Конспект урока-подготовки к итоговому сочинению по направлению "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-podgotovki_k_itogovomu_sochineniyu.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность»

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация

 Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».

Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.

Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этой притчи? (Ответы обучающихся).  

Конечно, наша с вами задача с первой «стрелы» попасть в цель, а, значит, и одна попытка сдать успешно экзамен. А для этого нам надо хорошо уметь составлять тексты-рассуждения, то есть писать сочинение.

II. Актуализация знаний о составных частях и темах итогового сочинения

-  Предлагаю повторить наши знания о тексте-рассуждении.

- Из каких частей он состоит?

- Что мы знаем о темах для итогового сочинения? (Все темы, а их около полутора тысяч, сгруппированы в разделы) (разделы на слайде)

Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

С какими понятиями связаны понятия духовности и нравственности? (Конечно, это мораль, добро, человеколюбие…)

- Об одном из них мы сегодня и поговорим.

III. Работа с темой сочинения. 

Посмотрите на высказывание Бетховена «Я не знаю иных признаков           превосходства, кроме ……» Как вы думаете, какого слова не хватает?

 Как вы понимаете, что такое доброта?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.  ДОБРОТА - … (на слайде)

   Задание 1. Давайте продолжим работу с понятием доброты.  «Наведи порядок»

Вам необходимо распределить слова на синонимы и однокоренные слова. (на слайде слова перемешаны)

Синонимы: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость

 Однокоренные слова: добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный

 Задание 2 Продолжая разговор о доброте, перейдем к русской литературе. 

Для начала обратимся к устному народному творчеству. Тема добра здесь одна из главных. Сейчас посмотрите на пословицы, ваша задача - добавить недостающие слова (пословицы на слайде)

 Жизнь дана на …….дела.

..…… дело без награды  не останется.

Истинное ……. Всегда просто.

За доброе жди …., за худое - ….

- В какой части сочинения нам могут понадобиться знания пословиц?

Задание 3.

Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы. Ваша задача сейчас выбрать одну из тем первого раздела, которые так или иначе связаны с добротой, и сформулировать тезис. Помните, что тезис – это то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос. В формулировании понятия вам могут помочь те синонимы и однокоренные слова, с которыми вы работали.

  Почему человек должен быть добрым?

  Может ли доброта принести человеку разочарование?

  Нужно ли сдерживать в себе доброту?

  Как человек может воспитывать в себе доброту?

  Кого можно назвать добрым человеком?

  Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

  Какими качествами обладает добрый человек?

  Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

  Доброта – это проявление силы или слабости?

  Может ли доброта причинить вред человеку?

  Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

  Что может сделать человека добрее?

(Группы представляют результаты своей работы)

 А теперь попробуем подобрать аргументы вашим тезисам.

 Задание 4. Прочитайте тексты-аргументы из литературных произведений, узнайте автора и название произведения (смотрите в слова для справок) (аргументы даны группам на карточках, также тексты выводятся на слайдах)

1.     Вспомним рассказ ______________________________, в котором говорится о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик сожалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».

2.      _____________________в своем произведении _____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.

3.     Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.

4.     К примеру, из литературы нам известен такой персонаж, как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.

5.   Вспомним _________, героя рассказа ______________________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.

Для справок:

1. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор», героиня – Матрена

2.Максим Горький «Старуха Изергиль», Данко

3. Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

4. Валентин Распутин «Уроки французского»

5.Андрей Платонович Платонов «Юшка»

- Какие еще произведения, на ваш взгляд, можно использовать в качестве аргумента по выбранной вами теме?

Задание 5 Давайте вспомним с вами виды заключений.

Заключение – вывод;

Заключение – призыв;

Заключение – выражение надежды;

Заключение – цитата.

(Ученики должны дать краткую характеристику каждому виду заключений)

Подумайте, какой вид заключения подойдет именно вашей теме, попробуйте написать заключение.

 IV Поведение итогов урока

Итак, мы с вами сегодня в очередной раз вспомнили структуру итогового сочинения, постарались раскрыть понятие «доброта» и подобрать аргументы из литературы.

 V Домашнее задание. Дома ваша задача – завершить работу над сочинением на выбранную тему.

VI Рефлексия

Выберите, пожалуйста, тот смайлик, что соответствует вашей готовности к итоговому сочинению.

А завершить урок мне хотелось бы следующим высказыванием.  

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Толстой Лев Николаевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение (тест) "Роль знаний в жизни человека", 9 класс

Сочинение- рассуждение в форме теста составлено для обучающихся вечерней школы, основные положения которого направляют размышления учеников о роли знаний в жизни человека. Можно использовать при работ...

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".

Конспект уроков "Подготовка к сочинению  по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения"....

Итоговое сочинение. Направление «Природа и культура в жизни человека», подразделы банка тем. Произведения для аргументации.

Занятие по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе. Направление «Природа и культура в жизни человека»....