Урок . "Образ Обломова" ( роман А.И.Гончарова)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок по выявлению знаний текста. Знать содержание романа. Дать характеристику образа Обломова. Дать первое представление о главном герое романа. На основе текстового материала дать портретную характеристику Ильи Обломова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема: Знакомьтесь – Илья Ильич Обломов.
Цель: Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.
Развивающая: продолжать развивать навыки критического мышления, умение анализировать, систематизировать материал.
Воспитательная: воспитывать умение слушать других, работать в группе, высказывать своё мнение.
Методические приемы: комментированное чтение, кластер, синквейн, слово учителя, логическая цепочка, просмотр фрагментов видеофильма и их анализ.
На доске: Отчего же …я такой?
- Главный герой романа.
- Роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
- Парад гостей.
- Обломовка
- Что выше: созерцание или действие?
Ход урока.
I.Организационный этап. Сегодня на уроке мы начнём изучать роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
II. Актуализация опорных знаний.
1.. Проверка домашнего задания.
Сообщения детей.
Общая характеристика романа. Первое впечатление о романе.
2. Проведем пятиминутку честности
- Кто прочитал 1 часть романа?
- Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»?
- К какому литературному направлению относится роман?
- Где происходит действие?
- Назовите три романа на «Об…», написанных Гончаровым.
- Кто прочитал весь роман?
Кому он был интересен?
3. Слово учителя.
Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»( Л.Н.Толстой )
-Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов- характерные черты творчества Ивана Александровича Гончаровпа- особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.
«Наше имя-легион!- так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
- Из чего складывается образ литературного героя? (портрет поступки, речь, отношение к другим, отношение к нему, интерьер, детали и т.д)
Вы прочитали первые 8 глав романа. Каковы ваши первые впечатления о герое?
Проверка д.з. сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?»
В конце урока мы выясним, осталось ли мнение о герое таким же или изменилось после анализа образа.
Анализируя драму Островского «Гроза», мы уже выяснили, что писатель очень серьезно относится к выбору имен для своих персонажей. Часто имя символично, отражает характер героя.
- Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив
себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
Илья. Древнееврейское «божья помощь»
-Продолжим знакомство с главным героем. Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
-Характеристика главного героя.
Давайте обратимся к тексту и попробуем определить, какие черты являются основой личности Обломова.
Из чего складывается наш образ жизни? ( условия, среда, воспитание, образование, характер, наследственность)
Каков образ жизни главного героя?
Интерьер
Найдите в тексте описание комнаты и зачитайте. Какие детали интерьера помогают раскрыть характер героя?
Что автор говорит о доме Обломовых?
(Дом – всё, что входит в образ жизни: семья, слуги, земля и т.д.) Мы можем предположить от чего?
Занятие
Чем занимался И.И.? (мечтал, обдумывал идеи и см. в тексте « начиналась игра сомнений, печали…»)
Детали одежды
Как вы думаете, зачем автор обращает внимание на детали одежды? (Его туфли длинные, мягкие, широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Халат у И.И. Особенный, восточный, «без малейшего намёка на Европу. Он как послушный раб повинуется малейшему движению тела хозяина. У героя часто возникает желание закутаться в халат, т.е спрятаться в футляр от жизни. )
Гончаров показывает связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами. Туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу, душевное состояние героя. Обломов привык к покойной жизни, привязан к бытовым вещам и зависим от них.
Портрет
Найдите портрет Обломова. Какие черты внешности подчёркивает автор в своём герое? (мягкость, обрюзглость, беспечность)
Гончаров отмечает в герое лень, изнеженность, граничащую с некоторой обрюзглостью)
Каким мы представляем героя? (ленивым и бесполезным)
К чему может привести такой образ жизни (к барству и неспособности к деятельности)
Схема в тетради
Образ жизни
И.И. Обломова
условия: лежит на диване
и мечтает привычка к комфорту
и покою
запущенная комната, 1 слуга
запущенный барский дом
Портрет
беспечность мягкость обрюзглость
Барство, неспособность к деятельности
-Отношение окружающих людей к Обломову и Обломова к ним
Можем ли мы утверждать, что лень и бесполезность отражают всю суть характера Обломова?
Почему Дружинин называет его добрым человеком?
Представьте, что вы лежите дома и ничего не делаете. К вам придут сразу же 5 гостей?
Давайте попробуем определить, почему же всё-таки к Обломову тянутся люди?
Сейчас мы будем заполнять кластер «Гости Обломова»
Кто появляется первым? (Волков)
К чему стремится в жизни Волков? Что для него важно? Найдите его слова.
Как к этой жизненной позиции относится Обломов?
И т.д. по каждому гостю.
Учитель. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество.Парад гостей во 2-й главе чуть искусственен: гости сменяют друг друга- они заменят собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов.По- гоголевски характеристики гостей одноплановы. Каждый из них- напоминание о трех этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность.
- Аналитическая работа .
Мы проанализировали портрет, интерьер, одежду героя. Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить после анализа первой главы?
- Каким мы видим героя в отношении к другим героям( Добрый)
-Какие художественные средства использует И.А.Гончаров при обрисовке характера своего героя?
-Каковы отличительные особенности Обломова?
-Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя – сочувствие или ирония?
- Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
-Итак, чем же интересен нам герой романа Илья Ильич Обломов?
Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?
- Итог урока
1) Кто такой Обломов?
Что волновало Обломова?
Что он больше всего ценил в людях? (И.И. в жизни больше всего ценил духовную жизнь.)
Рефлексия: (Прогнозирование) Заинтересовал ли вас роман? Заинтриговал? Что вы ждёте от следующих глав романа?
Домашнее задание.
Подготовить сообщения : «Сон Обломова: его место и значение в романе», «Один день из жизни Обломова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» (урок в 10-м классе)
Литпрогулки №22 Дополнительные материалы к статье см. на диске Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»(урок в 10-м классе) Иван Александрович Гончаров ...
Урок "Любовь в романе И.А.Гончарова"Обломов".
Конспект первого урока (из двух) на тему "Любовь в романе И.А. Гочарова "Обломов". Здесь рассматривается любовная коллизия Обломов и Ольга. Предполагается, что на втором уроке будут обсуждаться отноше...
Открытый урок - игра по роману И.А. Гончарова "Обломов".("Жизнь, похожая на сон...")
Урок переработан с добавлением видео материала Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.Давыдова Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературыСтатья отнесена к разделу:...
Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Система образов в романе И.А.Гончарова Обломов.Обломов и Штольц.Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына....

Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"
Урок-исследование по роману И.А.Гончарова 10 класс по теме "Сердце жаждало жизни" Проведя стилистический анализ текста, попыталась показать значимость этого эпизода как для все...
Урок литературы в 10 классе "Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым" (по роману А.И.Гончарова "Обломов")
Основа проблемного урока – проблемный вопрос. Он предполагает выдвижение гипотез и совместную деятельность учителя и учеников по доказательству или опровержению этой гипотезы. Предлагаемый пробл...






