Формирование читательской компетентности учащихся.
статья по литературе

Резникова Любовь Александровна

      Статья «Формирование читательской компетентности учащихся – основная задача учителя-словесника» рассказывает о формировании читательской компетентности учащихся в условиях введения ФГОС, о внедрении инновационных образовательных технологий в учебный процесс, о   нетрадиционных методических приемах работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой. Автор, опираясь на собственный опыт, показывает использование различных инновационных технологий в учебном процессе, приводит примеры эпизодов урока с применением данных технологий. Подробно описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Рассказывает о технологии, основанной на создании учебной ситуации на уроке (проблемной ситуации, ситуации целеполагания, ситуации сравнения и др.). В заключение автор делает вывод о результативности использования инновационных образовательных технологий для формирования читательской компетентности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ –

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Автор: Резникова Л.А.

Информация об авторе: учитель русского языка и литературы высшей категории, почётный работник воспитания и просвещения РФ

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица Самарской области

Аннотация

      Статья «Формирование читательской компетентности учащихся – основная задача учителя-словесника» рассказывает о формировании читательской компетентности учащихся в условиях введения ФГОС, о внедрении инновационных образовательных технологий в учебный процесс, о   нетрадиционных методических приемах работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой. Автор, опираясь на собственный опыт, показывает использование различных инновационных технологий в учебном процессе, приводит примеры эпизодов урока с применением данных технологий. Подробно описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Рассказывает о технологии, основанной на создании учебной ситуации на уроке (проблемной ситуации, ситуации целеполагания, ситуации сравнения и др.). В заключение автор делает вывод о результативности использования инновационных образовательных технологий для формирования читательской компетентности учащихся.

        Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.  

       Хотела бы поделиться своим опытом по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

        Среди многообразия путей и средств   формирования читательской компетентности наиболее значимые для школьников - использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой.

      В своей педагогической практике я применяю технологии развития критического мышления через чтение и письмо (авторы технологии - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит) , технологию, основанную на создании учебной ситуации на уроке, технология КСО (коллективный способ обучения) (по А. Г. Ривину, В. К. Дьяченко), технологию дифференцированного обучения, технологию электронного обучения, проектного обучения и другие технологии.

      Технологии, используемые мною, не вредят здоровью учащихся. Применение здоровьесберегающих технологий наряду с выполнением санитарно-гигиенических норм: соблюдение температурного режима, режима освещения класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей, чередование видов деятельности, проведение физминуток, наличие других оздоровительных моментов направлено на создание обстановки психологического комфорта. В рамках здоровьесберегающих технологий я применяю технологию КСО. Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества. У  каждого слабого ученика, работая в коллективе,  появилась возможность заработать оценку,  дополнив ответ другого или  подготовить свой вместе с товарищами и в то же время самостоятельно. Посредством коллективного способа обучения гораздо быстрее и активнее происходит возбуждение познавательного интереса, активизируются психические процессы учащихся, что вновь побуждает их к ознакомлению с новым материалом посредством смыслового чтения текста.

       В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).                                                                  

В своей работе я часто использую следующие приемы ТРКМ                                            

Приемы активного чтения:

*Прием «Чтение с пометами. Инсерт.»                                                                                                                 Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством систематизации и отслеживания понимания материала.

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия  реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

*Прием   «Толстые и тонкие вопросы» (Для более успешной адаптации во взрослой жизни,  детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно  невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные  вопросы, предполагающие неоднозначные ответы). Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

    Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?

    Было ли...?  Верно ли ...? Мог ли…?

   Дайте три объяснения, почему...?  Объясните,          

  почему...?  Почему, вы думаете...?  В чём различие  

   ...? Предположите, что будет, если ...?  Согласны        

   ли вы ...?

Примеры вопросов учащихся:

- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?

- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

*Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.                                    

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"                                                                                                                                                                  3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.                                                                                                               Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

*Прием «Двухчастный дневник»

Пример: урок по «Повести  о Петре и Февронии Муромских»», стадия вызова.

Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете  одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).

Цитата

Комментарий

1. «И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз».

2. «Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни». 

Дал слово – держи.

Завещание нужно исполнить.

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

*Приём « Синквейн»  - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.

1 строка – ключевое слово.                                Пример: урок по трагедии А.Н. Островского

2 строка – два прилагательных.                         «Гроза», стадия рефлексии.

3 строка – три глагола                                                              Гроза

4 строка – предложение, раскрывающее                   Страшная, ужасная                

 суть темы.                                                              Губит, уничтожает, разрушает

5 строка – синоним ключевого слова.                В душе борьба светлого и грешного  

                                                                                                 Суд божий.

*Приём «Кластер» - слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Пример: урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель» - стадия рефлексии

Безропотное терпение                                                   Ограниченность

 Кротость                                                                        Скудность интересов      

Душевное незлобие                                                

                                                                                         Неспособность логически

  Косноязычие                                                                                                мыслить                                                                                                                             

Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов.

*Прием «Напиши письмо»  Пример: урок по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»,   стадия рефлексии.

Учащиеся могут написать письмо героине рассказа – Вере, выразить в своём письме мысли о ней, свою признательность и т.д.

      Огромную помощь в педагогической практике мне оказывает технология, основанная на создании учебной ситуации на уроке, с чем я ознакомилась на курсах повышения квалификации у к.п.н. доцента  Сорокиной И.В.

 Учебная ситуация - это совокупность обстоятельств, положение, обстановка, созданные на уроке. Чтобы современный урок был успешным, интересным, познавательным, деятельностным, в процессе урока необходимо использовать  различные ситуации: ситуацию целеполагания, ситуацию открытия, проблемную ситуацию, ситуацию сравнения, ситуацию иллюстрацию и другие. Данные ситуации я успешно применяю в своей практике. Интересным моментом на уроке является создание проблемной ситуации.

      Проблемная ситуация – это особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели  (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден  искать новые пути и способы.

      Чтобы создать проблемную ситуацию, нужно одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или столкнуть противоположные мнения учащихся вопросом или практическим заданием. Покажу это на примерах.

Фрагмент урока литературы в 7-м классе по теме «Душевная красота главного героя А.П. Платонова «Юшка» - используется на стадии вызова

Постановка проблемы

Учитель

Ученики

Предъявление первого факта

Кто главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка»?

А что обозначает слово «Юшка»?

Больной, неприглядный старик

Юшка – просторечное название крови

Предъявление второго факта

Вам понравился главный герой?  Чем?

Да.  Он добрый, трудолюбивый.

Побуждение к осознанию

Что вас удивляет в этом человеке? Какое возникает противоречие

Его внешний вид не соответствует его душевным качествам

Формулировка проблемы

Какой у вас возникает вопрос?

Как в таких трудных жизненных условиях Юшка не озлобился, остался добрым, душевным  трудолюбивым человеком

Как можно сформулировать главный вопрос урока или его тему?

Душевная красота главного героя А.П. Платонова в рассказе «Юшка».

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

 Ситуация сравнения  развивает умение анализировать текст, умение выражать свои мысли, учат пониманию и осмыслению текста. Приведу фрагмент урока литературы с использованием ситуации сравнения:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Сравнить образы двух полководцев в В.О. войне 1812 года: М.И. Кутузова и Наполеона Бонапарта  ( Литература. 10 кл. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Находят цитаты в тексте (по вариантам: 1 вар. – образ Кутузова, 2 вар. – образ Наполеона), заполняют таблицу, делают выводы.

Результативность  учебной деятельности у учащихся очевидна:  Сформировалась читательская компетенция, наблюдается положительная динамика учебных достижений, повысился уровень учебной мотивации.  

У педагога сложилась собственная методическая система работы, а именно:

  1. создана методическая копилка с уроками русского языка и литературы по формированию читательской компетенции учащихся;
  2.  создана серия компьютерных уроков по русскому языку и литературе;
  3.   разработаны уроки с применением технологии, основанной на создании учебной  

      ситуации;

  1.  собран богатый раздаточный материал к урокам русского языка и литературы;
  2.  сформирована копилка ученических презентаций к урокам-концертам по литературе.

Список литературы

  1. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. – М.: Просвещение,2002.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.:Народное образование, 1998.
  3.  Сорокина И.В. Технология педагогического проектирования современного урока. – Самара – 2017.
  4. Турик Л.А. Как развивать критическое мышление школьников. Практические советы учителю. 2004.№5.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского областного ИПК и ПРО.
  5. Турик Л.А. Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. 2009 Ростов н/Д: Изд-во Феникс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся

В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»для учащихся 7 классов...

Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...

Формирование читательской компетентности учащихся

Читательская компетентность обучающихся – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги...

Формирование читательской компетентности у учащихся на уроках биологии.

Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это  первая ступень к функциональной грамотности, то ...