проект "Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
проект по математике (6 класс) на тему

Андрийчук Светлана Юрьевна

В работе проведен логико-математический анализ содержания темы, даны методические рекомендации обучения теме,  разработана карта изучения темы и фрагмент календарно-тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_andriychuk_s.yu_.docx622.2 КБ

Предварительный просмотр:

   

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Выполнила  

учитель математики

МАОУ «Гимназия № 9» г.о. Королев, МО

Андрийчук Светлана Юрьевна

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел».

 §1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики.

§2. Логико-математический анализ содержания темы.

§3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

3.1. Развитие познавательных УУД

3.2. Развитие регулятивных УУД

3.3. Развитие коммуникативных УУД

3.4. Развитие личностных УУД

       3.5. Таблица целей

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

«Сложение и вычитание рациональных чисел»

§ 4. Карта изучения темы и её использование

4.1. Диагностируемые цели обучения теме

4.2. Логическая структура и содержание темы

4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ)

§ 5. Фрагмент календарно-тематического планирования

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                

Список литературы

Приложение

3

5

7

11

13

13

14

14

15

17

19

21

21

22

23

26

32

33

35

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования XXI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), предполагает качественно новую модель образования. У многих возникает вопрос: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании? Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо. Новая российская школа требует учителей, которые готовы не только учить, но и воспитывать обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны и главной задачей школы.

Именно поэтому, сейчас наша задача состоит в том, чтобы разобраться с требованиями ФГОС ООО, подготовить базу для его введения в основной школе, выявить основные направления. И этот вопрос очень актуален на данный момент, потому что, не зная требований ФГОС ООО, не зная новую методику преподавания в школе, преподнесения материала на уроке, где ученика необходимо наталкивать на самостоятельную деятельность, а не давать информацию в готовом виде, на урок уже идти нельзя. Мы должны прививать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формировать их мотивацию к обучению. И это есть сейчас наша основная задача.

Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6  классе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.

2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ

3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.

4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой).

5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (разработка уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.


ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики

 ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Стандарт выдвигает три группы требований:

требования к результатам освоения основной образовательной программы

ООО: требования к структуре основной образовательной программы ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы

ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося ("портрет выпускника основной школы"). В соответствии с предлагаемой моделью ключевым является ориентация на способность не

заучивать, а применять знания, реализовывать собственные проекты, на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная на выявление и поддержку новых результатов, и распространение нового. В этой оценке должны найти место не только стандартизированные экзамены, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Помимо Единого государственного экзамена необходимо развивать и другие инструменты оценки результатов общего образования школьников.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу ООО, дает разъяснение личностным, метапредметным и предметным результатам.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности. Содержание примерной программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.


§ 2. Логико-математический анализ содержания темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Анализ выполнен по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика, 6 класс».

          Дидактической основой непрерывного курса математики «Учусь учиться» для 6 класса авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000...». Ее главной особенностью является то, что знания не даются учащимся в готовом виде, а организуется их самостоятельное открытие детьми. Такой подход не только обеспечивает высокий уровень математической подготовки, но и развивает их мышление, способности, интерес к изучению математики, личностные и метапредметные результаты образования, соответствующие ФГОС.

Содержание  первых пяти пунктов третьей главы учебника Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон  шестого класса «Рациональные числа» включает:

П.3.1.1 «Положительные и отрицательные числа»,

П.3.1.2 «Противоположные числа и модуль»,

П.3.1.3 «Сравнение рациональных чисел»,

П.3.2.1 «Сложение рациональных чисел. Алгебраическая сумма»,

П.3.2.2 «Вычитание рациональных чисел».

Эти темы продолжают развитие одной из важнейших содержательно-методических линий курса – числовой линии. Наряду с числовой линией развивается и алгебраическая линия курса (учащиеся используют буквенную символику для записи противоположных чисел в общем виде, свойств рациональных чисел, определения модуля и его свойств, решают уравнения и неравенства на новых числовых множествах (целых и рациональных чисел), знакомятся с их обозначениями, получают представление о решении уравнений с модулем и пр.).

В соответствии с подходом, принятым в данном курсе, на каждом этапе его изучения, параллельно с ведущей линией, по которой идет расширение понятийной базы, закрепляются и отрабатываются знания и умения по всем остальным линиям курса.

Основные содержательные цели:

  • сформировать понятия отрицательного числа, рационального числа, умение обозначать множество натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q); установить взаимосвязь между множествами NZ, Q.
  • сформировать умение обозначать числа, принадлежащие множеству рациональных чисел точками координатной прямой;
  • сформировать понятия противоположного числа и модуля числа, умение обозначать эти понятия с помощью соответствующей символики;
  • построить таблицу знаков при раскрытии скобок, обозначающих данное число и число, противоположное данному, сформировать умение использовать эту таблицу при раскрытии скобок;
  • сформировать умение сравнивать рациональные числа;
  • построить «разветвлённое» определение модуля;
  • сформировать умение складывать и вычитать рациональные числа, использовать свойства сложения и вычитания для рационализации вычислений;
  • сформировать понятие алгебраической суммы.

  При изучении пункта 3.1.1 «Положительные и отрицательные числа» у учащихся формируется понятие отрицательных чисел, как уже известных им чисел, только со знаком «минус». Исходя из своего житейского опыта (и пропедевтики данного понятия в курсе) шестиклассники имеют первичное представление о таких числах. Задачами данного пункта являются: ввести их название – отрицательные числа, ввести название «положительные числа» для противопоставления «старых» чисел отрицательным и уточнить данные понятия. Целесообразность введения отрицательных чисел раскрывается на примерах из окружающей жизни: «расход» – «доход»; «выигрыш» – «проигрыш»; «повышение» – «понижение температуры».

  Задачей данного пункта является формирование понятия отрицательного и положительного чисел. Такие величины, как расход, долг, глубина (отрицательная высота) и пр., обозначаются отрицательным числом, которое используется для фиксации процесса уменьшения и убывания. Такие величины, как доход, имущество, высота и пр., обозначаются положительным числом, которое используется для фиксации процесса увеличения и возрастания. Формирование такого представления об отрицательных и положительных числах важно потому, что правило сложения рациональных чисел будет выводиться с помощью перехода к определенным практическим ситуациям.

  В этом же пункте вводится понятие координатной прямой. При введении определения координатной прямой указываются ее существенные признаки: начало отсчета, единичный отрезок, направление отсчета. Вводится определение координаты точки: это число, показывающее положение точки на координатной прямой. Это определение строится путем уточнения определения координаты точки, известного учащимся с начальной школы (число, показывающее расстояние от т. А на луче до начала луча называется координатой т. А).

  Использование координатной прямой позволяет создать наглядную опору для понятия отрицательного числа, новых числовых множеств и в дальнейшем помогает учащимся при формировании понятия противоположного числа, модуля (как расстояния) и правил сравнения рациональных чисел.

 В этом же пункте вводятся названия и обозначения новых числовых множеств: множество рациональных чисел, которое пока определяется через перечисление входящих в него чисел (положительные, отрицательные числа и ноль) и обозначается буквой Q и множество целых чисел, которое обозначается буквой Z и записывается с помощью фигурных скобок Z ={…– 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3 …}.

      В П.3.1.2 вводится понятие противоположных чисел и обозначение (– а) для записи числа, противоположного а. 

      В связи с использованием знака «минус» для обозначения числа противоположного данному делается вывод о том, что знак «минус» меняет знак числа на противоположный. Пользуясь этим выводом и знанием о том, что знак «+» может опускаться и, значит, знак числа не изменяет, вводятся правила знаков при раскрытии скобок: + (+ а) = + а; + (– а) = – а; – (+ а) = – а;– (– а) = + а. Эти правила оформляются в виде таблицы определения знака числа при раскрытии скобок. Появление данной таблицы на этапе изучения рациональных чисел и ее дальнейшее использование является особенностью данного курса.

     Здесь же вводится понятие модуля, как расстояния от начала отсчета до точки, обозначающей данное число. Вводится соответствующая символика.

     В этом же пункте учащиеся знакомятся со свойствами модуля. В связи с геометрическим смыслом модуля фиксируется свойство модуля: модуль любого числа есть число неотрицательное (a | ≥ 0).

    С целью формирования понятия модуля с учащимися решаются простейшие уравнения и неравенства с модулем. При этом реализуется принцип минимакса – более способные учащиеся получают представление о решении нового вида уравнений и неравенств, а остальные при решении подобных заданий отрабатывают понятие модуля. Формированию понятия модуля  уделяется особое внимание, так как оно лежит в основе алгоритмов сравнения и алгоритмов действий с рациональными числами.

     В П.3.1.3 учащиеся выводят правила сравнения рациональных чисел и учатся их применять.

    Использование координатной прямой для сравнения чисел позволяет учащимся уже на актуализации знаний сформулировать правила сравнения: отрицательных чисел и нуля, положительных чисел и нуля, отрицательных и положительных чисел.

    В результате использования понятия модуля (как расстояния) и умения сравнивать положительные числа учащиеся строят алгоритм сравнения отрицательных чисел.

    После того как учащиеся научатся сравнивать рациональные числа с нулем, они знакомятся еще с одним определением модуля – в разветвленной форме. Анализ понятия модуля приводит к следующему определению модуля:

 Таким образом, учащиеся узнают два определения модуля: на геометрическом и алгебраическом языках. При решении простейших уравнений с модулем учащиеся пользуются обеими его формами.

     В пункте 3.2.1  правило сложения рациональных чисел учащиеся выводят, используя  простые примеры рациональных чисел с ориентацией на некоторую практическую ситуацию, например, сложение «доходов» и «расходов». Полученное правило фиксируется в виде блок-схемы  или в виде опорного сигнала.

     В этом же пункте учащиеся получают представление об алгебраической сумме, при этом используется правила раскрытия скобок. Учащиеся делают вывод о том, что выражения, в которых содержатся плюсы и минусы всегда можно записать в виде суммы. После чего учитель сообщает, что выражения подобного рода называются алгебраическими суммами.

    Понятие алгебраической суммы позволяет выполнять вычитание рациональных чисел до введения соответствующего правила. В этом же пункте учащиеся формулируют алгоритм нахождения значения алгебраической суммы:

1. Найти сумму противоположных чисел (если они есть).

2. Найти сумму положительных чисел.

3. Найти сумму отрицательных чисел.

4. Найти сумму полученных чисел с разными знаками. 

и учатся его применять, выполняя задания из учебника.

     В п 3.2.2 при открытии правила вычитания рациональных чисел учащиеся  используют понятие алгебраической суммы.

    Вычитание рациональных чисел учащиеся могут выполнять двумя способами: используя правило вычитания  или опираясь на понятие алгебраической суммы с использованием правил раскрытия скобок . После открытия способа нахождения разности рациональных чисел у учащихся появляется новый способ решения уравнений. Для решения  уравнений можно сразу использовать способ нахождения неизвестного компонента действия, а можно сначала раскрыть скобки, а затем искать неизвестный компонент полученного действия.

     В данном пункте учащимся предлагаются задания, в которых нужно раскрыть скобки в выражениях и найти их значения.

    В этом же пункте уточняется правило нахождения длины отрезка на координатной прямой через координаты его концов. 

Рациональные числа имеют «богатую» историю, это дает возможность обучающимся  подготовить сообщения по предлагаемым темам: 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мир, а также выбрать тему самостоятельно.

         

            Таким образом, в ходе работы над темой в школьном курсе математики 6 класса

должны знать:

  • понятия отрицательное и положительное число;
  •  модуль числа, геометрический смысл модуля;
  • алгебраическая сумма;
  • противоположные числа;
  • знать предписания для сложения и вычитания   рациональных чисел.

должны уметь:

  • складывать и вычитать рациональные числа;
  • применять предписание нахождения алгебраической суммы;
  • раскрывать скобки, опираясь на соответствующие правила знаков;
  • применять предписание для сложения и вычитания рациональных чисел;
  • применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.

§ 3.  Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

К основаниям выделения УУД относятся: цели и результаты общего образования; структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка); этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУД реализуют следующие функции. Первая из них - регуляция собственной учебной деятельности – саморегуляция (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов  реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция  процесса и результатов учебной деятельности). Следующая функция - создание условий для саморазвития и самореализации личности, что обеспечивает готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться. Не менее важная функция УУД - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, что способствует формированию гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе.

Выделяются четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.

3.1. Развитие личностных УУД.

Личностные универсальные учебные действия включают: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 

Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.

3.2. Развитие регулятивных УУД.

К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).

3.3. Развитие познавательных УУД.

Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.

К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.

Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.4. Развитие коммуникативных УУД.

Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.

Таблица целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

(Математика. 6 класс. Изд. 2-е, перераб. / Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. – М.: Издательство «Ювента», 2010.)

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель;

Средства

помощи

цель считается достигнутой, если ученик:

первом

втором

третьем

Таблицы: а) классификация числовых множеств; б) свойства сложения рациональных чисел  в) предписание для сложения рациональных чисел; г) алгоритм «Вычитание рациональных чисел»; д) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; е) приём решения текстовых задач арифметическим способом;

Ц 1: приобретение и преобразование УИ и формирование познавательных УД

а) сравнивает решение задач из учебника и данных задач, выбирает задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) анализирует решение задач в учебнике, и сравнивает их решение с готовым предписанием

а) решает практические задачи, на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщает решение задач одного типа и составляете предписание, используя частично заполненную блок-схему

а) решает практические задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя пустую блок-схему

Ц 2: 

контроль усвоения теории

а) называет: числа по их виду; компоненты действий, результаты; виды величин и взаимосвязь между ними; б) проговаривает предписание выполнения сложения и вычитания рациональных чисел; формулу вычитания рациональных чисел; в) формулирует  правила выполнения арифметических действий сложения и вычитания рациональных чисел, с использованием конкретного примера

знает: а) классификацию числовых множеств; б) предписание для сложения рациональных чисел; в) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; г)некоторые свойства числовых множеств

Ц 3: 

применение знаний и умений по теме

умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 1-го уровня сложности; б) решать и составлять простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; в)использовать прием нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой;

умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 2-го уровня сложности; б) решать текстовые задачи 2-го уровня сложности; в) использовать приёмы контроля вычислений на сложение и вычитание рациональных чисел с помощью предписания

умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 3-го уровня сложности в) решать текстовые задачи 3-го уровня сложности на сложение и вычитание рациональных чисел

Ц 4: формирование коммуникативных умений

на своём уровне освоения темы: а) работает в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; б) оказывает помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; в) в соответствии с темой готовит сообщение и выступает с ним; г) составляет контрольную работу в соответствии со своим уровнем освоения темы, предлагает её для решения товарищу и проверяет решение.

Приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности

Ц 5: формирование организационных умений

В соответствии со своим уровнем освоения темы а) выбирает уровень освоения темы; б) выбирает темы для дополнительного изучения; в) формулирует цели своей учебной деятельности; г) осуществляет самопроверку с использованием образцов, алгоритмов, приёмов; д) оценивает свою УПД по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы по итогам предыдущей УПД, о дальнейших действиях, направленных на коррекцию УПД, планирует коррекцию .

Приёмы саморегуляции УПД

УИ - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; УПД – учебная познавательная деятельность

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

§ 4. Карта изучения темы и её использование

В ходе работы над проектом в рамках ФГОС ООО был разработан полезный материал как для учителя так и для ученика – карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в курсе математики 6 класса. Эта карта вывешивается на стенде для знакомства учащихся с этапами ознакомления темы, где указаны уровни обучения теме, с которыми ребёнок вправе сам определиться, спланировать свои действия при обучении.

Если говорить подробнее, то карта изучения темы включает в себя 7 блоков:

1. Логическая структура и цели изучения темы;

2. Блок актуализации знаний учащихся;

3. Предметные результаты;

4. Образцы заданий контрольной работы;

5. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы;

6. Темы индивидуальных заданий;

7. Перечень УУД для освоения темы.

Карта составляется учителем перед изучением темы, планируя каждый урок, особенно деятельность учащегося во время формирования знаний и дальнейшего изучения темы.  

В первом блоке учитель указывает количество часов с указанием целей (указывается ссылка на таблицу целей темы); показывается разбивка темы по часам.

Во втором блоке отмечаются знания и умения, которыми должны обладать учащиеся.

Видя количество часов и планируемый материал, ученик может самостоятельно нацелить себя на один из уровней обучения (1-ый – при помощи схем, учителя, учебника; 2-ой – с помощью учебника или 3-ий – самостоятельный). Спланировать свою деятельность на указанное количество часов. Именно эти цели и преследуются при составлении данной карты и по большому счету Стандартами второго поколения: саморазвитие, саморегуляция, самопознание.

В блоках «Образцы заданий контрольной работы» и « Задания для внеаудиторной самостоятельной работы» приведены номера учебника, которые обязательны для хорошего усвоения темы на своем уровне, представлена  какая примерно контрольная работа их ожидает. Обучающиеся в праве на любом из уроков поменять уровень освоения темы, если считает, что один из них им усвоен или не усвоен, переходя на уровень выше или ниже соответственно.

Здесь же в карте с целью формирования коммуникативных умений и формирования организационных умений указываются темы для индивидуальных заданий, что позволяет ученику подготовить сообщение, развивая интерес к теме и предмету в общем.

Заканчивается карта темы перечнем УУД, которые должен привить учитель, развить у учащихся.

Карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»

I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ц 1-3,5

Ц 1 -4

Ц 2-5

Ц 1- 4

Ц 2 -5

Ц 2-5

Ц 2 - 5

Ц 2, 3, 5

Ц 2, 4, 5

П. 3.2.1

П. 3.2.1

См.р

П. 3.2.2

П. 3.2.2

См.р

Задачи для самопроверки

Контрольная работа

Урок

коррекции

II. Блок актуализации знаний учащихся

Знать: понятие отрицательного числа, рационального числа, обозначение множества натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q);  понятия противоположного числа и модуля числа, обозначение этих понятий с помощью соответствующей символики; таблицу знаков при раскрытии скобок,

Уметь:  обозначать множество натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q); устанавливать взаимосвязь между множествами NZ, Q, обозначать числа, принадлежащие множеству рациональных чисел точками координатной прямой, обозначающих данное число и число, противоположное данному;  использовать  таблицу знаков при раскрытии скобок; сравнивать рациональные числа.

III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей):

Знают:  понятие рациональных чисел,  понятие алгебраической суммы,  свойства сложения и вычитание рациональных чисел,  предписание для сложения и вычитания  рациональных чисел.

Умеют: складывать и вычитать рациональные числа , применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений, применять предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, решать уравнения с рациональными числами, находить длину отрезка на координатной прямой.

                                                                               IY. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5)

Y. Средства обучения теме

1 уровень

Баллы

2 уровень

Баллы

3 уровень

Баллы

 1. Отметьте на координатной прямой точки А(3), В(– 4), С(– 4,5), D(5,5), Е(– 3).    Какие из отмеченных точек имеют противоположные координаты?  

 2. Выполните действия:          

а) – 3,8 – 5,7;     б) – 8,4 + 3,7;  

   в) 3,9 – 8,4;    г) – 2,9 + 7,3;        

д) – ;    е) – .    

3.  Найдите  расстояние  между точками  А(– 2,8) и В(3,7)  на координатной  прямой.        

1

1

1

1. Найдите значение выражения:   .  

 2. Решите уравнения:  

 а) х + 3,12 = – 5,43;      

  б) .      

2

2

1. Составь и реши уравнение: «Если 5% задуманного числа увеличить на 14,2, а затем результат уменьшить на 19,1, то получиться   -2,4. Найди задуманное число»

  1. Напишите все целые значения у, если

                2 < |у| < 7.     

3

3

1) карточки-приёмы нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой;

2)предписание для нахождения модуля числа

2) предписание для сложения и вычитания рациональных чисел;

3) приёмы саморегуляции при выполнении сложения и вычитания рациональных чисел;

4) приёмы саморегуляции при решении уравнений

5) презентация

Y. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5)

1 уровень (обязательный уровень стандарта): № 463, 465,, 466,500, 501,506,507

2 уровень: № 464, 467, 468,474, 502, 503,508

3 уровень: № 469, 470,472, 473,504,505

4 уровень: № (со звёздочкой) 475, 509,510,511

YI. Темы индивидуальных заданий (Ц 5)

1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) Модуль числа 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мира;  6) Самостоятельно выбранная тема.

YII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение  проблемы при составлении задачи.

Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции.

Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений.

Рефлексия           собственной         деятельности.

4.1. Диагностируемые цели обучения теме.

Научить  выполнять сложение и вычитание рациональных чисел, согласно предписанию; использовать свойства действий с рациональными числами при выполнении вычислений.

 Продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность. 

4.2. Логическая структура и содержание темы.

Основное содержание (ФГОС ООО) по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»:

Арифметические действия с рациональными числами. Сложение и вычитание чисел и движение по координатной прямой. Алгебраическая сумма. Правила раскрытия скобок.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

  • выполнять действия с рациональными числами;
  • решать уравнения (анализировать и осмысливать уравнение, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию), решать новые уравнения со знаком модуля;
  • применять правила раскрытия скобок в выражениях для нахождения их значения;
  • находить длину отрезка на координатной прямой через координаты его концов.

4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ).

  1. Предписание для сложения и вычитания рациональных чисел трех уровней готовности.  (смотри Приложения)
  2. Каталог электронных ресурсов по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-17918.html
  3. http://www.school-collection.edu.ru
  4. http://www.fcior.edu.ru
  5. http://www.windov.edu.ru
  6. http://www.catalog.iot.ru
  7. http://www.it-n.ru
  8. http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/6/
  9. http://www.bymath.net/studyguide/alg/sec/alg10.htm

11.Презентация «Предписание для сложения рациональных чисел»  к уроку «Сложение рациональных чисел»

12.Раздаточный материал (текстовый документ) «Предписание для сложения рациональных чисел».

13.Презентация «Предписание для вычитания рациональных чисел»  к уроку «вычитание рациональных чисел»

14.Раздаточный материал (текстовый документ) «Предписание для вычитания рациональных чисел».

        15.Презентация «Действия с рациональными числами» (Правила, примеры вычислений)

§ 5. Фрагмент календарно-тематического планирования

Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики

на 2014/2015 учебный год (фрагмент)

Класс: _6__

Учитель: Андрийчук С.Ю._ 

Количество часов: на учебный год: 170 в неделю:__5_

Плановых контрольных уроков: : I ч. –  2  ; II ч. – 4   ; III ч. –  4;  IV ч. – 5;

Планирование составлено на основе источников:

1.Примерное тематическое планирование к учебнику  ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3,  6 класс.2010г.

Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.

2. Учебник ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3,  6 класс.2010г.

Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.

3. Методические рекомендации: http://www.pedsovet.ru  и др.

4. Дидактические материалы: http://www.pedsovet.ru  и др.

5. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

6. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.

Тематическое планирование составил: Андрийчук С.Ю..                              Дата  ____      Роспись _____________

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.

№ уро-

ков

Раздел, тема урока

Форма урока; форма обучения

Предметные и метапредметные результаты

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

1 - 9

Название темы

Сложение и вычитание рациональных чисел

Средства обучения

1) таблицы…..

2) подсказки к поиску решения задач;

 3) предписание…

4) карточки с приёмами;

5) Карта темы

Уроки: открытия нового знания, рефлексии, развивающего  контроля.

Фронтальная, индивидуальная

групповая формы обучения

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) теорем; в) типов и классов задач

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД

1

Сложение рациональных чисел. Арифметическая сумма

П.3.2.1.

Урок открытия нового  знания

Фронтально-индивидуальная , групповая

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД

Ц 2, Ц 3

2

Сложение рациональных чисел. Арифметическая сумма

П.3.2.1.

Урок открытия нового знания

Фронтально-индивидуальная  групповая, парная формы работы

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

Ц 1: составление предписания;

Ц 2: контроль усвоения изученного материала: 1) указывает признаки понятий: ……………..

б1) перечисляет: основные понятия и отношения между ними; переходит от одной модели к другой; в 1) выполняет ……; в 2) перечисляет …, применяет их к решению задач;

Ц 3;

Ц 4 (КрУУД): ПОУУД – построение речевых высказываний

3

 Решение разных задач по теме: С.Р.

Урок рефлексии

Фронтально-индивидуальная  работа

 Ц 2, 3: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности, составляет задачи, аналогичные данным, обратные задачи и решает их;

Ц 4: в соответствии таблицей целей;

Ц 5: в соответствии таблицей целей (в качестве ДЗ);

4

Вычитание рациональных чисел

П 3.2.2

Урок открытия нового  знания

Фронтально-индивидуальная , групповая

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД

Ц 2, Ц 3

5

Решение разных задач по теме: С.Р.

Урок рефлексии

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Ц 2, 3: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности, составляет задачи, аналогичные данным, обратные задачи и решает их;

Ц 4: в соответствии таблицей целей;

Ц 5: в соответствии таблицей целей (в качестве ДЗ);

6

Решение разных задач по теме: С.Р.

Урок рефлексии 

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Ц 2: находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности;

Ц 3- 5

7

Решение разных задач по теме: подготовка к контрольной работе

П 3.2.6

Урок рефлексии

Задачи для самопроверки

Подготовка к контрольной работе

Ц 2 – 4 ( в соответствии с таблицей целей)

Ц 5: делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

8

Контрольная работа

Индивидуальная

Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

9

Урок коррекции и рефлексии

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их;

Ц 5: ( в соответствии с таблицей целей): вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; е) делает выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

Внеурочная самостоятельная деятельность:

I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, неделю  математики и др. (по итогам изучения темы, курса за четверть, за 1-е полугодие, за год) 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел –великие математики Мира;  6) Самостоятельно выбранная тема.

II. Тематика долгосрочных проектов по разделу

1) Арифметические действия с рациональными числами.

 

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Технологическая карта первого урока по теме

Предмет, класс

Математика, 6 класс

УМК автора ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В.

ФИО учителя, школа

Андрийчук С.Ю . АОУ гимназия № 9 г. Королева, МО

Тема урока

Сложение рациональных чисел. Арифметическая сумма.

Тип урока

Урок открытия нового знания

  1. Деятельность учителя
  1. Деятельность учащихся (осуществляется через действия)
  1. УУД (название, вид)

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока.

Цель учителя: организовать продуктивную деятельность учащихся

Цель учащихся: создать образовательный продукт (эталон)

1.1.0, 1.1.1, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.6, 1.1.7

- С какими числами вы учились работать? (С рациональными числами.)

– Чему вы уже научились? (Отмечать числа на координатной прямой, находить модули чисел, сравнивать рациональные числа.)

– Как вы думаете, какой следующий шаг в изучении рациональных чисел вы должны сделать? (Научиться выполнять действия с рациональными числами.)

- Вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

ЭТАП II. Повторение и актуализация необходимых знаний

2.2.1, 1.1.8, 1.1.4, 1.2.8, 2.2.6, 1.2.3, 2.2.1, 2.2.2

Заполните таблицу.

На доске карточка с таблицей (Д-2). Учащиеся работают устно, называют ответы, учитель их фиксирует в таблице.

 Заполните таблицу.

a

3,8

–5,4

3,75

–3,4

1,5

b

3,2

1,2

–1,25

0

–0,3

|a| + |b|

7

6,6

5

3,4

1,8

– Какие знания вы использовали при выполнении задания?          На доску вывешивается эталон (Д-1). 1) свойство модуля числа:

|–a| = |a|

– А теперь расставьте результаты в порядке возрастания .

Учащиеся расставляют в порядке возрастания числа.

На доску вывешивается вторая карточка из Д-2.

–  Сравните. Что интересного вы заметили?

–6,6 * –5        –1,8 * –3,4

|– 6,6| * |–5|        |–1,8| * |–3,4|

(–6,6 < –5; |–6,6| > |–5|; –1,8 > –3,4; |–1,8| <|–3,4|)

 Следующее задание (На доску вывешивается третья карточка Д-2.)

 Придумайте ситуацию, математической моделью которой может служить данное выражение:

3 + 4; (–3) + (–4.)

– Сравните выражения и найдите их значения, используя координатную прямую.

3 + 4        (–3) + (–4)

(В обоих случаях находим сумму чисел с одинаковыми знаками: 7; –7.)

Все учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик на доске.

– Что вы сейчас повторили?

Умеете ли вы добывать знания самостоятельно, которые вам необходимы. Как вы считаете, какое следующее задание будет вам предложено и с какой целью?

(Пробное задание, для того, чтобы мы поняли, что мы не знаем, что сегодня будет нового.)

На доску вывешивается карточка с пробным заданием (Д-3).

1) 3,5 + 3;                  2) ( 3,2) +

– На доске карточки с пробным заданием, но это задание надо не только выполнить, а доказать, что вы выполнили правильно, что для этого надо сделать? (Предоставить эталон, на основании, которого было выполнено задание.)

– Проверим, как вы выполнили задание. Какие ответы получили в задании 1)?

На доску записываются ответы.

– Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли найти значение суммы отрицательных чисел.)

– Какой ответ получили остальные в задании 2)?

– Каким эталоном вы можете воспользоваться для обоснования своего ответа? (Нет такого эталона.)

– Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать свой ответ.)

 Что теперь вы должны сделать? (Определить причину нашего затруднения.)

ЭТАП III.  Выявление места и причины затруднения

Использование типовых задач

1.3.1, 1.1.3, 2.2.2.

– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти сумму двух положительных чисел и сумму двух отрицательных чисел.)                          – Как вы действовали? (….)                                                                                                                                                                                                  – Те, кто не нашёл сумму двух отрицательных чисел, почему не выполнили задание? (У нас нет эталона сложения отрицательных чисел.)

– Те, кто нашёл сумму отрицательных чисел, где у вас возникло затруднение? (В сопоставлении с эталоном.)                                                      – Как доказать, какие результаты истинные, а какие ложные? (Мы не можем доказать, так как у нас нет эталона.)                                                                                     – Почему возникло такое затруднение? (У нас нет такого эталона, нет способа с помощью, которого можно было доказать правильно ли мы нашли.)

ЭТАП IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.1.0, 1.1.1., 1.3.2, 1.3.3, 1.1.8, 2.2.6, 2.2.2, 1.1.6, 1.1.4, 1.2.1

– Но ведь в начале урока вы находили сумму отрицательных чисел, как вы это делала?                                                                                                                          – Всегда ли удобно выполнять задание, используя координатную прямую?                                                                                                                                              – Что общего в примерах? (В суммах слагаемые с одинаковыми знаками.)                                                                                                                                         – Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ, который позволит находить сумму чисел с одинаковыми знаками, не используя координатную прямую.)                                                                                                                                                                                                                                                        – С какими знаками вы умеете находить сумму? (С положительными числами.)

– Уточните цель урока и сформулируйте тему урока. (Построить алгоритм сложения отрицательных чисел. Тема урока: «Сложение отрицательных чисел»

– Вы умеете находить сумму положительных чисел? (Умеем.)                                                                                                                                                             – Что общего имеют все положительные числа? (Знак.)                                                                                                                                                                         – А отрицательные числа? (Знак.)                                                                                                                                                                                                              – Значит, вы можете составить алгоритм, нахождения суммы отрицательных чисел, выполняя по аналогии с нахождением суммы положительных чисел? (Да.) – Составьте план действия. (Проанализировать сложение положительных чисел, провести сложение отрицательных чисел, сделать вывод.)На доску вывешивается задание группам (Д-4).

 4) задание группам:

1. Проанализировать сложение положительных чисел

2. Провести по аналогии сложение отрицательных чисел

3. Сделайте вывод.

ЭТАП V.Реализация построенного проекта

1.2.3, 1.2.4, 1.1.6, 1.1.8, 2.2.6

Реализацию проекта организуется в группах. На работу отводится  5 минут. Одна из групп представляет вариант выполнения задания, остальные группы работают на дополнение, уточнение. Если в группах работа не пойдёт, то необходимо организовать подводящий диалог по плану.

На доске:

3 + 4 = 7;        (–3) + (–4) = – 7

– Что вы можете сказать о слагаемых и сумме в обоих случаях? (В первой сумме слагаемые положительные и сумма положительное число, во втором слагаемые отрицательные и сумма отрицательное число.)                                                                                                                                                                     – Как в первом примере получилось +7? (Слагаемые положительные числа, значит, результат тоже положительное число: если к 3 прибавить 4, то получится 7.)                                                                                                                                                                                                                                                – Как во втором примере получилось –7? (Так как слагаемые оба отрицательные числа, то в результате поставили знак «–», а потом к 3 прибавили 4 и получили 7.)                                                                                                                                                                                                                                                    – Что такое 3 и 4 для слагаемых, 7 для результата? (3 — это модуль –3, 4 — это модуль –4, а 7 –это модуль –7.)

– Выполните сложения отрицательных чисел из пробного задания и сформулируйте алгоритм сложения отрицательных чисел.Задание выполняется в группах. Одна из групп проговаривает свои действия.

– Сформулируйте алгоритм сложения отрицательных чисел. Учащиеся представляют свои варианты, учитель уточняет их, и в итоге на доске появляется алгоритм сложения отрицательных чисел.

– Можно этот алгоритм использовать для сложения положительных чисел? (Да, если вместо знака «–» поставить знак «+».)

– Сформулируйте правило сложения чисел с одинаковыми знаками. Учащиеся формулируют, учитель вывешивает на доску эталон (Д-5)

– Для того, чтобы не записывать два алгоритма, сформулируйте алгоритм для сложения чисел с одинаковыми знаками. Учащиеся формулируют, учитель на доску вывешивает алгоритм. (Д-6)

– Вы достигли поставленной цели? (Да, мы построили алгоритм и составили правило, с помощью которого можно быстро, без координатной прямой найти значение суммы отрицательных чисел.)

ЭТАП VI. Первичное закрепление во внешней речи

1.2.3, 1.2.4, 1.1.8, 1.1.5

Работа с рабочей тетрадью:   432 (б) 1 и 2 пример выполняется у доски с комментарием. 3 и 4 примеры выполняются в парах, проверка проводится по образцу (Д-7).

ЭТАП VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Использование типовых задач

1.2.6 – 1.2.7, 1.1.3, 1.1.6, 2.2.2

– Что надо сделать, чтобы убедиться, что вы поняли, как пользоваться новыми алгоритмом и правилом? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

На доску вывешивается карточка с самостоятельной работой (Д-8).

 а) (+ 5) + (+ 4,3);        б) (– 0,04) + (– 0,2);        в) (– 3) + (– 0,9);        г) (+ 1) + (+5.)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки (Д-9), проговаривают, как рассуждают, при необходимости исправляют ошибки. Учитель просит дать объяснение, тех учащихся, которые допустили ошибки.

ЭТАП VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1.1.6 – 1.1.8, 2.2.1, 2.2.2

451452454 (1)

ЭТАП Х. Рефлексия деятельности на уроке

– Какие «открытия» вы совершили на уроке?

– Что использовали для «открытия» нового знания?

– Вы достигли поставленной цели?

– Где вы сможете использовать открытое правило и алгоритм?

– И вот вы сегодня смогли открыть ещё одно звено в огромной цепи знаний.

– Проанализируйте свою работу на уроке, используя таблицу (Р-2), которые вы заполняли в течение урока, оцените свою работу

Этап урока

Выполнение

Повторение

Пробное задание

Формулирование цели

Построение нового способа

Работа в парах

Самостоятельная работа

                                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В стандарте сформулированы требования к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения каждой учебной дисциплине. К метапредметным результатам относятся, в частности, «универсальные учебные действия» (УУД), для формирования которых разработана специальная программа. Формирование УУД должно выступать в качестве цели образовательного процесса, определяя его содержание, организацию при освоении каждого предмета, в том числе и математики.

Для достижения цели проекта: «Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6  классе» необходимо было решение поставленных выше задач.

Поэтому, при работе над проектом, учитывая новые требования, выявлялись теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел», выполнялся отбор средств обучения, подбиралась возможная проблемная ситуация, которую можно было бы поставить перед учащимися на уроке. Была  разработана карта целей, карта изучения темы, включающая в себя разноуровневую работу, подобраны и разработаны электронные ресурсы для изучения и закрепления темы в виде презентаций и схем. Было использовано предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, по которым на уроках ребятам планируется дать анализ во фронтальной работе, выполнить классификацию по признакам. Был составлен и фрагмент тематического планирования, и конспект первого урока по данной теме, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в  Стандартах.

Таким образом, цель была достигнута  посредством разработки рекомендаций обучения теме, направленных на достижение целей ФГОС ООО.


Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  2. Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения).
  7. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
  8. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
  9. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.  
  10. Примерные программы по учебным предметам. Математика 7 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  11. Учебник ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3,  6 класс.2010г.
  12. Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.

 

  1. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой.  – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
  2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
  3. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
  4. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
  5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
  6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
  7. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
  8. http://www.900igr.net.ru/ 
  9. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
  10. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеоколлекции  авторов УМК по школьной математике.
  11. http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
  12. www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
  13. http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  14. http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/  Банк педагогического опыта.
  15. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/ Популярные лекции по математике.

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Фрагменты заданий и тестов из ЦОР

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРЕДПИСАНИЕ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Приложение 3

Таблица результатов изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» ученика(цы) _______________________________

Цели

Планируемые результаты

Полученные результаты

Ц1

Ц2

Ц3

Ц4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Заключительный урок коррекции и рефлексии по теме:

«Сложение и вычитание рациональных чисел».

Цели урока:

  • развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений, и применять их при решении практических задач;
  • выработка умений оценивать свой уровень познания темы;
  • развитие культуры устной речи, познавательного интереса;
  • развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.

Оборудование: мультимедиа, таблицы самооценки.

Структура урока:

  1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.
  2. Оценка учащимся уровня познания темы.
  1. Повторение теоретического материала.
  2. Умение решать задачи прикладного характера.
  3. Коррекция знаний

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ознакомление с темой и целями урока.

  1. Проверка знаний теоретического материала по теме

 Сложение и вычитание рациональных чисел ”.

1. Работа в группе

Работа в парах по заполнению информационной схемы понятия рационального числа и предписания для сложения и вычитания рациональных чисел (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3), обучающиеся анализируют собственные ошибки с помощью товарищей и исправляют их.

2. Фронтальная работа

Устная работа с использованием ЦОР «Устный счет.ppt», обучающиеся делают выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности.

  1. Решение задач прикладного характера

(рассматриваются типовые задания из ГИА, связанные с темой)

1.

На координатной прямой (см. рисунок) отмечены числа a, b, c. Какое из перечисленных выражений положительно?

  1. а-с;   2) а+b+с;   3)b-c;   4) a-b-c.

2. Вычислите значение выражения (4/9·2,8-16/5) · (7/3·0,018-3/8).

4. Экспресс –тест  с использование ЦОР «Рефлексия.ppt»

Обучающиеся вспоминают планируемые цели своей учебной деятельности; делают выводы о результатах своей деятельности. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

5. Выступления обучающихся с сообщениями на выбранные темы.

6. Заключительный этап урока

(состоит в подведении итогов оценивания работы обучающихся, они заполняют последнюю графу таблицы результатов изучения темы)

Цели

Планируемые результаты

Полученные результаты

Ц1

Ц2

Ц3

Ц4

7. Рефлексия.

Подводятся итоги изучения темы: что нового узнали обучающиеся , как им это пригодится  в дальнейшей жизни.  Подводятся итоги урока. Два последних слайда из ЦОР «Рефлексия.ppt» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 6 классе по теме «Вычитание рациональных чисел»

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Вычитание рациональных чисел" составлен в соответствии с требованиями технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. На урок...

ПРОЕКТ Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

ПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» Выполнил  слушатель учебного курса«Актуальные проблемы развития профессион...

Презентация к проекту Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Презентация кПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»...

Итоговая практико-значимая работа "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел""

Итоговая практико-значимая работа "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел""...

Итоговая практико-значимая работа: Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”

В данном проекте представлен разработанный фрагмент программы для изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» с учетом требований ФГОС ООО; составлена карта изучения темы,...

Разработка урока математики в 6 классе «Сложение и вычитание рациональных чисел».

РАЗРАБОТКА  УРОКА  МАТЕМАТИКИ  В  6  КЛАССЕ      «СЛОЖЕНИЕ  И  ВЫЧИТАНИЕ  РАЦИОНАЛЬНЫХ  ЧИСЕЛ»....