Сатира в романе "История одного города2 М.Е.Салтыкова-Щедрина"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
В материале содержится описание урока по сатире писателя, оценочные таблицы, справочные и раздаточные материалы к уроку по "Истории одного города"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 10 классе по теме:
«История одного города». Салтыков-Щедрин. Приемы сатирического изображения.
Цели:
Научить учащихся анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить приемы изображения Салтыкова-Щедрина с другими писателями (Некрасовым);
Дать учащимся возможность через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение оценить авторские и применить приемы сатиры в собственных текстах.
Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.
Задачи: формирование и развитие
- коммуникативных навыков через совместную деятельность в группе;
- учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ,
- рефлексии,
- самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- определение и выражение собственного отношения к понятиям о сатире и юморе;
- навыков поиска, извлечения, систематизации, анализа и отбора необходимой для
решения учебной задачи информации.
Ход урока:
1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.
- Посмотрите на формулировку темы и постарайтесь предположить цель этого урока. Как мы могли бы достичь этой цели?
- Я предлагаю вам следующий план работы, в котором каждый условно обозначенный этап ограничен во времени.
1.1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий
материал):
- Завершая на сегодняшнем уроке знакомство с «Историей одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, ответьте на некоторые вопросы и заработайте баллы для группы.
- О чем/ком идет речь: куралесы, вертячие бобы, лягушечники, долбежники, проломленные головы, губошлепы, вислоухие, кособрюхие …? – о разных племенах
- О каком колдовстве идет речь: чтобы победить кособрюхих в тяпанье головами, головотяпы даже прибегли к колдовству: пустили на них… Что пустили? – солнышко в глаза
- В форме какого литературного жанра начинает автор повествование о глуповцах? (Не хочу я серым волком рыскать поземли…) - летописи
- О ком написано: «вылезли головотяпы из трясины и видят: на другом краю болотины, прямо перед ними, сидит сам … — да глупый-преглупый! Сидит и ест пряники писаные» – о князе.
- О каком событии сказано так: «все пали ниц и зарыдали. Но драма уже совершилась бесповоротно» – князь согласился владеть глуповцами и обложил их данью.
Проверяем ответы – в таблице вносим свои баллы (ответы вывешиваются на доске)
Вопросы обобщающего характера по главе:
- Какие качества характера, внешности и рода занятий вложены в названия племен?
- Какие дела переделали головотяпы, чтобы навести порядок?
Та группа, которая отвечает быстрее или полнее – получает по 1 баллу за ответ.
1.2. Не секрет, что и племена, и князья, и методы правления князей, и образ жизни племен изображены Салтыковым-Щедриным сатирически. Что означает такой прием, как сатира?
Работа в группах над словами и выражениями. Заполнение цитатной таблицы.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА | ||||
Черты глуповцев | Примеры | |||
Происхождение и образ жизни головотяпов |
| |||
Смысл названия племени |
| |||
Какие порядки обличал писатель в народной жизни? |
| |||
Детали портрета головотяпов |
| |||
Поступки, отражающие глупость головотяпов |
| |||
Речь головотяпов |
| |||
Оценка головотяпов другими персонажами |
| |||
Авторское отношение к головотяпам |
| |||
Какими делами головотяпы хотели улучшить свою жизнь? |
| |||
Обобщающая беседа:
Как вы понимаете финальные строки главы? Прокомментируйте реплику "запорю" и выражение "исторические времена".
В чём комизм выражений: зарезался огурцом, на грош постных яиц купил, на полу сыпAл (спал) и тут не упал.
Какую картину отношений между властью и народом показывает автор в главе «О корени происхождения глуповцев»?
2.1. Работа со словами «Истории одного города». Просмотр презентации
Салтыков-Щедрин создал множество ярких неологизмов, многие из которых прочно вошли в русский язык, такие как «мягкотелость», «злопыхательство», «головотяп», «халатность», «пенкосниматель», а также окказионализмы для сатирического эффекта, вроде «душедрянствовать» или «умонелепствовать». Он мастерски пользовался авторскими словами, чтобы высмеять пороки общества, и его неологизмы часто стали крылатыми выражениями, например, «головотяпство» — символ опасной и некомпетентной глупости.
Устойчивые неологизмы:
- Мягкотелость - нерешительность, слабость характера.
- Злопыхательство - злобные, язвительные речи и мысли.
- Головотяп /головотяпство - бездарность, некомпетентность, часто с оттенком опасности; способность делать все тяп-ляп.
- Халатность - небрежность, недобросовестность. Невнимательное отношение к кому-, чему-либо. Халатный - производное от халат «домашняя одежда»
- Пенкосниматель - тот, кто пытается извлечь выгоду, отделив "пенки" (сливки), то есть самое лучшее, не работая.
- Белибердоносец - носитель чуши, бессмыслицы. По аналогии с «орденоносец».
- Фиговидец – по аналогии с «ясновидец», но о том, кто ни фига не видит
- Рылобитие – как челобитие (прийти с подношением, с просьбой); здесь битье по рылам, наказание
Авторские окказионализмы (индивидуально-авторские):
- Душедрянствовать: заниматься чем-то низменным, дрянным.
- Умонелепствовать: нести бессмыслицу, глупости.
- Благоглупость: сочетание «благо» и «глупость», глупость с претензией на благородство, благополучие
Авторские слова Салтыкова-Щедрина - это, в первую очередь, его уникальный сатирический язык, наполненный неологизмами, гротеском и фантастикой, а также яркие образы и метафоры (например, "градусник", "пискарь", "медведь на воеводстве"), которые высмеивают пороки чиновничества, обывательщину и самодержавие, раскрывая глубокий смысл через сказки и "премудрые" истории, призывая к размышлению о "смысле жизни" и "влиянии общества".
2.2. Самостоятельная работа учащихся в группах над лексикой «Истории»
Групповая работа: Группа 1. (фрагмент романа с начала до слов «Тогда надумали искать себе князя»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
о корени происхождения -
принесли повинную -
острог -
Какие действия головотяпов автор изображает сатирически? Почему?
Групповая работа: Группа 2. (фрагмент романа со слов «Он нам все мигом предоставит…» до слов «…как нет порядку, да и полно»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
торная дорога -
чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися -
шапками закидали -
Почему два первых князя не захотели «володеть» головотяпами? Докажите, что они изображены сатирически.
Групповая работа: Группа 3. (фрагмент романа со слов «Тогда надоумил всех Петра Комар…» до слов «…отпустил от себя с честию»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
голова бесталанная -
на кривой их объехал -
пошли на попятный -
Каким изображён «умной-преумной» князь?
Проверка работы групп, выставление оценок.
Вывод по проделанной работе: как слова помогают понять суть происходящего?
3.1. Творческая работа учащихся. Составление небольшого сатирического рассказа на темы школьной жизни:
1) Подготовка домашнего задания.
2) Поведение ребят на переменах.
3) Как преодолеть стресс на контрольной работе?
Употребите в работах хотя бы 1 авторское слово писателя.
3.2. Зачитывание работ. Заполнение таблиц с оценкой работы группы
4. Рефлексия.
Практическая работа. 1 группа. Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА | |||
Черты глуповцев | Примеры | ||
Происхождение и образ жизни головотяпов |
| ||
Смысл названия племени |
| ||
Какие порядки обличал писатель в народной жизни? |
| ||
Практическая работа. 2 группа Характеристика глуповцев. Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА | ||
Черты глуповцев | Примеры | |
Детали портрета головотяпов |
| |
Поступки, отражающие глупость головотяпов |
| |
Речь головотяпов |
| |
Практическая работа. 3 группа Характеристика глуповцев. Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА | |||
Черты глуповцев | Примеры | ||
Оценка головотяпов другими персонажами |
| ||
Авторское отношение к головотяпам |
| ||
Какими делами головотяпы хотели улучшить свою жизнь? |
| ||
2.Солнце в глаза
1.Разные племена
3.
Летописи
4.
О князе
5. Князь согласился владеть
глуповцами и обложил их данью
Групповая работа: Группа 1. (фрагмент романа с начала до слов «Тогда надумали искать себе князя»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
о корени происхождения -
принесли повинную -
острог -
Какие действия головотяпов автор изображает сатирически? Почему?
Групповая работа: Группа 2. (фрагмент романа со слов «Он нам все мигом предоставит…» до слов «…как нет порядку, да и полно»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
торная дорога -
чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися -
шапками закидали -
Почему два первых князя не захотели «володеть» головотяпами? Докажите, что они изображены сатирически.
Групповая работа: Группа 3. (фрагмент романа со слов «Тогда надоумил всех Петра Комар…» до слов «…отпустил от себя с честию»).
Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:
голова бесталанная -
на кривой их объехал -
пошли на попятный -
Каким изображён «умной-преумной» князь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...

Сатира М. Е. Салтыкова- Щедрина
Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина...

Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Презентация к уроку "Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"...

Конспект урока на тему: «Сатиры смелый властелин» (О пребывании М.Е. Салтыкова-Щедрина на Пензенской земле)
Урок литературного краеведения в 7 классе...

Презентация к уроку "Сатира" по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В презентации представлен материал о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Использован иллюстративный материал....

