Урок "Мастерская творческого письма" 8 класс
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

На занятии ученики учатся писать эссе, знакомятся с обычаями своего родного и русского народов. Обучающиеся работают с готовыми текстами, учатся создавать свой текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_masterskaya.docx710.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа имени Кыдат Тебековой»

Разработка урока по русскому языку

на тему:

«Мастерская творческого письма»

(с применением регионального компонента)

Выполнила: Якоякова Чейнеш Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная

школа имени Кыдат Тебековой»

В мастерской творческого письма обучение ведется с использованием готовых текстов

(в оригинале и переводе) русской и алтайской культуры. Ученики могут также создать свой текст. На этих занятиях обучающиеся знакомятся с обычаями своего родного и русского народов.

Обращение учителя к личному опыту учащихся, обмен мнениями в группах способствуют углублению и расширению знаний и о традициях других народов, к примеру, русского и алтайского.

План-конспект урока русского языка в 8 классе

«Что такое дверь?»

Цель урока: учить писать сочинение эссе.

Задачи:

  1. совершенствование устной и письменной речи учащихся;
  2. активизация творческой и познавательной деятельности;
  3. углубление представлений о традициях и обычаях других народов;
  4. воспитание уважения к языкам и культурным традициям разных народов.

Тип урока: развитие связной речи.

Форма урока: творческая мастерская.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с текстами в оригинале и переводе, компьютер, проектор, слайдовая презентация.

Ход урока

#1042;ведение в тему. Создание «интриги», проблемной ситуации.

Слайд 1. Титульный.

Слайд 2.

- Отгадайте загадку.

Одной рукой всех встречает,

Другой рукой – провожает.

Кто приходит, кто уходит –

Все ее за руку водят. (входная дверь)

Слайд 3

- Сегодня мы готовимся к написанию сочинения эссе «Что такое дверь?»

#1047;атем учитель предлагает поразмыслить над словом «дверь».

- Вы слышали крылатые выражения, словосочетания со словом «дверь»?

- Работа в группах, заполняют таблицу, примерные ответы учеников.

- Слушаем ответы учеников, сверяем по таблице.

Слайд 4.

На русском языке

На алтайском языке

стучится в дверь

открыты все двери

без окон и дверей

хлопнуть дверью

счастье стучит в дверь

родная дверь

звонок в дверь

дверь во взрослую жизнь

день открытых дверей

указать на дверь

закрыть дверь с той стороны

деревянная дверь

дверь из войлока

не стой у двери

открытая дверь

запреть дверь

дверь родительского дома всегда открыта для тебя

дверям поклониться

распахнуть дверь

не играть с дверью

порог двери

3. Работа с текстом. Расширение понимания смысла знакомого слова.

Выполнение заданий в группах.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте текст и определите его главную мысль.
  2. Определите значение слова дверь в данном тексте.
  3. Объясните, почему автор называет дверь – удивительная вещь?
  4. Какие традиции и обычаи русских, алтайских народов, связанные с дверями, вы знаете? Поделитесь мнениями в группе.

Слайд 5.

Дверь – удивительная вещь. Кого только не впускает она в дом, кого только не выпускает! Дверь является главной защитой. Закрывая на ночь дверь, люди защищались от нечистой силы. Собираясь в далекий путь, человек выходит через двери с молитвой, чтобы дорога удалась. Юноша, собираясь на службу в армию, соблюдает традиции, связанные с дверью. Так же, соблюдая разные обычаи и традиции, покидает родительский дом невеста.

Вывод: соблюдение обычаев и традиций, связанных с дверью, играют большую роль.

Слайд 6. Сравнение обычаев двух культур.

Слайд 7.

- Русские на счастье прибивают подкову над дверями.

- Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами.

- Перешагиваем порог и поздороваемся с хозяевами.

- Дверь – один из важнейших элементов дома. Вход в дом и выход из него осуществляется тогда, когда перейдем порог.

- С порогом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на порог, здороваться или разговаривать через него.

- Передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей.

- Порог дома защищали с помощью оберегов.

- Если кошка умывается около дверей – к гостям.

- Чтобы ничто плохое не смог зайти в дом, над дверями кладут ножницы, булавки или иголку.

- Гостей встречали за порогом снаружи, потом впускают впереди себя через порог.

Слайд 8.

- Алтайцы издревле почитали семейные традиции. Чтобы дома все было хорошо, вешают можжевельник около дверей.

- Когда заходят в аил, открывают «эжик-jабу» только с правой стороны.

- Поздним вечером дверь никогда не оставляют открытым.

- Дверь аила по традиции всегда ориентирована на восток, туда, где восходит солнце.

- Нельзя сидеть прямо на пороге аила. Если человек сел на порог и не проходит дальше, считается, что человек пришел с дурными намерениями.

- Нельзя сидеть, а тем более спать в чужом доме около двери аила. Самое плохое, нечисть может привязаться к человеку.

- Чтобы злые духи не беспокоили хозяев дома, ставят топор рядом с дверью.

- Если заходя в аил, мальчик споткнется на пороге – это к прибыли. А если споткнется девочка – это к расходу. Тогда девочка должна выйти и обратно зайти.

- Дверью нельзя громко хлопать, держаться за косяки, прикасаться к ее верхней части.

- Поздним вечером дверь никогда не оставляют открытым.

- Нельзя играть с дверью.

- Какие произведения русских и алтайских писателей читали?

Вывод: по поверьям этих народов, благосостояние семьи во многом зависит от правильного соблюдения всех обычаев и традиций. Когда кто-нибудь из членов семьи собирается в далекий путь, открывает дверь, все ему говорят: «Пусть дорога будет открытой».

#1057;опоставление текстов разных культур. Задание для 1 группы.

- Прочитайте стихотворение русского поэта Б.Окуджавы и отрывок из поэмы «Двери» алтайского поэта А.О.Адарова. Постарайтесь читать выразительно. Обменяйтесь своими впечатлениями в группе, сделайте сопоставительный анализ двух текстов.

Слайд 9. Портреты. Булат Шалвович Окуджава и Аржан Ойинчинович Адаров.

- Раздать готовые тексты группам.

- Какие новые значения слова дверь вы открыли для себя?

Песенка об открытой двери

Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.

И если ляжет дальний путь
Нелегкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.

И, уходя в ночной тиши,
Без лишних слов решайте:
Огонь сосны с огнем души
В печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
И мягкою — скамейка…
Дверям закрытым — грош цена,
Замку цена — копейка!

(Б.Окуджава)

*****

Я полмира проехал, полсвета прошел.

Но в родное село не вернуться не смог:

Позабыть ли мне что-то?

Младенец совсем,

Сколько раз через этот я ползал порог!

(А.О.Адаров)

Вывод: У Б. Окуджавы открытая дверь – это символ доброты, открытости, гостеприимства, дружбы. Для А.О. Адарова самой главной является дверь отчего дома. Она открывает человеку дорогу в большой мир и принимает после долгих и дальних путешествий.

Сопоставление текстов разных культур. Задание для 2 группы.

- Прочитайте стихотворение русского поэта Михаила Гуськова «Двери»и отрывок из поэмы «Двери» алтайского поэта А.О.Адарова. Постарайтесь читать выразительно. Обменяйтесь своими впечатлениями в группе, сделайте сопоставительный анализ двух текстов.

Слайд 10. Портрет Михаила Сергеевича Гуськова.

- Раздать готовые тексты группам.

- Какие новые значения слова дверь вы открыли для себя?

«Двери»

Без них мне было б невозможно,
И невозможно до сих пор,
То нараспах, то осторожно,
Они дарили мне простор.

Они - волшебные созданья,
Умеют нам комфорт создать,
И я задерживал дыханье,
Пытаясь их секрет понять.

Нет, я любил, когда постарше,
Их слишком новых – не любил,
С такими, как солдат на марше,
Туда-сюда, и - след простыл!

Люблю в них стройность я и массу,
И чтоб собой ласкали взор,
Такая вам не сдастся сразу,
На солдафонский разговор.

За жизнь их столько мне открылось,
Такие разные всегда,
Но с Главной встреча не случилась,
Однако, это – не беда.

В них всё – находки и потери,
Чтоб дело кончить и начать,
Спасибо, что есть в мире двери,
Чтоб нас встречать и провожать.

Когда последняя случится,
Мне станет истина ясна:
Когда одной пора закрыться,
Другая – нам отворена!

(М.Гуськов)

******

Открывал я на свете немало дверей,

Был я солнцем заласкан и ветром сечен,

Но нигде не склонял я своей головы.

Ты прими, дорогая, сыновий поклон…

Мой отец, он на фронт уходил в феврале.

Заровняла следы его вьюга в селе,

Будто знала: дорога назад не нужна,

Будто знала: отца не отпустит война.

Только маме моей, сколько долгих ночей

Все казалось ей: кто-то стоит у дверей,

Сапоги обметает, вот-вот постучит.

Мама лампу засветит и в сени спешит…

(А.О.Адаров)

Вывод: Двери бывают разные.

Для А.О. Адарова самой главной является дверь отчего дома. С ней связано очень много воспоминаний. Поэт пишет о своих впечатлениях в военное время.

Дополнительный материал.

Я видел как пинают двери
Семен Островский
Не раз,
Своим глазам не веря,
Я видел,
Как пинают двери.
Иль бьют
По двери
Кулаком,
Иль хлопнут
Дверью -
Так,
Что гром
Грохочет,
Сотрясая дом...
Что думают об этом двери? -
И я в ответ услышал:
"Звери!
Когда бы
Были вы людьми,
То так
Не хлопали б
Дверьми!"

#1057;тадия рефлексии. Обмен впечатлениями.

Слайд 11. - Какими новыми смыслами наполнилось слово ДВЕРЬ?

- Составить синквейн.

Возможные ответы: защитник, дружба, милосердие, гостеприимство, жизнь, опыт, взросление, духовный рост…

Вывод: очень важно знать, соблюдать обычаи и традиции своего и других народов. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее.

- Вернемся к теме урока «Что такое дверь?» Обмен мнениями.

Примерные ответы:

- не такое уж и простое слово;

- через двери проходят много людей;

- двери бывают разные;

- какие двери можно смело открывать, а какие надо обходить стороной?

- дверь – как машина времени;

- как соблюдают обычаи и традиции в моей семье.

#1044;омашнее задание.

Написать эссе по материалам занятия, тему сформулируйте сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий портрет класса.

Они такие похожие и они такие разные. Они такие талантливые, разносторонние, они такие целеустремленные, интересные – мои выпускники....

Творческий отчет класса баян

Тема нашего мероприятия «Я играю на баяне». Прежде чем представить главных героев, мне хотелось бы отметить, что на нашем мероприятии присутствуют гости. Сегодня к нам пришли родители учеников и...

Творческий мастер - класс "Королева цветов"

Мастер — класс «Королева цветов». Панно из искусственной кожи. ДЛЯ РАБОТЫ  ПОТРЕБУЕТСЯ:• обрезки  разноцветной кожи, мебельной ткани,• клей «Момент» или клеевой пистолет (для скле...

Сценарий ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА КЛАССА

Предлагаю вам сценарий "Творческого отчета" моего класса.Цель "Творческого отчета" - показать педагогам и родителям учащихся результат обучения  искусству посредством исполнения концертных номеро...

Творческий отчет класса "Музыкальные истории"

Очередность выступления учащихся класса на родительском собрании...

Творческие масер - классы для учителей: "Творческий учитель - творческий ученик"

Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! Ф.Ницше...