Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Нравственные проблемы в житии, их историческая обусловленность и вневременной смысл. Особенности лексики и художеств
методическая разработка по литературе (8 класс)

Панькова Евгения Георгиевна

познакомить детей с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, дать представление о жанре летописи, воинской повести, житие,  рассказать о «Повести временных лет»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_zhitie_sergiya_radonezh.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО».  НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИТИЕ

Цель урока

познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;

Задачи урока

углублять представление о литературе как источнике духовного опыта, как особом виде искусства, отражающем окружающую действительность в словесной форме;

формировать собственный запрос на становление себя как читателя, культурного человека;

совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности

Цель деятельности учителя

Создавать условия для достижения метапредметных результатов через средства изучаемого предмета, обучать и развивать УУД обучающихся.

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление нравственных ценностей,

отраженных в художественном тексте, умение сопоставлять и толковать проблематику произведения с учетом историко-культурных особенностей эпохи их создания и современного времени,

определение композиционных особенностей произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изучаемого текста,

владение основными литературоведческими понятиями и общедоступными приемами анализа художественного текста,

формирование читательской позиции и обучение современным способам работы с разными видами информации.

Личностные,

применение навыков самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

приобщение к нравственным представлениям окружающего мира, проявление российской идентичности,

проявление эстетических представлений об историко-культурном наследии своего народа.

Метапредметные результаты:

познавательные: умение обобщать информацию, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать критерии отбора информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, свободно владеть навыками смыслового чтения и навыками работы с разными информационными источниками.

регулятивные: объективное оценивание результатов индивидуальной и коллективной деятельности, определение целей учебной деятельности; планирование познавательного процесса в соответствии с поставленной задачей, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач,

коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей и чувств, свободное владение устной и письменной речью как основы познавательной деятельности.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, методический прием дискуссии, метод интеллект-карт.

Оборудование

Компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, листы самооценки и листы с интеллект-картами.

Основные понятия

Литературоведческие понятия: житие, агиографический текст, деяния святого, литературные традиции, композиционная структура текста, идейное содержание, авторская и читательская позиция, художественные средства изображения персонажа.

Историко-культурные понятия: летописные источники, библейские реминисценции, монголо-татарское нашествие, политические силы, духовный и ратный подвиг, идейно-философское содержание, общность художественных мотивов в разных видах искусства.

Организационная структура урока

Этап

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Формируемые УУД

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание благоприятной коммуникативной атмосферы для достижения образовательных результатов

Готовятся к восприятию информации, обсуждают, делают выводы, формулируют собственное высказывание.

Учитель способствует созданию атмосферы сотрудничества, обращает внимание на ценность любого развивающего задания, направляет учебную деятельность, поддерживает проявление самостоятельности в определении учебно-познавательных задач данного занятия.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.        

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

(С. Никулина)

О каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении С. Никулиной?  

Что вы знаете об этом человеке?

Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

Регулятивные УУД Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, овладение приемами контроля эмоций

Коммуникативные УУД

Совершенствование умения  формулировать речевое высказывание в соответствии с конкретной коммуникативной задачей и речевой ситуацией.

Актуализация знаний.

Цель: анализ и синтез известной и полученной информации для ответа на ключевой проблемный вопрос урока.

Рассуждают, анализируют, делают предположения.

Организует лексическую работу с понятиями, являющимися ключевыми в данной теме. Но перед детальным изучением текста, хотелось бы уточнить значение термина «житие», кроме того, уяснить связь его значения с такими однокоренными словами, как жизнь, житьё, живот, живо, живительный и т.п.

ЖИТИЕ́, -я

1. Произведение религиозной (христианской) литературы, представляющее собой описание жизни какого-л. святого, подвижника и т. п. Жития святых.

2. Устар. То же, что жизнь (во 2, 4 и 5 знач.); житье. Беспечальное житие. [Пимен:]

.

ЖИТИЕ́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография.

ЖИТИЕ', я́, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное ж. Беззаботное ж.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника, оценивать результаты своей деятельности, анализировать полученную информацию, критически воспринимать результаты своей работы, систематизировать материал.

Постановка цели и задач урока. Построение и реализация учебного проекта

Цели: сформулировать цели и задачи урока, определить стратегии их достижения, принять во внимание возможные причины затруднений в достижении поставленных целей.

Высказывают предположения о значении формулы-ребуса, вынесенного в качестве проблемного вопроса урока

Прочитайте тему урока.  

- Тема урока Житийная литература «Житие Сергия Радонежского».

- Поставьте цель деятельности на уроке.

- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

- Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

Регулятивные: УУД:

совершенствование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач, умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Первичное закрепление

Цель: определить дальнейшие варианты сотрудничества для решения проблемного вопроса урока

Предлагают варианты выхода из проблемной ситуации.  

Работают с разными источниками информации, систематизируют полученную информацию,

Делают первичные выводы

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся осмыслить «Житие Сергия Радонежского». Дома вы прочитали житие, какой жанр современной литературы оно вам напомнило? (биографию)

О ком в современное время написаны биографии? (о знаменитых ученых, писателях, политиках). Существует особая серия «Жизнь замечательных людей», которая посвящена знаменитым людям, добившихся успехов в различных областях науки, спорта, в литературе, в искусстве.

Скажите, какая разница между житием и биографией? Как вы думаете, о ком говорится в житии? (о святых)

Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).

2. Запись определения и жанровых признаков в тетрадь. Учитель параллельно записывает на доске.

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью. Они отличаются от биографии жанровыми признаками:

1) подчёркнуто религиозная оценка

2) окрашенность описываемого

3) каноничность – использование устойчивых формул, выбор яз. средств

4) взгляд автора на героя «снизу вверх»

5) реальное и идеальное изображение

Житие и сказание относятся к агиографической литературе. Агиография –жизнеописание святых. Сказание отличается от жития тем, что затрагивает не всю жизнь святого, а лишь часть ее.

Композиция жития на доске.
1. Вступление.
2. Рассказ о жизни святого
а) рождение, детство, юность;
б) подвиги благочестия и творимые чудеса при жизни;
в) кончина и посмертные чудеса.
3. Похвала святому.

За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения определённых правил стиля и композиции. Автором «Житие Сергия Радонежского является  Епифаний Премудрый (см. дополнительный материал)

Сообщения о Сергии Радонежском

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь

 Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.

Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. Сергий Радонежский достиг глубокой старости. За шесть месяцев до кончины он передал игуменство ученику своему Никону, а сам предался совершенному безмолвию. Кончина его последовала, после продолжительной болезни 25 сентября в 1391. Через 30 лет, 5 июля 1422 г., совершилось открытие мощей Сергия. Тогда же было установлено местное празднование его памяти в монастыре 25 сентября. В 1448 или 1449 году Сергий был причислен митрополитом Ионою к лику всероссийских святых.

В Успенском соборе находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь собора.

Аналитическая беседа. Работа с текстом .
Чему учит житие?
Что представляла собой композиция жития?
Кем и когда было написано «»Житие Сергия Радонежского»?
(Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г.)
От каких родителей родился Сергий?
Какое имя получил мальчик при крещении?
Как учился Варфоломей? Кто помог ему в учении?
Куда переехали родители мальчика?
Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?
Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?
В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?
Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
Как Сергий примирил русских князей? Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?
Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают? (На его богоизбранность.)
Назовите, какими качествами наделил автор своего героя? Есть ли у него отрицательные качества? (Милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, смирение, прозорливость, настойчивость. Герой жития не мог обладать отрицательными качествами) А каким самым главным качеством должен был обладать святой? (Верить в бога)
Есть ли в житии упоминание о реальных исторических событиях? (Да. Реальное переплетается с фантастикой )
Поучительна ли жизнь героя? (Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали, трудолюбию и настойчивости в достижении цели)

Фронтальная работа с репродукцией картины М. Неверова «Видение отроку Варфоломею»

-Какой момент жития изображѐн на картине?

-Что вы видите в глазах мальчика?

-Как вы думаете, о чѐм диалог двух встретившихся людей?

-Каким изображѐн старец-монах?

-Что можно сказать про пейзаж картины?

-Какие цвета использует художник?

Неверова всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа. И в герое угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цели: систематизировать полученную информацию, определить промежуточные результаты деятельности, уточнить дальнейшие направления учебной деятельности по изучению заявленного материала.

Высказывают собственную точку зрения, приводят примеры, синтезируют сведения, полученные из разных источников.

В своем произведении Епифаний Премудрый стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Именно таким человеком был Сергий Радонежский. Только благодаря своим нравственным качествам он добился многого в жизни и смог помочь многим людям. 

Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

Корректирует деятельность учеников

Домашнее задание: Д.И. Фонвизин.. Комедия «Недоросль» прочитать

Формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей деятельности.

Заполняют таблицу с «визуальными метафорами».

Анализируют собственную работу на уроке.

Организует работу по рефлексии. 

Используем приём

«Неоконченное предложение» Выберите одно из предложений и завершите его:

  • Сегодня я обнаружил в себе…
  • Сегодня я сделал маленькое открытие…
  • Мне был интересен этот урок тем, что…

Я хотел бы в себе изменить…

Развитие навыков адекватно оценивать свою работу,  анализировать, строить речевое высказывание.

Дополнительный материал

Биография  Епифания Премудрого

Епифаний Премудрый – писатель-агиограф, инок Троице-Сергиева монастыря. Сведения о нем извлекаются только из его собственных сочинений.

Епифаний родился в Ростове в 1 пол. 14 века. Он учился в Ростовском монастыре. Около 31 года провел в Троице-Сергиевом монастыре, сначала в качестве дьякона, а затем – иеромонаха и духовника братства.

В течение многих лет Епифаний Премудрый состоял в монастыре под началом его основателя Сергия Радонежского, встречался с наезжавшим в монастырь Стефаном, епископом пермским. Троице- Сергиев монастырь с его высокой книжной культурой был основной духовной школой Епифания Премудрого.

Епифаний много путешествовал, был в Константинополе, в Иерусалиме, побывал в Троице-Сергиевой лавре.

Один из образованнейших людей своего времени, Епифаний Премудрый знал греческий язык, был начитан в библейской, церковно-учительной, житийной, исторической византийской и древнерусской литературах. Современники прозвали Епифания «Премудрым» за его выдающуюся умственную и литературную одаренность.

Вскоре после смерти Стефана (1396), первого епископа пермского, Епифаний Премудрый написал его «Житие». Описание жизни Стефана Пермского не содержало подробных биографических сведений о нем и развертывалось в традиционном духе церковно-поучительных биографий «святых» (благочестивое детство, ранняя любовь к книгам, самоотверженные духовные подвиги, блаженная кончина). Но в литературном отношении это обширное произведение Епифания Премудрого отличалось новизной и значительностью. Епифаний Премудрый прославлял Стефана Пермского как просветителя коми (зырян), обратившего их из язычества в христианство, как создателя пермской азбуки, переводчика на пермский язык книг «священного писания».

В работе над житием Стефана Пермского Епифаний Премудрый творчески использовал «Слово о законе и благодати» Илариона.

В 1392 году, когда умер Сергий Радонежский, Епифаний стал делать записи о нем. До этого монах наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

 «Житие Сергия Радонежского», написанное в 1417-—1418 гг., отличается от первого «Жития» большей биографической обстоятельностью, последовательностью изложения и лиризмом.

В обоих «житиях» изобилуют взволнованные размышления автора о судьбах его героев и людей, их окружающих. Внутренняя жизнь людей раскрывается Епифанием Премудрым при помощи контрастных и экспрессивных характеристик отдельных психологических состояний (чувств «добрых» или «злых»), которые редко сменяют друг друга. Стиль «житий» отличается пышностью и символико-метафорической насыщенностью. Обилие сложных эпитетов, сравнений, синонимов и аллегорий создает крайнюю витиеватость словесной изобразительности, которую сам Епифаний Премудрый удачно назвал «плетением словес» или словесной «паутиной».

«Жития», созданные Епифанием Премудрым, относятся к лучшим памятникам древне - русской агиографической литературы, а сам Епифаний Премудрый по праву считается крупнейшим мастером нового для своего времени житийно-панегирического стиля, развивавшего высокие традиции литературы Киевской Руси и углублявшего достижения южнославянских литератур (XIV — начала XV в.).

Стиль Епифания Премудрого стал образцом для многих произведений русской литературы XIV—XVI вв., прославлявших могущество русской государственности и объединение русских земель вокруг Москвы. Возможно, что Епифанием Премудрым написаны также введение к тверской летописи, письмо к игумену Кириллу Тверскому, «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».

После Москвы, где Епифаний собирал информацию о Стефане Пермском, он побывал в Твери, но в 1415 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру и уже не выезжал оттуда.

Умер около 1420 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» Цели:- углубление знаний учащихся о жанре жития;- развитие навыков анализа текста;- развитие навыков выразительного ч...

Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"

В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...

Конспект открытого урока по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)

Урок по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)...

Конспект открытого урока по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)

Урок по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)...

Презентация "Житие протопопа Аввакума"

Презентация к уроке по произведению ДРЛ "Житие протопопа Аввакума"...

Урок литературы в 7 классе по произведению "Житие Сергия Радонежского"

       В течение многих десятилетий для учащихся школ    России     тема агиографической литературы была закрыта. Однако если мы обратимся...