Сатира в романе "История одного города2 М.Е.Салтыкова-Щедрина"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Волкова Елена Алексеевна

В материале содержится описание урока по сатире писателя, оценочные таблицы, справочные и раздаточные материалы к уроку по "Истории одного города"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе по теме:

«История одного города». Салтыков-Щедрин. Приемы сатирического изображения.

Цели:

Научить учащихся анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить приемы изображения Салтыкова-Щедрина с другими писателями (Некрасовым);

Дать учащимся возможность через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение оценить авторские и применить приемы сатиры в собственных текстах.

Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.

Задачи: формирование и развитие

- коммуникативных навыков через совместную деятельность в группе;

 - учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ,

- рефлексии,

- самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- определение и выражение собственного отношения к понятиям о сатире и юморе;

 - навыков поиска, извлечения, систематизации, анализа и отбора необходимой для

решения учебной задачи информации.

Ход урока:

1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.

- Посмотрите на формулировку темы и постарайтесь предположить цель этого урока. Как мы могли бы достичь этой цели?

- Я предлагаю вам следующий план работы, в котором каждый условно обозначенный этап ограничен во времени.

1.1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий

материал):

- Завершая на сегодняшнем уроке знакомство с «Историей одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, ответьте на некоторые вопросы и заработайте баллы для группы.

  1. О чем/ком идет речь: куралесы, вертячие бобы, лягушечники, долбежники, проломленные головы, губошлепы, вислоухие, кособрюхие …? – о разных племенах
  2. О каком колдовстве идет речь: чтобы победить кособрюхих в тяпанье головами, головотяпы даже  прибегли к колдовству: пустили на них… Что пустили? – солнышко в глаза
  3. В форме какого литературного жанра начинает автор повествование о глуповцах? (Не хочу я серым волком рыскать поземли…)  - летописи
  4. О ком написано: «вылезли головотяпы из трясины и видят: на другом краю болотины, прямо перед ними, сидит сам …  — да глупый-преглупый! Сидит и ест пряники писаные» – о князе.
  5. О каком событии сказано так: «все пали ниц и зарыдали. Но драма уже совершилась бесповоротно» – князь согласился владеть глуповцами и обложил их данью.

Проверяем ответы – в таблице вносим свои баллы (ответы вывешиваются на доске)

Вопросы обобщающего характера по главе:

  1. Какие качества характера, внешности и рода занятий вложены в названия племен?
  2. Какие дела переделали головотяпы, чтобы навести порядок?

Та группа, которая отвечает быстрее или полнее – получает по 1 баллу за ответ.

1.2. Не секрет, что и племена, и князья, и методы правления князей, и образ жизни племен изображены Салтыковым-Щедриным сатирически. Что означает такой прием, как сатира?

Работа в группах над словами и выражениями. Заполнение цитатной таблицы.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика глуповцев

Черты глуповцев

Примеры 

 Происхождение и образ

жизни головотяпов

   

 Смысл названия племени

    

  Какие порядки обличал писатель

  в народной жизни?

    

Детали портрета головотяпов

    

Поступки, отражающие глупость

 головотяпов

    

Речь головотяпов

    

Оценка головотяпов другими

персонажами

    

Авторское отношение к головотяпам

    

Какими делами головотяпы хотели улучшить свою жизнь?

    

Обобщающая беседа:

Как вы понимаете финальные строки главы? Прокомментируйте реплику "запорю" и выражение "исторические времена".

В чём комизм выражений:
зарезался огурцом, на грош постных яиц купил, на полу сыпAл (спал) и тут не упал.

Какую картину отношений между властью и народом показывает автор в главе «О корени происхождения глуповцев»?


2.1. Работа со словами «Истории одного города». Просмотр презентации

Салтыков-Щедрин создал множество ярких неологизмов, многие из которых прочно вошли в русский язык, такие как  «мягкотелость», «злопыхательство», «головотяп», «халатность», «пенкосниматель», а также окказионализмы для сатирического эффекта, вроде «душедрянствовать» или «умонелепствовать». Он мастерски пользовался авторскими словами, чтобы высмеять пороки общества, и его неологизмы часто стали крылатыми выражениями, например, «головотяпство» — символ опасной и некомпетентной глупости. 

Устойчивые неологизмы:

  • Мягкотелость - нерешительность, слабость характера.
  • Злопыхательство - злобные, язвительные речи и мысли.
  • Головотяп /головотяпство - бездарность, некомпетентность, часто с оттенком опасности; способность делать все тяп-ляп.
  • Халатность -  небрежность, недобросовестность. Невнимательное отношение к кому-, чему-либо. Халатный - производное от халат «домашняя одежда»
  • Пенкосниматель -  тот, кто пытается извлечь выгоду, отделив "пенки" (сливки), то есть самое лучшее, не работая.
  • Белибердоносец -  носитель чуши, бессмыслицы. По аналогии с «орденоносец». 
  • Фиговидец – по аналогии с «ясновидец», но о том, кто ни фига не видит
  • Рылобитие – как челобитие (прийти с подношением, с просьбой); здесь битье по рылам, наказание

Авторские окказионализмы (индивидуально-авторские):

  • Душедрянствовать: заниматься чем-то низменным, дрянным.
  • Умонелепствовать: нести бессмыслицу, глупости.
  • Благоглупость: сочетание «благо» и «глупость», глупость с претензией на благородство, благополучие 

Авторские слова Салтыкова-Щедрина - это, в первую очередь, его уникальный сатирический язык, наполненный неологизмами, гротеском и фантастикой, а также яркие образы и метафоры (например, "градусник", "пискарь", "медведь на воеводстве"), которые высмеивают пороки чиновничества, обывательщину и самодержавие, раскрывая глубокий смысл через сказки и "премудрые" истории, призывая к размышлению о "смысле жизни" и "влиянии общества". 

2.2. Самостоятельная работа учащихся в группах над лексикой «Истории»

Групповая работа: Группа 1.  (фрагмент романа с начала до слов «Тогда надумали искать себе князя»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

о корени происхождения -

принесли повинную -  

острог  -

Какие действия головотяпов автор изображает сатирически? Почему?

Групповая работа: Группа 2. (фрагмент романа со слов «Он нам все мигом предоставит…» до слов «…как нет порядку, да и полно»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

торная дорога -

 чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися -

шапками закидали -

Почему два первых князя не захотели «володеть» головотяпами? Докажите, что они изображены сатирически.

Групповая работа: Группа 3.  (фрагмент романа со слов «Тогда надоумил всех Петра Комар…»  до слов «…отпустил от себя с честию»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

голова бесталанная -

 на кривой их объехал -

пошли на попятный -

Каким изображён «умной-преумной» князь?

Проверка работы групп, выставление оценок.

Вывод по проделанной работе: как слова помогают понять суть происходящего?

3.1. Творческая работа учащихся. Составление небольшого сатирического рассказа на темы школьной жизни:
1) Подготовка домашнего задания.

2) Поведение ребят на переменах.

3) Как преодолеть стресс на контрольной работе?

Употребите в работах хотя бы 1 авторское слово писателя.

3.2. Зачитывание работ. Заполнение таблиц с оценкой работы группы

4. Рефлексия.

Практическая работа. 1 группа. Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика глуповцев

Черты глуповцев

Примеры 

 Происхождение и образ

жизни головотяпов

   

 Смысл названия племени

    

  Какие порядки обличал писатель

  в народной жизни?

    

Практическая работа. 2 группа Характеристика глуповцев. Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика глуповцев

Черты глуповцев

Примеры 

Детали портрета головотяпов

    

Поступки, отражающие глупость

 головотяпов

    

Речь головотяпов

    

Практическая работа. 3 группа Характеристика глуповцев. Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика глуповцев

Черты глуповцев

Примеры 

  Оценка головотяпов другими

персонажами

    

Авторское отношение к головотяпам

    

 Какими делами головотяпы хотели улучшить свою жизнь?

    

2.Солнце в глаза

1.Разные племена

3.

Летописи

4.

О князе

5. Князь согласился владеть

глуповцами  и обложил их данью

Групповая работа: Группа 1.  (фрагмент романа с начала до слов «Тогда надумали искать себе князя»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

о корени происхождения -

принесли повинную -  

острог  -

Какие действия головотяпов автор изображает сатирически? Почему?

Групповая работа: Группа 2. (фрагмент романа со слов «Он нам все мигом предоставит…» до слов «…как нет порядку, да и полно»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

торная дорога -

  чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися -

шапками закидали -

Почему два первых князя не захотели «володеть» головотяпами? Докажите, что они изображены сатирически.


Групповая работа: Группа 3.  (фрагмент романа со слов «Тогда надоумил всех Петра Комар…»  до слов «…отпустил от себя с честию»).

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям:

голова бесталанная -

 на кривой их объехал -

пошли на попятный -

Каким изображён «умной-преумной» князь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Сатира М. Е. Салтыкова- Щедрина

Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина...

Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Презентация к уроку "Сатира в сказках  М.Е. Салтыкова-Щедрина"...

Презентация к уроку "Сатира" по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В презентации представлен материал о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Использован иллюстративный материал....