Сценарий дискуссии "Добро и зло в русской классике"
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)
Дискуссия проводилась в рамках городской Недели православной книги
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий дискуссии «Добро и зло в русской классике»
Просмотр фрагмента из к/ф «Мастер и Маргарита» (Бортко,2008) – разговор Понтия Пилата с Левием Матвеем на крыше.
«Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с неё исчезли тени?»
- Одна из вечных и сложных проблем, нашедшая отражение во многих произведениях художественной, философской, религиозной литературы. Очевидная простота: добро – это хорошо, зло – это плохо.
Десять заповедей Христа (попросить назвать детей):
- «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
- «Не делай себе кумира….., не поклоняйся им и не служи им».
- «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
- «Помни день субботний…»
- «Почитай отца твоего и мать твою…»
- «Не убивай».
- «Не прелюбодействуй».
- «Не кради».
- «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
- «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего своего…».
- Где пролегает граница между добром и злом? Почему в мире так много несправедливости?
И не будет преувеличением сказать, что, наверное, нет ни одного известного писателя или мыслителя в истории культуры, который бы так или иначе не коснулся в своих размышлениях о Человеке и о мире проблемы добра и зла. Среди русских писателей особенно глубоко и серьезно ею занимались Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Не обошли стороной эту тему А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, М.А.Булгаков.
«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?» - писал М.Ю.Лермонтов
В качестве помощников и собеседников избираем произведения русских классиков, мыслителей, Священное писание, народную мудрость. Нам не хотелось бы давать готовых ответов на поставленные вопросы, но мы верим, что вы сами сможете сделать достойный выбор в разрешении главных, фундаментальных вопросов человеческой жизни.
Цель нашей встречи – найти с помощью литературы те коды, которые можно противопоставить силе зла.
1 задание
- А что мы понимаем под этими понятиями ДОБРО и ЗЛО? Проблема добра и зла вечная в философии, значит, не имеет однозначного решения, хотя и предполагает его и стремится к нему. Что для одного человека добро, для другого может быть зло. Но все же мне хочется спросить у вас, что для вас добро и что зло?
Подберите как можно больше слов, раскрывающих смысл понятий ДОБРО и ЗЛО.
Определения из словаря Ожегова
2 задание
Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. (Семь смертных грехов.
Гордыня
Зависть
Гнев
Леность
Алчность
Чревоугодие
Сладострастие)
Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество»)
Проблемный вопрос: злыми рождаются или становятся? Тогда когда и почему становятся?
Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников), тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д. и т. п. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавщица хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют свое служебное положение в корыстных целях, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.,— все это и есть моральное зло. К сожалению, оно очень многолико.
Есть несколько точек зрения на этот вопрос. Они представлены на экране….
Но все равно мы склоняемся к единой точке зрения. Человек создан по образу и подобию Божию (Слова из книги Бытия на экране)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Именно к этой повести подходит пословица: «Добро сеять – добро и пожинать». В повести показывается взросление Гринева, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Озлобленными не рождаются, а становятся. И на это есть масса причин. Но покалеченную душу можно спасти, если обратиться к Богу.
М. Горький «На дне». Тяжелый жизненный опыт убеждает в необходимости гуманного отношения к людям. Лука видел слишком много зла, чтобы преумножать его, поэтому он избрал путь благодетеля для отверженных и несчастных бедняков, которые утешались, слушая его речи.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Дети всегда копируют поведение родителей, перенимают их мышление и мировоззрение.
3 задание
Проблемный вопрос: Почему человек нарушает нравственный закон?
4 задание
А сейчас мы станем с вами свидетелями одного разговора
Отрывок из романа (теория)
Надеюсь, вы узнали этих героев и поняли, о какой арифметике идет речь.
Проблемный вопрос: Можно ли оправдать зло?
Но нужно помнить, что зло очень коварно и, как правило, не выступает от своего имени, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность! Я — безнравственность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко даже самый отъявленный преступник стремится представить свою деятельность (и перед другими, и перед самим собой) в добром свете, оправдать ее с точки зрения морали, добра. Так происходит и в быту: хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждают, что помогают нам, делают нам одолжение; и в большой политике все диктаторы всегда клялись, что пекутся о благе народа, о светлом будущем.
Салтыков-Щедрин «История одного города»
Гоголь «Ревизор»
Лермонтов «Герой нашего времени» «Зло порождает зло»
) Вспомним главного героя романа Родиона Раскольникова. Можно ли в этом герое провести четкую границу между добром и злом?
(В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что по существу означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать)
Б) Но вспомните, ради чего совершает зло Раскольников?
(Все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В романе Раскольников и Соня — это противостояние добра и зла.)
В) На чем основана жизненная позиция Сони? Поступок Сони
(Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим. Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям. А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.)
Г) Вспомните еще одного героя Свидригайлова. Каковы его жизненные принципы?
(Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом.)
Д) В чем же видит спасение Достоевский?
(Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.)
Шолохов «Судьба человека». Убийство Соколовым предателя
Положить живот ради друга своего, защитить честь семьи, любимой, сражаться
5 задание
Ученик читает стихотворение
Проблемный вопрос: Добро должно быть с кулаками?
6 задание
Монолог Наташи Ростовой в Отрадном
Узнали героиню?
Проблемный вопрос: Наташа радуется луне, весне, любит петь. Способность человека чувствовать красоту природы и искусства может ли являться мерилом добра? А мерилом зла?
Пушкин «Моцарт и Сальери»
Гоголь «Портрет»
Рассказы Паустовского «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»
Обратите внимание: везде ЗЛО –человеческая гордыня, зависть.
Но музыка, литература, живопись чаще всего являются показателем внутренней красоты.
Так природа ХРАМ?......
7 задание
Проблемный вопрос: Природа храм или мастерская?
Сценка «Преподаватель и студент о природе зла»
Вывод: Мир, созданный Богом, прекрасен и совершенен: «И увидел Бог всё, что он создал, и вот хорошо весьма».
Очень хочется, чтобы ваш нравственный выбор был свободным, опирающимся на заповеди, на веру, на совесть, чтобы на жизненном пути, прежде чем что-то сделать, совершить, вы научились спрашивать себя: доброе это дело или злое? И вспоминали нашу святую литературу, которая служит Божественному замыслу!
Стихотворение «Каждый выбирает для себя»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя
ВЗЛОМАННЫЕ КОДЫ
Что можно противопоставить силе зла?
ВЕРА ПРИРОДА ТРАДИЦИИ
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ИСТОРИЯ
Вопросы
Злыми рождаются или становятся?
Почему человек нарушает нравственный закон?
Можно ли оправдать зло?
Добро должно быть с кулаками?
Способность чувствовать красоту природы и искусства может являться мерилом добра?
Природа – храм или мастерская?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и положение конкурса чтецов "Живая классика", 5-8 классы.
Творческий подход к проведению конкурса чтецов в 5-8 классах. Положение и сценарий проведения конкурса. ...

Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"
Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....

Сценарий школьного тура конкурса чтецов "Живая классика"
30 января в МБОУ СОШ № 41 прошёл школьный тур Международного конкурса юных чтецов « Живая классика». Ученики шестых и пятых кла...

Сценарий школьного тура конкурса чтецов "Живая классика"
30 января в МБОУ СОШ № 41 прошёл школьный тур Международного конкурса юных чтецов « Живая классика». Ученики шестых и пятых кла...

Сценарий литературного вечера по произведениям русской классики
Действующие лица:Анна Павловна Шерер, слуга, литературные герои из произведений А.П.Чехова «Хирургия», «Толстый и тонкий», Д.И.Фонвизина «Недоросль».Герои одеты следующим образом: дамы — в...
Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ
Программа создана на основе государственной программы базового среднего образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...
