УРОК ПО ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».
план-конспект урока по литературе

Абдулвалеева Гузель Радиковна

   «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО _- ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tragedii_a.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

     УРОК ПО ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».

   «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО _- ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»

Цели урока: 

  1. показать  мастерство А.С.Пушкина в драматургии, глубину затронутых автором проблем;
  2. закрепить понятия «драма», «трагедия», «пьеса» и другие;
  3. показать учащимся гуманизм А.С.Пушкина, обратить внимание на остроту нравственных вопросов, которые волновали мыслящих людей XIX века и продолжают волновать наших современников.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.А.Моцарта, А.Сальери, музыка Моцарта.

Ход урока. Подготовленный ученик рассказывает о Болдинской осени 1830 года. В этот период Пушкиным были созданы «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», 8 и 9 главы «Евгения Онегина», 30 стихотворений.

Слово учителя. Началась эпидемия холеры, и близость опасности обострила чувства поэта. Пушкин всегда любил опасность. В мире не было спокойствия ( события во Франции, Бельгия отделилась от Голландии).

В Болдино Пушкин передумывает прошедшее и «волнуем будущим». Он размышляет о том, что важнее: законы «ужасного века» или высокие порывы души человеческой.

И рождаются трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено было стать великими.

Вопрос. Вспомним, что такое трагедия, ее основные признаки? Для чего нужна ремарка?

Вопрос. Чем трагедия «Моцарт и Сальери» отличается от классической трагедии?

Слово учителя. Пушкин усилил условность драматического искусства: мы присутствуем при развязке поединков, которые слагались долго, но освещены почти мгновенно, как резким  светом молнии.

Каждая из «Маленьких трагедий» не только поединок, например, Дон Гуана и Командора, Сальери и Моцарта, НО И СОПР О ЧЕЛОВЕКЕ, О ВОЗМОЖНОСТЯХ егО ПРИРОДЫ, ГРАНИЦАХ ЗЛА И БЕСКОНЕЧНОСТИ ДОБРА,

О каждом из героев трагедии есть легенда, которая оспаривается ходом действия.

Вопрос. Что бытует в трагедии и о Моцарте? ( «Гуляка праздный»). Так ли это на самом деле?

Вопрос. Какой исторический факт лёг в основу трагедии? ( Моцарт был отравлен  Сальери).

Слово учителя. Давайте вернёмся в прошлое и узнаем, кто же такие Моцарт и Сальери. ( Подготовленные ученики рассказывают о композиторах).

Действие трагедии «Моцарт и Сальери» развёртывается в  XVIII веке, в то время, когда господствовала рационалистическая философия. Она учила, что всё в мире расчислено. Сальери твердо верил в механическую рассудочностьстолетия. Музыкальные занятия он подчинил сухой и мёртвой логике. Композитор для него замкнут в сфере одних только музыкальных созвучий, и высокое искусство существует вне жизни. По мнению Сальери, гений ничем не похож на простых смертных, а Моцарт не укладывается в эту систему: он прост и обычен.

В рационалистической эстетике XVIII века был распространен и другой взгляд : считалось, что талант сам по себе – ничто и как таковой не имеет ценности. Величие таланта зависит от того, какую пользу он приносит искусству или воспитанию нравственности.

Вопрос. Какой момент взят Пушкиным в основе действия? Как вы думаете, почему? ( В жизни Сальери наступает перелом, он обозревает свою жизнь).

Вопрос. Посмотрим на монологи Сальери ( первый и последний в сцене I ). Каким предстает Сальери, что его мучает? В чем он обвиняет Моцарта?

Вопрос. Каким видим Моцарта?

Чем вы объясняете его тревожные предчувствия? Почему не подозревает у Сальери злого умысла?

Анализ сцен: Сальери слушает музыку Моцарта; Сальери подливает яд в бокал Моцарта; Сальери после ухода Моцарта.

Вопрос. Почему Сальери отравил Моцарта? ( образ черного человека равен враждебному миру).

Слово учителя. Пушкин разделил трагедию на две сцены. О чём они? В чём разница настроений сцен?

Подведение итогов.

Всякий раз легенда оказывается ложной. Человек глубже внешних представлений, шире той роли, которую ему предлагают обстоятельства. Человек многогранен и бесконечен в своих добрых возможностях.

Эта гуманистическая мысль пронизывает трагедии А.С.Пушкина и делает их при всей катастрофичности «ужасного века» светлыми.

Домашнее задание.

1 уровень. Письменно ответить на вопрос: «Ваше отношение к поставленной в трагедии проблеме?»

2 уровень.  Письменно ответить на вопрос: « В чем сложность характера Сальери?»

3 уровень. Были в истории примеры подобных отношений? Как они разрешились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...

Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Урок литературы в 9 классеТема: Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. ...

Проверочная работа по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"

Данный материал поможет учителю организовать изучение творчества  А.С.Пушкина в ( классе....