Самаренко историю и методы собирательской и издательской деятельности А.А. Догадина, автора книги «Рассказы о службе астраханских казаков». В 1978 г. вышла в свет совместная книга В.П. Самаренко и М.А. Этингера «Русские народные песни Астраханской области». В основу этого сборника были положены песни, записанные в ходе этнографических экспедиций в села Вольное и Сасыколи Харабалинского района, Рассвет Наримановского района, Каралат, Тузуклей и Чапаево Камызякского района, Грачи Енотавского района. Итогом его работы стало собрание обширного и уникального материала по истории и этнографии Астраханского края.

--В 1920 году начал свою творческую деятельность Астраханский оперный театр под руководством режиссера и певца М. К. Максакова.

Осенью 1945 г. в Астрахани был создан первый в стране профессиональный рыбацкий ансамбль песни и танца «Моряна», который выступал и в городе, и на рыбацких тонях, и по всей стране.

В настоящее время существуют различные фольклорные ансамбли, которые возрождают песенные и танцевальные традиции различных народов Поволжья. Это ансамбли «Астраханская песня», «Волжаночка», «Бударочка», «Раздивье», «Скоморошина», «Калинка» и другие. (просмотр фрагментов выступлений народных коллективов)

      Стихи астраханских поэтов Нинель Мордовиной, Ольги Касимовой, Бориса Шаховского, Виктора Ерофеева, Ольги Марковой, легли в основу песен композиторов - баянистов Анатолия Гладченко, Геннадия Гордеева, Ефима Круглова, Юрия Сафонцева, Ивана Лаптева об истории, красоте и богатстве нашего края.

       Исполнительница народных песен Надежда Георгиевна Бабкина и организованный ею ансамбль «Русская песня» (ныне знаменитый Музыкальный театр фольклора), эстрадный певец Игорь Наджиев, композитор Юрий Дунаев - это наши земляки, имена которых известны и в России и за рубежом. Талантливые местные музыканты, покидая родной город, добились большого успеха, при этом не потеряли связей с Астраханью, продолжают помогать и обогащать ее музыкальную культуру. (просмотр фрагмента выступления)

Учитель: Какие мысли и чувства, передает эта песня?

V. Итог урока.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!

VI. Домашнее задание.

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе. Посмотрите передачу «Этногид» на канале ГТРК «Лотос». Познакомьтесь со сборниками народных песен в библиотеках нашего города, подготовьте понравившиеся для выразительного чтения.

VII. Рефлексия. Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

Музыкальное прощание.

Учитель: до свидания, спасибо за урок;

Обучающиеся:  до свидания, до свидания, до сви-да-ни-я!

КАК ПО МАТУШКЕ, БРАТЦЫ, ПО ВОЛГЕ

Как по матушке, братцы, по Волге,
По нагорной стороне
Эй, да плывёт лодочка, братцы, казанка
Изукрашенная,

Зелеными, лодка, парусами

Изувешанная,

Эй, да во этой, братцы, во лодке

Добрый молодец сидит.
Разудаленький, братцы, молодчик
Пораскачивался,
Эй, да по Астраханскому городочку
Порасхаживался.

С астраханскими он со купцами

Вор не кланялся ни с кем,

Эй, да со простыми, а он мужиками

Чёрной шляпы не ломал.
Астраханский губернатор
Из окошка увидал,
Он подкликивал детину
Под окошечко к себе,

Он выспрашивал детину,

Чьего роду молодец:

„Я не царского, не дворянского,

Не купеческий сынок,
Я не царского, не дворянского,
Не купеческий сынок,
Как по-наслухам я слышал,
Стеньки Разина сынок".

Е ис ри то чес

Дат ски  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу  

 е деб сва ны

туш час ки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Родной (крымскотатарской) литературе в 7 классе. Сыныфтан тыш окъув-1. "Къулакъсыз Алим".

Дерснинъ макъсады (цель):.                 1. Огретюв макъсады: инсан омюринде бильги алувнынъ,китапнынъ эмиетини анълат...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...

Итоговый урок по родной (русской) литературе 5-9 кл.

Это универсальная разработка итогового урока в виде соревнования между учениками "Загадки книгочея". Позволяет проверить знания в зависимости от предложенного материала....