А.С.Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кузьменко Наталья Алексеевна

: А.С.Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_zimnee_utro._dvuslozhnye_razmery_stiha.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

Цель: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», раскрыть идейный смысл произведения, проанализировав его, изучить двусложные размеры стиха.

Задачи:

Обучающие: обучать умению делить текст на части,  учить  понимать смысл стихотворения и настроение героя;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;

Воспитывающие: прививать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро», проанализировать текст, формулировать представления о способах выражения авторской позиции в тексте, сформировать представление об образах природы в лирике Пушкина, определять тему и идею произведения

Метапредметные: демонстрировать умение извлекать необходимую информацию в соответствии с накопленным жизненным опытом, создавать небольшое высказывание на основе прочитанного, строить рассуждения.

Личностные: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; умение решать креативные задачи, формирование духовно-нравственной компетентности.

Оборудование: презентация, учебники, портрет, дополнительная литература.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

(Слайд 1)

-Здравствуйте. По очереди назовите то, чтобы вы хотели пожелать друг другу на уроке.

-Присаживайтесь.

II.Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

-Какое было домашнее задание? (Выразительное чтение стихотворения Пушкина «Узник»)

2.Определение темы, цели урока.

-Посмотрите внимательно на экран.(слайд 2) Что изображено? Какое время года? Какое время суток? Какой пейзаж? Как поняли?

-Как вы думаете? о чем мы будем говорит на уроке?

-Тема нашего урока …… (слайд 3)

-Какие цели мы перед собой поставим?

Ответы обучающихся

III.Подготовка к изучению нового материала

1.Рассказ учителя.

-А.С. Пушкин дал в своих произведениях картины почти всех времён года: весны, осени, зимы. Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик.

А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни.

IV.Изучение нового материала.

(Слайд 4)

-Следующее стихотворение, которое мы будем изучать , называется «Зимнее утро». Оно было написано 1829 году. Пушкин рисует картину зимней природы, пейзаж и через него передает свое настроение, свои чувства, переживания.

1.Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем/

                                      Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачная желтела,-

И ты печальная сидела,-

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

                        И берег, милый для меня.

V.Работа с текстом

1.Анализ стихотворения

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением.

- Можно ли стихотворении выделить части? (В стихотворении можно выделить две части)

-Какое настроение создаётся в первой строфе? (Настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

-С помощью каких средств создаётся такое настроение? (Настроение создаётся с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».)

2.Словарная работа

Индивидуальное домашнее задание.(слайд 5)

3. Работа по тексту.

-Прочитайте выразительно первую строфу, стараясь передать её настроение.

Ученик читает первую строфу.(слайд 6)

-Прочитайте вторую строфу.(Слайд 7.) Как и почему меняется настроение в ней? (Лексика второй строфы задаёт тревожный тон, создаёт мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».)

-Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Как вы думаете, что достигается благодаря противопоставлению? (Благодаря противопоставлению подчёркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании.)

-Как называется такой прием в литературе? (антитеза.)

-Прочитайте выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами необходимо подчеркнуть переход от грустных воспоминаний к радости:

                          И ты печальная сидела (пауза)-

                          А нынче…(пауза) погляди в окно…

-Прочитайте третью строфу. (Слайд 8) Какими красками можно нарисовать чарующую картину за окном, выразить своё восхищение красотой зимнего утра?( Картину, изображённую в третьей строфе, можно нарисовать чистыми, прозрачными красками: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину чёрными штрихами, рисующими прозрачный лес.)

-Найдите в этой строфе сравнение. («Великолепными коврами».)

 -Почему поэт применяет такое сравнение? (Поэт передаёт восторг перед красотой природы; создаётся ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)

 - Прочитайте четвёртую строфу. (Слайд 9.)  Какие слова подтверждают приподнятое настроение героя? («Янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно».)

-Прочтите строки, которые доказывают, что зима не усыпляет человека, а зовёт к действию, бодрит. (Но знаешь: не велеть ли в санки

                          Кобылку бурую запречь?)

-Следовательно, интонация при чтении данных строк будет нарастающей, побуждающей к действию.

-Прочитайте пятую строфу. (Слайд 10) С какой интонацией надо произнести данные строки?( Данные строки я прочитаю, стараясь увлечь собеседника предстоящей прогулкой. )

-Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.

-Теперь прочитаем стихотворение с учетом всех сделанных замечаний, поставив перед собой задачу подчеркнуть единство человека и природы.

4.Ученик читает всё стихотворение.

5. Физкультминутка.

(Cлайд 11)

6.Работа с таблицей Журавлева.

- А кто знает, что такое размер стиха? И какие размеры бывают?

Ученики затрудняются ответить.

-РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. (слайд 12). Давайте это запишем.

7.Запись в тетради

-В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Сегодня наш разговор пойдет о двусложных размерах стиха.

-Запишите определение в тетрадь.

Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют двусложными.

8.Проверка индивидуального задания

-Артему было дано задание дома изучить, что такое двусложный размер стиха и на примере стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» показать, что необходимо сделать, чтобы определить размер. (слайд 13)

Ямб это двусложный размер стиха при котором ударение падает на четный слог

Хорей это двусложный размер стиха при котором ударение падает на нечетный слог

- А теперь Артем расскажет и покажет, что необходимо сделать, чтобы определить размер на примере стихотворения, которое изучили. (Слайд 14)

Ответ ученика

(1.Записать первые две строки и расставим ударение над словами.

2. Графически обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где ударный – над чертой ставим ударение.

Слово «мороз». Первый слог будет являться…( Безударным, т.к. на него не падает ударение.)

-Второй будет…(Ударным.)

Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог, значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё» - первый слог ударный, второй безударный. «Ты» - безударный слог.

3.Посмотреть на графическую запись. Ударения падают на одни и те же слоги на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.)

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…)

-Стихотворение Пушкина «Зимнее утро написано двусложным размером ямбом.

VI. Систематизация полученных знаний.

 1.Самостоятельная работа

-Теперь самостоятельно определите размера стиха уже изученных стихотворений А.С.Пушкина «И.И.Пущину»  и «Зимний вечер»

2.Проверка

VII. Подведение итогов. Рефлексия

(слайд 15)

- Обратите внимание на слайд и закончите фразу «Сегодня на уроке я…»

-Давайте проговорим определения, что такое хорей и ямб.
-Ямб и хорей являются распространёнными размерами в русской поэзии, ими написаны множество стихов русских поэтов.

VIII.Домашнее задание

-В качестве домашнего задания попробуйте определить размер стихотворения А. А. Фета «Ещё какая ночь» и начать читать роман «Дубровский»( 1 глава).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Двусложные размеры стиха"

Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Стихотворная речь"....

Проверочная работа по теме "Двусложные размеры стиха"

тестовая работа по литературе в 7 классе...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Пушкин А.С. "Зимнее утро". Единение природы и человека. РР: Двусложные размеры стиха.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

презентация "Двусложные размеры стиха"

презентация по литературе 6 класс "Двусложные размеры стиха"...