УРОК ПО ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».
«ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО _- ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»
Цели урока:
- показать мастерство А.С.Пушкина в драматургии, глубину затронутых автором проблем;
- закрепить понятия «драма», «трагедия», «пьеса» и другие;
- показать учащимся гуманизм А.С.Пушкина, обратить внимание на остроту нравственных вопросов, которые волновали мыслящих людей XIX века и продолжают волновать наших современников.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.А.Моцарта, А.Сальери, музыка Моцарта.
Ход урока. Подготовленный ученик рассказывает о Болдинской осени 1830 года. В этот период Пушкиным были созданы «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», 8 и 9 главы «Евгения Онегина», 30 стихотворений.
Слово учителя. Началась эпидемия холеры, и близость опасности обострила чувства поэта. Пушкин всегда любил опасность. В мире не было спокойствия ( события во Франции, Бельгия отделилась от Голландии).
В Болдино Пушкин передумывает прошедшее и «волнуем будущим». Он размышляет о том, что важнее: законы «ужасного века» или высокие порывы души человеческой.
И рождаются трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено было стать великими.
Вопрос. Вспомним, что такое трагедия, ее основные признаки? Для чего нужна ремарка?
Вопрос. Чем трагедия «Моцарт и Сальери» отличается от классической трагедии?
Слово учителя. Пушкин усилил условность драматического искусства: мы присутствуем при развязке поединков, которые слагались долго, но освещены почти мгновенно, как резким светом молнии.
Каждая из «Маленьких трагедий» не только поединок, например, Дон Гуана и Командора, Сальери и Моцарта, НО И СОПР О ЧЕЛОВЕКЕ, О ВОЗМОЖНОСТЯХ егО ПРИРОДЫ, ГРАНИЦАХ ЗЛА И БЕСКОНЕЧНОСТИ ДОБРА,
О каждом из героев трагедии есть легенда, которая оспаривается ходом действия.
Вопрос. Что бытует в трагедии и о Моцарте? ( «Гуляка праздный»). Так ли это на самом деле?
Вопрос. Какой исторический факт лёг в основу трагедии? ( Моцарт был отравлен Сальери).
Слово учителя. Давайте вернёмся в прошлое и узнаем, кто же такие Моцарт и Сальери. ( Подготовленные ученики рассказывают о композиторах).
Действие трагедии «Моцарт и Сальери» развёртывается в XVIII веке, в то время, когда господствовала рационалистическая философия. Она учила, что всё в мире расчислено. Сальери твердо верил в механическую рассудочностьстолетия. Музыкальные занятия он подчинил сухой и мёртвой логике. Композитор для него замкнут в сфере одних только музыкальных созвучий, и высокое искусство существует вне жизни. По мнению Сальери, гений ничем не похож на простых смертных, а Моцарт не укладывается в эту систему: он прост и обычен.
В рационалистической эстетике XVIII века был распространен и другой взгляд : считалось, что талант сам по себе – ничто и как таковой не имеет ценности. Величие таланта зависит от того, какую пользу он приносит искусству или воспитанию нравственности.
Вопрос. Какой момент взят Пушкиным в основе действия? Как вы думаете, почему? ( В жизни Сальери наступает перелом, он обозревает свою жизнь).
Вопрос. Посмотрим на монологи Сальери ( первый и последний в сцене I ). Каким предстает Сальери, что его мучает? В чем он обвиняет Моцарта?
Вопрос. Каким видим Моцарта?
Чем вы объясняете его тревожные предчувствия? Почему не подозревает у Сальери злого умысла?
Анализ сцен: Сальери слушает музыку Моцарта; Сальери подливает яд в бокал Моцарта; Сальери после ухода Моцарта.
Вопрос. Почему Сальери отравил Моцарта? ( образ черного человека равен враждебному миру).
Слово учителя. Пушкин разделил трагедию на две сцены. О чём они? В чём разница настроений сцен?
Подведение итогов.
Всякий раз легенда оказывается ложной. Человек глубже внешних представлений, шире той роли, которую ему предлагают обстоятельства. Человек многогранен и бесконечен в своих добрых возможностях.
Эта гуманистическая мысль пронизывает трагедии А.С.Пушкина и делает их при всей катастрофичности «ужасного века» светлыми.
Домашнее задание.
1 уровень. Письменно ответить на вопрос: «Ваше отношение к поставленной в трагедии проблеме?»
2 уровень. Письменно ответить на вопрос: « В чем сложность характера Сальери?»
3 уровень. Были в истории примеры подобных отношений? Как они разрешились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...

Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Урок литературы в 9 классеТема: Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. ...

Проверочная работа по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"
Данный материал поможет учителю организовать изучение творчества А.С.Пушкина в ( классе....
