Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 6,7 классов
рабочая программа по литературе (6, 7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 6,7 классов.
Цель программы:
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 6-7 классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно- значимой ценности.
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Муниципальное образование "Сальский район"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76 п. Гигант
МБОУ СОШ № 76 п. Гигант
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей филологического цикла ________________________ И.В.Сидорова Протокол № 1 от 2025 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Н.В.Котова Протокол № 1 от 2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 76 п. Гигант ________________________ Т.А.Артюхова Приказ № 160 от 2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
(для учащихся 6,7 классов)
Составитель: Шевцова Н.Г.,
учитель русского языка и
литературы
п.Гигант, 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 6,7 классов разработана в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ от г. № 287 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г.) с последующими изменениями и дополнениями;
- Приказ Минпросвещения России от №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования (далее ФООП, ФОП ООО)»;
- локальный нормативный акт общеобразовательной организации о рабочей программе (Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, программах внеурочной деятельности (с учѐтом внедрения федеральных программ по учебным предметам) МБОУ СОШ № 76
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована учащимся 6-7 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать еѐ при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию,получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Цель программы:
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 6-7 классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно- значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. ВФедеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте:
- извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, делать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
- интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекстесобственных знаний читателя»;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 6-7 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю) или 17 часов в год (1 час в неделю в 1 или 2 полугодии).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельностизависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, скоторыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио- отчѐта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания еѐ структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь
быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер
«Илиада», Н. Носов «Фантазѐры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос:
«Как выбрать нужную
книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несѐтэлемент. Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьѐй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приѐмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чѐм «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
- прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
- прочитайте аннотацию;
- обратите внимание на условные обозначения;
- выделите заголовки и рубрики;
- представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
- просмотрите первую и последнюю страницы.
- Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приѐмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
- прочитайте, кто автор текста;
- прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чѐм говорится в абзаце, в тексте;
- бегло просмотрите весь текст и определите, о чѐм в нѐм идѐт речь;
- поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно потеме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
- найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приѐмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приѐма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить кполучению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста. Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приѐм «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно- популярного текста), тема которого частично знакомаучащимся:
- заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства стекстом,
- заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбикатаблицы,
- самостоятельное чтение текста и выявление информации,
- совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые самипоставили перед чтением?
- заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
- добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик. Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Тема 4. Что и о чѐм? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus
— «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определѐнным образом упорядочены);смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групптематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-
интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приѐмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это
„входная дверь― текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мѐртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблѐнные» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тѐплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чѐм сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
- Географические последствия землетрясений (отражает тему);
- Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
- Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
- Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражаетрезультат);
- Золотые пески Египта (рекламная функция);
- А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
- Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
- содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
- выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
- подбор заглавий,
- характеризующих тему;
- характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
- указывающих на событие, время, действующее лицо;
- заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
- выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
- анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
- Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
- Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о егосодержании?
- Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
- Что вам уже известно по этой теме?
- Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
- Аукцион «Кто больше?»
- Игра «Правда ли, что .?.»
- Реши задачу
- В поисках слова
- Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
- отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
- понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием
сетевых образовательных ресурсов ( ,, ). Роль словарно- справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс) Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление нтернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чѐм рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приѐмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарнойстатьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре
«Заседание Учѐного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:
- подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
- ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
- выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертѐж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
- подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).Игры:
- «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
- «Чѐрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
- «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
- «Третий лишний» (классификация понятий по определѐнным признакам). Выявление
победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
- Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;
- Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
- упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имѐн,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчѐркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+»
– новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
- выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомыеслова;
- определите границы известной/неизвестной информации;
- выделите (подчеркните) слова, которыми передаѐтся главная мысль текста/абзаца;
- найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
- «О чѐм рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.
«О чѐм объявляет объявление?» / «О чѐм рассказала реклама?» / «О чѐм рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы изадания:
- определите вид текста;
- выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьтетекст;
- определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
- выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
- обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значениявсех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
- определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
- определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
- проанализируйте структуру текста и обоснуйте еѐ особенности;
- сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;
- найдите неявную информацию.Дополнительные вопросы
- Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение осодержании на основе рисунка, графика)?
- Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
- Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
- Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
- Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приѐм фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развѐртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
- спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
- доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
- Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определѐнном порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрениятипа речи, установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
- Каким типом речи является данный текст? Докажите.
- Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
- Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
- Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
- Объясните деление текста на абзацы?
- Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
- Определите средства связи между … и …предложениями.
- Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор1
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов».
Проводится как отчѐт комиссий лексикографово возможностях разных словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определѐнные виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чѐм говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно- следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения. Интеллектуальные игры:
- «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
- «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
- «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
- «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
- «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление имаркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи
,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
- Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
- Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
- Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно
-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста- рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приѐмы прогнозирования) Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приѐм при ознакомительном и изучающем чтении,
который активизирует процесс освоения и понимания содержания,развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения,вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
- «Угадай слово»
- «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развѐртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология
«чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализациимысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерѐдно друг другу и на которые так же в порядке очерѐдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приѐмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП исоставление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу
ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В какихситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформлениеих в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» во1росов,
которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте илиобдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг
«Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли вразных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
- выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
- выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
- выясните значение незнакомых слов, терминов;
- выделите слова, которыми передаѐтся главная мысль каждого абзаца;
- запишите главную мысль абзаца кратко;
- откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросныйи т.д.) Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приѐма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приѐмы просмотрового чтения, отобрать материал по определѐнной теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать вывески;
предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате еѐ обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаѐм и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:
- определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
- коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
- реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
- предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать еѐ в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
- Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
- Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
- Что нового и полезного вы узнали из текста?
- Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательныестороны информации?
- Возможны ли другие пути решения вопроса?
- Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
- Где можно применить полученные знания?
- Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения
проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа. Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата 6 «б» | Дата 6 «а» | Форма занятий |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | 1 | Беседа | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | 1 | Работа в парах, в группе | ||
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | 1 | Работа с текстом | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | 1 | Беседа | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | 1 | Практическое занятие. | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | 1 | Практическое занятие. Игра | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль,идея. Авторская позиция | 1 | Занятие поискового характера | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | 1 | Практическое занятие | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | 1 | Практическое занятие | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,представленной в неявном виде | 1 | Творческая работа | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в видесимволах, таблицы, схемы, знака | 1 | Практическое занятие. Игра | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки,сноски) для поиска нужной информации | 1 | Практические задания | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ(устный и письменный) | 1 | Индивидуальная работа | ||
14 | Вопросы по содержанию текста | 1 | Работа в группе | ||
15 | Формулирование выводов,основанных на содержании текста | 1 | Парная работа | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | 1 | Групповая работа, игра |
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации позаданной теме | 1 | Ролевая игра | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательныхзадач | 1 | Работа с текстом | ||
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | 1 | Работа с текстом | ||
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | 1 | Практикум | ||
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | 1 | Групповая работа | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | 1 | Практическая работа | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | 1 | Практическая работа | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | 1 | Творческая работа | ||
25 | Создание небольших письменныхтекстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | 1 | Индивидуальное практическое занятие | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшимисообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | 1 | Беседа, круглый стол | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | 1 | Индивидуальная работа | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | 1 | Открытый микрофон | ||
29 | Выражение собственного мнения опрочитанном и его аргументация | 1 | Открытый микрофон | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | 1 | Беседа | ||
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | 1 | Групповая работа |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | 1 | Беседа | ||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. Итоговое занятие. | 1 | Беседа | ||
34 | Анализ текста. Итоговое занятие | 1 | |||
Всего | 34 | 33 |
- класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
1 | Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской) грамотности | 1 | Беседа | |
2 | Поиск информации и понимание текста | 1 | Работа в парах, в группе | |
3 | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | 1 | Работа с текстом | |
4 | Различение темы и подтемы специального текста | 1 | Беседа | |
5 | Выделение главной и второстепенной информации текста | 1 | Работа с текстом. | |
6 | Поиск информации, явно заданной в тексте | 1 | Практическое занятие. Работа с текстом | |
7 | Выстраивание последовательности описываемых событий | 1 | Практическая работа | |
8 | Сопоставление основных текстовых и вне текстовых компонентов | 1 | Практическое занятие | |
9 | Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | 1 | Практическое занятие | |
10 | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | 1 | Беседа | |
11 | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | 1 | Творческая работа | |
12 | Преобразование и интерпретация информации | 1 | Практические задания |
13 | Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | 1 | Групповая работа | |
14 | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | 1 | Работа в группе | |
15 | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую | 1 | Парная работа | |
16 | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определѐнной позиции | 1 | Индивидуальная работа. беседа | |
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | 1 | Ролевая игра | |
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | 1 | Работа с текстом | |
19 | Критический анализ и оценка информации | 1 | Работа с текстом | |
20 | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | 1 | Практикум | |
21 | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | 1 | Групповая работа | |
22 | Обнаружение недостоверности получаемой информации | 1 | Практическая работа | |
23 | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | 1 | Практическая работа | |
24 | Решение на основе текста учебно- практических задач | 1 | Практическая работа | |
25 | Диагностика читательской грамотности | 1 | Самостоятельная работа | |
26 | Анализ ошибок, допущенных в работе | 1 | Беседа, круглый стол | |
27 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного | 1 | Индивидуальная работа | |
28 | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | 1 | Творческая работа | |
29 | Поэтический текст как источник информации | 1 | Открытый микрофон | |
30 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | 1 | Беседа | |
31 | Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты | 1 | Групповая работа |
32 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | Практическая работа | |
33 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности. Итоговое занятие | 1 | Самостоятельная работа | |
всего | 33 |
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
- Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
- Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
- Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всѐ для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
- Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: .
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»: .
- Открытые задания PISA: #1087;римеры-задач-pisa.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"
Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов "История и культура Владимирского края"
Программа предназначена для изучения истории и культуры Владимирского края учащимися с нарушениями интеллекта....
