Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Макарова Галина Дмитриевна

Урок-исследование  по роману И.А.Гончарова  10 класс по теме "Сердце жаждало жизни"  Проведя стилистический анализ текста,  попыталась показать значимость этого эпизода как для всего романа , так и для понимания героев и их взаимоотношений.Ребята увидели мастерство писателя, по-новому взглянули на Обломова  и  на роман в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Тема: «Сердце жаждало жизни»….  Урок-исследование

(Анализ главы 5 . Ч. 2    романа  И.А.Гончарова  «Обломов»)

Цель: 1. Через стилистический анализ текста главы 5 раскрыть  художественную целесообразность диалога, его содержательное наполнение;

2.Через анализ реплик и авторских слов показать духовную и нравственную значимость эпизода   в   раскрытии    образов героев, их взаимоотношений;

Задачи: 1) проанализировать композицию эпизода;

2) ввести эпизод в малый и большой контекст романа;

3) комментированным чтением отметить роль авторских слов в    описании эмоционального состояния героев;

4) системой вопросов и заданий подвести учащихся  к самостоятельным суждениям и пониманию  психологического смысла содержания эпизода.

Экспозиция урока:

1   группа: Место главы 5 в   системе глав романа.

2 группа: Какие события предшествовали  этой главе? «Теперь или никогда».  Смысл этой фразы.

3 группа: Найти в эпизоде ключевые слова.

4 группа: Выпишите эпитеты, характеризующие  Ольгу Ильинскую.

 Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

  • Какое место занимает глава 5 в романе?  Найдите эпизод, который поможет нам  понять   тему урока.
  • Какова композиция данного эпизода?  Какой приём использует здесь автор?   Почему?
  • *Кто участвует в диалоге?

Ольга                                             Обломов                                          Штольц

        ( Сообщения учащихся.)

  1.  Работа с  эпизодом.

      *Почему выбранный вами эпизод   можно считать  наиболее важным для понимания  героев?

* Найдите самый  поэтический отрывок  в эпизоде. Чем достигается  эта поэтика?

           (  Глаголами)  Выпишите их. Укажите грамматические признаки глаголов. Что они передают?  ( Состояние Обломова)

*Кроме глаголов, какие ещё средства выразительности использовал автор ?

*Какое из предложений наиболее ярко  показывает переполняющие Обломова чувства?

Какое  слово подводит итог  этим чувствам?  ( изнемог)    Значение этого слова.( словарная работа)

  *Найдите эпизод, являющийся вершиной данной главы.   ( Пение Ольги)

   *Одинаково ли Обломов и Штольц  восприняли   пение Ольги?

Обломов: « АХ!»-- Что вложено в это АХ ?  ( смущение, смятение, восторг, взволнованность.. что это?)     (Синонимы)   Расположите их по нарастанию чувств.  Как называется такой приём?   (Градация )

  Штольц—целует  у неё каждый палец. Как это его характеризует?  (Как человека разума и действия)

*Что противопоставляет Гончаров  в этом эпизоде? ( Разум и чувство)
Проанализируйте реплики героев,   как они   их   характеризуют? (Штольц-сдержанный,  малоэмоциональный, ироничный, сухой, уверенный в себе, человек дела, знающий что ему нужно в жизни;  Обломов- искренний, непосредственный, тонкий, эмоциональный; Ольга- иронична, любопытна, талантлива)

Какой приём  использует здесь  автор ?.  Какие ещё средства выразительности  есть в данном отрывке?  Запишите, приведите примеры.

   Почему такое  количество средств выразительности в  таком сравнительно небольшом отрывке?

Подведение итогов.  

 Проведя стилистический анализ  эпизод , мы увидели, во-первых, мастерство писателя;

во-вторых, что  это  самые поэтичные  страницы  в романе, когда проза становится поэзией.     Не случайно Иннокентий Анненский увидел в романе «Обломов» «редкое и решительное преобладание в его поэзии живописных элементов над музыкальными»   Ведь именно здесь зарождается чувство, поднявшее Обломова с дивана, заставившее его жить. но  Обломов  и Ольга   называют это чувство  по- разному:  Обломов- любовью, Ольга- страстью.

  1. Словарная работа   любовь       страсть
  2. Д/з Кто из героев прав?  (Напишите   эссе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс

Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная  единица жизни»....

Сравнительный анализ героев романа И.А.Гончарова "Обломов".

Сравнительный анализ героев романа И.Гончарова "Обломов". Для учащихся десятых классов....

Презентация к уроку-исследование слова. Моё сердце – это моя жизнь»

Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.    Сегодня мы...