Формирование читательской компетентности учащихся.
статья по литературе
Статья «Формирование читательской компетентности учащихся – основная задача учителя-словесника» рассказывает о формировании читательской компетентности учащихся в условиях введения ФГОС, о внедрении инновационных образовательных технологий в учебный процесс, о нетрадиционных методических приемах работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой. Автор, опираясь на собственный опыт, показывает использование различных инновационных технологий в учебном процессе, приводит примеры эпизодов урока с применением данных технологий. Подробно описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Рассказывает о технологии, основанной на создании учебной ситуации на уроке (проблемной ситуации, ситуации целеполагания, ситуации сравнения и др.). В заключение автор делает вывод о результативности использования инновационных образовательных технологий для формирования читательской компетентности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ –
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
Автор: Резникова Л.А.
Информация об авторе: учитель русского языка и литературы высшей категории, почётный работник воспитания и просвещения РФ
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица Самарской области
Аннотация
Статья «Формирование читательской компетентности учащихся – основная задача учителя-словесника» рассказывает о формировании читательской компетентности учащихся в условиях введения ФГОС, о внедрении инновационных образовательных технологий в учебный процесс, о нетрадиционных методических приемах работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой. Автор, опираясь на собственный опыт, показывает использование различных инновационных технологий в учебном процессе, приводит примеры эпизодов урока с применением данных технологий. Подробно описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Рассказывает о технологии, основанной на создании учебной ситуации на уроке (проблемной ситуации, ситуации целеполагания, ситуации сравнения и др.). В заключение автор делает вывод о результативности использования инновационных образовательных технологий для формирования читательской компетентности учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
Хотела бы поделиться своим опытом по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для школьников - использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом, которые делают процесс учения развивающей средой.
В своей педагогической практике я применяю технологии развития критического мышления через чтение и письмо (авторы технологии - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит) , технологию, основанную на создании учебной ситуации на уроке, технология КСО (коллективный способ обучения) (по А. Г. Ривину, В. К. Дьяченко), технологию дифференцированного обучения, технологию электронного обучения, проектного обучения и другие технологии.
Технологии, используемые мною, не вредят здоровью учащихся. Применение здоровьесберегающих технологий наряду с выполнением санитарно-гигиенических норм: соблюдение температурного режима, режима освещения класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей, чередование видов деятельности, проведение физминуток, наличие других оздоровительных моментов направлено на создание обстановки психологического комфорта. В рамках здоровьесберегающих технологий я применяю технологию КСО. Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества. У каждого слабого ученика, работая в коллективе, появилась возможность заработать оценку, дополнив ответ другого или подготовить свой вместе с товарищами и в то же время самостоятельно. Посредством коллективного способа обучения гораздо быстрее и активнее происходит возбуждение познавательного интереса, активизируются психические процессы учащихся, что вновь побуждает их к ознакомлению с новым материалом посредством смыслового чтения текста.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).
В своей работе я часто использую следующие приемы ТРКМ
Приемы активного чтения:
*Прием «Чтение с пометами. Инсерт.» Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством систематизации и отслеживания понимания материала.
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
*Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы). Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
Примеры вопросов учащихся:
- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
*Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
*Прием «Двухчастный дневник»
Пример: урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских»», стадия вызова.
Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
*Приём « Синквейн» - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово. Пример: урок по трагедии А.Н. Островского
2 строка – два прилагательных. «Гроза», стадия рефлексии.
3 строка – три глагола Гроза
4 строка – предложение, раскрывающее Страшная, ужасная
суть темы. Губит, уничтожает, разрушает
5 строка – синоним ключевого слова. В душе борьба светлого и грешного
Суд божий.
*Приём «Кластер» - слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Пример: урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель» - стадия рефлексии
Безропотное терпение Ограниченность
Кротость Скудность интересов
Душевное незлобие
Неспособность логически
Косноязычие мыслить
Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов.
*Прием «Напиши письмо» Пример: урок по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени», стадия рефлексии.
Учащиеся могут написать письмо героине рассказа – Вере, выразить в своём письме мысли о ней, свою признательность и т.д.
Огромную помощь в педагогической практике мне оказывает технология, основанная на создании учебной ситуации на уроке, с чем я ознакомилась на курсах повышения квалификации у к.п.н. доцента Сорокиной И.В.
Учебная ситуация - это совокупность обстоятельств, положение, обстановка, созданные на уроке. Чтобы современный урок был успешным, интересным, познавательным, деятельностным, в процессе урока необходимо использовать различные ситуации: ситуацию целеполагания, ситуацию открытия, проблемную ситуацию, ситуацию сравнения, ситуацию иллюстрацию и другие. Данные ситуации я успешно применяю в своей практике. Интересным моментом на уроке является создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден искать новые пути и способы.
Чтобы создать проблемную ситуацию, нужно одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или столкнуть противоположные мнения учащихся вопросом или практическим заданием. Покажу это на примерах.
Фрагмент урока литературы в 7-м классе по теме «Душевная красота главного героя А.П. Платонова «Юшка» - используется на стадии вызова
Постановка проблемы | Учитель | Ученики |
Предъявление первого факта | Кто главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка»? А что обозначает слово «Юшка»? | Больной, неприглядный старик Юшка – просторечное название крови |
Предъявление второго факта | Вам понравился главный герой? Чем? | Да. Он добрый, трудолюбивый. |
Побуждение к осознанию | Что вас удивляет в этом человеке? Какое возникает противоречие | Его внешний вид не соответствует его душевным качествам |
Формулировка проблемы | Какой у вас возникает вопрос? | Как в таких трудных жизненных условиях Юшка не озлобился, остался добрым, душевным трудолюбивым человеком |
Как можно сформулировать главный вопрос урока или его тему? | Душевная красота главного героя А.П. Платонова в рассказе «Юшка». |
Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.
Ситуация сравнения развивает умение анализировать текст, умение выражать свои мысли, учат пониманию и осмыслению текста. Приведу фрагмент урока литературы с использованием ситуации сравнения:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Находят цитаты в тексте (по вариантам: 1 вар. – образ Кутузова, 2 вар. – образ Наполеона), заполняют таблицу, делают выводы. |
Результативность учебной деятельности у учащихся очевидна: Сформировалась читательская компетенция, наблюдается положительная динамика учебных достижений, повысился уровень учебной мотивации.
У педагога сложилась собственная методическая система работы, а именно:
- создана методическая копилка с уроками русского языка и литературы по формированию читательской компетенции учащихся;
- создана серия компьютерных уроков по русскому языку и литературе;
- разработаны уроки с применением технологии, основанной на создании учебной
ситуации;
- собран богатый раздаточный материал к урокам русского языка и литературы;
- сформирована копилка ученических презентаций к урокам-концертам по литературе.
Список литературы
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. – М.: Просвещение,2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.:Народное образование, 1998.
- Сорокина И.В. Технология педагогического проектирования современного урока. – Самара – 2017.
- Турик Л.А. Как развивать критическое мышление школьников. Практические советы учителю. 2004.№5.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского областного ИПК и ПРО.
- Турик Л.А. Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. 2009 Ростов н/Д: Изд-во Феникс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся
В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
формирование читательской компетентности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»для учащихся 7 классов...
Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...

Формирование читательской компетентности учащихся
Читательская компетентность обучающихся – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги...

Формирование читательской компетентности у учащихся на уроках биологии.
Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это первая ступень к функциональной грамотности, то ...








