Урок "Мастерская творческого письма" 8 класс
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
На занятии ученики учатся писать эссе, знакомятся с обычаями своего родного и русского народов. Обучающиеся работают с готовыми текстами, учатся создавать свой текст.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 710.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа имени Кыдат Тебековой» Разработка урока по русскому языку на тему: «Мастерская творческого письма» (с применением регионального компонента)
Выполнила: Якоякова Чейнеш Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа имени Кыдат Тебековой» |
В мастерской творческого письма обучение ведется с использованием готовых текстов
(в оригинале и переводе) русской и алтайской культуры. Ученики могут также создать свой текст. На этих занятиях обучающиеся знакомятся с обычаями своего родного и русского народов.
Обращение учителя к личному опыту учащихся, обмен мнениями в группах способствуют углублению и расширению знаний и о традициях других народов, к примеру, русского и алтайского.
План-конспект урока русского языка в 8 классе
«Что такое дверь?»
Цель урока: учить писать сочинение эссе.
Задачи:
- совершенствование устной и письменной речи учащихся;
- активизация творческой и познавательной деятельности;
- углубление представлений о традициях и обычаях других народов;
- воспитание уважения к языкам и культурным традициям разных народов.
Тип урока: развитие связной речи.
Форма урока: творческая мастерская.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с текстами в оригинале и переводе, компьютер, проектор, слайдовая презентация.
Ход урока
#1042;ведение в тему. Создание «интриги», проблемной ситуации.
Слайд 1. Титульный.
Слайд 2.
- Отгадайте загадку.
Одной рукой всех встречает,
Другой рукой – провожает.
Кто приходит, кто уходит –
Все ее за руку водят. (входная дверь)
Слайд 3
- Сегодня мы готовимся к написанию сочинения эссе «Что такое дверь?»
#1047;атем учитель предлагает поразмыслить над словом «дверь».
- Вы слышали крылатые выражения, словосочетания со словом «дверь»?
- Работа в группах, заполняют таблицу, примерные ответы учеников.
- Слушаем ответы учеников, сверяем по таблице.
Слайд 4.
На русском языке | На алтайском языке |
стучится в дверь открыты все двери без окон и дверей хлопнуть дверью счастье стучит в дверь родная дверь звонок в дверь дверь во взрослую жизнь день открытых дверей указать на дверь закрыть дверь с той стороны | деревянная дверь дверь из войлока не стой у двери открытая дверь запреть дверь дверь родительского дома всегда открыта для тебя дверям поклониться распахнуть дверь не играть с дверью порог двери |
3. Работа с текстом. Расширение понимания смысла знакомого слова.
Выполнение заданий в группах.
Задания:
- Внимательно прочитайте текст и определите его главную мысль.
- Определите значение слова дверь в данном тексте.
- Объясните, почему автор называет дверь – удивительная вещь?
- Какие традиции и обычаи русских, алтайских народов, связанные с дверями, вы знаете? Поделитесь мнениями в группе.
Слайд 5.
Дверь – удивительная вещь. Кого только не впускает она в дом, кого только не выпускает! Дверь является главной защитой. Закрывая на ночь дверь, люди защищались от нечистой силы. Собираясь в далекий путь, человек выходит через двери с молитвой, чтобы дорога удалась. Юноша, собираясь на службу в армию, соблюдает традиции, связанные с дверью. Так же, соблюдая разные обычаи и традиции, покидает родительский дом невеста.
Вывод: соблюдение обычаев и традиций, связанных с дверью, играют большую роль.
Слайд 6. Сравнение обычаев двух культур.
Слайд 7.
- Русские на счастье прибивают подкову над дверями.
- Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами.
- Перешагиваем порог и поздороваемся с хозяевами.
- Дверь – один из важнейших элементов дома. Вход в дом и выход из него осуществляется тогда, когда перейдем порог.
- С порогом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на порог, здороваться или разговаривать через него.
- Передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей.
- Порог дома защищали с помощью оберегов.
- Если кошка умывается около дверей – к гостям.
- Чтобы ничто плохое не смог зайти в дом, над дверями кладут ножницы, булавки или иголку.
- Гостей встречали за порогом снаружи, потом впускают впереди себя через порог.
Слайд 8.
- Алтайцы издревле почитали семейные традиции. Чтобы дома все было хорошо, вешают можжевельник около дверей.
- Когда заходят в аил, открывают «эжик-jабу» только с правой стороны.
- Поздним вечером дверь никогда не оставляют открытым.
- Дверь аила по традиции всегда ориентирована на восток, туда, где восходит солнце.
- Нельзя сидеть прямо на пороге аила. Если человек сел на порог и не проходит дальше, считается, что человек пришел с дурными намерениями.
- Нельзя сидеть, а тем более спать в чужом доме около двери аила. Самое плохое, нечисть может привязаться к человеку.
- Чтобы злые духи не беспокоили хозяев дома, ставят топор рядом с дверью.
- Если заходя в аил, мальчик споткнется на пороге – это к прибыли. А если споткнется девочка – это к расходу. Тогда девочка должна выйти и обратно зайти.
- Дверью нельзя громко хлопать, держаться за косяки, прикасаться к ее верхней части.
- Поздним вечером дверь никогда не оставляют открытым.
- Нельзя играть с дверью.
- Какие произведения русских и алтайских писателей читали?
Вывод: по поверьям этих народов, благосостояние семьи во многом зависит от правильного соблюдения всех обычаев и традиций. Когда кто-нибудь из членов семьи собирается в далекий путь, открывает дверь, все ему говорят: «Пусть дорога будет открытой».
#1057;опоставление текстов разных культур. Задание для 1 группы.
- Прочитайте стихотворение русского поэта Б.Окуджавы и отрывок из поэмы «Двери» алтайского поэта А.О.Адарова. Постарайтесь читать выразительно. Обменяйтесь своими впечатлениями в группе, сделайте сопоставительный анализ двух текстов.
Слайд 9. Портреты. Булат Шалвович Окуджава и Аржан Ойинчинович Адаров.
- Раздать готовые тексты группам.
- Какие новые значения слова дверь вы открыли для себя?
Песенка об открытой двери
Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
И если ляжет дальний путь
Нелегкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.
И, уходя в ночной тиши,
Без лишних слов решайте:
Огонь сосны с огнем души
В печи перемешайте.
Пусть будет теплою стена
И мягкою — скамейка…
Дверям закрытым — грош цена,
Замку цена — копейка!
(Б.Окуджава)
*****
Я полмира проехал, полсвета прошел.
Но в родное село не вернуться не смог:
Позабыть ли мне что-то?
Младенец совсем,
Сколько раз через этот я ползал порог!
(А.О.Адаров)
Вывод: У Б. Окуджавы открытая дверь – это символ доброты, открытости, гостеприимства, дружбы. Для А.О. Адарова самой главной является дверь отчего дома. Она открывает человеку дорогу в большой мир и принимает после долгих и дальних путешествий.
Сопоставление текстов разных культур. Задание для 2 группы.
- Прочитайте стихотворение русского поэта Михаила Гуськова «Двери»и отрывок из поэмы «Двери» алтайского поэта А.О.Адарова. Постарайтесь читать выразительно. Обменяйтесь своими впечатлениями в группе, сделайте сопоставительный анализ двух текстов.
Слайд 10. Портрет Михаила Сергеевича Гуськова.
- Раздать готовые тексты группам.
- Какие новые значения слова дверь вы открыли для себя?
«Двери»
Без них мне было б невозможно,
И невозможно до сих пор,
То нараспах, то осторожно,
Они дарили мне простор.
Они - волшебные созданья,
Умеют нам комфорт создать,
И я задерживал дыханье,
Пытаясь их секрет понять.
Нет, я любил, когда постарше,
Их слишком новых – не любил,
С такими, как солдат на марше,
Туда-сюда, и - след простыл!
Люблю в них стройность я и массу,
И чтоб собой ласкали взор,
Такая вам не сдастся сразу,
На солдафонский разговор.
За жизнь их столько мне открылось,
Такие разные всегда,
Но с Главной встреча не случилась,
Однако, это – не беда.
В них всё – находки и потери,
Чтоб дело кончить и начать,
Спасибо, что есть в мире двери,
Чтоб нас встречать и провожать.
Когда последняя случится,
Мне станет истина ясна:
Когда одной пора закрыться,
Другая – нам отворена!
(М.Гуськов)
******
Открывал я на свете немало дверей,
Был я солнцем заласкан и ветром сечен,
Но нигде не склонял я своей головы.
Ты прими, дорогая, сыновий поклон…
Мой отец, он на фронт уходил в феврале.
Заровняла следы его вьюга в селе,
Будто знала: дорога назад не нужна,
Будто знала: отца не отпустит война.
Только маме моей, сколько долгих ночей
Все казалось ей: кто-то стоит у дверей,
Сапоги обметает, вот-вот постучит.
Мама лампу засветит и в сени спешит…
(А.О.Адаров)
Вывод: Двери бывают разные.
Для А.О. Адарова самой главной является дверь отчего дома. С ней связано очень много воспоминаний. Поэт пишет о своих впечатлениях в военное время.
Дополнительный материал.
Я видел как пинают двери
Семен Островский
Не раз,
Своим глазам не веря,
Я видел,
Как пинают двери.
Иль бьют
По двери
Кулаком,
Иль хлопнут
Дверью -
Так,
Что гром
Грохочет,
Сотрясая дом...
Что думают об этом двери? -
И я в ответ услышал:
"Звери!
Когда бы
Были вы людьми,
То так
Не хлопали б
Дверьми!"
#1057;тадия рефлексии. Обмен впечатлениями.
Слайд 11. - Какими новыми смыслами наполнилось слово ДВЕРЬ?
- Составить синквейн.
Возможные ответы: защитник, дружба, милосердие, гостеприимство, жизнь, опыт, взросление, духовный рост…
Вывод: очень важно знать, соблюдать обычаи и традиции своего и других народов. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее.
- Вернемся к теме урока «Что такое дверь?» Обмен мнениями.
Примерные ответы:
- не такое уж и простое слово;
- через двери проходят много людей;
- двери бывают разные;
- какие двери можно смело открывать, а какие надо обходить стороной?
- дверь – как машина времени;
- как соблюдают обычаи и традиции в моей семье.
#1044;омашнее задание.
Написать эссе по материалам занятия, тему сформулируйте сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий портрет класса.
Они такие похожие и они такие разные. Они такие талантливые, разносторонние, они такие целеустремленные, интересные – мои выпускники....

Творческий отчет класса баян
Тема нашего мероприятия «Я играю на баяне». Прежде чем представить главных героев, мне хотелось бы отметить, что на нашем мероприятии присутствуют гости. Сегодня к нам пришли родители учеников и...

Творческий мастер - класс "Королева цветов"
Мастер — класс «Королева цветов». Панно из искусственной кожи. ДЛЯ РАБОТЫ ПОТРЕБУЕТСЯ:• обрезки разноцветной кожи, мебельной ткани,• клей «Момент» или клеевой пистолет (для скле...

Сценарий ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА КЛАССА
Предлагаю вам сценарий "Творческого отчета" моего класса.Цель "Творческого отчета" - показать педагогам и родителям учащихся результат обучения искусству посредством исполнения концертных номеро...
Творческий отчет класса "Музыкальные истории"
Очередность выступления учащихся класса на родительском собрании...

Творческие масер - классы для учителей: "Творческий учитель - творческий ученик"
Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! Ф.Ницше...
