« А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту, совершенствовать навыки работы с текстом через использование различных приемов технологии смыслового чтения - таково содержание урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Черчетская СОШ
« А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»
Литература.
7 класс.
Иванова Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема:А. Грин «Алые паруса». «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»
Цель:знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя, выявление гуманистической идеи повести-феерии А. Грина «Алые паруса», обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом
Задачи:1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя. Выявить гуманистическую идею повести-феерии А. Грина «Алые паруса», проявляющейся в утверждении человека как источника и средства собственного счастья. Формирование представления о смысле жизни как гуманистической ценности.
2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту, совершенствовать навыки работы с текстом через использование различных приемов. Развивать навыки художественного пересказа текста, выразительного чтения.
3. Формировать представления о смысле жизни как гуманистической ценности.
4. Формировать УУД.
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные: знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве А. Грина, оказавшими влияние на формирование личности писателя, выявление гуманистической идеи повести-феерии А. Грина «Алые паруса».
Знакомство с понятием «феерия».Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Формирование представления о смысле жизни как гуманистической ценности. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник «Литература» (под ред. Коровина В.Я), раздаточный материал (задания для групп)
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, иллюстрации, задания карточек «Синквейн», «Индуктор», «Личные ассоциации», «Метод вживания»(элементы сценической игры»),»Смысловые ассоциации», прием «Сконструируй определение» , прием «Работа с иллюстрациями»
Используемые технологии: Технология продуктивного чтения (смысловое чтение)
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, с применением дидактических приемов творческого развивающего обучения.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой. | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок.(на фоне Мелодии Моря) 1) «Когда дни начинают пылиться и блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Даниил Александрович .Гранин- советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель,- настоящая фамилия Герман. Ему же принадлежат замечательные слова: «Грин – один из немногих писателей, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости». 2) Прослушивание арии Эгля «Если очень верить в чудеса…» из мюзикла «Алые паруса». Формулировка темы и ключевых вопросов урока. Работа над эйдос-конспектом. Запишите слова «Дорога к…». Внимательно прочитайте эпиграфы и допишите недостающее слово (мечте). Сформулируйте два вопроса, начинающихся со слова «Почему?», связанных с героями феерии А.Грина «Алые паруса»: | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. Настраиваются на урок. |
2. | Определение темы урока. Целеполагание. | Организовывает вывод темы и целеполагание. ФОНОВАЯ МУЗЫКА (Звучит фрагмент песни «Ребята,надо верить в чудеса… Как вы понимаете слова первой строчки песни? -Ребята ,надо верить в чудеса… (на слайде фото карты Гринландии) - Ребята, знакома ли вам страна Гринландия? - Гринландия – фантастическая страна, которую выдумал один из удивительных писателей, хотя сам он это название не использовал. Так ее назвал литературовед Корнелий Зелинский. Гринландия – страна Алых парусов. _Чудеса, паруса…Какие ассоциации возникают у Вас? 2. - «Индуктор» — приём продуктивного(смыслового чтения обучения,) Он основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы — смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. Продолжите предложения, используя личный опыт, чтобы получились яркие сравнения: «Человек без мечты – как (птица без крыльев, лодка без паруса и вёсел…). Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. - Как вы думаете, кто этот удивительный писатель, создавший эту страну? Замечательный писатель Александр Грин рассказал историю исполнившейся мечты в произведении «Алые паруса». - Как вы думаете, почему Гринландию называют страной Алых парусов? Сегодня мы с вами начнём изучение этой повести. Что необходимо знать о произведении, прежде чем начать его анализировать? Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите Давайте сформулируем цель урока. | Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока. |
3. | «Открытие» нового знания. Дидактический прием «Цепочка» Дидактический прием «Смысловые ассоциации» Дидактический прием «Синквейн» Прием «Сконструируй определение» Индуктор ,интеграция введения главных героев Дидактический прием «Цепочка» | Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.
1 учащийся: Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала. Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность. 2учащийся: Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём. Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.
«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, беря корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия…»Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», - говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году. Посвятил эту книгу Грин своей жене, Нине Николаевне, которую боготворил до конца своих дней. - Правда и вымысел, реальное и фантастическое тесно переплетены в творчестве А. Грина. И это несомненно. Как несомненно и то, что для самых смелых гриновских фантазий всегда отправной точкой служила реальная жизнь.
Формирование литературоведческих понятий Грин назвал своё сочинение феерией. Феерия — театральное, цирковое или эстрадное представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; волшебное, сказочное зрелище.
Содержание «Алых парусов» — рождение и осуществление «крупной мечты» в борьбе с засилием косности, с каменным застоем. Условие счастья — творчество. Грин высоко ставил роль отдельного человека в общем спектакле жизни и выразил свою веру в условно-романтической форме — феерически. Без гриновской многоплановой мысли, без остроты поэтических обобщений феерия была бы прелестным повторением известных сказочных образцов. Грин подчёркивает родство. «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном»,— восклицает собиратель фольклора Эгль, увидев десятилетнюю Ассоль у ручья в погоне за уплывающей игрушкой с алыми парусами. Но конец фразы говорит и об отличии: «это что-то особенное». Серьёзные глаза смотрели на Эгля «с робкой сосредоточенностью глубоких душ». 3 (нотный стан) Учитель Перед Вами средство необходимое матросам кораблей, музыкальная грамота, важное составляющее одного из героев произведения - Какие ассоциации вызывает имя героини? (на фоне музыки шума моря) - Назвав героиню Ассоль (alsol, «к солнцу»), писатель хотел показать стремление глубокой души к красоте и правде. Грин подчёркивает родство. «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном»,— восклицает собиратель фольклора Эгль, увидев десятилетнюю Ассоль у ручья в погоне за уплывающей игрушкой с алыми парусами. Но конец фразы говорит и об отличии: «это что-то особенное». Серьёзные глаза смотрели на Эгля «с робкой сосредоточенностью глубоких душ». 4.Инсценировка встречи Эгля и Ассоль Портрет Ассоль 2)Метод смысловых ассоциаций. Кто и когда так называет Ассоль – Прекрасная неизвестность (Эгль, с.38), Живое стихотворение (автор, с.46), Дивное художественное полотно (матрос Летика, с.44), Мокрая драгоценность (автор-Грэй, с.53). Запишите в характеристику Ассоль ваши ассоциации. Совместно работаем по угадыванию понятий (дружба,любовь,верность) Подбор эпитетов к мечте - Перескажите фрагмент главы «Предсказание». Как обернулось для Меннерса то зло, которое он сотворил по отношению к Мери? - Какая реплика Лонгрена свидельствует о том, что не месть была причиной его поступка? - Поступок Лонгрена не был местью вдовца, ослеплённого страданием. Судьба, словно безмолвное орудие высшей справедливости, вершила непреклонный суд над уродством жизни, принявшим образ хищного собственника. Вселенское зло каралось грозной и прекрасной стихией, чьей частицей ощутил себя и сам Лонгрен. Почему рыбаки не поняли Лонгрена? - Какую роль сыграл Лонгрен в воспитании дочери? - Ассоль росла на руках отца, среди грёз, «с головой, полной чудесных снов». Грёзы навеяны диковинными, поразительными морскими историями о «жизни и людях» и фантастическими рассказами об игрушках, которые мастерил бывший моряк на продажу. Лонгрен не спас лавочника Меннерса, по чьей вине погибла Мэри, мать Ассоль, и не пожелал участвовать в толках деревни вокруг мрачного события. Отчуждённость обитателей Каперны от «внушительно» непонятного матроса довершает рождение мечтательницы на свет. Без сверстников она научилась думать и фантазировать одна. - Как вы думаете, почему сказочник Эгль называет её «растением»? - Почему жители Каперны считают её полоумной? . Викторина.(раздать парусники)(Прием «Работа с иллюстрациями» - Перескажите главу «Грэй». - Что общего в детстве Грэя и Ассоль? - Что повлияло на становление характера героя Метод вживания Воображаемый диалог капитана Гопа и матроса Летики. (Инсценировка). Слово учителя . Характер Грэя раскрывается через поступки. Когда мы хотим выразить своё уважение и восхищение, мы говорим: «перед этим человеком я снимаю шляпу». За что вы сняли бы шляпу перед Артуром Грэем? Напишите в тетрадях. Озвучьте ваши мысли. Грэй – человек поступков, он действует, он активно борется за своё счастье. Добивается его. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, знающий цену слову и делу. - В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героя? - Как складывалась судьба Грэя и Ассоль до встречи? - Почему характеры Ассоль и Грэя можно назвать романтическими? - Почему встреча Ассоль и Грэя неизбежна? Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина») Звучит песня «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?» «Ребята ,надо верить в чудеса» Сегодня на уроке ярко звучали нравственные ценности, как вы понимаете это выражение (Смысловые ассоциации) Обобщение. Подлинным гимном «Алым парусам» стала эпоха 60-х гг. XX в., которая породила огромный интерес к личности и творчеству Грина. По всей стране возникали клубы молодёжи, носившие название «Алые паруса», в противопоставление комсомольскому бюрократизму и заорганизованности, в конце концов узаконенные газетой «Комсомольская правда». «Алыми парусами» назывались детские хоровые и танцевальные студии, футбольные команды, рестораны, кинотеатры, театральные студии | Выступление учащихся. Обсуждение и оценивание работ в сотрудничестве с учителем Подбирают три ассоциации к имени героини Записывают определение в тетрадь Отвечают на вопросы учителя Примерный ответ: У имени нежное, мягкое, ласкающее слух звучание. Оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. Пересказ фрагмента. Примерный ответ: Трактирщик Меннерс отказал матери Ассоль в трудный момент, и это заставило гордую молодую женщину идти холодной дождливой ночью в город за помощью. После этого она смертельно заболела. Теперь зло Меннерса вернулось к нему. Лонгрен не стал спасать Меннерса. Наблюдая жалкую борьбу Меннерса с суровым океаном, матрос не испытывал мстительного удовлетворения. «Чёрную игрушку я сделал...» — так говорит он дочери о случившемся. Редкий из обитателей Каперны способен «помнить оскорбление и более тяжкое, чем перенесённое Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он до конца жизни» об умершей жене. Если бы произошло убийство человека человеком, в деревне поняли бы Лонгрена, мстившего за жену. Но он молчал и стоял, недвижный. Лонгрен стал «выше других», т.е. видел дальше и больше тех, кто в оскорбительных действиях лавочника усмотрел бы только признаки дурного характера. Отец научил Ассоль мечтать. Море и его скалы и утёсы, поросшие лесом, питают её фантазии. Ассоль живёт в гармонии с природой, будто полевой цветок, изящный, скромный, прекрасный Обитатели Каперны живут сиюминутными заботами и не могут понять утончённого, богатого внутреннего мира девушки. Пересказ. Примерный ответ: Артур Грэй родился «с живой душой». В аристократическом гнезде, в среде «надменных невольников своего положения» всякое движение живой души подавляется привычным и выверенным усилием воли. Поведение отзывчивого, любознательного и энергичного мальчика казалось аномалией в чопорном замке. И такой же странной в глухой рыбацкой деревушке, где «все в работе, как в драке», казалась Ассоль со своим обособленным артистическим внутренним миром Примерный ответ:Замок, где вырос Артур Грэй, «был мрачен внутри и величествен снаружи». Старый парк со столетними деревьями, остатки старинных рвов и каменных погребов, рыцарские доспехи и старинные книги «переплетённые в железо и кожи», старые вина в огромных дубовых бочках и синих и зелёных бутылках в корзинках, огромная библиотека не только с многочисленными томами, но и с рукописями, свитками, картами, чертежами и глобусом, фамильные портреты чопорных предков Грэя будоражили живое воображение юноши и способствовали развитию необычного, романтического характера. Ребёнок был предоставлен сам себе и вырос человеком, способным понять мечту и подарить чудо. Примерный ответ: На одной из картин, находившихся в замке, был изображён распятый Иисус, и Артур Грэй, не в силах смотреть на его страдание, закрашивает гвозди и раны Христа голубой краской. Особенно поразила Грэя картина, где изображён шторм и гибнущий в нём корабль. Он восхищался капитаном, не дрогнувшим перед стихией. Грэй стал капитаном, возил в трюме своего корабля кофе, чай, фарфор шелка, ценные породы дерева, пряности. «Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин и другое, что мрачно молчит в трюмах, вызывая безжизненные представления скучной необходимости». Ассоль занимается повседневной работой, продаёт игрушки, шьёт, но мысли её далеко, мечта ведёт её за собой. Мечтательность, богатый внутренний мир, стремление вырваться из грубой действительности и прикоснуться к чуду, оторванность от реальности свойственны Ассоль и Грэю. Судьбы героев похожи, Ассоль и Грэй близки духовно. |
4 | Подведение итогов. Дидактический прием «Ромашка вопросов» | Организует подведение итогов анализа произведения - Чему учит нас повесть «Алые паруса»? - Вспомните, какую цель урока мы с вами поставили. Удалось ли нам достичь её? Докажите. | Высказывают своё мнение, доказывают. Высказывают своё мнение, доказывают. |
5 | Задавание домашнего задания | Выполните интерактивные упражнения (на знание биографии писателя, истории создания повести «Алые паруса», на умение находить выразительные средства в тексте произведения). | Записывают д. з. |
6 | Рефлексия | Главная жизненная мудрость… | Отвечают |
7 | Подведение итогов урока | Подводит итог урока. Благодарит за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)
Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Поиск мечты в произведении А.С.Грина «Алые паруса»
Данная разработка урока по повести А.Грина "Алые паруса" позволяет развивать метапредметные УД учащихся. Исследовательский характер заданий обеспечивают создание особой учебной ситуации, в которой про...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»
Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

"Сила мечты способна изменить жизнь" (по феерии А.Грина "Алые паруса"
Основная цель проекта направлена на формирование нравственных и духовных качеств учащихся. Данный урок помогает ученикам поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению тог...
