Повесть-сказка А.С Экзюпери «Маленький принц»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Повесть-сказка А.С Экзюпери «Маленький принц»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Повесть-сказка А.С Экзюпери «Маленький принц»
Цель занятия:
- Понять философский смысл притчи, её идейное содержание
- Способствовать умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
- Развивать коммуникативных свойств речи (точности, выразительности);
- Воспитывать чувства дружбы, ответственности.
- Развивать творческие способности и самостоятельность мнения.
Ход занятия.
- Орг.момент
Доброе утро, ребята! Надеюсь, что вы находитесь в добром расположении духа и у вас сейчас хорошее настроение. Сегодня мы с вами поговорим о повести - сказке А.С Экзюпери «Маленький принц».
- Слово учителя. Слайд 1.
Ведь если звёзды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтоб каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Сегодня мы попробуем задуматься о вечном, поразмышлять над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт?
В чём же истинное счастье?
Что значит верная дружба и настоящая любовь?
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.
Философская повесть-сказка «Маленький принц», созданная в 1942г, - одно из поздних произведений французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
- Несколько слов об авторе. (Историческая справка, подготовленная ученицей Цыбеновой Алтаной) Слайд 2
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Экзюпери - французский писатель, отважный лётчик. Чего только не случалось с ним во время полётов! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале, он падал со скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его товарищи) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-лётчика рассказывается о лётных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжёлой аварии, он написал в 1939 году “Планету людей”.
В начале 40-х гг. Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности.
#1041;еседа с учащимися
В этой сказке автор высказал свои заветные мечты, это своеобразное литературное завещание писателя, мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, добре и красоте.
- Легко ли было читать сказку?
Каково ваше первое впечатление о книге?
Кому, кстати, посвящено произведение?
Ребёнку ли? ( Нет, другу, вроде детская сказка, а вот мысли содержатся вовсе не детские, а очень серьёзные)
-Прозу А.Экзюпери называют философской, т.е. наводящей на глубокие размышления .Книги писателя – это его жизнь, отражение его богатого внутреннего мира. «Ищите меня в том, что я пишу»,- говорил писатель. Вот сегодня мы и попробуем понять глубокий смысл сказки-притчи.
- Что же такое притча?
Притча - малый философский жанр, заключающий в себе какое-то поучение, премудрость. На основе иносказания объясняется какая-либо философская, нравственная проблема. Н-р: притча о блудном сыне, объясняющая, что раскаявшийся человек достоин прощения. Слайд 3
В этой книге много мудрых цитат, которые я просила вас отмечать при чтении. Что вы выбрали? Слайд 4.
(Самое главное то, чего не увидишь глазами..», «Светильники надо беречь. Порыв ветра может их погасить», «Это очень печально, когда забывают друзей», «У каждого человека свои звёзды», «Когда даёшь себя приручить, случается и плакать», « Все мы родом из детства», «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал», «Себя судить куда трудней, чем других», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Там хорошо, где нас нет», «Глаза слепы, искать надо сердцем»)
- Действительно, все эти мысли содержатся в произведении, и мы должны в течение нашего разговора о многих из них поговорить.
- О чём же повесть сказка?
Тема? ( романтическое повествование о том, как взрослого человека с большим жизненным опытом спасает прибывший с другой планеты мальчик. Спасает своей чистотой своей души, своей добротой, непосредственностью, искренностью. (Мальчик спасает его, вселяя надежду.)
-Откуда появился маленький принц?
Какая планета была у мальчика? (рисунок)
-Какое твёрдое правило было у него? ( встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету)
- О чём говорит эта привычка?( содержи всё в чистоте и порядке. Свою комнату, свой дом, двор, село, город, - планету, т.е. береги всё. Что у тебя есть. Ну не мудрые ли советы?)
-На планете принца есть ужасные семена. Что это за семена? Почему принц боролся с ними? (чтоб не разорвало планету)
- Ка вы понимаете призыв автора: «Дети, берегитесь баобабов». Что это за аллегория? (всего, что вредит человеку, возможно, это и вредные привычки и всё плохое, что загрязняет нашу планету)
- Однажды маленький принц видел заход солнца 43 раза. Почему? (ему было грустно)
- Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть на заход солнца. Почему?
О чём вы думаете, глядя на закат? (успокаивает, а ещё? Надежда, что завтра – новый день и всё будет хорошо.
Подберите старую русскую пословицу, которая встречается в народных сказках? (утро вечера мудренее, т.е. решения найдётся).
- Маленькому принцу было очень одиноко до того момента, пока? ( у него появился цветок) Легко ли было ему с цветком?( нет, но он ухаживал за ним. Растил его, исполнял все его капризы. « Хотя маленький принц и полюбил прекрасный цветок, рад был ему служить, но вскоре в его сердце появилось сомнение. Пустые слова он стал принимать близко к сердцу, стал чувствовать себя несчастным» За этим последовало его решение странствовать.
-Как сам герой объяснил это решение?
Не раскаивается ли потом в этом? ( По настоящему любить – значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать, «Ничего я тогда не понимал. Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность… стр.435.
- Герой отправляется в путешествие . Зачем? ( Чтобы найти себе занятие и чему-нибудь поучиться)
Закрыли глаза, отправляемся с героем в космическое путешествие. ( Звучит музыка)
Астероид 325.
-Кого здесь встретил принц? Почему ему здесь стало скучно?
( Предел мечтаний короля – власть, беспрекословное повиновение окружающих, король на мир смотрит сверху вниз. Принц решает. Что это не для него . В этом нет смысла жизни. Сделайте вывод, что осуждает Экзюпери? ( Чрезмерная власть, подчинение себе других)
Астероид 326
- С кем повстречался здесь? Почему оставил честолюбца?
( равнодушие к окружающим, себялюбие, эгоизм выливаются в обитателях этой планеты в самовосхищение и самолюбование. Он показался принцу глупым и смешным. Сделайте вывод, что осуждается здесь? ( Эгоизм, равнодушие, самолюбование)
Астероид 327.
- С какими чувствами герой покидает эту планету?
Герою жаль человека, который не находит в себе силы вырваться из порочного круга, болезненного пристрастия) Вывод? (осуждаются вредные привычки, от которых очень нелегко избавиться)
Астероид 328.
Как отозвался маленький принц об обитателе четвёртой планеты?
Наивный добрый маленький герой никак не мог понять бездушной практичности так называемых деловых людей, которые пытаются превратить красоту вселенной в собственность, которые за цифрами и расчётами забыли о красоте мира и теплоте человеческих отношений) (Осуждение бездушной расчётливости)
Астероид 329.
- Почему из всех встреченных маленький принц особо выделяет обитателя 5 планеты?
Он занимается, может, и нелепым, но полезным делом : думает не только о себе. Верность слову.( Вывод: заниматься бесполезным делом глупо).
Астероид 330
-Какое чувство вызывает у героя географ?
Никогда не выходит из кабинета, как же можно узнавать обо всём понаслышке? Его не интересует даже собственная планета. (Осуждение бедности кругозора, равнодушие).
Итак, подведём некоторые итоги. Что же осуждает в людях автор, изображая жителей этих планет.
Дети озвучивают результаты беседы.
-Да странный народ эти взрослые! Почему у мальчика постоянно возникает эта мысль?
- пустяки кажутся им важными, взрослые тиранят друг друга. Заняты дурацкими делами. Оскорбляют своей суетой красоту закатов, разучились видеть прекрасное.
-Какой вывод делает маленький принц? (нет, не надо так жить)
Почему географ советует посетить ему планету Земля? (у неё неплохая репутация)
- Что же автор говорит о нашей планете? с. 453-454. Гл 16.( т.е. на ней можно найти все те недостатки, которые он увидел на этих астероидах, она велика)
-Почему маленький принц попал в пустыню? Пустыня тоже аллегорический образ – это и людный город. Полный суеты, если в нём одиноки люди, если пусты их сердца, Как вы это понимаете? ( где нет взаимопонимания, пустота души – это тоже пустыня)
- За время путешествия по пустыне маленький принц увидел один цветок, который на вопрос : «Где люди?»,- ответил, что их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно» В чём смысл аллегории?( люди забывают своё происхождение. Своих родных. Свои корни)
- Когда принц видит огромный сад роз, он расстроился, ведь его роза говорила. Что она единственная и неповторимая. В эту трудную минуту к нему приходит Лис.
- Просмотр эпизода разговор Лиса и принца. Видео ролик по гл. 21
- Что значит приручить?
- Чему учит принца Лисёнок? ( истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в суматохе жизни. Они лишились друзей, так как в повседневной спешке некогда поговорить по душам, гибнет любовь. На всё это у людей нет времени. Некогда задуматься о смысле жизни).
Смотрите дальше. Грустная ирония в словах принца на просьбу приручить его. « Я бы рад, но у меня так мало времени» Лис возражает: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, надо запастись терпением».
- Как понимаете эти слова Лиса? ( Т.е. Чтобы иметь друзей, иметь тех, кто тебя полюбит, нужно самому отдавать всего себя им. Нужно дарить им свою душу и отдавать своё время. «Твоя роза дорога тебе. Потому что ты отдавал ей все свои дни».)
- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис маленькому принцу?
-Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу. Потому-то маленький принц и возвращается к своей розе. Ради этого он должен умереть на земле, освободившись от груза своего тела. И как бы смерть не пугала мальчика, но он в ответе за свою планету и возвращается туда.
-Возвращаемся назад, закрываем глаза. Звучит музыка.
4. Подведение итогов беседы.
-Какие же самые заветные мысли выразил автор? Слайд 5
- нельзя жить без любви и дружбы
- нельзя забывать свои корни
- умей ценить прекрасное
- будь в ответе за тех, кто тебя любит.
-По мнению некоторых, требования Экзюпери к людям слишком завышены. Что вы скажете об этом?
- Что подарил маленький принц взрослому? ( Надежду и Стремление к звезде)
- Кого мы называем звёздами? ( тех, кто сумел в чем-то поднять себя на высокий уровень в чём-то, в спорте, творчестве, в учёбе и т.д.)
– Чтение отрывка из XXVІ главы. Слайд 6.
«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»
− Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Совершенство всегда недосягаемо. У него лишь одно предназначение. Значение звезды. Ведущей тебя вперёд. Совершенство – это стремление к цели. На этом пути будет много ошибок и разочарований, но преодолевая в себе всё это, человек должен стремиться стать лучше, добрее, милосерднее, целеустремлённее, должен учиться любить, дружить, ценить близких. Преодоление ошибок, трудностей, сомнений, по словам Экзюпери, « единственно возможная почва, на которой возможен наш рост».
Посмотрите на тему нашей беседы. Как понимаете? Чтоб стать звездой, что для этого нужно делать?( Нужно расти над собой, стать личностью, настоящим человеком, для этого нужно многое в себе перебороть, воспитать нужные качества).
5. Домашнее задание на выбор:
1. написать письмо Маленькому принцу
2. нарисовать рисунок по мотивам произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Урок литературы. Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: сове...

Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Содержащиеся в материале урока элементы мастерской позволяют определить воспитательную цель - формирование моральных и нравственных норм, составляющих духовный мир ребёнка - как важнейшую. А дост...
«Зорко лишь одно сердце» (Библиотечный урок по книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в VIкл.)
Конспект урока по сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" можно использовать на уроке литературы в 6 классе после прочтения произведения. Предварительное домашнее задание - подготовить инсценирова...

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)
Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...