Выпускная работа. Курс: «Школа классного руководителя». Тема: «Экономическое воспитание школьников».
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Шмигельская Марина Анатольевна

Задачи курса – 1. Познакомить обучающихся с экономическими понятиями: вклад, кредит, вкладчик, заемщик, простые и сложные проценты, годовая процентная ставка, коэффициент наращения простых процентов, капитализация процентов, период удвоения, дисконтирование.

                         2. Научить решать задачи по определению вклада через год, несколько лет, по определению начисленных процентов, по определению времени вклада в банке, чтобы получить определённую сумму.

                              3. Научить находить современную стоимость потока платежей, стоимость бессрочной ренты.

                               4. Показать взаимосвязь математики и экономики.

                               5. Познакомить обучающихся с математическими моделями в экономике, с производством, рентабельностью и производительностью труда, с функциями в экономике, с рыночным равновесием.

                         6. Научить решать задачи на рентабельность и вычисление налогов на прибыль, находить рыночное равновесие.

                              7. Познакомить обучающихся с функциями спроса, предложения, издержек, выручки и прибыли, потребления и сбережения, полезности.

                               8. Показать взаимосвязь математики и экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Выпускная работа.

Курс: «Школа классного руководителя».

Тема: «Экономическое воспитание школьников».

                                                                                               Выполнила: Шмигельская М.А.

                                                                                               Руководитель: Гликман И.З.

                                                                                               уч. звание К.П.Н.

                                                               Москва  2015 г

Об экономическом воспитании школьников

Экономическое воспитание – особый тип воспитания. Оно необходимо для существования в определенной сфере человеческой жизнедеятельности - экономике.

Экономическое воспитание как процесс есть целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (учителей, ученых, родителей, общества в целом и пр.) для формирования определенных экономически значимых черт личности, для обеспечения процесса самостроительства в будущей жизни.

Экономическое воспитание как результат есть интегральная целостность (набор), складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Цель экономического воспитания - формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах, накопление социального опыта

Воспитание как система взглядов, убеждений, мотивов поведения постоянно корректируется новым знанием, которое приобретается в формальной (образовательном учреждении) и неформальной (в семье, окружении, из СМИ и пр.) средах.

Задачи экономического воспитания школьников: 

1. формирование экономических представлений об окружающем мире на основе научных знаний и потребности в них, экономического мышления.

2. Формирование личностных характеристик, необходимых для предпринимательской деятельности, развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчётливости и др.

3. Овладение навыками самостоятельного принятия решений.

4. Освоение норм и стратегий экономического поведения, основных экономических ролей, навыков делового общения и коммуникативных связей.

5. Формирование психологической готовности к возможным трудностям и устойчивых ценностных стереотипов.

Выбор современных средств и форм экономического воспитания школьников должен быть направлен на решение выдвинутых задач с учетом возрастных особенностей детей и подростков младшей, основной и старшей школ; их способностей, опыта общения со сверстниками, педагогами, взрослыми; готовности к разнообразным видам деятельности; наличия и оценки ресурсов воспитательного процесса, включая программно-методическое, кадровое, нормативно-правовое, материальное обеспечение; создание практико-ориентированной экономической среды, то есть необходимых условий педагогического процесса.

В процессе экономического воспитания происходит развитие как психических функций, формирование экономически значимых черт характера, так и социально-личностных качеств, необходимых для социализации.

Черты экономически воспитанного человека:

· Владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы и научиться принимать грамотные решения.

· Имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания.

· Выстраивает стратегию своего экономического поведения, осваивает основные модели и экономические роли, руководствуясь экономическими принципами,.

· Обладает современным экономическим мышлением и развивает навыки самостоятельного принятия решений.

· Владеет экономическим языком, навыками делового общения, устной и письменной коммуникацией.

· Уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд. Активно участвует в продуктивной деятельности, производит потребительские ценности, необходимые людям.

· Руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.

Большая роль в экономическом воспитании школьника принадлежит семье, однако эффективность семейного воспитания зависит от выбранной тактики. Наиболее продуктивной является тактика «сотрудничества».

65% родителей отмечают важность экономического воспитания в семье, хотя и используют лишь две традиционные формы: беседы на экономические темы и привлечение детей к домашнему труду. Поэтому участие семьи (родителей) в экономическом воспитании школьников должно быть согласовано с общей стратегией и методами экономического образования и воспитания образовательного учреждения.

Экономическое воспитание подрастающего поколения представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить и наращивать в любых формах и любыми способами

В стране стартует масштабный государственный проект «содействие повышению уровня  финансовой грамотности и развития финансового образования» Его разработкой при  поддержке Всемирного банка занимается Минфин. Впрочем, преподавание «финансовой азбуки» в детских садах, как предлагают некоторые энтузиасты, - это всё –таки «перебор». Но и откладывать дело до выпускных классов школы тоже не стоит. По мнению специалистов, первые уроки по финграмотности можно проводить в 4-5м классах. Но пока этот вопрос конкретно не решён. Этот вопрос, ещё предстоит решить педагогам, какой объём знании и в какой форме  могут усвоить дети.

В соответствии с постановлением Правительства РФ « О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

К сожалению, сегодня экономическое воспитание  школьников не стало одним из приоритетных направлений в образовании.

Введение отдельного предмета, по мнению многих, вряд ли  целесообразно – школьные программы и так перегружены. Хотя многие школы сегодня считают целесообразным включение предмета отдельным курсом  в общешкольный компонент.

В условиях научно-технического процесса главным фактором развития народного хозяйства является человек. Поэтому в настоящее время общество поставило перед школой задачу, которая заключается в подготовке выпускников, способных осуществить глубокие изменения в народном хозяйстве, связанные с рыночной экономикой, жить и трудиться в новых экономических условиях. Эта задача является одной из наиболее актуальных и ее успешное решение зависит, прежде всего, от деятельности общеобразовательных школ, составляющих основу всей системы образования

Эти выводы позволяют рассмотреть возможность формирования предпринимательских качеств личности школьников на основе таких компонентов, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Зарубежные психологи обратили внимание на то, что психологические черты, наиболее часто встречающиеся среди предпринимателей, проявляются уже в достаточно раннем возрасте, в связи с чем возникает вопрос: являются ли данные особенности врожденными или приобретаются как-то иначе? «Предпринимателями не рождаются, ими становятся» — так резюмировал итоги многочисленных исследований американский психолог Р. Хизрич [299.С.211].

Он считает, что «не существует типичного предпринимательского профиля» личности [300]. По мнению К. Вернерида, «нельзя разделить людей на две совершенно различные группы — небольшую груцпы предпринимателей и большую — непредпринимателей», «различия между людьми заключаются в том, сколько предпринимательских действий они совершают, а также в характере этих действий» [313.С.440]. Кроме того, выраженность предпринимательских качеств может изменяться на протяжении жизни у любого человека.

Вышеприведенные исследования( Глава3.2.) показывают, что в большинстве случаев склонность к предпринимательству основывается на таких особенностях личности, как самостоятельность, склонность к среднему уровню риска, инициативность, высокая работоспособность.

Когда, в какие возрастные периоды и в какой социально-психологической среде складываются у потенциальных предпринимателей названные психологические черты? Многие зарубежные исследователи считают, что существенную роль в создании предпосылок для формирования качеств личности предпринимателя играют обстоятельства и условия семейного воспитания.

В качестве личностной характеристики предпринимателя многие западные психологи называют самостоятельность, то есть восприятие себя хозяином своей судьбы, уверенность в возможности личности влиять на обстоятельства своей жизни. В. Крэндэлл и У. Катовски полагают, что подобная склонность начинает проявляться и становится устойчивой приблизительно в восьмилетнем возрасте [295.С.91].

Интересны данные американского исследования женщин-предпринимателей, которое показало, что в основной своей массе они происходят из семей, где родители рассматривали воспитание ребенка как задачу первостепенной важности по сравнению со всеми остальными видами своей деятельности и где преобладали ценности независимости, стремления к достижению, ответственности за свою судьбу [300.С.30].

Таким образом, западные исследователи отмечают, что предпринимательские психолого-педагогические качества личности не являются врожденными, они формируются под воздействием тех или иных обстоятельств или условий. Чаще всего к этим качествам авторы относят независимость, самостоятельность, инициативность, ответственность с высоким уровнем контроля, преодоление трудностей и препятствий, трудолюбие. Возможность формирования этих качеств личности зарубежные ученые рассматривают, начиная с детского возраста

Одним из доминирующих качеств личности предпринимателя вышеупомянутые исследования выделяют трудолюбие.

Говоря о трудолюбии, авторы выделяют его составные части: так В. А. Малькова, А. А. Люблинская, Л. Я. Болдырев выделяют эмоциональный компонент «радость труда». Я. 3. Неверович, В. А. Яковлев в понятии трудолюбия выделяют волевой и оценочный компонент — настойчивость, аккуратность, бережливость [141].

В настоящее время отечественная философия обеспокоена проблемой этического «вакуума» в трудовой сфере, проблемой отношения к труду в рамках предпринимательской деятельности. Особенно настораживает тот факт, что у современных подростков формируются романтические, искаженные представления о бизнесе и предпринимателях [210], Социологические данные показывают, что у старшеклассников и учащихся ПТУ преобладают романтические представления, когда «герои-предприниматели», не затрачивая усилий, добиваются больших успехов [20.С.13]. Исследования Н. И. Лапина и М. В. Розина показывают, что подростки, говоря о предпринимательстве, основной целью этой деятельности видят обогащение — так называемый функциональный подход, рассматривающий этический аспект бизнеса утилитарно, опирающийся на принцип выгоды для себя, при этом возможность труда не рассматривается или сводится к минимуму [128.С.29].

Российские школьники ассоциируют предпринимательство с «деланием денег», быстрым накопительством, не требующим труда [20]

Опрос подростков из Великобритании об основах предпринимательства показал, что они реально смотрят на эту проблему, видя в предпринимательстве «тяжелую работу, труд». И только 15,5% предполагают, что начать свое дело будет легко [294].

Говоря о трудолюбии и выделяя его компоненты, ряд авторов (И. Ф. Свадовский, А. А. Люблинская, Н. И. Зверева, В. А. Малюкова) называют «знания и практические умения» [141.С.233]. В. А. Поляков, В. А. Кальней, И. Сасова и другие включает в систему трудолюбия волевые качества характера: настойчивость, самостоятельность [198.С.28-37], Основные компоненты трудолюбия, как отмечают большинство авторов, включают: знания, умения, навыки, стремление к труду, целеустремленность, настойчивость, терпение, самостоятельность.

Наряду с трудолюбием основным предпринимательским качеством личности, как отмечают исследователи, является самостоятельность.

Самостоятельность, по мнению Н. Г. Алексеева, характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств, знаний, умений, навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатами и условиями осуществления, а также складывающимися в процессе этой деятельности связями с другими людьми. Эти факторы взаимосвязаны. Если задача вызывает у личности побуждение, то налицо мотивационная установка личности, с другой стороны, без соответствующих знаний не может быть самостоятельности, иначе, по мнению Н. Г. Алексеева, будет не самостоятельность, а самодеятельность [9.С.786].

М. А. Данилов в качестве одного из признаков самостоятельности выделяет следующее: «самому видеть задачу и найти оригинальный подходе ее решении» [80.С.15], Впоследствии исследователи выделили здесь два признака — постановку новых задач (Г. Г. Корзникова, Н. Г. Чукова) и определение путей решения задач (Г. П. Гавакова, И. Г. Федоренко, И. М. Юдовин). Интересным, на наш взгляд, является выделение С. Л. Рубинштейном в понятии самостоятельность двух признаков — неподверженности чужим явлениям и внушениям, а также обоснованности действий и поступков [219.С.680].

В качестве мотивов самостоятельности 3. Ф. Пономаренко и Н. Г. Алексеев выделяют «побуждение к труду», «интерес к труду», интерес к изучаемому предмету и общественно-практическая значимость осуществляемой деятельности [8.С.876].

Итак, исследователи в структуру понятия самостоятельности включают следующие компоненты: знания, умения и навыки; деятельность без посторонней помощи (постановка новых задач, определение путей их решения, внесение в деятельность собственных элементов); устойчивость взглядов, интерес к труду, настойчивость и целеустремленность.

Говоря о качествах личности «взрослого» предпринимателя, исследователи наряду с трудолюбием и самостоятельностью отмечали инициативность.

Слово «инициатива» в переводе с латинского означает начинать, первый шаг в каком либо деле. Инициатива — читаем в толковом словаре русского языка — «почин, внутреннее побуждение к норым формам деятельности, предприимчивость» [180.С. 252}. В педагогическом словаре под инициативностью понимается «черта личности, характеризующая способность и склонность к активным самостоятельным действиям» [190.С.431].

В работе нами рассмотрены три ведущих предпринимательских качества личности. Однако мы разделяем точку зрения Е. Д. Варнаковой, Л. И. Новиковой, И. Б. Первина и других авторов, считающих, что для творческой личности (и, соответственно, предпринимательской личности) большое значение имеют ответственность, умение работать в коллективе, дисциплинированность.

Успешное решение системой дополнительного экономического образования школьников проблем обеспечения адаптации и социализации индивидуума в обществе станет возможным, если она будет отвечать следующим требованиям: являться частью общего образования, ориентированной на развитие отдельных личностей и обеспечение этого развития за счет снятия основных социальных, возрастных, образовательных ограничений; опираться на принцип трехплановости, позволяющий рассматривать учебную, трудовую и игровую деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленности; строиться на основе дидактической модели дополнительного экономического образования школьников, элементами которой являются содержание на основе экономической категории «предпринимательство», адекватные ему методы, проблемное обучение и самостоятельная работа; стимулировать подготовку специалиста дополнительного экономического образования; ориентироваться на создание образовательной среды, характеризующейся гибкостью и подвижностью реагирования на социально-экономическую ситуацию в обществе.

Экономическая образованность и экономическое мышление формируется не только при изучении курса экономики, но в не меньшей степени – на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Это, прежде всего математика и информатика, история и география и др. В общей задаче насыщения школьных дисциплин экономическим содержанием математике принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний.

Использование на уроках математики задач с экономическим содержанием даёт весьма ощутимые результаты. Особый интерес вызывают у детей практические работы, выполняя которые они самостоятельно или с помощью родителей могут подсчитать экономию электроэнергии или пищевых продуктов в семье, утечку воды из неисправного крана, поговорить о семейном бюджете

Получение экономических знаний способствует углублению изучения, как самой математики, так и тех её экономических приложений, которые в ней рассматриваются. Например, при изучении темы «Проценты и банковские расчёты» обучающиеся узнают, что такое банк, кредит, вклад, как рассчитывается банк со своими вкладчиками и заемщиками, при изучении темы «Сложные проценты и годовые ставки банков» - о ежегодном, многократном начислении процентов, об изменяющихся процентных ставках, о том, как банк выбирает годовую процентную ставку.

Задачи курса – 1. Познакомить обучающихся с экономическими понятиями: вклад, кредит, вкладчик, заемщик, простые и сложные проценты, годовая процентная ставка, коэффициент наращения простых процентов, капитализация процентов, период удвоения, дисконтирование.

                      2. Научить решать задачи по определению вклада через год, несколько лет, по определению начисленных процентов, по определению времени вклада в банке, чтобы получить определённую сумму.

                              3. Научить находить современную стоимость потока платежей, стоимость бессрочной ренты.

                               4. Показать взаимосвязь математики и экономики.

                               5. Познакомить обучающихся с математическими моделями в экономике, с производством, рентабельностью и производительностью труда, с функциями в экономике, с рыночным равновесием.

                      6. Научить решать задачи на рентабельность и вычисление налогов на прибыль, находить рыночное равновесие.

                              7. Познакомить обучающихся с функциями спроса, предложения, издержек, выручки и прибыли, потребления и сбережения, полезности.

                               8. Показать взаимосвязь математики и экономики.

Список литературы: 

1. Абрамова А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся: Метод.пособие, М.: Высш. шк., 1986.-150с.

2. Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. -М.:Прогресс, 1980.-175 с.

3. Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография- Челябинск: Изд-во Чел. Гос.пед.ун-та «Факел». 1996.-152с.

4. Бабанов С.С. и др. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся//Социс,- 1993 № 2.-G.32

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения,- М.: Педагогика, 1977.-96с.

6. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Педагогика, 1981.-162с.

7. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы.-М.: Изд-во РАО,1993.-35с.

8. Байер И. Воспитание детей в играх//Дошкольное воспитание:- 1%5. -№ 12.-С.68.

9. Бассети П. Мелкое предпринимательство и плюрализм в экономике//Плановое хозяйство.- 1989.0 № 4.-С.86.

10. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.- М.: Педагогика, 1981.-168с.

Урок математики по теме "Решение задач экономического содержания"


Тема: Решение задач экономического содержания на уроках математики.

Цели: 

дать понятие об экономике, как науке, об условиях, благах;

сформировать умения устанавливать цену выбора;

формировать оптимальные потребности;

рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека;

развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные умения.

Оборудование: классная доска, тетради, рабочие тетради, карточки, образцы денег, мультимедийный проектор, презентация (Приложение)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1.Вводная беседа

– Нужны ли экономические знания каждому человеку?
– Можно ли прожить без них?
– Можно. Только жить без них очень неудобно.
– Любой из нас имеет одежду, обувь, другие вещи – значит каждый человек лично связан с экономикой.
– Экономика – это часть нашей повседневной жизни.
– Что нужно человеку для жизни?

Обобщение: Человеку требуется очень многое, но ничего не дается даром, никакие блага, никакие услуги. За все приходится платить.
«Экономические блага» продукты питания, одежда, мебель, транспорт и т.д.
«Экономические услуги» врач, учитель, продавец и т.д.
С помощью благ и услуг человек удовлетворяет свои потребности (нужды).
Все эти блага и услуги не существуют в природе в готовом виде, а производятся обществом в ограниченном количестве, которого не хватает для удовлетворения нужд каждого человека. Поэтому мы не можем свободно получать блага в том количестве, в каком хотим.

Вопросы:

– Чтобы ты хотел иметь?
– Можешь ли ты, себе позволить приобретение этих благ в настоящий момент?
– Почему не можешь?
– Почему у людей не хватает денег на все, что они пожелают?

– Да мы не можем иметь все, что хотим, поэтому нам постоянно приходится выбирать исходя из наших доходов. Поэтому выбирая одни блага, мы вынуждены отказываться от других. Например: вам нужны джинсы, но нужны и кроссовки, одновременно купить то и другое не можете. Вы будете жертвовать или джинсами, или кроссовками, чтобы что-то приобрести, т.е. вы делаете выбор.
Экономика – это выбор. Она заставляет более рационально распоряжаться своими средствами.
В обыденной жизни ЭКОНОМИКА – это хозяйство: заводы, фабрики, торговля, потребление, банки и т.д.
Даже самое маленькое хозяйство – домашнее – это тоже экономика.

III. Сообщение темы

IV. Практикум

Задание 1.  (карточки)

Определить стоимость продуктов

№ п/п

Наименование продуктов

Цена (кг)

Количество

Стоимость

1

img3.jpg (2554 bytes)

28 руб.

50 кг

?

2

http://festival.1september.ru/articles/564686/img2.jpg

32 руб.

37 кг

?

3

http://festival.1september.ru/articles/564686/img1.jpg

85 руб.

5 кг

?

 Проверка

Задание 2.

Решение задачи (фронтально):
Отец получает 8000 рублей в месяц, а мама 7500 рублей. Сколько денег они зарабатывают за год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить телевизор за 20000 рубле, если половина зарплаты уходит на бытовые расходы? Сколько денег останется?

Составлениие схемы.

Анализ.

Решение задачи.

Задание 3.

Меню

У вас у каждого конверт, в котором определенная сумма денег и столовое меню. Вам необходимо заказать обед соответственно вашей сумме. Записать в тетрадь, подсчитать.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА 

Уха

Борщ

Суп-пюре

Солянка

 

1 порция
1 порция
1 порция
1 порция

 

25 руб. 00коп
30 руб. 00коп
32 руб. 00коп
30 руб. 50коп

ВТОРЫЕ БЛЮДА

Жареный цыпленок

Каша боярская (с маслом)

Котлета

Отбивная (куриная)

Пюре

Рис отварной

 

1 шт.
1 порция
1 шт.
1 шт.
1 порция
1 порция

 

125 руб. 60коп
13 руб. 20коп
22 руб. 40коп
28 руб. 80коп
4 руб. 50коп
11 руб. 00коп

САЛАТЫ И ЗАКУСКИ 

Салат овощной

Творожок нежный

Сыр (нарезанный ломтиками)

Томаты (маринованные)

 Кетчуп (томатный)

 

1 порция
1 порция
1 порция
1 шт.
1 ложка

 

8 руб. 00коп
10 руб. 00коп
9 руб. 50коп
5 руб. 50коп
2 руб. 00коп

ХЛЕБ, ВЫПЕЧКА 

Хлеб

Пирожки с капустой

Чебуреки

Пирожное

 

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

 

           50коп
3 руб. 00коп
8 руб. 70коп
7 руб. 50коп

НАПИТКИ 

Сок (в ассортименте)

Компот

Чай

Кофе

 

1 ст.
1 ст.
1 ст.
1 ст.

 

12 руб. 50коп
6 руб. 00коп
1 руб. 70коп
6 руб. 50коп

Проверка.

Задание 4.

Школе необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитать, сколько денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта, стул) стоит 2985 рублей, а в классе 13 человек.

Стоимость покупки:
1 комплект на 1 человека – 2989 руб.
13 комплектов – ?

Сломали:
За первую неделю – 3 стула
За вторую неделю – 4 стула
За третью неделю – 2 стула
1 стул – 1200 руб.
Убытки – ?

Ответ:

Задание 5.

Мастер за 8 часов обработал 96 деталей, а ученик за 6 часов обработал 54 таких деталей. Кто больше обрабатывает деталей за час мастер или ученик?
Решение:
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу?
Почему?
(количество продукции, стаж работы, опыт)

IV. Закрепление

1) Работа с тестами:

Установите соответствие

1. Обязательные                               А. Вещи, которые необходимо купить немедленно

2. Срочные                                       Б. Вещи повышенного качества и комфорта

3. Престижные                                 В. Вещи улучшенного качества

4. Желательные,                               С. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена
но не обязательные

2) Проверка: ответ: 1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 – В.

3) Вопросы:

– Для чего нужны вам экономические знания?
– Что относится к экономическим услугам?
– Почему экономические блага и услуги являются ограниченными?
– Почему наши потребности безграничны?
– Почему человек вынужден всегда делать выбор в зависимости от своих доходов?

V. Задание на дом

http://festival.1september.ru/articles/564686/img4.gif

VI. Итог



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »

Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....