Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Непомнящая Татьяна Анатольевна
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса  « Язык мой – друг мой»
   Составила Непомнящая Татьяна Анатольевна
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данный факультатив позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи: -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания; 
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 
Содержание программы.Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
 В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.
 Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
 Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
 Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Программа состоит из 4 разделов:
1. Дорога к письменности - 1час.2. Фонетика. Орфография. - 13 часов.3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.4. Морфология -7 часов.
Основные методы и приёмы работы:
 - работа с тестами; - беседа; - различные виды грамматического разбора;  - работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  
- объяснение учителя; - создание проблемной ситуации;- лекция; - анализ текстов различных стилей и типов;
- работа по карточкам;- создание таблиц, схем, алгоритмов;  - обсуждение, диалог;  - написание и редактирование орфографических диктантов;
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. 
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы, - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,- находить и исправлять орфографические ошибки;- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Календарно-тематическое планирование
ТемаКол-во часовСодержание занятия
1.       Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.1Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?
2.       Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.1«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.
3.       Тайна фонемы.1Смыслоразличительная  роль звуков. 
Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).
4.       Ударение под гласной может сделать букву ясной.2Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.      
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
5.       Коварные словарные слова.2 Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным  словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного  слова  в тексте.
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).
6.       Орфографический словарь – наш главный помощник.1Работа со словарем.
7.       Проверь себя. Тест №1.1 
8.       Опасные согласные.1Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.
9.       Звонкие и глухие  «двойняшки»1Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
10.   Старые знакомые Ъ и Ь1Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
11.   Большие и маленькие (правописание имен собственных)1Работа по карточкам.
12.   Слитно, раздельно, через дефис.3Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО-  со словами.
13.   Сколько писать: одну или две?2Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е). 
14.   Как справиться со сложными словами?1Способы образования сложных слов.
15.   Решение орфографических задач.1 
16.   Проверь себя. Тест №2.1 
17.   История образования и написания числительных1Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».
18.   Что вместо имени у нас? (о правописании  местоимений)1Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом
19.   Орфографические головоломки.1 
20.   Приставки труженицы  (классификация приставок)2Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.
21.    Приставки-труженицы (классификация приставок)1Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
22.   Кто командует корнями?1Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, 
-плов-, -мок-).
23.   Проверь себя. Тест №3.1 
24.   Суффиксы - большие молодцы.1Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
25.   Волшебный клубок орфограмм.1 
26.   Путешествие в страну русского языка.1Работа с текстом.
27.   Проверь себя. Тест №4.1Систематизировать, обобщить, углубить  знания в игровой форме (конкурсы)
28.   Значение орфографии.1Обобщение принципов орфографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon .55 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"

Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой»

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса  « Язык мой – друг мой»   Программу разработала учитель ру...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...