КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 6 КЛАСС. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)

Макогон Инна Валериевна

Учебный предмет "Чтение (литературное чтение)" относится к предметной области "Язык и речевая практика". Является обязательной частью учебного плана.

Цель обучения в коррекционной школе 8 типа: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности, обучение правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_liter_chtenie_1-2_chetv.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

на 1 полугодие 2025-2026 учебного года

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

6 класс (4 часа в неделю)

                      Учебник: 

Чтение. 6 класс:  учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. / Москва, Просвещение, 2023

                 Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к

          предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной

          частью учебного плана. 

                 Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция

недостатков мыслительной деятельности; обучение правильному  объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся.

                 Задачи обучения:

− воспитание у обучающихся интереса к чтению;

− формирование техники чтения: правильного и плавного чтения

целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи

(в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов    

после предварительной обработки);

− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный

пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,

сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время

коллективного анализа;

− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать

на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться

впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно

иллюстрировать читаемый текст, коллективно обсуждать предполагаемый

ответ.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное

чтение)»  в 6 классе определяет следующие задачи:

− формирование умения читать доступный пониманию текст

правильно, осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к

чтению группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами

орфоэпии;

− развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста,

умение поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать

текст;

− развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного  

чтения;

− формирование читательской самостоятельности у обучающихся:

развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их

пониманию произведениями художественной литературы;

− формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на

материале прочитанных и проанализированных литературных

произведений;

− развитие и совершенствование навыка работы с различными текстами:

художественными, научно-художественными, научно-популярными  

статьями;

− формирование навыка самостоятельной работы с книгой.

Cпециальная задача коррекции речи и мышления является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. 

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 6 классе


Личностные результаты:
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.


Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 6 классе


Минимальный уровень:
- правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам
сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов);
- ответы на вопросы с помощью учителя;
- определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда
она прямо сформулирована в тексте;
- полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и
структуре текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и
наводящие вопросы учителя;

- заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или
отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель
определяет с учётом индивидуальных возможностей обучающегося);
- элементарная оценка поступков героев произведений;
- определение своего отношения к героям и их поступкам.


Достаточный уровень:
- правильное и плавное чтение целыми словами в темпе, приближенном
к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой
структуре и значению слов после предварительной отработки);
- чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений,
использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце
предложений;
- самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
- словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под
руководством учителя);
- составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов;
- определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение её
отрывками из текста;
- деление текста на части по предложенному плану;
- полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому
плану и выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
- коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков
текста с ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов
учителя);
- заучивание наизусть 6—8 стихотворений;
- выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;
- определение (с помощью учителя) причины поступков героев и
элементарная оценка;
- определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;
- понимание эмоционального состояния героя произведения и
установление причин его переживаний.
 

Система оценки достижения обучающимися


Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.


Критерии оценки предметных результатов


В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.


При оценке устных ответов принимается во внимание:
- чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
- выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
- умение ориентироваться в тексте;
- знание литературных произведений.


Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
- отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
- твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки;
- читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.


Критерии отметки пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает

на вопрос.

Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов

учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,

допускает речевые ошибки.

Оценка «2» - не ставится.

Критерии чтения стихотворения наизусть

Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно

читает.

Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку

слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое

усвоение текста.

Оценка «2» - не ставится.

В процессе обучения – использование  как основных методов и приемов:

− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);

− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы);

− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по

картинному плану, выборочное чтение);

− репродуктивный метод (работа по алгоритму).

 

№ п/п

Содержание работы. Раздел. Тема

Кол-во часов

Моя Родина  

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Чтение»

1

2

В. Песков. «Отечество» (стр.3)

1

3

М. Ножкин. «Россия» (стр.4)

1

4

М. Пришвин «Моя Родина» (стр.5)

1

Золотая осень

5

Описание осенней природы в рассказе Виталия Бианки «Сентябрь» (стр.6)

1

6

Описание осеннего леса в стихотворении Ивана Бунина «Лес, точно терем расписной…» (стр.8)

1

7

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

8

Урок внеклассного чтения. Рассказы о природе                                                (К. Паустовский. Рассказ «Золотой линь»)

1

9

Рассказ Юрия Качаева «Грабитель» (стр.9)

1

10

Рассказ Юрия Качаева «Грабитель» (стр.9)

1

11

Б. Житков «Белый домик»- 1 часть (чтение, пересказ)

1

12

Б. Житков «Белый домик - 2 часть (чтение, пересказ)

1

13

А. Белорусец. Рассказ  «Звонкие ключи», 1 часть (стр.15)

1

14

А. Белорусец. Рассказ  «Звонкие ключи», 2 часть

1

15

А. Белорусец. Рассказ  «Звонкие ключи», 3 часть

1

16

Отношение человека к природе и тема добра в рассказе                                   К. Паустовского «Заячьи лапы», 1 часть (стр.23)

1

17

Рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы», 2 часть

1

18

Рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы», 3 часть

1

19

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

20

Отрывок из рассказа И. Тургенева «Свидание» «Осенний день в березовой роще» (стр.30)

1

21

Рассказ о любви к природе. Евгений Носов. «Хитрюга»,                                 1 часть (стр.31)

1

22

Рассказ о любви к природе. Евгений Носов. «Хитрюга»,

2 часть

1

23

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

24

Природа в рассказе В. Бианки «Октябрь» (стр.35)

1

Великая радость – работа

25

Тема ответственности человека за свои поступки и бережного отношения к природе в стихотворении

С. Михалкова «Будь человеком» (стр.37)

1

26

Б. Заходер. Стихотворение «Петя мечтает» (наизусть) (стр.38)

1

27

Д. Биссет «Слон и муравей» (сказка) (стр.39)

1

28

Д. Биссет «Кузнечик Денди» (сказка) (стр.41)

1

29

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» (стр.44)

1

30

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

31

Дж. Родари «Пуговкин домик», 1 часть (стр.46)

1

32

Дж. Родари «Пуговкин дом», 2 часть

1

Страницы истории

33

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) (стр.52)

1

34

Ф. Глинка. Стихотворение «Москва» (стр.53)

1

35

Изображение природы в рассказе В. Бианки «Ноябрь» (стр.55)

1

36

Проверка техники чтения.

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

37

С. Алексеев. «Без Нарвы не видать моря». Тема исторической памяти (стр.55)

1

38

С. Алексеев. Рассказ «На берегу Невы» (стр.57)

1

39

С. Алексеев. Рассказы о русском подвиге «Медаль»

1

40

С. Алексеев. Рассказы о русском подвиге «Гришенька»

1

41

Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. «Серебряный лебедь»

1

42

Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. «Боевое крещение»

1

43

Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. «День

рождения Наполеона»

1

44

Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. «В дни спокойные»

1

45

Урок внеклассного чтения. Былины про Илью Муромца

1

46

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

Что такое хорошо, что такое плохо

47

Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение (стр.70)

1

48

Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение (стр.70)

1

49

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение по ролям

1

50

Е. Пермяк . «Тайна цены» (сказка). Чтение (стр.75)

1

51

Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка). Пересказ (стр.75)

1

52

Д. Гальперина. Рассказ «Здравствуйте!». Чтение (стр.79)

1

53

Д. Гальперина. Рассказ «Здравствуйте!». Пересказ (стр.79)

1

54

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

Здравствуй, гостья-Зима!

55

Описание природы в рассказе В. Бианки «Декабрь» (стр.81)

1

56

Е. Благинина. «Новогодние загадки» (стр.82)

1

57

А. Никитин. Стихотворение «Встреча зимы» (стр.82)

1

58

А. Дорохов. Рассказ «Теплый снег». Чтение и пересказ (стр.84)

1

59

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» (наизусть) (стр.85)

1

60

Д. Хармс «Пушкин». Чтение, работа по содержанию (стр.85)

1

61

В. Бианки. «Январь». Описание природы в январе (стр.90)

1

62

Х.-К. Андерсен «Ель» (Сказка), (чтение) (стр.91)

1

63

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

1

64

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. Проверка техники чтения

1

65

Урок внеклассного чтения. Стихи о зиме

1

66

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков

1

       

Виды проверочных/контрольных работ

№ пп

Кол-во

1

Обобщающий урок. Выполнение тестовых заданий

8

2

Урок внеклассного чтения

3

3

Тематическое оценивание

8

                Всего часов: 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 6 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Календарно - тематическое планирование в 1 классе коррекционной школы VIII вида (1 полугодие)

Календарно - тематическое планирование в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Календарно-тематическое планирование для 2 класса коррекционной школы VIII вида (надомное обучение) 8 часов в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено по  «Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» Москва, «Просвещение...