« А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иванова Наталья Васильевна

 Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту, совершенствовать навыки работы с текстом через использование различных приемов технологии смыслового чтения -  таково содержание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx43.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Черчетская СОШ

 « А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»

Литература.

7 класс.

Иванова Наталья Васильевна

учитель русского языка и литературы

 

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема:А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»

Цель:знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя, выявление гуманистической идеи повести-феерии А. Грина «Алые паруса», обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом

Задачи:1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя. Выявить гуманистическую идею повести-феерии А. Грина «Алые паруса», проявляющейся в утверждении человека как источника и средства собственного счастья. Формирование представления о смысле жизни как гуманистической ценности.

2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту, совершенствовать навыки работы с текстом через использование различных приемов. Развивать навыки художественного пересказа текста, выразительного чтения.

3. Формировать представления о смысле жизни как гуманистической ценности.

4. Формировать УУД.

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя, выявление гуманистической идеи повести-феерии А. Грина «Алые паруса».

Знакомство с понятием «феерия».Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами.  

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Формирование представления о смысле жизни как гуманистической ценности. Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
 познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание,  саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:  ноутбук, проектор,    учебник «Литература» (под ред. Коровина В.Я),    раздаточный материал (задания для групп)

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, иллюстрации, задания карточек «Синквейн», «Индуктор», «Личные ассоциации», «Метод вживания»(элементы сценической игры»),»Смысловые ассоциации», прием «Сконструируй определение» , прием «Работа с иллюстрациями»

Используемые технологии:  Технология продуктивного чтения (смысловое чтение)

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый,     с применением дидактических приемов творческого развивающего обучения.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок.(на фоне Мелодии Моря)

 1) «Когда дни начинают пылиться и блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Даниил Александрович .Гранин-  советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель,- настоящая фамилия Герман. Ему же принадлежат замечательные слова: «Грин – один из немногих писателей, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

 2) Прослушивание арии Эгля «Если очень верить в чудеса…» из мюзикла «Алые паруса». Формулировка темы и ключевых вопросов урока. Работа над эйдос-конспектом. Запишите слова «Дорога к…». Внимательно прочитайте эпиграфы и допишите недостающее слово (мечте). Сформулируйте два вопроса, начинающихся со слова «Почему?», связанных с героями феерии А.Грина «Алые паруса»:
«Почему герои мечтают?»
«Почему их мечты сбываются?»

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок.

2.

Определение темы урока. Целеполагание.

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА  (Звучит фрагмент песни «Ребята,надо верить в чудеса…

Как вы понимаете слова первой строчки песни?

-Ребята ,надо верить в чудеса…

(на слайде фото карты Гринландии)

- Ребята, знакома ли вам страна Гринландия?

- Гринландия – фантастическая страна, которую выдумал один из удивительных писателей, хотя сам он это название не использовал. Так ее назвал литературовед Корнелий Зелинский.
В Гринландии почти все города – морские порты с экзотическими названиями. А населяют страну моряки, путешественники, охотники, искатели приключений. Многие персонажи наделены сверхъестественными способностями: Друд умеет летать (роман «Блистающий мир»), а героиня романа «Бегущая по волнам» Фрейзи Грант — ходить по воде. В Гринландии присутствуют автомобили, телеграф, пароходы, аэропланы, кинематограф, здесь можно встретить даже роботов, похожих на людей
.

Гринландия – страна Алых парусов.

_Чудеса,  паруса…Какие ассоциации возникают у Вас?

2. - «Индуктор» — приём  продуктивного(смыслового чтения обучения,)  

Он основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы — смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. 

Продолжите предложения, используя личный опыт, чтобы получились яркие сравнения: «Человек без мечты – как (птица без крыльев, лодка без паруса и вёсел…). 
Главная жизненная мудрость…

Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний.  

- Как вы думаете, кто этот удивительный писатель, создавший эту страну?

Замечательный писатель Александр Грин    рассказал историю исполнившейся мечты в произведении «Алые паруса».

- Как вы думаете, почему Гринландию называют страной Алых парусов?

Сегодня мы с вами начнём изучение этой повести. Что необходимо знать о произведении, прежде чем начать его анализировать?

Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите

Давайте сформулируем цель урока.

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Записывают тему  в тетрадь.

Формулируют цель урока.

3.

«Открытие» нового знания.

Дидактический прием «Цепочка»

Дидактический прием «Смысловые ассоциации»

Дидактический прием «Синквейн»

Прием «Сконструируй определение»

Индуктор ,интеграция введения главных

героев

Дидактический прием «Цепочка»

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

  1. Визитная карточка А. Грина(Прием мини-лекция)

 

1 учащийся:

 Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала. Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.

2учащийся:

 Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём. Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.
 В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и о матросе. С этого рассказа Грин начал печататься постоянно.
 
В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – леса, моря, океаны, услышать шум гаваней, пройти через человеческие страсти и любовь.
 2. Слово учителя.
- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лисса и Каперна, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока. 
- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.


 . Замысел возник в 1916 г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка.

 «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, беря корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия…»Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», - говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году. Посвятил  эту книгу Грин своей жене, Нине Николаевне, которую боготворил до конца своих дней.

- Правда и вымысел, реальное и фантастическое тесно переплетены в творчестве А. Грина. И это несомненно. Как несомненно и то, что для самых смелых гриновских фантазий всегда отправной точкой служила реальная жизнь.

  1. Анализ феерии «Алые паруса»

Формирование литературоведческих понятий

Грин назвал своё сочинение феерией.

Феерия — театральное, цирковое или эстрадное представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; волшебное, сказочное зрелище.


- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)

 Содержание «Алых парусов» — рождение и осуществление «крупной мечты» в борьбе с засилием косности, с каменным застоем. Условие счастья — творчество. Грин высоко ставил роль отдельного человека в общем спектакле жизни и выразил свою веру в условно-романтической форме — феерически. Без гриновской многоплановой мысли, без остроты поэтических обобщений феерия была бы прелестным повторением известных сказочных образцов. Грин подчёркивает родство. «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном»,— восклицает собиратель фольклора Эгль, увидев десятилетнюю Ассоль у ручья в погоне за уплывающей игрушкой с алыми парусами. Но конец фразы говорит и об отличии: «это что-то особенное». Серьёзные глаза смотрели на Эгля «с робкой сосредоточенностью глубоких душ».

3 (нотный стан)

Учитель Перед Вами средство необходимое матросам кораблей, музыкальная грамота, важное составляющее одного из героев произведения

- Какие ассоциации вызывает имя героини?

(на фоне музыки шума моря)

- Назвав героиню Ассоль (alsol, «к солнцу»), писатель хотел показать стремление глубокой души к красоте и правде.

Грин подчёркивает родство. «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном»,— восклицает собиратель фольклора Эгль, увидев десятилетнюю Ассоль у ручья в погоне за уплывающей игрушкой с алыми парусами. Но конец фразы говорит и об отличии: «это что-то особенное». Серьёзные глаза смотрели на Эгля «с робкой сосредоточенностью глубоких душ».

4.Инсценировка встречи Эгля и Ассоль

Портрет Ассоль
1. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
2. За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

2)Метод смысловых ассоциаций. Кто и когда так называет Ассоль – Прекрасная неизвестность (Эгль, с.38), Живое стихотворение (автор, с.46), Дивное художественное полотно (матрос Летика, с.44), Мокрая драгоценность (автор-Грэй, с.53). Запишите в характеристику Ассоль ваши ассоциации.

3) Имя девушки ассоциируется с музыкой. Музыка звучит на многих страницах произведения.   Вывод: героиня достойна своей мечты. Когда человек хочет и ждёт необычного, оно приходит.


Синквейн «Ассоль

Совместно  работаем по угадыванию понятий (дружба,любовь,верность)

Подбор эпитетов к мечте

 - Перескажите фрагмент  главы «Предсказание».

Как обернулось для Меннерса то зло, которое он сотворил по отношению к Мери?

- Какая реплика Лонгрена свидельствует о том, что не месть была причиной его поступка?

- Поступок Лонгрена не был местью вдовца, ослеплённого страданием. Судьба, словно безмолвное орудие высшей справедливости, вершила непреклонный суд над уродством жизни, принявшим образ хищного собственника. Вселенское зло каралось грозной и прекрасной стихией, чьей частицей ощутил себя и сам Лонгрен.

 Почему рыбаки не поняли Лонгрена?

- Какую роль сыграл Лонгрен в воспитании дочери?

- Ассоль росла на руках отца, среди грёз, «с головой, полной чудесных снов». Грёзы навеяны диковинными, поразительными морскими историями о «жизни и людях» и фантастическими рассказами об игрушках, которые мастерил бывший моряк на продажу. Лонгрен не спас лавочника Меннерса, по чьей вине погибла Мэри, мать Ассоль, и не пожелал участвовать в толках деревни вокруг мрачного события. Отчуждённость обитателей Каперны от «внушительно» непонятного матроса довершает рождение мечтательницы на свет. Без сверстников она научилась думать и фантазировать одна.

- Как вы думаете, почему сказочник Эгль называет её «растением»?

 - Почему жители Каперны считают её полоумной?

  . Викторина.(раздать парусники)(Прием «Работа с иллюстрациями»
(На доске на ватмане нарисован парусник с белыми парусами. За каждый правильный ответ ученик выходит к доске и наклеивает паруса из красной бумаги.)
1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)
2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)
3. Как звали мать Ассоль. (Мери)
4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)
5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)
6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)
7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)
- Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами.

- Перескажите  главу «Грэй».

- Что общего в детстве Грэя и Ассоль?

- Что повлияло на становление характера героя

Метод вживания

Воображаемый диалог капитана Гопа и матроса Летики. (Инсценировка).
Летика: Так вы говорите, сэр, что знали капитана Артура Грэя?
Гоп: Конечно, Летика. Артур Грей пришёл юнгой ко мне на корабль ещё будучи несовершеннолетним. Был он выходцем из богатой семьи, худым и слабым мальчиком. Я думал, что из него не выйдет моряка, тем более капитана. 
Летика: Но вы ошибались, капитан Гоп.
Гоп: Да, Грей был хороший малый. Правда, из-за своего неумения поначалу он терпел много оскорблений от моих моряков. Но Грей оказался стойким парнем. Неся морскую службу, он окреп, возмужал и многому научился. Ты знаешь, Грей шёл к цели со стиснутыми зубами. Оказалось, что у него сильная воля и твёрдый характер. 
Летика: Да, я это заметил. Первый раз плаваю с таким капитаном.
Гоп: Однажды я позвал его к себе в каюту, дал ему книгу на старом морском языке. Он прочитал несколько слов, и это был его первый урок капитана. Мы стали заниматься навигацией, морским правом, лоцией и кораблестроением. Через год капитан Грей вышел в море на собственном корабле «Секрет». Я понял, что он родился капитаном, хотел быть им и стал им.
Летика: Да, капитан дельный, ни на кого не похожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его. 
Вывод:

Слово учителя

. Характер Грэя раскрывается через поступки. Когда мы хотим выразить своё уважение и восхищение, мы говорим: «перед этим человеком я снимаю шляпу». За что вы сняли бы шляпу перед Артуром Грэем? Напишите в тетрадях. Озвучьте ваши мысли. Грэй – человек поступков, он действует, он активно борется за своё счастье. Добивается его. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, знающий цену слову и делу.

-  В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героя?

- Как складывалась судьба Грэя и Ассоль до встречи?

- Почему характеры Ассоль и Грэя можно назвать романтическими?

- Почему встреча Ассоль и Грэя неизбежна?

Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. 
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради): 
-любят всё живое,
-близки к природе,
-добры и бескорыстны,
-трудолюбивы,
-верят в мечту.)

Звучит песня «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»

«Ребята ,надо верить в чудеса»

Сегодня на уроке ярко звучали нравственные ценности, как вы понимаете это выражение (Смысловые ассоциации)

Обобщение. Подлинным гимном «Алым парусам» стала эпоха 60-х гг. XX в., которая породила огромный интерес к личности и творчеству Грина. По всей стране возникали клубы молодёжи, носившие название «Алые паруса», в противопоставление комсомольскому бюрократизму и заорганизованности, в конце концов узаконенные газетой «Комсомольская правда». «Алыми парусами» назывались детские хоровые и танцевальные студии, футбольные команды, рестораны, кинотеатры, театральные студии

Выступление учащихся.

Обсуждение и оценивание работ в сотрудничестве с учителем

Подбирают три ассоциации к имени героини

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя

Примерный ответ: У имени нежное, мягкое, ласкающее слух звучание. Оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины.

Пересказ фрагмента.

Примерный ответ: Трактирщик Меннерс отказал матери Ассоль в трудный момент, и это заставило гордую молодую женщину идти холодной дождливой ночью в город за помощью. После этого она смертельно заболела. Теперь зло Меннерса вернулось к нему. Лонгрен не стал спасать Меннерса.

Наблюдая жалкую борьбу Меннерса с суровым океаном, матрос не испытывал мстительного удовлетворения. «Чёрную игрушку я сделал...» — так говорит он дочери о случившемся.

Редкий из обитателей Каперны способен «помнить оскорбление и более тяжкое, чем перенесённое Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он до конца жизни» об умершей жене. Если бы произошло убийство человека человеком, в деревне поняли бы Лонгрена, мстившего за жену. Но он молчал и стоял, недвижный. Лонгрен стал «выше других», т.е. видел дальше и больше тех, кто в оскорбительных действиях лавочника усмотрел бы только признаки дурного характера.

Отец научил Ассоль мечтать. Море и его скалы и утёсы, поросшие лесом, питают её фантазии.

Ассоль живёт в гармонии с природой, будто полевой цветок, изящный, скромный, прекрасный

Обитатели Каперны живут сиюминутными заботами и не могут понять утончённого, богатого внутреннего мира девушки.

Пересказ.

Примерный ответ: Артур Грэй родился «с живой душой». В аристократическом гнезде, в среде «надменных невольников своего положения» всякое движение живой души подавляется привычным и выверенным усилием воли. Поведение отзывчивого, любознательного и энергичного мальчика казалось аномалией в чопорном замке. И такой же странной в глухой рыбацкой деревушке, где «все в работе, как в драке», казалась Ассоль со своим обособленным артистическим внутренним миром

Примерный ответ:Замок, где вырос Артур Грэй, «был мрачен внутри и величествен снаружи». Старый парк со столетними деревьями, остатки старинных рвов и каменных погребов, рыцарские доспехи и старинные книги «переплетённые в железо и кожи», старые вина в огромных дубовых бочках и синих и зелёных бутылках в корзинках, огромная библиотека не только с многочисленными томами, но и с рукописями, свитками, картами, чертежами и глобусом, фамильные портреты чопорных предков Грэя будоражили живое воображение юноши и способствовали развитию необычного, романтического характера. Ребёнок был предоставлен сам себе и вырос человеком, способным понять мечту и подарить чудо.

Примерный ответ: На одной из картин, находившихся в замке, был изображён распятый Иисус, и Артур Грэй, не в силах смотреть на его страдание, закрашивает гвозди и раны Христа голубой краской. Особенно поразила Грэя картина, где изображён шторм и гибнущий в нём корабль. Он восхищался капитаном, не дрогнувшим перед стихией.

Грэй стал капитаном, возил в трюме своего корабля кофе, чай, фарфор шелка, ценные породы дерева, пряности. «Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин и другое, что мрачно молчит в трюмах, вызывая безжизненные представления скучной необходимости». Ассоль занимается повседневной работой, продаёт игрушки, шьёт, но мысли её далеко, мечта ведёт её за собой.

Мечтательность, богатый внутренний мир, стремление вырваться из грубой действительности и прикоснуться к чуду, оторванность от реальности свойственны Ассоль и Грэю.

Судьбы героев похожи, Ассоль и Грэй близки духовно.

4

Подведение итогов.

Дидактический прием «Ромашка вопросов»

Организует подведение итогов анализа произведения

- Чему учит нас повесть «Алые паруса»?

- Вспомните, какую цель урока мы с вами поставили. Удалось ли нам достичь её? Докажите.

Высказывают своё мнение, доказывают.

Высказывают своё мнение, доказывают.

5

Задавание домашнего задания

Выполните интерактивные упражнения (на знание биографии

писателя, истории создания повести «Алые паруса», на умение находить выразительные средства в тексте произведения).

Записывают д. з.

6

Рефлексия

 Главная жизненная мудрость…

Отвечают

7

Подведение итогов урока

Подводит итог урока. Благодарит за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Поиск мечты в произведении А.С.Грина «Алые паруса»

Данная разработка урока по повести А.Грина "Алые паруса" позволяет развивать метапредметные УД учащихся. Исследовательский характер заданий обеспечивают создание особой учебной ситуации, в которой про...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

"Сила мечты способна изменить жизнь" (по феерии А.Грина "Алые паруса"

Основная цель проекта направлена на формирование нравственных и духовных качеств учащихся. Данный урок помогает ученикам поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению тог...