Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
статья по литературе ( класс) на тему

Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_avtora_i_geroya_v_romane_a.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора в романе имеет три грани: автор-персонаж, автор-повествователь, автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядов, жизни.

Автор представляет Онегина в качестве «доброго приятеля», уточняет обстоятельства своего знакомства с ним:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты»

С ним подружился я в то время.

В Онегине автора привлекают «неподражательная странность, резкий охлаждённый ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравится автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы; не раз бродили они летними светлыми ночами по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой.  Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам», но по воле случая они разошлись ( Онегин уехал вступать в наследование имением).

        Из многочисленных лирических отступлений («мечтательная часть», по словам Бестужева) складывается представление о характере автора, его образе мыслей, переживаниях, изменении его личности.

        Цветы, любовь, деревня, праздность,

        Поля, я предан вам душой.

        Всегда я рад отметить разность

        Между Онегиным и мной.

В I главе автор даёт беглый очерк истории русского театра, когда актрисы казались автору богинями. Описание туалета Онегина рождает у автора сентенцию: «быть можно дельным человеком/ И думать о красе ногтей».

Во I I  главе , описывая внешность Ольги, автор замечает, что подобный портрет красавицы легко обнаружить в любом современном романе. Такой идиллический образ автор и сам раньше любил, но «надоел он мне безмерно». Поведав типичную историю жизни семьи Лариных, автор приходит к выводу о постоянной повторяемости событий и судеб и неотвратимости смерти:

        Придёт, придёт и наше время,

        И наши внуки в добрый час

        Из мира вытеснят и нас.

Во I I I  главе автор открыто выражает свою симпатию и сочувствие Татьяне.

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью…

В IV  главе автор делится своими наблюдениями о светской дружбе. «У эти мне друзья, друзья!/ Об них недаром вспомнил я». Друг оказывается предателем, поэтому «Трудов напрасно не губя, / Любите самого себя».

В VI  главе автор как бы «теряет» нить повествования, рассуждая о собственном прошедшем, настоящим и будущем.

                                        Мечты, мечты! Где ваша сладость?

                                        Ужель и впрямь и в самом деле

                                        Без элегических затей

                                        Весна моих промчалась дней?..

В  начале VIII главы автор становится почти центральным персонажем романа. Он вспоминает о начале своей литературной деятельности:

                                В те дни, когда в садах Лицея

                                Я безмятежно расцветал…

                                Близ вод, сиявших в тишине,

                                Являться муза стала мне.

        Близость настроений героев романа  и автора так значительна, что многие лирические отступления его могли бы стать внутренними монологами героев.

        Для автора характерно ощущение жизни как праздника, поэтическое восприятие жизни для него связано с творчеством. Творчество объединяет поэта с миром.

        Автор выступает и в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет:

    С ним подружился я в то время.

         Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика. 
    Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической. Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию “энциклопедии русской жизни”. 
    Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Знакомство с героями.

Эту презентацию можно использовать на первом уроке при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В нгей прекрасный иллюстративный материал  материал для знакомства с главными героями....

Урое-исследование. 9 класс. "Духовный мир Автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Этот урок раскрывает пушкинское представление об идеале человека, развивает навыки самостоятельного анализа художественного текста....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями

Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...

Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...