Проект по развитию читательской грамотности «КЛАД: Клуб Любознательных Авантюристов и Детективов»
проект по литературе (6 класс)
В условиях современной образовательной среды наблюдается устойчивое снижение интереса к чтению у школьников, что приводит к трудностям в понимании текстов, выполнении учебных заданий и, как следствие, к снижению успеваемости. Проект направлен на преодоление «читательского выгорания» через создание специальной мотивирующей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Амгинский район
Сулгачинская СОШ им.И.И.Константинова – Дэлэгээт Уйбаан
Проект по развитию читательской грамотности
«КЛАД: Клуб Любознательных Авантюристов и Детективов»
Сделал: учитель русского языка и литературы
Классный руководитель 6 класса
Окорокова Галина Павловна
Сулгаччы, 2025-2026 уч.гг
Введение
Обоснование. В современной образовательной практике наблюдается устойчивая негативная тенденция - снижение интереса к чтению у учащихся средней школы. Особенно остро эта проблема проявляется в 5-6 классах, где:
- Учебные тексты значительно усложняются по объему и содержанию
- Формируется устойчивый психологический барьер перед "большими" текстами
Проведенный анализ показывает, что учащиеся 6 класса демонстрируют: пассивное или негативное отношение к чтению; трудности в понимании и толковании текстов; неспособность выделять главную мысль; нежелание выполнять задания, связанные с чтением объемных текстов.
Актуальность: В условиях современной образовательной среды наблюдается устойчивое снижение интереса к чтению у школьников, что приводит к трудностям в понимании текстов, выполнении учебных заданий и, как следствие, к снижению успеваемости. Проект направлен на преодоление «читательского выгорания» через создание специальной мотивирующей среды.
Цель проекта: Формирование устойчивой мотивации к чтению и развитие базовых навыков смыслового чтения у учащихся 6 класса через систему игровых, социально-ориентированных занятий.
Задачи проекта:
- Изучение методической литературы по теме исследования.
- Снизить уровень тревожности и негативного отношения к процессу чтения.
- Сформировать положительный эмоциональный отклик на взаимодействие с текстом.
- Развить навык осмысленного чтения.
- Расширить читательский кругозор через знакомство с разнообразными литературными жанрами.
- Обогатить активный словарный запас учащихся.
Гипотеза проекта: Если процесс чтения будет организован как цикл ежемесячных игровых занятий с короткими, интригующими текстами и последующей практической деятельностью, то это позволит преодолеть психологический барьер у «нечитающих» учащихся и сформировать у них устойчивый интерес и базовые навыки смыслового чтения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Повышение уровня интереса к чтению (по данным стартовой и финальной диагностики).
- Снижение количества отказов от выполнения заданий, связанных с чтением.
- Активное и добровольное участие в заключительном творческом задании («Книга Класса»).
Метапредметные:
УУД | Результат (в формулировках «Ученик научится/сможет») |
Регулятивные | - Работать по предложенному алгоритму занятия. |
Коммуникативные | - Эффективно взаимодействовать в команде для решения общей задачи. |
Познавательные | - Находить в тексте информацию, необходимую для выполнения практического задания. |
Предметные (литература, русский язык):
- Умение определять основную мысль текста/отрывка.
- Умение характеризовать героя на основе его поступка.
- Умение ориентироваться в содержании прочитанного текста и находить ключевые слова.
Глава I. Психолого-педагогические и методические особенности использования методов осмысленного чтения
1.1. История создания методов осмысленного чтения
Обучение чтению — одна из основных навыков, которые приобретает каждый ребенок в процессе обучения. Но методика обучения чтению развивается на протяжении истории.
История методики обучения чтению начинается с появлением письма. Первыми методами обучения чтению считаются методика «букваря» и методика «слогового чтения». До развития письменности дети изучали азбуку по букварю, а слоговое чтение было введено с целью обучения детей правильному произношению и ознакомлению с основами грамматики.
После этого в 19 веке появилась методика обучения чтению по принципу слов и предложений. Этот метод заключается в том, что дети изучают целые слова и предложения, а не отдельные звуки. Он был разработан для того, чтобы было быстрое и эффективное обучение чтению. С развитием технологий, в 20 веке появилась новая методика — обучение чтению с использованием компьютерных программ и интерактивных учебных материалов.
Сегодня существует множество разнообразных методик обучения чтению: от классических до инновационных. Они варьируются в зависимости от методов преподавания. Однако цель освоить элементарные навыки чтения и понимания текста остается неизменной.
2.1. Классификация методов осмысленного чтения по фазам работы с текстом
Наиболее релевантной и эффективной с точки зрения современной педагогической практики является процессуальная классификация методов, основанная на этапности работы с текстом. Данный подход обеспечивает системность формирования читательской компетенции, направляя усилия учащегося на конкретные задачи на каждом этапе познавательной деятельности.[Вики]
1.1. Дотекстовый этап (Стадия вызова)
Цель: Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся, формирование устойчивой мотивации к чтению и осознанного целеполагания. На этой стадии создается «когнитивная карта» темы, которая поможет структурировать новую информацию.
- Метод прогнозирования (антиципации)
- Суть метода: Основан на психологическом механизме антиципации — способности человека к опережающему отражению действительности. Метод направлен на выдвижение обоснованных гипотез о содержании, проблематике, структуре и даже стиле текста до его непосредственного прочтения.
- Реализация в практике: Учащимся предлагается проанализировать опорные элементы:
- Заголовок и подзаголовки: Что они могут сообщить о теме и главной идее?
- Иллюстрации, графики, схемы: Какую визуальную информацию они несут?
- Ключевые слова или эпиграф: Выданные учителем, они служат смысловыми «якорями» для построения предположений.
- Формат текста: Является ли он научной статьей, публицистическим очерком, художественным рассказом?[3]
Пример приема «Верные-неверные утверждения»: Учитель предлагает ряд утверждений, связанных с темой текста (например, «Глобальное потепление является исключительно результатом природных циклов»). Учащиеся отмечают, какие из них, по их мнению, верны. После прочтения текста происходит возврат к утверждениям для их проверки, коррекции и аргументации на основе полученной информации.
Метод «Мозгового штурма» («Брейнсторминг»)
Суть метода: Активная стимуляция творческого мышления для генерации любых идей и ассоциаций, связанных с заявленной темой текста, без их критической оценки на первом этапе.
Реализация в практике: Учитель формулирует ключевую тему или проблему. Учащиеся свободно высказывают все, что приходит им на ум: термины, имена, события, личный опыт. Все идеи фиксируются на доске. Это создает богатый ассоциативный ряд и позволяет выявить как сильные стороны предварительных знаний, так и зоны незнания, что формирует естественный запрос на получение новой информации из текста.
Развитие приема — «Корзина идей»: Все предложенные ассоциации и факты условно «сбрасываются в общую корзину». По мере чтения текста «содержимое корзины» пересматривается: одни идеи подтверждаются и подкрепляются фактами, другие опровергаются, третьи дополняются и уточняются.
1.2. Текстовый этап (Стадия осмысления)
Цель: Обеспечить активное, вдумчивое и целенаправленное чтение, направленное на непосредственное извлечение информации, ее структурирование, анализ и установление внутренних связей.
Метод диалога с текстом («Чтение с пометками»)
Суть метода: Превращение пассивного потребления информации в активный диалог, в ходе которого читатель постоянно реагирует на содержание: соглашается, удивляется, задает вопросы. Этот метод является стержневым в технологии «критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной Ч. Темплом, К. Мередитом и Дж. Стилом, которая, в свою очередь, опирается на конструктивистскую теорию Л.С. Выготского.
Реализация в практике: Используется система маркировки (например, INSERT):
- V (галочка) — то, что уже известно.
- + (плюс) — новая, ранее неизвестная информация.
- - (минус) — информация, которая противоречит имеющимся у читателя представлениям.
- ? (вопрос) — непонятные моменты, факты, требующие разъяснения, или места, где возникли вопросы к автору. [2]
Прием «Чтение с остановками»: Особенно эффективен для повествовательных текстов. Текст делится на смысловые части. После чтения каждого фрагмента происходит обсуждение, уточнение деталей и главное — прогнозирование: «Что будет дальше? Как герой поступит теперь? Как этот аргумент может быть развит?»
Метод концептуального или графического моделирования (интеллект-карты, кластеры)
Суть метода: Визуализация структуры текста и сложных взаимоотношений между его элементами. Перевод линейного текста в нелинейную графическую форму активирует иные отделы мозга, способствуя лучшему пониманию и запоминанию. Теоретической основой метода являются труды Тони Бьюзена по майндмэппингу.
Реализация в практике:
Кластер: Ключевое понятие или тема записывается в центре. Вокруг него фиксируются ассоциации и идеи (подтемы, персонажи, факты), которые соединяются с центром и между собой линиями, образуя схему-«гроздь».
Интеллект-карта (Mind Map): Более структурированный и иерархичный вид кластера. В центре — главный образ. От него расходятся толстые ветви с основными разделами текста, от которых, в свою очередь, — более тонкие ветви с деталями, примерами, цитатами. Используются цвета, рисунки, символы.
Метод постановки вопросов к тексту
Суть метода: Целенаправленное формирование вопросов разного когнитивного уровня, что обеспечивает многоуровневое погружение в материал и развитие критического мышления.
Реализация в практике:
«Тонкие» и «Толстые» вопросы: «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа (Кто? Что? Когда?). «Толстые» вопросы направлены на объяснение, интерпретацию, оценку (Почему? Как вы думаете? Что бы было, если? В чем различие?).
Таксономия учебных целей Б. Блума: Система вопросов, выстроенная по уровням познавательной деятельности:
Знание: Воспроизвести факты.
Понимание: Объяснить своими словами.
Применение: Использовать знания в новой ситуации.
Анализ: Выявить части и связи между ними.
Синтез: Создать нечто новое на основе прочитанного.
Оценка: Высказать суждение и аргументировать его.
1.3. Послетекстовый этап (Стадия рефлексии)
Цель: Закрепить, интерпретировать, творчески переработать и критически оценить полученную информацию, интегрировав ее в собственную систему знаний.
Метод синквейна
Суть метода: Составление короткого нерифмованного стихотворения из пяти строк по строгой схеме, что требует от учащегося в лаконичной, сжатой форме выделить суть явления или текста.
Структура:
- Первая строка — одно существительное, выражающее главную тему.
- Вторая строка — два прилагательных (или причастия), описывающих тему.
- Третья строка — три глагола, характеризующих действия, связанные с темой.
- Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение к теме или ключевую идею текста.
- Пятая строка — одно слово-резюме, синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Педагогический смысл: Синквейн развивает концептуальное мышление, способность к обобщению и точному выбору лексики.
Метод «Чтение-трансформация»
Суть метода: Демонстрация глубины понимания текста через его творческое преобразование в иную форму или жанр. Этот метод проверяет не только знание содержания, но и его эмоциональное восприятие, понимание подтекста и мотивов героев.
Реализация в практике:
Изменение перспективы: Написание пересказа от лица другого персонажа.
Смена жанра: Создание диафильма, комикса, сценария для короткометражного фильма по мотивам текста.
Драматизация: Инсценировка ключевых сцен.
Написание письма герою или автору.
Метод дискуссии
Суть метода: Организация коллективного обсуждения текста по определенным правилам, что способствует формированию критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других.
Реализация в практике:
«Фишбоун» («Рыбья кость»): Визуальный прием для анализа причинно-следственных связей. В «голове» рыбы формулируется проблема, затронутая в тексте. На верхних «костях» скелета фиксируются причины проблемы (факты из текста), на нижних — следствия. В «хвосте» формулируется вывод или возможное решение.
«Шесть шляп мышления» (метод Эдварда де Боно): Текст анализируется с шести принципиально разных позиций, каждая из которых обозначена своей цветной «шляпой»:
- Белая шляпа: Факты, цифры, объективная информация из текста.
- Красная шляпа: Эмоции, чувства, интуитивные догадки.
- Черная шляпа: Критика, поиск слабых мест, потенциальных рисков и проблем.
- Желтая шляпа: Оптимизм, поиск преимуществ, позитивных сторон и выгод.
- Зеленая шляпа: Творчество, новые идеи, предложения, альтернативы.
- Синяя шляпа: Метамышление, управление процессом, подведение итогов, организация рефлексии.[1]
Глава II. Практическая часть
Данный проект был придуман для обучающихся 6 класса МБОУ Сулгачинская СОШ им. И.И. Константинова - Дэлэгээт Уйбаан Амгинского улуса. В классе учатся 10 учеников: 5 девочек и 5 мальчиков. Основной проблемой является то, что у обучающихся есть стойкое нежелание читать.
Формирование устойчивой мотивации к чтению и развитие базовых навыков смыслового чтения у учащихся 6 класса через систему игровых, социально-ориентированных занятий.
Хроника: Ноябрь – Май, 1 занятие в месяц.
Были выбраны основные критерии и методы оценки результативности:
- Стартовая и итоговая диагностика: Сравнительный анализ анонимных анкет-смайликов.
- Метод наблюдения: Фиксация активности и включенности учащихся в «Журнале наблюдений ведущего».
- Метод анализа продуктов деятельности: Оценка качества выполнения игровых заданий и итоговой «Книги Класса».
- Метод самооценки: Анализ материалов «Дневника агента» и цветовых маркеров на «Карте путешествия».
Формы представления результатов проекта:
- Презентация итоговой «Книги Класса».
- Публичная церемония награждения с вручением «Зачетных книжек агента».
- Отчет для педагогического коллектива с представлением системы отслеживания прогресса («Портфель агента»).
Каждое занятие будет проходить по единому алгоритму:
- Разминка (5-7 мин): Упражнение на внимание и беглое чтение (поиск слова в тексте, чтение в темпе скороговорки).
- Главный текст (10-15 мин): Чтение короткого, интригующего отрывка. Читает вслух библиотекарь/учитель, с элементами драматизации.
- Игровое задание (15-20 мин): Практическое командное задание, основанное на тексте.
- Рефлексия (5 мин): Быстрый обмен мнениями: «Что было самым интересным? Что запомнилось?».
Был составлен помесячный план проекта, занятие будет проходить 1 раз в месяц, начиная с ноября по май. За год планируется сделать 7 занятий.
Ноябрь. Тема: «Старт проекта. В мире приключений»
Цель: Погрузить в атмосферу приключений, показать, что книга — это начало интересного пути.
Тексты (на выбор, в зависимости от наличия в библиотеке):
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (отрывок о начале урагана).
- С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывок о превращении в карлика).
- В. Катаев «Белеет парус одинокий» (отрывок о побеге мальчиков из дома).
- Задание: «Карта сокровищ». Команды получают контурную карту. После чтения отрывка они должны отметить на ней «точки» — места, куда может привести это приключение, и нарисовать предполагаемые «опасности» и «сокровища».
Декабрь. Тема: «Таинственные происшествия»
Цель: Развить навыки внимательного чтения и логического мышления.
Тексты:
- В. Драгунский «Денискины рассказы» (рассказ «Тайное становится явным»).
- Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (глава о поиске друзей через объявления).
- А. Конан Дойл (адаптированный отрывок) «Пляшущие человечки» (только описание шифра).
Задание: «Шифровальщики». Команды расшифровывают простое сообщение, используя тот же принцип, что и в тексте (например, заменяют буквы цифрами или символами), или составляют свой шифр для соперников.
Январь. Тема: «Сказочные миры и легенды»
Цель: Показать, как писатели создают новые миры; развить фантазию.
Тексты:
- П.П. Бажов «Серебряное копытец» (отрывок с описанием чудесного появления самоцветов).
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (отрывок о первых испытаниях для невесток).
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок о кораблекрушении и спасении в бочке).
Задание: «Волшебный конструктор». Команды получают карточки с элементами: «Волшебный предмет», «Магическое существо», «Запретное место». Их задача — создать краткую легенду о своем крае, используя эти элементы.
Февраль. Тема: «Истории о дружбе и понимании»
Цель: Научиться через текст понимать чувства и мотивы других людей.
Тексты:
- В. Осеева «Синие листья» (полный рассказ).
- Л. Воронкова «Девочка из города» (отрывок о первом знакомстве с новой семьей).
- В. Железников «Чучело» (короткий, адаптированный отрывок о моменте несправедливого обвинения).
Задание: «Диалог с героем». Команды пишут смс-переписку между собой и одним из героев отрывка: дают ему совет, задают вопрос или поддерживают его.
Март. Тема: «Смех сквозь страницы»
Цель: Показать, что чтение может быть веселым; снять напряжение.
Тексты:
- Н. Носов «Фантазёры» (полный рассказ).
- Ю. Сотник «Как я был самостоятельным» (отрывок про приготовление каши).
- И. Ильф, Е. Петров (адаптированный отрывок) «Как делали советского Робинзона» из «12 стульев».
Задание: «Живая шутка». Команды инсценируют самый смешной, по их мнению, эпизод из отрывка в формате немого кино (пантомимы). Остальные угадывают.
Апрель. Тема: «Фантастика и тайны природы»
Цель: Связать чтение с познанием мира; развить гипотезу.
Тексты:
- К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (отрывок о начале метели и проклятии).
- В. Бианки «Лесная газета» (короткая заметка о каком-либо животном, например, о зайце-беляке).
- Е. Велтистов «Электроник — мальчик из чемодана» (отрывок о первой встрече с Электроником).
Задание: «Создай своего фантастического зверя». На основе отрывков из Бианки и фантастической истории команды придумывают и рисуют животное для своей местности, наделяя его необычными свойствами, и описывают, как оно живет.
Май. Тема: «Финал сезона: Наша Книга Класса»
Цель: Закрепить положительные впечатления; создать коллективный творческий продукт.
Тексты: Не требуются. Используются наброски и материалы со всех предыдущих занятий.
Задание: «Создание «Книги Класса».
Каждая команда отвечает за создание одного разворота:
Страница 1: Рисунок по мотивам самого запомнившегося отрывка.
Страница 2: Коллаж из ключевых слов, цитат и своих впечатлений от проекта.
Все развороты собираются в одну большую книгу.
Церемония награждения: Вручение сертификатов «Агент слова» и памятных значков.
График проведения занятий:
Ноябрь. Тема: «Старт проекта. В мире приключений»
Герой перед лицом неизвестности, начало пути.
- Волков, А. «Волшебник Изумрудного города» (отрывок: ураган, уносящий домик Элли).
- Лагерлёф, С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывок: превращение мальчика в карлика).
- Катаев, В. «Белеет парус одинокий» (отрывок: побег мальчиков из дома на лодке).
Декабрь. Тема: «Таинственные происшествия»
Внимание к деталям, логика, разгадка тайны.
- Драгунский, В. «Денискины рассказы» (рассказ «Тайное становится явным»).
- Успенский, Э. «Крокодил Гена и его друзья» (глава о поиске друзей через объявления).
- Конан Дойл, А. «Пляшущие человечки» (адаптированный отрывок с описанием шифра).
Январь. Тема: «Сказочные миры и легенды»
Создание миров, волшебство, народная мудрость.
- Бажов, П.П. «Серебряное копытце» (отрывок: появление волшебного козлика).
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (отрывок: первые испытания для невесток).
- Пушкин, А.С. «Сказка о царе Салтане» (отрывок: кораблекрушение и спасение в бочке).
Февраль. Тема: «Истории о дружбе и понимании»
Эмпатия, взаимоотношения, чувства героев.
- Осеева, В. «Синие листья» (полный рассказ).
- Воронкова, Л. «Девочка из города» (отрывок: первая ночь в новой семье, знакомство с детьми).
- Железников, В. «Чучело» (короткий адаптированный отрывок: сцена несправедливого обвинения).
Март. Тема: «Смех сквозь страницы»
Юмор, абсурд, комические ситуации.
- Носов, Н. «Фантазёры» (полный рассказ).
- Сотник, Ю. «Как я был самостоятельным» (отрывок: попытка приготовить кашу).
- Ильф, И., Петров, Е. «Двенадцать стульев» (адаптированный отрывок: «Как делали советского Робинзона»).
Апрель. Тема: «Фантастика и тайны природы»
Связь фантастики и реальности, гипотезы, наблюдение за природой.
- Паустовский, К.Г. «Тёплый хлеб» (отрывок: начало метели как следствие дурного поступка).
- Бианки, В. «Лесная газета» (короткая заметка о животном, напр., «Заяц-беляк»).
- Велтистов, Е. «Электроник — мальчик из чемодана» (отрывок: первая встреча с роботом Электроником).
Альтернативный и дополнительный список
Если основные книги не найдены, используйте эти проверенные варианты:
- Для приключений: Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок: покраска забора).
- Для детектива: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок: рисунок «Удав, проглотивший слона» как загадка для взрослых).
- Для фантастики: Александр Беляев «Человек-амфибия» (отрывок: первое описание Ихтиандра в океане).
- Для юмора: Михаил Зощенко. Рассказы для детей («Галоши и мороженое»).
- О чувствах: Рувим Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывок: знакомство с новым учеником).
Чтобы понять, насколько обучающийся достиг определенных результатов, была сформирована система отслеживания «Портфель агента»
1. Старт и Финиш: «Диагностические анкеты-смайлики»
Цель: Измерить изменение отношения к чтению.
- Ноябрь (Старт): Раздать листок с тремя вопросами и вариантами ответов-смайликов.
- Май (Финиш): Тот же листок.
Вопрос | Ноябрь | Май |
1. Как ты относишься к чтению? | ||
2. Что ты чувствуешь, когда видишь сплошной текст? | ||
3. Как часто читаешь для себя? |
Что делать: Соберите анкеты, и вы получите наглядную картину сдвигов по каждому ребенку.
2. Инструмент №1: «Карта путешествия КЛАДа» (Визуализация для класса)
Это большой плакат, который висит на виду у всех.
- Как это выглядит: На плакате — стилизованная карта с 7 «остановками» (Ноябрь, Декабрь... Май). Рядом — 10 кармашков с именами учеников или их «агентскими» фотографиями.
- Как используется: После каждого занятия дети прикрепляют на текущую «остановку» свой персональный стикер определенного цвета.
- 🟢 Зеленый: «Было супер, все понятно!»
- 🟡 Желтый: «Понравилось, но были сложности».
- 🔴 Красный: «Мне было неинтересно/непонятно».
Что это дает: учитель и ученики видят общую эмоциональную картину группы после каждого занятия.
3. Инструмент №2: «Журнал наблюдений ведущего» (Ваша личная таблица)
Это ваш основной рабочий документ. Таблица на 10 строк (ученики) и графы по месяцам.
ФИО ученика | Ноябрь | Декабрь | Январь | ... | Май |
Иванов К. | А: Высокая | А: Средняя | ... | ... | ... |
Петрова М. | А: Низкая | А: Возросла | ... | ... | ... |
Условные обозначения для заполнения:
- А (Активность): Низкая / Средняя / Высокая.
- К (Ключевая реплика/факт): Кратко записать яркую цитату, идею или поступок ученика на занятии. Например: «Взял книгу Волкова домой», «Правильно объяснил мотив героя».
4. Инструмент №3: «Дневник агента» (Индивидуальная папка ученика)
Это персональная папка каждого из 10-ти участников.
Что внутри:
- Раздел «Мои миссии»: После каждого занятия ребенок вклеивает туда маленькую готовую анкету-след.
Миссия: «Ноябрь. Старт»
- Самое яркое впечатление: _______________
- Нарисую главную эмоцию: [место для смайлика или рисунка]
- Моя работа: [вклеить маленькую копию своей карты или сфотографировать ее]
- Раздел «Мои трофеи»: Сюда дети вклеивают свои лучшие работы (расшифровки, рисунки, написанные смс), которые они выбрали сами.
Что это дает: В мае мы получаем готовое портфолио с прогрессом каждого ребенка.
5. Итог: «Зачетная книжка Агента КЛАДа»
В мае, на основе всех данных, мы заполняем и вручаем каждому ученику персональную «Зачетную книжку».
Зачетная книжка агента [Имя Фамилия]
- Звание: Почетный член Клуба Любознательных Авантюристов и Детективов.
- Специализация: [Например: «Лучший дешифровщик», «Мастер фантастических гипотез», «Главный по юмору» — на основе ваших наблюдений].
- Главное достижение: [Напишите 1-2 предложения персонально для каждого, например: «Научился видеть скрытые эмоции героев» или «Смог аргументировать свою точку зрения в споре»].
- Пожелание на будущее: [Мотивирующая фраза].
Эта система не требует гигантских усилий (главное — заполнять сразу после занятий), но дает нам полную, детализированную картину роста каждого из 10-ти учеников и делает их самих активными участниками отслеживания своих успехов.
Заключение
Реализация проекта «КЛАД: Клуб Любознательных Авантюристов и Детективов» подтвердила эффективность выбранного подхода в решении проблемы низкой мотивации к чтению у учащихся 6 класса. В ходе проекта была успешно апробирована система занятий, основанная на интеграции игровых технологий и принципов смыслового чтения, что позволило создать особую образовательную среду, где чтение становится не обязанностью, а инструментом для увлекательной познавательной деятельности.
Использованная литература:
- Е.М. Плюснина. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: учебно-методическое пособие. СПб: Гамма, 2011/ 112 с.
- https://orionschool.ru/blog/tpost/52fesma9c1-trkm-etap-osmislenie-metodiki-razvitiya
- https://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye/
- http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Смысловое_чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"
Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"
Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...
