Эффективность использования экранизации литературных произведений в условиях дистанционного обучения
опыты и эксперименты по литературе
В связи с непростой ситуацией, сложившейся в мире и связанной с ограничительными мерами, нам, преподавателям, пришлось учиться учить в дистанционном формате. Необходимо искать новые возможности для изучения литературы, которое, на первый взгляд, сложно подчинить цифровым образовательным ресурсам, сухим тестовым системам, ведь общественное значение преподавания этого предмета обусловлено огромным воспитательным значение художественной литературы. Благодаря именно этому учебному предмету ученик развивается духовно, обретает нравственные понятия, идеалы. Уроками, направляющими подрастающее поколение к осознанию норм морали, обретению собственной жизненной позиции станут занятия, на которых изучается как позиция автора художественного произведения, так и кинематографические интерпретации.
Учитель-словесник при подготовке к обычному или дистанционному уроку сталкивается с интеграцией литературы и разных видов искусств: живописи, музыки, театра. Вопрос об использовании экранизации в процессе изучения литературы является достаточно спорным. Одна группа преподавателей утверждает, что экранизация литературных произведений – это один из эффективных способов, который может повысить интерес к чтению, поскольку заставляет зрителя думать и чувствовать, искать в образах, представленных в фильмах, воплощение идей и мыслей, оценивать героев экрана, превращая их в образец для подражания [1, с. 35]. И невозможно не согласиться с этим мнением, потому что, к сожалению, сегодня мы учим в большинстве своём мало читающих детей.
Другая группа преподавателей справедливо опасаются, что современный школьник может полностью заменить литературу на киноискусство и отказаться от чтения [1, с. 35-36]. И с этим тоже нельзя не согласиться, поэтому необходимо найти такие формы работы в обучении, которые одновременно подтолкнут ученика к чтению и вызовут интерес к экранизации.
Ответ на вопрос об использовании экранизации в процессе преподавания литературы однозначен и достаточно емко сформулирован Е.С. Ростовцевой: «Экранизацию можно и нужно использовать, ведь это способствует развитию образного мышления, расширению кругозора, раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, формирует самостоятельность мышления, воспитывает вкус учащихся» [5, с. 113].
Считается, что в дистанционном обучении возможно широкое применение разных форм работы, связанных с интеграцией кино и литературы. Особенно важно и интересно использование экранизации в дистанционном обучении литературы, ведь ученик, работающий индивидуально, как никогда может предаться более глубоким размышлениям о прочитанном и увиденном не в коллективе, а наедине с собой. Однако, как справедливо отмечает А.М. Кабенова: «Преподавателю литературы, осуществляющему обучение в дистанционном формате, важна обратная связь, которая необходима не только для оценивания ответа ученика, но и для осмысления формирования личности учащегося, его стремления к личностному определению, его нравственно-этического оценивания мира» [3, с. 94].
Вместе с этим, представляется, что на современном этапе для реализации этой задачи можно использовать различные мессенджеры и социальные сети: Viber, WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте», «Instagram», «Одноклассники», и др. Наиболее удачным выбором считаю использование социальной сети «ВКонтакте», так как возможности её достаточно широки:
- создание беседы с количеством участников до 50 человек;
- создание группы с неограниченным количеством участников;
- возможность оперативного обмена информацией, представленной в разных форматах (текст, изображения, аудио- и видеоматериалы);
- возможность обсуждения;
- анонимное и открытое голосования;
- создание каталога ссылок;
- возможность отслеживания статистики сообщества.
Безусловно, для использования экранизации литературных произведений в условиях дистанционного обучения особенно привлекателен тот факт, что в социальной сети «ВКонтакте» можно передавать информацию как в текстовом формате, так и использовать аудио- и видеоматериалы. Аналогичное мнение приводит и Н.В. Зинякова в совместной работе с Л.М. Миннахметовой, указывая при этом, что «уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнивать фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнять задания на восстановление сюжетной линии произведения, анализировать поэтический текст, организовывать обсуждение по просмотренного эпизода и т.д.» [2, с. 227].
Обратимся к возможным видам работы, используя пример одного из произведений русской классики. Это роман «Тихий Дон» и несколько его экранизаций: фильм 1958 года (режиссер Сергей Герасимов), фильм 2006 года, (режиссер Сергей Бондарчук), фильм 2015 года (режиссер Сергей Урсуляк). Легендарный роман-эпопея достаточно тяжело воспринимается школьниками, что обусловлено несколькими факторами: большой объём, наличие жестоких и трагичных эпизодов, черты другой эпохи и, наконец, то, что является и трудностью для восприятия учениками и одновременно несомненным достоинством романа – язык произведения, использованный в изображении донского казачества. В связи с этим хочется отметить, что экранизации могут помочь учащемуся в соприкосновении с другой эпохой, другим миром.
Е.С. Ростовцева предлагает такой прием, который наиболее характерен для традиционных уроков, состоящий в показе небольшого фрагмента перед началом работы над произведением [6, с. 199]. Этот показ проводится с целью создания необходимого эмоционального настроя у учащихся. Этот же прием можно использовать на онлайн-уроке. Предлагаем показать несколько видеофрагментов: фрагмент заставки к 1 серии фильма Урсуляка, демонстрирующий необъятную донскую степь, сияющую мирную реку, дурачащихся молодых казаков, купающих коней; эпизод «Разговор Григория и Аксиньи на реке» (фильм Герасимова) как отправную точку одной из главных любовных линий романа. Толчком к размышлению могут стать следующие вопросы, включающие учащихся в обсуждение увиденного:
- Как вы считаете, почему режиссер решил начать фильм с изображения донской степи?
- Почему на экране мы видим именно молодых казаков?
- Почему в заставке много раз показываются лошади?
- Такой ли вы представляли себе первый разговор Аксиньи и Григория?
- Почему режиссер показывает казаков танцующими, смеющимися, поющими? Есть ли этот эпизод в начале романа?
Следующий приём, предлагаемый авторами, состоит в использовании экранизации в качестве иллюстративного материала [4, с. 105; 6, с. 200].
Человеку, имеющему малый жизненный опыт, непросто окунуться в шолоховский мир природы, казачьего быта, крестьянского труда. И здесь на помощь могут прийти эпизоды фильмов Герасимова «Покос», сватовства, приезда Григория со службы с подарками, свадьбы, в которых ученики могут увидеть традиционную одежду казаков, процесс труда, рассмотреть бытовые сценки. Обязательно сравниваем увиденное и прочитанное, акцентируя внимание на различия восприятия «читателя» и «зрителя».
Готовя урок «на расстоянии», можно, опираясь на указанные эпизоды, не только вынести на обсуждение учащихся содержательную сторону эпизодов, но и определить роль деталей, помогающих перевести словесно выраженную мысль на язык кино: грим, костюм, жест и мимика актеров, интерьер и пейзаж в видеоряде. В изучении «Тихого Дона» особое внимание обращаем на воссоздание казачьих костюмов, деталей быта и, конечно же, языка. Шолоховские строки, перенесенные на экран, звучат для современных старшеклассников, живущих в иной языковой среде, иначе, чем читаются со страниц. Такое «оживление» помогает учащимся окунуться в атмосферу романа, атмосферу эпохи. Демонстрируя указанные эпизоды, обращаем внимание учеников на одежду героев, в том числе детей, на особенности речи героев.
Следующий вид заданий - сопоставление авторской и режиссёрской позиций. В данном контексте авторы подчеркивают его ценность в «ориентировании на эпизоды, которые не являются полной калькой книги, анализ так называемой экранизации «по мотивам»» [6, с. 201]. Работа с такими экранизациями вызывает особый интерес, так как в таких фрагментах есть что наблюдать, анализировать, задавая себе вопросы «Зачем это сделано?», «Какова интерпретация создателями фильма его литературного источника?»
Говоря, к примеру, беседу об эпизоде приезда Григория со службы с подарками, можно обратить внимание учащихся на детали, предлагая ответить на следующие вопросы:
Читая роман, мы видим строки: «Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье — серебряные с камешками серьги; Дуняшке — на кофточку; Петру — папирос и фунт табаку».
- В каком порядке герой раздает подарки в фильме? Что хотел этим подчеркнуть режиссер?
- Какая деталь имеется в данной цене, но отсутствует в романе? Что она подчеркивает?
- Какая атмосфера царит в данном эпизоде? Совпадает ли эмоциональная атмосфера эпизода в книге и фильме? Что вам кажется более ярким – эпизод книги или фильма? Почему? Если бы вы были режиссером, что вы бы добавили или убрали?
Интересно использовать другой эпизод другого фильма. Предлагаем ученикам перечитать главы книги первой часть первую главы 21 -23. Это свадьба Григория и Натальи. Далее предлагаем сравнить с эпизодом фильма Сергея Урсуляка.
Спрашиваем у учеников: имеется ли данный эпизод в книге? Выясняем, что это фантазия, воля режиссёра. Дистанционно предлагаем поразмышлять над вопросами:
Что этим эпизодом хотели подчеркнуть авторы фильма? Уместен ли данный эпизод, оставили бы его в произведении?
Следующий вид деятельности предполагает достаточно подготовленного читателя и зрителя. Эту работу проводим на занятии, посвященном характеристикам героев. Говоря о жизненной судьбе и характерах, предлагаем заглянуть на кинематографические страницы и дать ученику возможность стать на время кинокритиком, высказать свою точку зрения по поводу успешности и неуспешности экранизаций и актерских работ:
- Какая актриса (актер), на ваш взгляд, воплотил (воплотила) замысел Шолохова?
- Кто ближе вашему взгляду на героя?
- Показался ли вам какой-то актерский образ далеким от шолоховского и почему?
Таким образом, представляется, что сопоставление произведений разных видов искусства даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, для исследования. Важно, что процесс этого сопоставления, осуществляемый в том числе в дистанционном формате, формирует эстетический вкус, «собственную точку зрения», способствует развитию у учащихся нравственно-этического оценивания, смыслообразования, ценностного отношения к себе и миру, то есть всех тех качеств личности, которые можно отнести к сфере духовно-нравственного развития.
Список источников и литературы
- Горбунова Д.О. Экранизация художественных произведений: приобретения и потери // В сборнике: Язык как основа современного межкультурного взаимодействия. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Д.Н. Жаткин, И.В. Куликова. 2019. С. 34-39.
- Зинякова Н.В., Миннахметова Л.М. Использование возможностей социальных сетей при изучении художественных произведений // В сборнике: Педагогическое призвание. Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях. г. Петрозаводск, 2021. С. 226-233.
- Кабенова А.М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 93-96.
- Коршунова О.О., Денисова В.А. Интерпретация литературных произведений средствами кинематографа // В сборнике: Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.И. Лелис. 2018. С. 104-108.
- Ростовцева Е.С. Нравственные функции экранизаций литературных произведений на уроке литературы в школе // В сборнике: VII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве - фундамент будущего России. Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. ред. О.Р. Каюмов. 2018. С. 113-116.
- Ростовцева Е.С., Березина Т.Ю. Экранизации произведений как способ развития творческих способностей обучающихся средних и старших классов на уроках литературы // В сборнике: Наука и образование: проблемыи перспективы - 2018. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. 2018. С. 198-202.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность использования экранизации литературных произведений в условиях дистанционного обучения
(из опыта работы)
Ключникова Октябрина Анатольевна
учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 106 г. Волгограда
Список источников и литературы
- Горбунова Д.О. Экранизация художественных произведений: приобретения и потери // В сборнике: Язык как основа современного межкультурного взаимодействия. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Д.Н. Жаткин, И.В. Куликова. 2019. С. 34-39.
- Зинякова Н.В., Миннахметова Л.М. Использование возможностей социальных сетей при изучении художественных произведений // В сборнике: Педагогическое призвание. Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях. г. Петрозаводск, 2021. С. 226-233.
- Кабенова А.М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 93-96.
- Коршунова О.О., Денисова В.А. Интерпретация литературных произведений средствами кинематографа // В сборнике: Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.И. Лелис. 2018. С. 104-108.
- Ростовцева Е.С. Нравственные функции экранизаций литературных произведений на уроке литературы в школе // В сборнике: VII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве - фундамент будущего России. Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. ред. О.Р. Каюмов. 2018. С. 113-116.
- Ростовцева Е.С., Березина Т.Ю. Экранизации произведений как способ развития творческих способностей обучающихся средних и старших классов на уроках литературы // В сборнике: Наука и образование: проблемыи перспективы - 2018. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. 2018. С. 198-202.
В связи с непростой ситуацией, сложившейся в мире и связанной с ограничительными мерами, нам, преподавателям, пришлось учиться учить в дистанционном формате. Необходимо искать новые возможности для изучения литературы, которое, на первый взгляд, сложно подчинить цифровым образовательным ресурсам, сухим тестовым системам, ведь общественное значение преподавания этого предмета обусловлено огромным воспитательным значение художественной литературы. Благодаря именно этому учебному предмету ученик развивается духовно, обретает нравственные понятия, идеалы. Уроками, направляющими подрастающее поколение к осознанию норм морали, обретению собственной жизненной позиции станут занятия, на которых изучается как позиция автора художественного произведения, так и кинематографические интерпретации.
Учитель-словесник при подготовке к обычному или дистанционному уроку сталкивается с интеграцией литературы и разных видов искусств: живописи, музыки, театра. Вопрос об использовании экранизации в процессе изучения литературы является достаточно спорным. Одна группа преподавателей утверждает, что экранизация литературных произведений – это один из эффективных способов, который может повысить интерес к чтению, поскольку заставляет зрителя думать и чувствовать, искать в образах, представленных в фильмах, воплощение идей и мыслей, оценивать героев экрана, превращая их в образец для подражания [1, с. 35]. И невозможно не согласиться с этим мнением, потому что, к сожалению, сегодня мы учим в большинстве своём мало читающих детей.
Другая группа преподавателей справедливо опасаются, что современный школьник может полностью заменить литературу на киноискусство и отказаться от чтения [1, с. 35-36]. И с этим тоже нельзя не согласиться, поэтому необходимо найти такие формы работы в обучении, которые одновременно подтолкнут ученика к чтению и вызовут интерес к экранизации.
Ответ на вопрос об использовании экранизации в процессе преподавания литературы однозначен и достаточно емко сформулирован Е.С. Ростовцевой: «Экранизацию можно и нужно использовать, ведь это способствует развитию образного мышления, расширению кругозора, раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, формирует самостоятельность мышления, воспитывает вкус учащихся» [5, с. 113].
Считается, что в дистанционном обучении возможно широкое применение разных форм работы, связанных с интеграцией кино и литературы. Особенно важно и интересно использование экранизации в дистанционном обучении литературы, ведь ученик, работающий индивидуально, как никогда может предаться более глубоким размышлениям о прочитанном и увиденном не в коллективе, а наедине с собой. Однако, как справедливо отмечает А.М. Кабенова: «Преподавателю литературы, осуществляющему обучение в дистанционном формате, важна обратная связь, которая необходима не только для оценивания ответа ученика, но и для осмысления формирования личности учащегося, его стремления к личностному определению, его нравственно-этического оценивания мира» [3, с. 94].
Вместе с этим, представляется, что на современном этапе для реализации этой задачи можно использовать различные мессенджеры и социальные сети: Viber, WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте», «Instagram», «Одноклассники», и др. Наиболее удачным выбором считаю использование социальной сети «ВКонтакте», так как возможности её достаточно широки:
- создание беседы с количеством участников до 50 человек;
- создание группы с неограниченным количеством участников;
- возможность оперативного обмена информацией, представленной в разных форматах (текст, изображения, аудио- и видеоматериалы);
- возможность обсуждения;
- анонимное и открытое голосования;
- создание каталога ссылок;
- возможность отслеживания статистики сообщества.
Безусловно, для использования экранизации литературных произведений в условиях дистанционного обучения особенно привлекателен тот факт, что в социальной сети «ВКонтакте» можно передавать информацию как в текстовом формате, так и использовать аудио- и видеоматериалы. Аналогичное мнение приводит и Н.В. Зинякова в совместной работе с Л.М. Миннахметовой, указывая при этом, что «уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнивать фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнять задания на восстановление сюжетной линии произведения, анализировать поэтический текст, организовывать обсуждение по просмотренного эпизода и т.д.» [2, с. 227].
Обратимся к возможным видам работы, используя пример одного из произведений русской классики. Это роман «Тихий Дон» и несколько его экранизаций: фильм 1958 года (режиссер Сергей Герасимов), фильм 2006 года, (режиссер Сергей Бондарчук), фильм 2015 года (режиссер Сергей Урсуляк). Легендарный роман-эпопея достаточно тяжело воспринимается школьниками, что обусловлено несколькими факторами: большой объём, наличие жестоких и трагичных эпизодов, черты другой эпохи и, наконец, то, что является и трудностью для восприятия учениками и одновременно несомненным достоинством романа – язык произведения, использованный в изображении донского казачества. В связи с этим хочется отметить, что экранизации могут помочь учащемуся в соприкосновении с другой эпохой, другим миром.
Е.С. Ростовцева предлагает такой прием, который наиболее характерен для традиционных уроков, состоящий в показе небольшого фрагмента перед началом работы над произведением [6, с. 199]. Этот показ проводится с целью создания необходимого эмоционального настроя у учащихся. Этот же прием можно использовать на онлайн-уроке. Предлагаем показать несколько видеофрагментов: фрагмент заставки к 1 серии фильма Урсуляка, демонстрирующий необъятную донскую степь, сияющую мирную реку, дурачащихся молодых казаков, купающих коней; эпизод «Разговор Григория и Аксиньи на реке» (фильм Герасимова) как отправную точку одной из главных любовных линий романа. Толчком к размышлению могут стать следующие вопросы, включающие учащихся в обсуждение увиденного:
- Как вы считаете, почему режиссер решил начать фильм с изображения донской степи?
- Почему на экране мы видим именно молодых казаков?
- Почему в заставке много раз показываются лошади?
- Такой ли вы представляли себе первый разговор Аксиньи и Григория?
- Почему режиссер показывает казаков танцующими, смеющимися, поющими? Есть ли этот эпизод в начале романа?
Следующий приём, предлагаемый авторами, состоит в использовании экранизации в качестве иллюстративного материала [4, с. 105; 6, с. 200].
Человеку, имеющему малый жизненный опыт, непросто окунуться в шолоховский мир природы, казачьего быта, крестьянского труда. И здесь на помощь могут прийти эпизоды фильмов Герасимова «Покос», сватовства, приезда Григория со службы с подарками, свадьбы, в которых ученики могут увидеть традиционную одежду казаков, процесс труда, рассмотреть бытовые сценки. Обязательно сравниваем увиденное и прочитанное, акцентируя внимание на различия восприятия «читателя» и «зрителя».
Готовя урок «на расстоянии», можно, опираясь на указанные эпизоды, не только вынести на обсуждение учащихся содержательную сторону эпизодов, но и определить роль деталей, помогающих перевести словесно выраженную мысль на язык кино: грим, костюм, жест и мимика актеров, интерьер и пейзаж в видеоряде. В изучении «Тихого Дона» особое внимание обращаем на воссоздание казачьих костюмов, деталей быта и, конечно же, языка. Шолоховские строки, перенесенные на экран, звучат для современных старшеклассников, живущих в иной языковой среде, иначе, чем читаются со страниц. Такое «оживление» помогает учащимся окунуться в атмосферу романа, атмосферу эпохи. Демонстрируя указанные эпизоды, обращаем внимание учеников на одежду героев, в том числе детей, на особенности речи героев.
Следующий вид заданий - сопоставление авторской и режиссёрской позиций. В данном контексте авторы подчеркивают его ценность в «ориентировании на эпизоды, которые не являются полной калькой книги, анализ так называемой экранизации «по мотивам»» [6, с. 201]. Работа с такими экранизациями вызывает особый интерес, так как в таких фрагментах есть что наблюдать, анализировать, задавая себе вопросы «Зачем это сделано?», «Какова интерпретация создателями фильма его литературного источника?»
Говоря, к примеру, беседу об эпизоде приезда Григория со службы с подарками, можно обратить внимание учащихся на детали, предлагая ответить на следующие вопросы:
Читая роман, мы видим строки: «Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье — серебряные с камешками серьги; Дуняшке — на кофточку; Петру — папирос и фунт табаку».
- В каком порядке герой раздает подарки в фильме? Что хотел этим подчеркнуть режиссер?
- Какая деталь имеется в данной цене, но отсутствует в романе? Что она подчеркивает?
- Какая атмосфера царит в данном эпизоде? Совпадает ли эмоциональная атмосфера эпизода в книге и фильме? Что вам кажется более ярким – эпизод книги или фильма? Почему? Если бы вы были режиссером, что вы бы добавили или убрали?
Интересно использовать другой эпизод другого фильма. Предлагаем ученикам перечитать главы книги первой часть первую главы 21 -23. Это свадьба Григория и Натальи. Далее предлагаем сравнить с эпизодом фильма Сергея Урсуляка.
Спрашиваем у учеников: имеется ли данный эпизод в книге? Выясняем, что это фантазия, воля режиссёра. Дистанционно предлагаем поразмышлять над вопросами:
Что этим эпизодом хотели подчеркнуть авторы фильма? Уместен ли данный эпизод, оставили бы его в произведении?
Следующий вид деятельности предполагает достаточно подготовленного читателя и зрителя. Эту работу проводим на занятии, посвященном характеристикам героев. Говоря о жизненной судьбе и характерах, предлагаем заглянуть на кинематографические страницы и дать ученику возможность стать на время кинокритиком, высказать свою точку зрения по поводу успешности и неуспешности экранизаций и актерских работ:
- Какая актриса (актер), на ваш взгляд, воплотил (воплотила) замысел Шолохова?
- Кто ближе вашему взгляду на героя?
- Показался ли вам какой-то актерский образ далеким от шолоховского и почему?
Таким образом, представляется, что сопоставление произведений разных видов искусства даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, для исследования. Важно, что процесс этого сопоставления, осуществляемый в том числе в дистанционном формате, формирует эстетический вкус, «собственную точку зрения», способствует развитию у учащихся нравственно-этического оценивания, смыслообразования, ценностного отношения к себе и миру, то есть всех тех качеств личности, которые можно отнести к сфере духовно-нравственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса на 2013-2014 учебный год «Экранизация литературных произведений».
В программу элективного курса входит : пояснительная записка, цели и задачи курса, методы обучения и формы контроля, а также учебный план курса с методическими рекомендациями....

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"
Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

Экспертное заключение на доклад «Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе»
Эксперт оценил работу на 85 баллов....

Примерный план рецензии на экранизацию литературного произведения
План содержит примерные пункты, по которым следует писать рецензию. Данный план может быть изменен по усмотрению рецензента....

Работа с экранизацией литературного произведения как способ анализа художественной детали на уроке литературы
В методике совершенно справедливо осуждается довольно распространенный сейчас путь освоения школьной программы по литературе, когда чтение произведений подменяется просмотром снятых по ним кинофильмов...
Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом с применением видеотехнологий по теме "Экранизация литературного произведения "Смерть в облаках" Агаты Кристи"
Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом с применением видеотехнологий по теме "Экранизация литературного произведения "Смерть в облаках" Агаты Кристи"...

Факультативный курс по литературе в 11 классе. «Экранизация литературного произведения»
Это авторская программа факультатива в 11 классе. Данный факультатив рассчитан на тех учащихся, кто любит художественную литературу, кому нравится анализировать произведения и в то же время нравится о...