Открытый урок литературы в 11 классе Тема: Два сердца в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Разработка урока по рассказу М. Горького. Групповая работа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 11 классе
Тема: Два сердца в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
Цель: понимание авторского замысла через анализ композиции, изобразительно – выразительных средств; проверка умения находить художественные детали и объяснять их роль в произведении; повторение литературоведческих терминов.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание уважения к ценности жизни, к людям; понимания важности места человека в обществе, роль каждого в достижении счастья и общих целей;
- Регулятивные: умение планировать учебную деятельность, формулировать цели и задачи, корректировать намеченный план работы, определять успешность работы в соответствии с намеченными целями;
- Коммуникативные: умение работать в группе, выслушивать мнение других, аргументировать точку зрения.
- Предметные: повторение литературоведческих терминов: композиция, антитеза, тропов: олицетворение, гипербола, диалог; портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа героя. Понимание целостного смысла художественного произведения;
Форма работы: в группе
Методы: эвристическая беседа, сравнительный анализ;
Ведущая педтехнология: проблемное обучение.
Ход урока:
- Оргмомент: приветствие, готовность к уроку.
- Мотивационный момент: Человеческое общество противоречиво: день и ночь, добро и зло, жизнь и смерть. Но в нем существуют законы, наказывающие злодея и прославляющие героя; законы, побуждающие отстаивать свободу и блюсти общепринятые правила. А бывает ли так, что злодей может вызывать сострадание, а потерпевший, наоборот, не вызывает сочувствия? Такие вопросы можно задать, прочитав рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
- Создание проблемной ситуации: иногда кто-нибудь говорит: «От жизни нужно брать всё. Будь хозяином своей жизни». Как вы относитесь к этому высказыванию? (ответы учащихся). Можно ли эти слова отнести к героям рассказа «Старуха Изергиль»? Кого из них можно назвать хозяином своей жизни, а кого – рабом? Часто человек, думая, что он хозяин своей жизни, в действительности оказывается рабом, но не жизни и не обстоятельств. А чего? В этом мы и разберемся.
- Знакомство с темой, целеполагание: Тема урока «Два сердца в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Но почему два, ведь героев три? (ответы). Значит, старуху нужно отнести к одному из героев. Сформулируйте цель урока: определить роль образов героев рассказа, авторскую позицию к ним, нравственный смысл произведения. (2 слайд: Ларра, Данко, Изергиль).
- Работа в группах: Какова композиция рассказа? (рассказ в рассказе. Почему?), трехчастная: Ларра, Изергиль, Данко. Составление сравнительной таблицы: Ларра, Данко, Изергиль. Нам нужно определить критерии сравнения, найти общее в их историях жизни. На доске список критериев характеристики героя: портрет (детали портрета: глаза), речь, пейзаж - символ, поступки. 1 группа: Ларра, 2 группа: Данко, 3 группа: Изергиль. Внутри группы поиск материала распределен между участниками. Дополнительный вопрос: Какие тропы использует автор? Какова их роль? На доске список: метафора, олицетворение, гипербола, эпитет, сравнение. Время 10 мин.
- Выступление групп. Остальные вносят записи в свои таблицы. Роль детали в произведении: Что такое деталь? Здесь все детали относятся к второстепенным персонажам. О чем они говорят: Она (мать Ларры) пришла измученная, иссохшая; Впервые при них так убивали женщину; И ослабли люди от дум… Как детали повлияли на ваше мнение об этих персонажах?
- Обобщение наблюдений: к кому из героев близка старуха Изергиль? Обоснуйте ответ. Найдите крылатые выражения. (Наказание ему – в нем самом. В жизни всегда есть место подвигу. Не своротить камня думою). Объясните их смысл.
- Домашнее задание: Написать сочинение «Какой нравственный смысл содержится в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
Учитель Шулбаева Э.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...
Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...

Открытый урок в 11 классе на тему: Мотив свободы в романтических рассказах Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору литературной аргументации по "Духовно-нравственному направлению", тема ...
