"Математическое образование в классах раздельного обучения на 2016-2021 год"
материал по математике по теме

.Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,  пониманию красоты и изящества  математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления, формирует у них представление о математике, как части общечеловеческой культуры.

 Актуальность развития математического образования определена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса.

Анализ математического образования позволил выявить ряд проблем:

- новое понимание результатов основного общего образования в рамках основных требований ФГОС;

-преобладание репродуктивного типа организации уроков и занятий ;                                    

-за последние время растеряно такое качество личности обучающихся, как познавательная самостоятельность, интерес;

-координального изменения требует диагностирование и критерии оценки учебной деятельности школьников.

-   возрастающий процент обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;        

-отсутствие системы работы с одарёнными детьми;                                                                                  

 -отсутствие не только победителей очных математических олимпиад, но и участников регионального этапа 

 -не  полноценная реализация предпрофильной подготовки; 

 

   Для повышения качества математического образования, развития интереса и мотивации к изучению предмета разработана  программа по технологии раздельного обучения в 5-9 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Томска

Россия, 634009, г. Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел/факс: 51-27-86

ПРОГРАММА

«Математическое образование  в классах раздельного обучения

в МАОУ СОШ №2 на 2016-2021 год»

Автор (составитель): Шмонина Н.В.

                                                                                                                       учитель математики,

                                                                                                                           заместитель директора

                                                                                                                     по учебной работе

                   

           

2016

Нормативно-правовое обеспечение

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

4. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «О Концепции развития математического образования в РФ»

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".

1.Пояснительная записка

1.1.Актуальность программы: 

  Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.

Математика,  давно став языком науки  и техники,  в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности.  Это предполагает и конкретные математические знания,  и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.   Математическое образование вносит свой вклад  в формирование общей  культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,  пониманию красоты и изящества  математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления, формирует у них представление о математике, как части общечеловеческой культуры.

 Актуальность развития математического образования определена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса.

Анализ математического образования позволил выявить ряд проблем:

- новое понимание результатов основного общего образования в рамках основных требований ФГОС;

-преобладание репродуктивного типа организации уроков и занятий ;                                    

-за последние время растеряно такое качество личности обучающихся, как познавательная самостоятельность, интерес;

-координального изменения требует диагностирование и критерии оценки учебной деятельности школьников.

-   возрастающий процент обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;        

-отсутствие системы работы с одарёнными детьми;                                                                                  

 -отсутствие не только победителей очных математических олимпиад, но и участников регионального этапа  

 -не  полноценная реализация предпрофильной подготовки;  

   - мы пока не сумели создать условия для полноценной исследовательской деятельности обучающихся.

                                                                                                                                                                                            Для повышения качества математического образования, развития интереса и мотивации к изучению предмета продолжим работу по технологии раздельного обучения в 5-9 классах.

1.2. Идея программы 

Если мы продолжим технологию раздельного обучения на школьном уровне, то повысим познавательную активность обучающихся  к изучению предмета для достижения нового качества образования.

 1.3. Цели и задачи.

Цель программы – повышение  качества математической подготовки, развитие интереса и мотивации к изучению предмета .

Задачи:             

1.Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество математической подготовки.

2.Предусмотреть часы в части, формируемой участниками образовательных отношений на увеличение времени на изучение предмета математики, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов;

3.Формирование у обучающихся потребности к изучению математики, раскрытие творческого потенциала;

 4.Ппреемственность содержания преподавания основного и начального образования по математике;

 5.Активизировать внеурочную деятельность по предмету математика;

 6.Организовать мониторинг состояния преподавания математики в ОУ;

 7.Обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей      и интересов каждого обучающегося.

 8.Усиление практической направленности  математического образования.

9.Совершенствование системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обеспечения объективности оценивания уровня подготовки учащихся.

10.Ранняя профориентация .

11.Повышение квалификации учителей.

1.4.Ресурсы реализации программы:

Нормативно-правовые  

Положение об индивидуальной образовательной  траектории обучающегося

Положение о портфолио обучающегося и проектной математической деятельности

Программа муниципального мониторинга

Программно-методические

  • Методические рекомендации по составлению программ математического содержания
  • Учебно-методический комплекс по математике «Математика. Психология. Интеллект.» под редакцией Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная 
  • Рабочие программы.

Мотивационное

Разработка критериев стимулирования и поощрения эффективной деятельности педагогов, обеспечивающих реализацию модели математического образования школьников.

Материально-технические условия

Компьютерный класс

Безлимитный доступ в Интернет

Интерактивные доски в кабинетах математики, начальной школы

Библиотечно-информационный центр. Библиотека и медиатека с цифровыми образовательными ресурсами, копировально-множительной техникой, выходом в Интернет, что обеспечивает условия для индивидуальных занятий обучающихся.

1.5. Сроки реализации: 2016 -2021 г.г.

2. Содержание программы

2.1. Основные подходы и способы реализации программы.

     Содержание программы направлено на  повышение качества математического образования, развитие математических способностей  ( развитие базовых математических компетенций всех обучающихся), интеллектуальное развитие, работу с математически одарёнными обучающимися (ограниченное количество обучающихся,  индивидуальные образовательные траектории).    Программа ориентирована на  основное общее образование.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЯ СРЕДА

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        РЕЗУЛЬТАТЫ

Основными процессами, обеспечивающими реализацию  программы являются:

- научно-методическое сопровождение;

- учебный процесс;

- внеклассная работа;

- мониторинг.

2.2. Этапы реализации программы

 1. Диагностическо-проектировочный этап (подготовительный). Проблемный  анализ деятельности школы по состоянию математического образования. Анализ психолого-педагогических затруднений учителей. Постановка проблемы и обоснование её актуальности. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме. Постановка цели, прогнозирование ожидаемых результатов, а также возможных негативных последствий. Обеспечение условий (подготовка материальной базы, научно-методическое  и кадровое обеспечение, программное обеспечение).

  2. Практический (основной) этап.

Внедрение программы, направленное на развитие математических способностей ребенка; организация и проведение промежуточного мониторинга реализации программы. Внедрение и реализация математических программ  в урочную и неурочную деятельность обучающихся:

«Занимательная геометрия»

«За страницами учебника «Математика»

«Занимательная информатика».

«Черчение»

  3.Обобщающе-аналитический (итоговый) этап (2021г.). Обработка результативно-диагностических данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов внедрения Программы, ее эффективности. Обобщение результатов, тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития; подведение итогов, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

2.3. Участники Программы.

  • учителя математики   МАОУ СОШ №2
  • обучающиеся школы
  • классные руководители
  • родители обучающихся МАОУ СОШ №2

Контроль за исполнением программы осуществляет администрация МАОУ СОШ № 2.

2.4.   Социальные партнеры

  Кафедра естественно-математического образования ТОИПКРО, РЦРО, ТГПУ, ТПУ.

Социальные партнеры являются ресурсными площадками для повышения квалификации педагогических работников, для предъявления результатов образовательной деятельности, для организации занятий на повышенном  уровне, как с использованием дистанционных образовательных технологий, так и в очной форме.

  С помощью социальных партнеров возможна сетевая организация научно-методической работы, сетевая реализация образовательных программ, проведение мониторинговых исследований, проведение экспертизы образовательных программ.

2.5.  Риски, которые могут не позволить повысить качество математического образования:

  • Ограниченные возможности Учебного плана;
  • Низкая мотивация педагогов в организации внеурочной деятельности по предмету;
  • Большая загруженность педагогов и обучающимися  разнообразными внеурочными     мероприятиями по другим предметам;
  • Отсутствие взаимопонимания со стороны родителей;
  • Недостаточный уровень методической компетентности педагогов;
  • Возможность дефицита педагогических кадров;
  • Отсутствие мотивации у обучающихся повышать уровень образования через участие в конкурсах, олимпиадах, курсах по выбору  и т.д.;
  • Отсутствие мотивации у учителей повышать профессиональный уровень через участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и т.д.;

3. Результативность программы

        3.1.Ожидаемые конечные результаты

1.Обновление и совершенствование качества образования:

  • преодоление тенденции по снижению уровня  математического образования,
  • рост качества знаний обучающихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;
  • расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе; 
  • наличие материально-технических условий в образовательном учреждении .
  • умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать пробелы
  • рост количества обучающихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников,    дистанционных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;
  • приобретение   школьниками  умений добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее, осуществлять исследовательскую деятельность;

2.Развитие и обновление педагогического потенциала.

  • совершенствование профессиональной компетентности и  повышение ИКТ-компетентности педагогов;

3.2. Мониторинг  программы

отслеживается в следующих формах:

– входная диагностика по проверке остаточных знаний (на начало учебного года);

– промежуточная аттестация в виде самостоятельных заданий, контрольных работ, зачётов по определению уровня владения базовыми задачами в основных темах курсов алгебры и геометрии  (2 раза в год);

– региональные мониторинговые работы, которые показывают уровень знаний по математике;

достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности (1 раз в год);

 включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;

 итоговый контроль участия обучающихся в математических мероприятиях различного уровня.

3.3. Эффективность реализации программы

      В ходе реализации программы повысится качество  математического образования . Посредством программы будет реализована Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 года № 2506-р.

3.4. Критерии оценки результатов:

-увеличение количества выпускников основной школы, получивших оценки  «4» и «5» на ОГЭ по математике;

-увеличение доли учителей математики, прошедших повышение квалификации и переподготовки по вопросам обновления структуры и содержания математического образования;

-увеличение количества педагогов математики, повысивших квалификационную категорию;

-увеличение количества победителей, призёров и лауреатов очных математических олимпиад, конкурсов, конференций;

-оснащение кабинета математики современным информационно-коммуникационным и технологичным оборудованием;

- расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;

-внедрение программ по внеурочной деятельности математического содержания;

-применение индивидуальных планов и маршрутов  обучающихся;

-повышение качественных показателей регионального мониторинга по математике;

- увеличение числа обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью;

-разработка системы учёта индивидуальных достижений обучающихся.

План мероприятий по повышению качества математического образования на 2016-2021г. г.

Мероприятия

Планируемый результат

1

Анализ запросов учителей математики по повышению квалификации.

Оформление заявки на курсы повышения квалификации и переподготовку

Повышение качества преповдавания

2

Посещение муниципальных и региональных семинаров по математике и круглых столов, совещаний по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Повышение                уровня педагогической компетентности учителей        математики. начальных классов.

3

Участие учителей математики в педагогических         советах         по         теме:

«Современный урок в рамках реализации ФГОС»,

«Пути повышения мотивации обучающихся и научно-педагогического уровня педагогов на уроках в рамках реализации ФГОС»

Овладение педагогами новых образовательных технологий и как результат повышение качества знаний.

4

Участие        в        школьном          конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок».

Повышение        уровня профессионального мастерства учителей математики.

Участие        учителей        школы         в        действующих творческих группах.

Повышение        качества преподавания.

6

Проведение совместных заседаний МО учителей начальных классов и учителей математики по вопросам преемственности в преподавании математики.

Преемственность образовательных        программ начальной и основной школы по математике.

Индивидуальные консультации для учителей математики и учителей начальных классов.

Повышение качества преподавания за счет знакомства с педагогическим опытом своих коллег. Повышение        качества преподавания за счет знакомства с методическим опытом своих коллег.

 Повышение уровня

педагогической компетентности учителейматематики, начальных классов.

Реализация    междисциплинарных   программ

«Формирование универсальных учебных действий»,        «Формирование        ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового  чтения и работа с текстом в классах раздельного обучения »

Формирование у обучающихся метапредметных знаний.

Проведение предметной недели

Активизация        мотивации обучения.

Формирование        универсальных учебных действий. Самореализация обучающихся.

Подготовка учебных программ по учебному предмету математика, дидактических материалов на новый учебный год для класса мальчиков и класса девочек.

Рассмотрение на заседании МО, согласование с зам.директора по УВР и утверждение директором школы.

Корректировка планов и учебно- тематического планирования.

8

Подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников разного уровня по предмету.

Повышение качества подготовки обучающихся

9

Организация взаимопосещения уроков математики

Повышение        качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег.

Организация работы по подготовке к ОГЭ.

Повышение качества подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Проведение диагностических работ в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации.

1

Организация методической помощи

Консультирование учителей по имеющимся проблемам.

2

Обучающие семинары

1.«Мотивация и познавательная активность как основа высокого качества образования»

2. «Преемственность преподавания основного и начального образования по математике в классах раздельного обучения»

3.«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества преподавания предмета математики»

Разработать единые требования оценивания результатов деятельности обучающихся, составить план работы над проблемными темами.

3

Проведение педагогического совета по теме «Промежуточные результаты реализации программы повышения качества математического образования  в классах раздельного обучения по итогам года»;

Внесение корректив в проект математического образования.

Совершенствование учебно- тематического планирования и методического        обеспечения учебного процесса.

4

Оснащение образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ в соответствии с рабочими программами учебного предмета математика

Утверждение рабочих программ педагогов;

Оснащение образовательного процесса        учебным оборудованием.

Повышение мотивации обучающихся к предмету математика.

1

Выделение часов из части, формируемой участниками образовательных отношений на увеличение времени на изучение предмета математики.

5-6 класс- Наглядная геометрия

7-9 класс – «За страницами учебника «Математика»

7-8класс- Черчение

3

Выделение часов на элективные курсы, курсы по выбору

Элективные курсы- 9 класс

Консультирование обучающихся (в том числе дистанционное).

Консультирование обучающихся по вопросам ОГЭ

Выявление пробелов в знаниях обучающихся

Адаптация обучающихся к учебному труду.

Ликвидация пробелов в знаниях  повышение качества знаний.

Организация        дополнительных        занятий        с обучающимися,  имеющими неудовлетворительные        результаты        по        итогам четверти, полугодия.

Выявление        и отработка проблемных тем.Рациональная организация повторения.

Составление плана работы со слабоуспевающими обучающимися.

Организация психологических тренингов по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Психологическая готовность        к сдаче ОГЭ

1

Мотивация и стимулирование педагогов

Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда согласно Положению о порядке установления расчёта оплаты труда.

2

Работа классного руководителя

Проведение классных часов «Учись учиться» с  2-9  кл.

Создание портфолио  обучающихся, как средство мотивации

3

Привлечение родителей к сотрудничеству

Повышение качества образования,  семейного воспитания.

1

Олимпиадный тренинг

Повышение мотивации обучающихся к предмету математика.

2

Участие обучающихся в школьном, муниципальном,        региональном      этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Возрастание престижа математических знаний в детском коллективе и участия в олимпиадах разного уровня.

Овладение программным материалом на повышенном уровне сложности.

Взаимодействие        с        учреждениями дополнительного образования

Заключение договора с ДТО «Созвездие»

Выделение часов внеурочной деятельности на изучение и применение математики

«Робототехника» 3-9 класс (класс мальчиков)

«Информатика в играх и задачах» 5-7класс

«Занимательная геометрия» 1-4 класс

Повышение интереса к изучению математики.

Участие во всероссийских, международных предметных олимпиадах и конкурсах

Активное  участие обучающихся  в международных интеллектуальных играх

«Кенгуру», «Эрудит» и др.

Повышение        познавательного интереса обучающихся.

2

Участие в муниципальной НПК

Овладение                исследовательскими навыками,        участие        в        научно- практической конференции Повышение качества проектно- исследовательских деятельности и качества знаний.

Выступление на научной конференции,развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя.

Высокий уровень предметных и метапредметных компетенций обучающихся

1

Анализ результатов ГИА,  результатов по итогам года,  по классам на школьном уровне

Выявление и отработка западающих тем.

Корректировка плана мероприятий по повышению качества обучения

Участие обучающихся в проводимых мониторингах качества математического образования.

Повышение качества знаний. Проверка уровня компетенции обучающихся.

Анализ результатов работы учителей математики за год.

Внесение        корректив        в реализацию плана повышения качества                математического образования на следующий учебный год.

Включенность обучающихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности

Создание портфолио обучающихся

3

Организация и проведение контрольных срезов на школьном уровне

Анализ результатов, принятие управленческих решений.

Выяление проблемных тем.

Проведение административного входного контроля знаний по математике с целью определения «остаточных» знаний и на основе полученных данных организация повторения тем курса (2-9 классы).

Анализ        результатов,        принятие управленческих решений.

Список литературы:

1.Подборка выступлений Владимира Филипповича Базарного Электронный ресурс http://www.youtube.com/watch?v=eCpuz5mSvj4       

2.Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников: автореф. дис. ... канд.             Пед. наук. - Саратов, 2005. -с.22.

3. Коробкова С. А. Гендерный подход в изучении дисциплин естественнонаучного содержания. Электронный ресурс http://www.youtube.com/watch?v=eCpuz5mSvj4 

       4.  Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек                 «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. – 2003. - № 1.    [Электронный ресурс ].

5. Шмонина Н.В. Влияние гендерного обучения на образовательные результаты.-2016, г. Томск Статья по математике. Электронный ресурс. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/17/vliyanie-razdelnogo-obucheniya-na-obrazovatelnye-rezultaty

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации

от «17»  декабря  2010 г. № 1897

7.Концепция математического образования Российской Федерации. Распоряжение Правительства   Российской Федерации  от 24 декабря 2013 г. N 2506-р

 

Рассмотрено на заседании МС                                                                Утверждаю

_____Т.В.Жабкина                                                               Директор МАОУ СОШ №2 г.Томска

Пр.№ 4 от 17.06.2016                                                          _________О.О.Антошкина      

                                                                                              ____________2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

«Математическое образование в классах раздельного обучения в МАОУ СОШ №2 на 2016-2021 год»

. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,  пониманию красоты и изящества  математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, прост...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...