«Берегите близких и родных!»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Иванова Надежда Анатольевна.1

Урок изучения нового произведения с открытой темой «Берегите близких и родных!». Технология развития критического мышления (прием «чтение текста с остановками»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_rodnyh_i_blizkih.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Иванова Надежда Анатольевна

Класс: 5

УМК/ Образовательная технология: УМК «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Технология развития критического мышления/ прием «чтение текста с остановками».

Предмет: литература

Тема: «Берегите близких и родных!»

Тип урока: урок изучения нового произведения с открытой темой.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок внеклассного чтения с остановками по рассказу С. Г. Георгиева «Дедушка».

Цель урока: знакомство с рассказом С.Г. Георгиева «Дедушка», определение авторского замысла и основной идеи рассказа.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать читательскую грамотность (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения);

- соотносить увиденное и прочитанное, интерпретировать полученную информацию.

Развивающие:

совершенствовать устную речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценку поступкам героев;

- развивать ассоциативное мышление, устную речь, навыков совместной работы.

Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к родным и старшим, умение нести ответственность за свои поступки, прививать чувство сострадания и милосердия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация на изучение нового материала.

2.1. Беседа.

-Добрый день, ребята. Начнём мы наш урок с интересного музыкального фрагмента. (звучит музыка из «Ералаша»). Узнали мелодию?

- Молодцы. Конечно же, это заставка юмористического журнала «Ералаш».

- Какие ассоциации у вас возникают с «Ералашем»? (юмор, веселье).

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- А может ли «Ералаш» быть связан с литературой, книгами?

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ Сергея Георгиева. Как думаете, каким он будет? (весёлый или грустный?)

2.2. Краткая справка о биографии писателя.

Сергей Георгиев— российский детский писатель. Окончил философский факультет и аспирантуру Уральского государственного университета, кандидат философских наук. Преподавал в различных учебных учреждениях Екатеринбурга, работал в известных детских журналах. Многолетний сотрудник, редактор и автор сценариев детского юмористического киножурнала «Ералаш». Надеюсь, что с творчеством этого писателя вы встретитесь не раз.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ, используя приём – чтение с остановками. Будем читать фрагмент, а записывать нужную информацию - в рабочих листах. Запишите в них свою фамилию и имя. А вот тему урока пока пропустим. К ней мы вернёмся позже. Урок будет с открытой темой.

3. Прогнозирование идеи произведения

-О чём будет рассказ, вам предстоит догадаться. Посмотрите внимательно на экран. Вы видите картинки. Наш рассказ будет связан с этими картинками. Скажите, что их объединяет? Как они взаимосвязаны? (Это  крошечное сооружение, оснащенное телефоном-автоматом и предназначенное для удобства пользователя телефона; обычно пользователь заходит в будку и закрывает дверь, пока пользуется телефоном-автоматом внутри).

4. Актуализация знаний.

- В телефонной будке люди звонЯт. Давайте повторим как правильно склоняется слово «звонИть».

Я звонЮ            Мы звонИм        Он звонИт

Ты знинИшь      Вы звонИте      они звонЯт.

5. Изучение нового материала.

- Начинаем читать первый фрагмент (Это белый лист). Прошу слушать внимательно. После прочтения фрагмента будьте готовы отвечать на вопросы.

1фрагмент.  Круглые электронные часы возле гастронома показывали без четверти четыре. Славка просил позвонить до четырёх — он как раз всё разузнает про гуппёшек для аквариума. Алёша подошёл к жёлтой будке автомата, нащупал в кармане двушку, гулко бухнул дверью, быстро набрал Славкин номер.

Короткие противные гудки. Занято… Алёша ещё раз набрал тот же номер. Опять гудки. «Болтун несчастный!» — почему-то со злостью подумал Алёша.

Если бы не рыбки, Алёша с этим Славкой и связываться не стал. Алёша набрал Славкин номер в третий раз — снова занято. Надо ждать.

Вся внутренняя железная стенка будки была исписана номерами телефонов, крупно и помельче, карандашом, гвоздём…

От нечего делать стал Алёша рассматривать эти номера. Зачем надо людям, чтобы все знали, куда они звонили? Один номер был процарапан чем-то острым, проржаветь уже успел. А вот этот написан аккуратненько, не торопясь. Каким-то особым карандашом, жирной чёрной линией. Почему-то в стороне от всех остальных.

Славкин номер снова отозвался короткими гудками. И тогда, сам не зная зачем, Алёша вдруг набрал тот, чёрный номер со стенки.

- Кто главный герой рассказа? Кому звонил Алёша? А ещё?

Что мы узнали про Алёшу? (он ищет рыбок для аквариума). Запишите имя героя в 1 строке.

Вывод: Алёша набирает случайно телефонный чёрный номер со стенки будки автомата.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 фрагмент.

-Сейчас мы будем работать со вторым фрагментом нашего рассказа. Возьмите листочки. (Это синий лист).  Посмотрите внимательно на представленный фрагмент текста, обратите внимание на знаки препинания.  Перед нами диалог. Его будут читать:

слова автора-

слова Алёши –

слова собеседника Алёши -

2 фрагмент.

Длинные гудки. Никто не берёт трубку. Алёша совершенно успокоился, что никого нет, никто не будет волноваться…

— Слушаю, кто со мной говорит? — вдруг хриплым голосом заговорила трубка.

Ещё можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг. Но было в этом голосе что-то такое, что Алёша неожиданно для себя произнёс:

— Это я.

Невидимый человек совсем не удивился.

— А, малыш! Здравствуй, малыш!.. Очень рад, что ты позвонил. Я ждал твоего звонка, малыш. Ты, как всегда, торопишься, да?

Алёша не знал, что ответить. Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, надо было немедленно как-то сказать ему об этом, извиниться.

— Да что ж, дело молодое, я всё понимаю и не жалуюсь… Как… папа? — Голос почему-то немножко запнулся перед словом «папа». — У него как, всё в порядке?

— Да-а, — сказал Алёша в трубку.

Человек на другом конце провода как-то неопределённо хмыкнул, потом снова заговорил:

— Ну а в школе у тебя как? Да что ж я, старый, заболтался? Ты сейчас в бассейн? Или в студию? Бежишь, да? Ну, беги! Спасибо, что позвонил. Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.

— До свидания, — сказал Алёша и нажал рукой рычаг.

Медленно, на ватных ногах вышел Алёша из жёлтой будки.

- Что сделал Алёша?

- А понял ли человек на другом конце провода с кем он разговаривает? За кого он принял Алёшу?

- Как вы думаете, что чувствует мальчик после разговора с собеседником?

- Что будет делать дальше Алёша после странного разговора?

- Позвонит ли мальчик снова по номеру из телефонной будки?

- Признается ли Алёша в своём обмане?

-Вернёмся к маршрутным листам. Поставьте номер фрагмента2-й. У нас появился ещё один герой. Кто он? (собеседник). Какие ключевые слова мы можем выписать из этого отрывка текста? Обсудите в парах ответ и запишите его (ключевые слова – хриплый голос, пожилой мужчина, рад звонку, ждёт каждый день).

Что мы узнали про собеседника Алёши? (у него хриплый голос, было что-то в этом голосе, принимает героя за малыша, при разговоре опапе запинается, говорит, что старый. Его малыш учится в школе, посещает бассейн, студию. Собеседник ждёт звонка от малыша каждый день).

Алёша чувствует себя обыкновенным обманщиком.

Собеседник- лётчик, воевал. У него сложные отношения с сыном, внук перестал звонить и приходить.

Вывод: Собеседник Алёши – пожилой человек. Он каждый день ждёт звонка от малыша, рад общению. А Алёша после необычного разговора был взволнован, вышел из будки на ватных ногах.

– Продолжим работу. Итак, третий фрагмент рассказа. (Это жёлтый лист). Читать буду следующие кадеты:

слова автора-

слова Алёши –

слова собеседника Алёши -

3 фрагмент. Весь следующий день Алёша думал о том человеке, чей номер телефона написан жирным чёрным карандашом на стенке жёлтой будки. Странно думать о человеке, про которого совершенно ничего не знаешь.

Алёша зачем-то представил себе будку, стенку, исписанную номерами. И он решил позвонить ещё раз. Рассказать всё, как было. А там — будь что будет!

Он отправился снова к той жёлтой телефонной будке. На этот раз трубку взяли сразу.

— Здравствуй, малыш!.. Я почему-то был уверен, что ты сегодня позвонишь мне! Молодец, не забываешь деда!

— Я… — начал было Алёша. Но человек перебил его:

— Знаю, знаю, что занят! Читал в «Вечёрке» про твою выставку, молодчина, так держать! Это для деда главное! Ведь и школа ещё, и бассейн, в твои-то годы! После выставки-то посвободней стал, может, забежишь когда?

Вот сейчас Алёша просто должен был сказать, что он — это не он, то есть, конечно, он, но совсем не «малыш», вернее, не тот, за кого его принимают.

Но человек понял молчание Алёши по-своему.

— Папа, да? Ты знаешь, я ведь почти не выхожу. Раны мои! Вот перебрался поближе к телефону, как почувствовал.

— Раны? — ужаснулся Алёша.

— Я ж тебе рассказывал, малыш. Ты совсем крохой был, позабыл всё, наверное? Я ещё когда в «Ильюхе-горбатом» летал, были дела. Да вот ты позвонил, и мне легче. Мне совсем хорошо…

Алёша вдруг понял, что он не может сказать этому человеку, что он, Алёша, обыкновенный обманщик.

— Ты опять торопишься, малыш? Ну беги. Звони, малыш!

Алёша не успел сказать «до свидания», трубка по-комариному запищала.

- Кто в этом разговоре говорит больше?

А кто может помешать прийти к деду малышу? Почему вы так решили? (скорее всего произошёл конфликт и наступило молчание между родными людьми).

- Что нового мы узнали о собеседнике Алёши? Какие качества характера собеседника открылись для Алёши?

- Почему собеседник говорит, что и раны не так болят, стало хорошо? (душевная боль стала меньше, ее тоже можно лечить словом, добротой)

-Заполняем маршрутные листы. Какие ключевые слова мы можем выписать из этого отрывка текста? (ключевые слова – думал о человеке, которого совсем не знаешь, решил позвонить, должен был сказать, дед понял молчание по-своему, раны, летал, легче, хорошо, трубка запищала…).

Алёша чувствует себя обыкновенным обманщиком.

Собеседник- лётчик, воевал. У него сложные отношения с сыном, внук перестал звонить и приходить.

Вывод: Мы видим одиночество деда. Алёша не смог признаться, что собеседник ошибся, ведь ему так нужно было поговорить со свои малышом.

- Как вы думаете, продолжится ли разговор?

- Работаем с четвёртым отрывком. (Это зелёный лист). Читают

слова автора-

слова Алёши –

слова папы Алёши -

4 фрагмент. Вечером, когда папа читал газеты, Алёша как бы случайно, вскользь спросил у него:

— Папа, а что такое «Ильюха-горбатый»?

— «Ильюха-горбатый»? — Папа очень удивился, даже газеты отложил.

— Это самолёт такой был. Грозный самолёт, штурмовик Ил-2, во время войны. Немцы его страшно боялись, называли «чёрной смертью».

— А наш дедушка воевал на «Ильюхе-горбатом»?

Папа посмотрел на Алёшу очень долгим взглядом и ответил:

— Нет, Алёша. Наш дедушка был танкистом… Он и погиб в танке. Геройски погиб, в бою, прямое попадание.

— На «тридцатьчетвёрке»?

— На английском танке «Матильда». Деда нашего броня не спасла.

— Папа, а вот если бы… если бы у нас сейчас был дедушка, мы бы…

- О чём в последней фразе прочитанного фрагмента хотел спросить Алёша отца?

- Что мы узнали о дедушке Алёши?

-Что произойдёт дальше?

-Заполняем маршрутные листы. Поставьте номер фрагмента 4-й. Какие ключевые слова мы можем выписать из этого отрывка текста? (ключевые слова – дед Алёши – танкист геройски погиб, самолёт «чёрная смерть», если бы был дедушка…)

Алёша – дед погиб, герой его совсем не знает.

Собеседник -

Вывод: Алёша разговаривает с отцом, узнаёт про самолёт «Ильюха-горбатый», про героическую гибель своего деда. Заканчивается фрагмент местоимением МЫ бы… неслучайно, Алёша хотел бы, чтобы дед был рядом.

- Читаем пятый фрагмент рассказа. (Это красный лист).

слова автора -

слова Алёши –

слова старика -

5 фрагмент. Алёша попросил дядю Володю, который работал в милиции, узнать адрес старика по номеру телефона.

Жил лётчик не очень далеко, остановок шесть на автобусе.

Старенький трёхэтажный домик с одним-единственным подъездом стоял в глубине запущенного парка. Алёша подошёл к подъезду, было уже темно, в окне лётчика горел свет.

«Да он же почти не выходит из дому!» — подумал Алёша.

Теперь надо только подняться, позвонить. Или постучать. Алёша даже представить себе не мог, что произойдёт после этого…

Алёша ещё раз взглянул на окно. Легонько дрогнула занавеска, будто кто-то аккуратно поправил её. Надо хотя бы сначала предупредить, мягко и деликатно, а там уж… В темноте телефонной будки диска почти не было видно, и Алёша с трудом, чуть ли не на ощупь набрал знакомый номер. Длинные гудки. Там, на втором этаже, вовсю трезвонит телефон. Но никто не поднимал трубку.

Его просто нет дома, он куда-нибудь вышел. Сердце Алёши начало гулко колотиться в грудную клетку. В квартире горит свет! Значит, никуда он не вышел, он там!

Он там один! Что-то случилось, и надо бежать!

— Это ты?.. — сказал в трубке тихий хриплый голос. — Я сразу понял, что это ты… Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. Поднимайся, я открыл дверь. Будем знакомиться, внук…

6. Первичное закрепление нового материала.

- Как вы думаете, как называется прочитанный нами рассказ?

(рассказ «Дедушка» Сергея Георгиева)

- Зачем мальчик искал адрес собеседника?

- Почему Алёша хочет сначала предупредить дедушку о своём приходе по телефону?

- Какие чувства испытывает мальчик, когда долгое время никто не снимает трубку? (сильное волнение). Так как можно озаглавить этот фрагмент?

 Волнительная встреча (запишем в наши рабочие листы)

- Что означает фраза: «Будем знакомиться, внук…»? (дедушка понял, что Алёша не его малыш, но он принимает мальчика за родного человека, внука, которому рад и которого уже любишь).

-Заполняем маршрутные листы. Поставьте номер фрагмента 4-й. Какие ключевые слова мы можем выписать из этого отрывка текста? (ключевые слова – дед Алёши – танкист геройски погиб, самолёт «чёрная смерть», если бы был дедушка…)

Алёша – узнал адрес- внимательный, чуткий, решил сначала предупредить, мягко и деликатно. После длинных гудков, отсутствия ответа переживал, что дедушка один, возможно, что-то случилось.

Собеседник – пригласил Алёшу к себе, видел, что он звонит из автомата около дома. Принял как внука.

Вывод: Алёша проявляет заботу о пожилом человеке, чувствует ответственность за происходящее, он готов помочь, если случится беда. Дедушка понял, что Алёша не малыш, но его тронули внимание и доброта мальчика, он приглашает Алёшу подняться в квартиру и знакомиться, обращаясь к нему как к внуку.

- Какие ожидания в рассказе подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Каким в конце рассказа мы видим Алёшу? Что преобладает в описании мальчика слова-характеристики или слова-действия?

(Мы не видим описание внешности героя, не знаем точный его возраст, но…назвать его качества мы можем, исходя из его поступков: добрый, отзывчивый, целеустремленный, заботливый.

Конечно же, слова-действия, глаголы: познакомился - узнал о непростой судьбе – сочувствовал, нашёл, пришёл. Мальчик, юноша, мужчина должны держать своё слово, своими действиями подтверждать слова! Именно поступки говорят о характере, силе настоящего мужчины. И вы, взрослея и мужая, должны помнить, что ваши поступки о многом говорят!)

- Ребята, скажите, а почему состоялся диалог между стариком и Алёшей, а потом произошла встреча? Что каждый из них искал в этом общении? (заботу и любовь, внимание, душевное тепло)

- Предположите, что будет с Алёшей и дедушкой после событий рассказа?

- Чему учит нас рассказ?

Рассказ учит нас тому, что нужно ценить близких и родных людей. Цените время, проведённое с дедушками и бабушками! Телефонный звонок оказался неслучайным. Алёша и дедушка были необходимы друг другу. Им не хватало заботы и внимания, душевного тепла.

- Все самое ценное и интересное написано в художественной литературе. Художественные произведения, открывают перед нами, историю прошлого времени и опыт. Книги учат нас ценить семейные ценности, взаимоотношения людей друг с другом.

7. Подведение итогов

- Я бы хотела показать вам ролик. Внимание на экран.

 (смотрим ролик). 

- Скажите, что общего между дедушкой в рассказе и пожилым человеком в ролике (Общее – это одиночество, щемящее, горькое…).

- Каким девизом, призывом можно закончить ролик? ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ.

- Прочитайте ваши варианты девиза.

- Мне бы хотелось к нашему ролику и прочитанному рассказу предложить свой девиз:

БЕРЕГИТЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ! ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ, ПРОВЕДЁННОЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ! А ведь это не  только девиз урока, это должен быть девиз по жизни. И он совпадает с темой урока. Запишем тему нашего урока – Берегите родных и близких!

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Был ли рассказ С.Г.Георгиева «Дедушка» для вас поучительным. Поясните свой ответ.

9. Домашнее задание.

- Придумайте свою концовку рассказа.

- Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Самый близкий и родной человек - Мама!"

Этот классный час посвящён нашим дорогим людям - Мамам! Здесь используются стихотворения наших замечательных русских поэтов....

Классный час "Самый близкий и родной человек...мама"

Классный час к празднику День Матери. Празднично-развлекательная праздничная программа " Самый близкий и родной человек...мама" сопровождается показом презентации,составленой мной и учениками.Номера х...

"Самый близкий и родной человек"

Разработка мероприятия, посвященного Дню матери....

Сценарий праздника «Самый близкий и родной человек», посвященного Дню Матери.

Тема материнства — одна из самых главных тем в жизни, потому что она близка всем людям. Сколько будет поколений, столько и будет к ней обращений.Особенно благодатн...

Сценарий классного часа по теме: "Самый близкий и родной человек...Мама!!!"

Возраст аудитории: обучающиеся 11-12 лет. Цели и задачи: показать социальную значимость семьи, формировать у школьников уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений ...