презентация Автор и герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» По книге Н.Г. Долининой «Прочитаем Онегина вместе»
презентация к уроку по литературе (9 класс)
1. «всегда я рад заметить разность»
2. КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА?
3. ДВА ГЕРОЯ
4. АВТОР и ЕГО ГЕРОЙ
5. В ЧЁМ СХОДСТВО?
6. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
7. ЧУВСТВА
8. ТЕАТР. ИСКУССТВО
9. РЕЧЬ АВТОРА И ГЕРОЯ
10. БАЛ.
11. ЛЮБОВЬ
12. «Но был ли счастлив мой Евгений?»
13. ДРУЖБА
14. ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕРОЯ
15. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
16. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 787.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глава 1 « Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной». «…этого человека я люблю. За что люблю? За веселье, и мудрость, и грусть, и благородство. За верность той мечте о свободе, которую он пронес через нелегкую свою жизнь. За умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда это очень трудно. За то, что он любил людей и умел дружить с ними...» Н.Г.Долинина о Пушкине
Первая страница романа в стихах «Евгений Онегин » - П освящение : Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя , Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя ... «Пушкин посвящает роман в стихах «Евгений Онегин» своему другу Плетневу. Есть ли, может ли быть на свете лучший подарок , достойнейший «залог дружбы»? Для Пушкина так высока его дружба, что и этого подарка мало. А « Онегин » - вся его жизнь» «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека . Вот почему я каждый раз с трепетом открываю страницы , которые прошу вас прочесть вместе со мной». Н.Г.Долинина
Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений - кто же еще? Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне ... И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было. КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА?
Но этот роман не совсем такой, как другие известные нам произведения того же жанра , и не только потому , что он - в стихах . Что-то еще отличает его. Это «что-то» - постоянное открытое присутствие автора . Он все время здесь, на страницах своей книги. То выглянет из-за плеча героя и улыбнется нам , то поделится своей печалью или радостью , то очень серьезно расскажет о своих мыслях, о своей любви, дружбе, работе... КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА?
«Вот поэтому для меня главный герой романа - все-таки сам Пушкин . Как бы я ни сочувствовала Онегину , как бы ни любила Татьяну, как бы ни жалела Ленского , для меня самым близким и интересным из всех людей в романе остается автор». КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА?
Начало первой главы «Онегина» мы все знаем наизусть с детства: « Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...» Речь идет о Евгении: это его дядя заболел, его мыслями (даже заключенными в кавычки) Пушкин начинает роман. И вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках , развлечениях, друзьях . Но если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин . ДВА ГЕРОЯ
Им не только уделено почти равное количество строф , мы узнаем об авторе почти столько же, сколько о герое . Они во многом похожи , недаром Пушкин сразу скажет об Онегине : «добрый мой приятель». Но много у них и разного . Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека , которого мы называем «типичным представителем» его эпохи!
А Пушкин начинает свой роман в стихах строкой, знакомой каждому его современнику, из басни Крылова « Осел и мужик» « Осел был самых честных правил...» и переделывает ее по- своему. Сразу , с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков , ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые , конечно, рассердятся на него за подобное начало. Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы: Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство , Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя! АВТОР и ЕГО ГЕРОЙ
Уже во второй строфе, знакомя нас с Онегиным, Пушкин напоминает и о себе: Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас... И дальше - по поводу того, что Онегин «родился на брегах Невы»: Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня. Всего несколько строчек сказано о самом поэте, а узнаем мы из них очень многое: поэт жил в Петербурге, но теперь ему нельзя там жить; им написана поэма «Руслан и Людмила», у которой есть друзья, но есть и недруги, об этом известно читателю, знакомому с журналами: ведь вокруг «Руслана и Людмилы» разгорелся литературный бой. АВТОР и ЕГО ГЕРОЙ
Мы читаем следующие строфы - о воспитании Онегина , о том, что он знал и умел, - и невольно все время сравниваем его с Пушкиным, представляем себе Пушкина . Автор и его герой - люди одного поколения и примерно одного типа воспитания ; у обоих были французы- гувернеры; оба провели молодость в петербургском свете ; у них общие знакомые, друзья . Даже родители их имеют сходство: Сергей Львович Пушкин, как и отец Онегина , «долгами жил... и промотался наконец». В ЧЁМ СХОДСТВО?
Мы ведь знаем, что Пушкин учился в Лицее - самом серьезном и прогрессивном учебном заведении своего времени. Кто же - «все»? И неужели в слово «мы» Пушкин включает себя, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига ? Понимать эти строки можно по-разному. Мне кажется , Пушкин имеет в виду не себя и своих друзей, а тех средних петербургских юношей, с которыми ему не раз приходилось общаться в свете. На их фоне Онегин, конечно , мог «воспитаньем... блеснуть». Сам же Пушкин - другой. С того и начинается отличие автора от героя, что уже в лицейские годы Пушкину было доступно многое, недоступное Онегину. «Высокая страсть» к поэзии, овладевшая Пушкиным и его друзьями еще в детстве, чужда Евгению: Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить». ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...
Как рано мог он лицемерить ... ...Казаться мрачным, изнывать , Являться гордым и послушным ... ...Как он умел казаться новым... Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет . Зато умеет « лицемерить, казаться, являться»; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться ... ЧУВСТВА
Вот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин , например, театр. Для Пушкина петербургский театр - « волшебный край », о котором он мечтает в ссылке: Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет? А Онегин « входит , идет меж кресел по ногам , двойной лорнет, скосясь , наводит на ложи незнакомых дам. ..» А Онегин, едва взглянув на сцену « в большом рассеянье», же «отворотился - и зевнул». ТЕАТР. ИСКУССТВО
А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами... Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся: Пушкину вовсе не нужны «иноплеменные слова», он превосходно без них обходится. А вот Онегину - нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато - а герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, какой родной язык у твоего собеседника. Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняется перед читателем - а вдруг читатель не заметит «иноплеменного» словесного окружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова - иначе читатель недостаточно поймет героя. РЕЧЬ АВТОРА И ГЕРОЯ
Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал... Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет... Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он,только еще начинают развлекаться: Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота... Но ведь Пушкин тоже любит балы и сам признается в этом: Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд; Люблю их ножки… Такое игривое и, в общем-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину - так относились к «милым дамам» в свете. БАЛ.
Мир светских обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина . Пушкин тоже живет в этом мире, но он знает и другое отношение к женщине, е му доступна настоящая страсть: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда средь пылких дней Кипящей младости моей Я не желал с таким мученьем Лобзать уста младых Армид , Иль розы пламенных ланит, Иль перси, полные томленьем; Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей! ЛЮБОВЬ
«Но был ли счастлив мой Евгений?» «На первый взгляд, жизнь Онегина привлекательна: развлечения с утра до глубокой ночи, и такие яркие, богатые развлечения: прогулки , беседы с умными людьми, рестораны, театры, балы... Каждому захочется пожить немножко таким образом. Немножко. Но - всю жизнь? Представьте себе: всегда, каждый день, каждый месяц, каждый год, много лет подряд - одно и то же: прогулки все по тому же бульвару, беседы все с теми же людьми, те же блюда в ресторанах, те же лица на балах - каждый день много лет подряд... Пушкин беспощадно точно определяет эту жизнь: «...однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера». …незаурядному человеку - Евгению Онегину - тошно станет в этом свете, и он подумает про себя: «Эта жизнь - не по мне!» - и будет искать, мучиться, страдать: куда уйти, что делать, чем заполнить жизнь?!
Пушкин задал очень важный вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Отвечает он твердо: Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы недолго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели... «Друзья и дружба надоели» - кто пишет эти слова? Неужели Пушкин? Тот Пушкин, который мальчиком еще сказал: ... Где б ни был я; в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, . Святому братству верен я...? Тот Пушкин, который Пущину писал: «Мой первый друг, мой друг бесценный», а Кюхельбекеру: «Мой брат родной по музе, по судьбам»? Тот Пушкин, чьи слова: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен... - мы до сих пор повторяем с волнением и после нас будут повторять так же? Конечно же это чувства не Пушкина, а Онегина ДРУЖБА
ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕРОЯ Онегин несчастлив, ему живется трудно: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. Евгений не сразу примирился с горьким своим разочарованием, с ощущением своей ненужности: Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать, - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу. Не может и не умеет Онегин того, что умеет и может Пушкин: Беда Онегина в том, что «труд упорный ему был тошен» . В нем живы ум, совесть, мечтания, но нет у него способности действовать, быть активным, трудиться, верить людям - той самой способности, которой, наперекор своему веку, обладали Пушкин и его друзья.
Пушкину ведь очень нелегко жить - гораздо труднее, чем Онегину. Вот они бродят вдвоем по набережной - один разочарован в жизни, нет у него ни друзей, ни любви, ни творчества, ни радости; у другого есть все это, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он себе не принадлежит... Онегин свободен , но зачем ему свобода? Он томится и с ней, как без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. А Пушкин счастлив все равно, даже лишенный свободы, даже высланный из Петербурга: он умеет так много - и мечтать, и любить, и работать! СВОБОДА И НЕСВОБОДА В ЖИЗНИ АВТОРА И ГЕРОЯ
Онегину ничего не надо - и в этом его трагедия . Вот он получил наследство от отца - и предоставил его заимодавцам, «большой потери в том не видя». Вот он приезжает в доставшееся ему после смерти дяди имение: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон... Это Пушкин так видит: «уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья...» Это для Пушкина «роща, холм и поле» - ценности громадные , а Онегину все равно, он ясно видит, «что и в деревне скука та же»... ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Но ведь все это может надоесть точно так же, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни - в нее входит и наслаждение природой, и «роскошь человеческого общения» (так говорил Экзюпери), и просто умение думать. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ Праздность? Ведь именно она опостылела Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Как же ею может дорожить Пушкин? Праздность, как и деятельность, бывает разная. Томительное безделье Онегина не имеет ничего общего с праздностью, знакомой Пушкину, - когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у камина, наполнены мыслями, работой воображения, ума и сердца. Когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому человеку приходит техника: магнитофон, телевизор, компьютер... Есть у человека выход из любого, самого трагического положения . Всегда остается с нами природа, всегда остаются друзья - если они настоящие, остается наш труд - если мы научили себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...
Состоялось наше знакомство с автором романа и с его героем. По возрасту Пушкин моложе Онегина . Но поэт - незаурядная личность , человек яркий, талантливый , и естественно, что он более мудр, чем Евгений, что внутренний мир его более глубок . Духовные поиски, метания и потери Онегина знакомы Пушкину, он прошел через разочарование, хандру, опустошенность - и преодолел эти «болезни века». При всей симпатии автора к герою, при общем воспитании, общем для обоих недовольстве миром, в котором они живут, между Пушкиным и Онегиным есть громадная разница: они по-разному воспринимают жизнь и людей . Читая роман дальше, мы увидим, как много бед принесли Евгению его холодность , его равнодушие к людям, его тоска и опустошенность...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...
Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 6 классе "Отношение автора к герою в романе А.С. Пушкина "Дубровский""
План-конспект урока, по которому можно сделать презентацию, так как есть указания на те фрагметны, которые можно использовать в презентации по теме "Отношение автора к герою в романе А.С.Пушкина "Дубр...
Презентация к "Иноязычная лексика в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация к исследовательской работе на конференцию в области "Языкознание"...
Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»...

"Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (анализ I главы)"
презентация к уроку литературы в 9 классе...

презентация к проекту "Поэтизмы в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
презентация наглядно иллюстрирует и дополняет содержание исследовательского проекта по русскому языку "Поэтизмы в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...
