Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Артемьева Наталья Юрьевна

Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._ring_po_skazkam_saltykova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный ринг «Гений сатиры»

 по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

для учащихся 6-7 классов

Юбилейная дата: 15 января  2011 года — 185 лет со дня рождения русского
                                  писателя, публициста Михаила Евграфовича
                                  Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя.
  2. Прививать любовь к чтению.
  3. Развивать у учащихся художественно-эстетические навыки.

Ход мероприятия.


1. Организационный момент.

     Сегодня, 15 января, исполняется 185 лет со дня рождения русского писателя, публициста Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889), который родился в годы крепостного права. Особое место в его творчестве занимают сказки. Но сказки эти необычные. Они являются сатирическими. С помощью своих сказок писатель наносил удар врагу народа — самодержавию, высмеивал пороки и тёмные стороны жизни в России.

     Со многими его сказками вы, ребята, познакомились дома. Ваши знания мы проверим в борьбе друг с другом. Для этого вам нужно разделиться на две команды, после чего мы начнём наш литературный ринг «Гений сатиры».

(Учащиеся делятся на команды, придумывают названия и представляют жюри).

2. Перечислите все известные вам сказки Михаила Евграфовича
   Салтыкова - Щедрина.

1. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

2. Дикий помещик.

3. Премудрый пискарь.

  1. Самоотверженный заяц.
  2.  Бедный волк.
  3.  Медведь на воеводстве.
  4.  Вяленая вобла.
  5. Орел - меценат.
  6. Карась-идеалист.
  1.  Чижиково горе.
  2.  Верный  Трезор.
  3.  Недреманное око.
  4.  Дурак.
  5.  Соседи.
  6.  Здравомысленный заяц.
  7.  Либерал.
  8.  Баран - непомнящий.
  9.  Коняга.
  10.  Кисель.
  11.  Деревенский пожар.
  12.  Путём - дорогою.
  13.  Богатырь.
  14.  Приключение с Крамольниковым.
  15.  Ворон - челобитчик.
  16.  Пропала совесть.

3.  Прочитайте отрывки и назовите сказки.

  1.  Бедный волк.        4.  Дикий помещик.
  2.  Самоотверженный заяц.           5.  Здравомысленный заяц.
  3.  Премудрый пескарь.                 6.  Карась - идеалист.

4. Викторина по сказкам М. Е. Салтыкова - Щедрина.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

1. Назовите город, в котором жили генералы из произведения?       (Петербург)

2. Как называется газета, которую нашёл один из генералов?
                                                                                     
(«Московские ведомости») 

3. Продолжите фразу: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал,
который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и
немедленно проглотил.»                                                                        
(Орден)

4. Продолжите фразу: «Однако и об мужике не забыли - выслали ему рюмку водки да .....: веселись, мужичина!»                                       (Пятак серебра)

5*. Почему так рассеянны и беспомощны генералы среди изобилия «еды»?
             
(Потому что они не приучены к труду, сами не умеют ничего делать)

Дикий помещик

6. Как называется газета, которую читал помещик?                                (Весть)

7. Кого из своих крепостных мужиков кричал помещик, забыв о том, что Бог
его владения от крестьян очистил?                                                      
(Сеньку)

8. Назовите имя и отчество медведя, с которым водил дружбу помещик.
                                                                                                 
(Михаиле Иваныч)

9. Продолжите фразу: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей
жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам ...»
                                                                                                                 
(Мычит)

10*. Чем близка сказка «Дикий помещик» к «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил»?
               
(Тем, что «дворянское гнездо» без помощи крепостных не могло
               существовать, их жизнь полностью зависела от крестьян. В обеих
               сказках писатель обличает пороки дворянского сословия - лень,
              тунеядство, паразитизм)

Премудрый пескарь

 11.  Продолжите фразу: «Смотри, сынок, - говорит старый пескарь, умирая, -
        коли хочешь жизнью жуировать, так ...»                              
(Гляди в оба)
 12. Сколько лет прожил пескарь?
                                                   
(И прожил ... таким родом с лишком сто лет)

Бедный волк

 13. Какому зверю в лапы попался волк?                                            (Медведю)

 14. Какие слова Топтыгина припомнились волку?
         
(«На твоём бы месте я не жизнь, а смерть за благо для себя почитал...»)

Самоотверженный заяц

 15*. Какой порок высмеивает писатель в этой сказке?
                                                           
(Покорность — самоотверженная трусость)

Соседи

 16. Назовите имена соседей этой сказки.
                                                                   
(Иван Семёныч Богатый, Иван Бедный)

 17*. Прослушайте фразу из сказки и ответьте на вопрос. «С тебя рекрут - и с
         меня рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош -
         и с моей грош». Оба Ивана платили одинаковые подати, но почему один
         из них так и оставался бедным, а другой богатым?

Здравомысленный заяц

 18. Продолжите фразу: «Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то ...»
                                                                                               
(Больше плодимся) 

 19. Назовите главных героев сказки.                                        (Заяц и лиса)
20. Как закончилась сказка.                                                
(Лиса съела зайца)

Коняга

 21. Кто такой Пустоплас.                                                                     (Конь)

 22*. Каков смысл пословицы «Рабочий конь на соломе, пустопляс - на овсе»?  
                                    (Речь идёт о голодных тружениках и сытых бездельниках)

 23*. Чем сказка «Коняга» перекликается с «Повестью...» и «Дикий помещиком»?
                               
(Во всех сказка мы видим социальное неравенство:
                                 одни  эксплуатируют других)

Теория литературы

24*. Что такое сатира?
                       
(Резкое осмеяние отрицательных явлений, общественных
                         пороков, недостатков)
 

25*. Что такое юмор?
                                   
(Высмеивание частных, несущественных недостатков)

26*. Назови средства художественного изображения, которые использовал
       в своих сказках Салтыков-Щедрин.                  
                                                                                 
(Гипербола, гротеск, ирония)

5. Определите, к какой сказке нарисована иллюстрация. Назовите сказку.

Коняга.

Дикий помещик

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Соседи.

Орел-меценат.

6. Соберите высказывания
                   о Михаиле Евграфовиче  Салтыкове - Щедрине и прочтите их.

1.        В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого
      почитателя.

                                              (Николай Гаврилович Чернышевский)

2.        У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог.

                                                      (Лев Николаевич Толстой)

 

  1.  Конкурс рисунков.

  1.  Подведение итогов (Слово жюри).

Примечание: в викторине по сказкам вопросы №* оцениваются 2 баллами. Каждой команде даётся лента цифр от 1 до 26. По очереди капитаны команд выбирают номер вопроса. Команда отвечает на вопрос, а его номер зачёркивает в ленте, пока не закончатся все вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

Внеклассное мероприятие по сказкам Салтыкова-Щедрина. Игра состоит из нескольких туров, которые содержат вопросы на знание биографии писателя, текстов его произведений. Игра сопровождается инсценировк...

Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Презентация к уроку "Сатира в сказках  М.Е. Салтыкова-Щедрина"...

Презентация к уроку "Сатира" по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В презентации представлен материал о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Использован иллюстративный материал....