"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Кириенко Надежда Викторовна

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

(рабочая учебная программа факультативного курса

по русскому языку для 10-11 класса)


Пояснительная записка

        Факультативный курс «Комплексный анализ текста» составлен в соответствии с Федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта, Кодификатора элементов содержания и требования к уровню подготовки выпускников, а также на основе программы элективного курса для учащихся 10 класса А. А. Губаревой «Многоаспектный анализ текста» (см. Сборник элективных курсов по русскому языку, культуре речи, риторике, разработанных учителями-словесниками общеобразовательных учреждений города Белгорода. – Белгород, 2007) и рабочей тетради А. Б. Малюшкина («Комплексный анализ текста». Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские, потому что эта форма имеет весомое значение в системе непрерывного образования «Школа-вуз».

Факультатив «Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 10- 11 класса, освоивших курс русского языка основной общей школы и прошедших государственную итоговую аттестацию в 9 классе.

Текст для словесности— традиционный объект исследования. В особенности текст художественный, который подразумевает целый ряд подходов: речеведческий анализ, лингвистический анализ, смысловой или филологический анализ.

Цель факультатива — приобщить десятиклассников к научному синкретичному видению художественного, а также научного и публицистического текстов,  взятых во всех гранях обращённости к слову, человеку, действительности, сознанию, а также осмыслить тексты трёх типов речи как феномен языка и речи, синкретизирующий внеязыковую и языковую информацию в их эстетической значимости, и, одновременно, как явление языкового сознания (автора, эпохи, нации)

Задачи факультатива:

  • повторить основные речеведческие понятия
  • познакомить учащихся с основными видами анализа художественного, публицистического и научного  текстов;
  • приобщить их к навыкам целостного, многогранного и многоаспектного истолкования формы и смысла текстов трёх стилей;
  • приобщить к навыкам целостного и многогранного лингвистического анализа текстов трёх стилей;
  • приобщить к навыкам целостного речеведческого, в том числе и стилистического анализа научного, публицистического и художественного текстов;
  • повторить ряд орфографических и пунктуационных правил в русле лингвистического анализа текста;
  • формировать коммуникативную личность, которую характеризует свободное владение речью во всех сферах её проявления.

В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам.

Факультатив предполагает работу с текстами неизвестными учащимся, не изучаемыми ни ранее, ни в ходе обучения в 10-11 классе. Он обращает учащихся к художественным текстам как уже известных им классиков 19-21 века, так и к авторам неизвестным.. Предлагаемые для анализа научные тексты носят не только филологическую направленность. Тексты же публицистические взяты из копилки ЕГЭ по русскому языку.

По итогам изучения факультатива учащиеся, работая в группах,  создают анализ- исследование текста предложенного стиля речи, а также компьютерные презентации своих изысканий. В качестве варианта финальных занятий можно предложить выполнить все виды работы с текстами, предлагаемыми на ЕГЭ.

Срок реализации программы – 2 года

Количество учебных часов - 70

Тематический план программы курса

Раздел

Количество часов

теории

практики

1

Введение

4

4

2

Виды анализа текста

3

3

3

Комплексный анализ научных текстов

3

6

4

Комплексный анализ текстов официально-делового стиля

1

5

5

Комплексный анализ разговорных текстов

1

3

6

Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

-

3

7

Комплексный анализ художественных  текстов

1

11

8

Комплексный анализ публицистических текстов

1

11

9

Анализ-исследование текстов разных стилей

1

4

10

Работа с текстами разных стилей и жанров, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку

1

4

Итого

16

54

Содержание курса

Раздел

Количество часов

1

Введение

Текст и его признаки. Заголовок, тема текста, идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и  средства связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Типы речи.

Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи: научные, публицистические и художественные жанры.

Художественный текст как объект исследования.

Автор и его позиция.

8

2

Виды анализа текста. 

Основные принципы и подходы к анализу текста.

Речеведческий анализ и его составляющие, лингвистический анализ и его составляющие, аспекты филологического анализа

6

3

Комплексный анализ научных текстов.

Анализ с точки зрения стиля и типа речи, лингвистический анализ научных текстов, жанровый, идейно-тематический, проблемный анализ текстов научного стиля, учебно-научного и научно-популярного подстилей.

Работа с научными текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

7

2

4

Комплексный анализ текстов официально-делового стиля

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и  средства связи предложений в тексте.

Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др.

Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

4

2

5

Комплексный анализ разговорных текстов

Идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и  средства связи предложений в тексте. Разговорная устная и письменная речь.

Монолог, диалог, полилог

4

6

Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

3


4

Комплексный анализ художественных  текстов. 

Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем художественных текстов (литература 19-20 вв.)

12

5

Комплексный анализ публицистических текстов. 

Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем публицистических текстов 19-20 вв.

12

6

Анализ-исследование текстов разных стилей.

Работа в группах по одному из аспектов анализа: речеведческий анализ, анализ изобразительно-выразительных средств, проблемный, идейно-тематический и лингвистический анализ

5

7

Итоги. 

Выполнение всех видов работы с текстом, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку. Создание своих текстов. Анализ ошибок. Корректировка .

Презентации лучших работ по анализу текста.

5

Итого

70

Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты

- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.

Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций.

Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

 – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

 – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Тематическое планирование занятий

 10 класс (36 часов)

  1. Текст и его признаки.
  2. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте
  3. Проблема текста. Комментарий проблемы
  4. Стиль текста.
  5. Тип речи.
  6. Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи.
  7. Художественный текст как объект исследования
  8. Автор и его позиция

9-10. Виды анализа текста. Речеведческий анализ.

  1. Виды анализа текста. Лингвистический анализ.
  1. Виды анализа. Смысловой (содержательный) анализ.Аспекты комплексного анализа научного текста. Речеведческий анализ
  2. Аспекты комплексного анализа научного текста Лингвистический анализ
  3. Аспекты комплексного анализа научного текста Идейно-тематический анализ

18-19. Проблемный анализ научных текстов

20-21. Комплексный анализ научного текста

22-23. Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

24. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового стиля

25-26. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др.

27. Создание своих текстов делового стиля

28-29. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

30. Особенности текстов разговорного стиля

31. Анализ монолога

32. Анализ диалога

33. Анализ полилога

34. Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам

35-36. Анализ текстов , представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе

11 класс (34 часа)

1. Как и для чего делается комплексный анализ художественных текстов?

2-3. Комплексный анализ двух текстов первого тематического направления

4-5. Комплексный анализ двух текстов второго тематического направления

6-7. Комплексный анализ двух текстов третьего тематического направления

8-9. Комплексный анализ двух текстов четвёртого тематического направления

10-11. Комплексный анализ двух текстов пятого  тематического направления

12. Комплексный анализ художественного текста как основа успеха на ЕГЭ по литературе

13.  Сходства и различия текстов художественных и публицистических

14-23. Комплексный анализ публицистических текстов различной проблематики из копилки ЕГЭ по русскому языку.

24. Проблематика публицистических текстов

25. Работа в группах . Речеведческий анализ одного текста. Представление результатов

26. Работа в группах . Лингвистический  анализ одного текста. Представление результатов

27. Работа в группах . Проблемный и идейно - тематический анализ одного текста. Представление результатов

28. Групповая работа над созданием сочинения по критериям задания 27 ЕГЭ по русскому языку

29. Корректировка сочинения. Анализ ошибок.

30. Работа с текстовыми задания ЕГЭ по русскому языку.

31-32. Написание сочинения по тексту.

33-34. Анализ ошибок, работа по корректировке. Презентация лучших работ

Литература

  1. Астаева Т. Т. Дидактический материал к урокам развития речи: для национальных школ 9-11 классы, Сыктывкар, 1995
  2. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах, М.; 2002
  3. Карпушин С. В., Ломилина Н. И. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе, М.: 1999
  4. Лермонтов М. Ю. Лирика: Анализ текстов. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. Н. В. Сечина, М.: 2000
  5. Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл: Книга для учителя: Из опыта работы, М.: 1995
  6. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной общей школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова, М.: 1999
  7. Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом / Авт.-сост. Т. Ф. Сивокозова, Волгоград: Учитель, 2007
  8. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной общей школы 9 кл./ Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова, М.: 2005
  9. Цветаева М. И. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост.
  10. КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"

Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса  « Язык мой – друг мой»   Составила Непомнящая Татьяна АнатольевнаПояснительная запискаФакультативный курс рассчитан ...

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой»

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса  « Язык мой – друг мой»   Программу разработала учитель ру...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Секреты орфографии »

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раск...