Комплексный анализ текста Б. Мирзы "Её Грибоедовский вальс" (подготовка к ВСОШ по литературе 10 класс)
статья по литературе (9, 10, 11 класс)
В данном материале представлен план комплексного анализа прозаического произведения, проанализирован текст Б. Мирзы "Её Грибоедовский вальс", представленный на муниципальном этапе ВСОШ по литературе в 2025-2026 уч.г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Целостный анализ текста в олимпиадных работах предполагает его осмысление и интерпретацию, то есть ориентирован на понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман)
Нужно последовательно раскрывать этот смысл в динамике через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Ученикам необходимо продемонстрировать умение понимать смысл
произведения, объяснять характеры героев и мотивы их поведения, определять
художественные особенности произведения, видеть авторскую позицию,
выражать свои мысли, чувства и давать оценку прочитанному.
Основные пункты типового плана комплексного анализа текста.
1) история создания произведения. Историческая и историко-литературная
обстановка, литературные направления эпохи; место данного произведения
среди произведений других авторов, написанных в этот период; творческая
история произведения; оценка произведения в критике; своеобразие восприятия
данного произведения современниками писателя; оценка произведения в
контексте современного прочтения.
(Если ученик не владеет информацией по данному пункту, он может сразу
приступать к анализу идейно-художественных особенностей предложенного
текста);
2) тема и идея данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с
которым произведение написано (вопросы-подсказки: что хотел сказать автор и
как ему удалось это сделать?);
3) авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
4) сюжетная схема (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка);
5) способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер,
лирическое отступление;
6) способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог,
внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, «поток сознания»;
7) Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между
персонажами, типичность (уникальность) персонажей, своеобразие созданного
образа человека: внешние черты (лицо, фигура, костюм), характер персонажа
(он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в
портрете, в описаниях чувств героя, в его речи);
8) особенности применения в тексте изобразительно-выразительных средств
языка;
9) эмоционально-оценочное отношение обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков, выводы по тексту.
Комплексный анализ текта Б. Мирзы «Её Грибоедовский вальс»
Художественный текст современного автора Бориса Мирзы посвящён теме искусства, его влиянию на жизнь человека. Это отражено в названии. С вальсов Грибоедова начинается история русских вальсов. Это классические произведения, написанные блестящим дипломатом и литератором Александром Сергеевичем Грибоедовым. И на протяжении вот уже нескольких веков эти произведения входят в программу классического музыкального образования. Его-то и получают главные герои текста Б. Мирзы.
Наде четырнадцать. И на отчётном концерте в музыкальной школе ей предстоит исполнить Грибоедовский вальс. Девочка негодует, ведь она уже играла это произведение «три года назад». Для героини это шаг назад, она мечтала сыграть Баха. Но педагог Марья Ивановна непреклонна. Желанного Баха отдают «очкарику» Саше Каписону. А девочка в свои четырнадцать понимает, что «в искусстве не бывает вторых». Она знает, что солист-пианист может быть только один. И это будет не она. Мы видим героиню, сталкивающуюся с несправедливостью жизни, с горьким уроком опыта, и ей сложно сдержать эмоции от этого и в присутствии учителя («почти крикнула … и сама испугалась»), и в диалоге с Каписоном, где она язвит: «Заслушиваюсь твоими инвенциями. Ты — талант». Надя готова расплакаться от обиды и унижения. Мы видим реакцию отрицания, гнев героини: «Нет уж! Лучше выйти замуж!». На примере Нади автор раскрывает тему суровой творческой правды: искусство беспощадно, оно выбирает лучших в качестве лидеров, а остальным нужно смириться с этим.
Что же помогает Наде справиться с ситуацией? «Наглый флейтист» Коля приглашает девочку на свидание. На первое свидание в ее жизни. И когда Надя вспомнила, что Коля ждет у памятника Пушкину в три, она достала тушь и зеркальце, воспрянула духом и побежала. Под аккомпанемент Грибоедовского вальса, который звучал «то ли со второго этажа, то ли у нее в душе». И здесь читатель видит ту самую силу искусства, способного оказать исцелительное воздействие на человека.
Символичен образ сильного дождя, который сопровождал девочку, пока она бежала к месту встречи. Дождь смыл негатив с души Нади, и свидание прошло как нельзя лучше: «Надя была счастлива, ей было весело и тревожно». И повсюду на земле звучал в этот момент вальс. Автор показывает подростков, которым трудно порой справиться со своими эмоциями. В этом им как раз призвано помочь искусство.
Художественный текст традиционно включает в себя средства выразительности, помогающие раскрыть героев, их чувства и эмоции. Метафора «за огоньками наглой смелости скрывалась мольба» помогает понять искреннее и истинное отношение Коли к Наде. Сравнение «как будто учительница ударила её по щеке» показывает шок героини от новости о смене произведения на отчётном концерте. Точное образное описание сама Надя даёт и своему сопернику: «Саша Каписон, маленький чернявый очкарик, сосредоточенный на себе настолько, что не было стенки и столба, на которые бы он не наткнулся в задумчивости». Главной метафорой становится сам Грибоедовский вальс, в котором скрыта «живая гармония», «движение», сама «жизнь». Эта метафора призвана показать, как музыка помогает человеку справиться с трудностями, как она наполняет душу радостью, счастьем.
Ещё одним средством раскрытия образа героев является их речь. По ходу повествования автор использует диалоги, раскрывая отношение персонажей друг к другу и авторскую позицию. «В три у памятника буду ждать, и возражения не принимаются», - флейтист Коля решительно настроен на свидание с Надей. «Все есть, а музыки нет. Мне нужна музыка. Это не поражение. Иногда надо отступить на шаг, чтобы сделать рывок вперед», - говорит героине её мудрый педагог.
Тон повествованию задаёт музыкальный фон. Оппозиция Баха и Грибоедова обретает смысловое содержание. Наде стоит на время отказаться от амбиций сыграть произведение немецкого композитора, чтобы «почувствовать музыку» и сделать тот самый «рывок вперед».
Композиционно текст Б. Мирзы поделен на пять частей. Меняется хронотоп: двор музыкалки, кабинет педагога, второй этаж музыкалки, снова уличное пространство и, наконец, место встречи у памятника Пушкину. И вместе с этими изменениями происходит и движение души героини.
Текст Бориса Мирзы позволяет читателю задуматься о месте музыки в жизни человека. О том, как искусство способно играть на струнах нашей души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...

Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов
Комплексный анализ фрагмента текста помогает совершенствовать умения и навыки учащихся 10-11 классов, является хорошим материалом для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Может быть использова...

"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
