Доклад
статья по музыке по теме

Лёвин Сергей Николаевич

Профилактика профессиональных заболеваний музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levinsnprofilaktika_2.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

 преподавателя  Раменской ДМШ №2 Левина С.Н.

Профилактика профессиональных заболеваний музыканта.

   Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать. По данным статистики во всем мире около 90 % музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки.

   Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18-23 лет.

   Это тот самый возрастной уровень, когда музыканты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от «срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков.

Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет.

Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической подготовки в этой области .

   В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и функций, связанных еще с нервирующими моментами и профессиональными перегрузками. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата.

Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболевании. Некоторые из них отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, «двигательной терапии» и специальной гимнастики до игры, пения, дирижирования. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами .

   Большинство авторов единодушны в том мнении, что главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей является выносливость.

В профилактике профессиональных заболеваний не менее важной стороной учебной, исполнительской и производственной деятельности музыканта является организация занятий, репетиций, концертов, которые далеко не всегда зависят от самого музыканта. Часто учебная и производственная деятельность диктует двухразовые нагрузки: утром – на репетиции, вечером – на концерте. Работа в вечернее и ночное время очень утомительна. Такие занятия и работа требуют строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональной она будет в том случае, когда работа чередуется с паузами отдыха. Наблюдения показали, что музыкант не должен играть более 30-40 минут без перерыва. Через 40 минут рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут, так как продолжение игры свыше 40 минут приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата. После 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным. Не следует перегружать молодой неокрепший организм непосильными занятиями, необходимо рационально составлять музыкальную программу. Плохое самочувствие, переутомление, нерегулярность питания, злоупотребление алкоголем и табаком, недостаточное пребывание на свежем воздухе, непродолжительный сон и малая двигательная активность могут способствовать более быстрому возникновению профессиональных заболеваний и заболеваний органов зрения.

Релаксационная гимнастика

  Кроме способности своевременно мышцы напрягать, не менее важной стороной тренировки является умение сознательно расслаблять мышцы, т. е. приобретать навык расслабления не работающей мускулатуры.

   Умение расслаблять мышцы называется релаксацией – мышечным освобождением. Расслабление мышц очень важно, особенно когда многократно повторяются однообразные движения (игра на инструменте). В этот момент секундное расслабление не работающей мышцы снижает общую утомляемость занимающегося. Мышечный тонус и эмоциональное состояние тесно связанны. Чем сильнее напряжение мышц, тем интенсивнее нервные импульсы, которые они посылают головному мозгу, а уменьшение тонуса мышц снижает нервное возбуждение и приводит мышцы в рабочее состояние.

   Расслабленность ничего общего со свободой мышц не имеет. Состояние релаксации сопровождается легкими торможениями коры головного мозга. Этого бывает достаточно для повышения работоспособности, снятия волнения и страха.

   Всякое движение влечет за собой напряжение тех или иных мышц. Главная проблема – не допустить чрезмерных, запредельных напряжений. Высококлассные профессионалы потому – то и добиваются успехов на сцене, что знают, как решить эту проблему, знают оптимальную мускульную напряженность. Секрет мастерства в том, что они умеют регулировать работу своего мышечно – двигательного аппарата и сбрасывать напряженность в процессе игры. Усталость музыканта – исполнителя чревата не только пустой тратой времени, но она может привести к серьезным профессиональным заболеваниям.

   Напряжение, возникающее в одних группах мышц, распространяется и на другие участки тела, оно действует вплоть до шеи, плеч, спины и даже ног. Техника музыканта-исполнителя предполагает не только ловкость, меткость и прочее , но и выносливость, поэтому расслабление имеет особое значение.

   Проанализировав профессиональную и творческую деятельность музыкантов, экспериментально установлено, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них является плавание.

Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний. В воде практически исключается статическая работа скелетной мускулатуры и мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, а это является благотворным фактором для лечения радикулитов, сколиозов. Активные занятия плаванием помогают вылечиванию различных травм, связанных с растяжением связок, вывихами.

   Кроме того, плавание формирует умение расслаблять мышцы, что профессионально важно для музыкантов всех специальностей. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах.

   Экспериментально доказано, что плавание – один из циклических видов спорта, совершенствующих выносливость. А выносливость является профессионально важным физическим качеством для музыкантов всех специальностей.

Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом значительно опережают в моторном развитии молодежь, занимающуюся по общепринятым программам по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов.

   Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с приспущенным мячом (баскетбол, волейбол) не только сводится к минимуму возможность получения травмы, но и развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.

Физкультурная пауза.

Физкультурная паузы, является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает в себя несколько упражнений, с помощью которых улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, концентрации внимания.   Физкультурная паузы проводится непосредственно во время работы. Она необходима особенно в тех видах деятельности, которые связаны с длительной сидячей рабочей позой (игра на музыкальных инструментах). Физкультминутку необходимо использовать не только для снятия утомления, но и для профилактики профессиональных заболеваний.

Комплекс упражнений:

1.        Ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок.

Потянитесь, руки поднимите вверх – вдох.

Медленно опустите руки – выдох.

Повторите 5 – 6 раз.

2.        Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены вниз.

Приседая, опустите руки вниз – вдох.

Выпрямитесь, поднимитесь на носки, руки отведите назад – выдох. Повторите 6 – 8 раз.

3.        Прыжки на месте на носках, руки на поясе. Выполните 15 - 20 прыжков.

4.        Руки в стороны. Выполните 8 – 10 раз повороты туловищем и головой.

5.        Основная стойка. Руки поднимите вверх, прогнитесь назад – вдох.

6.        Наклонитесь вперед, руки на пояснице – выдох.

7.        Повторите 6 – 8 раз.

Упражнения для музыканта, деятельность которого выполняется сидя.

1.Основная стойка. Медленно поднимите руки вверх, потянитесь, сделайте вдох, посмотрите на руки, медленно опустите руки – выдох. Повторите 3 – 4 раза.

2. Руки вперед, поворот вправо, поворот влево. Повторите 8 – 10 раз.

3. Стойка, руки на пояс. С поворотом вправо, влево, посмотрите за спину. Дыхание свободно. Повторите 8 – 10 раз.

4. Медленные приседания, руки вперед. Повторите 8 – 10 раз. Выдох на момент приседания.

5. Стойка, руки  в «замок» впереди.

- шаг вправо, руки к правому плечу,

- исходное положение

- шаг влево, руки к левому плечу,

- исходное положение.

Повторите 8 – 10 раз.

Комплекс упражнений достаточно много. Главное выполнять упражнения, которые будут вам помогать, регулярно.

  •  В игровом аппарате гитариста задействованы не только кисти рук, в него входит предплечье, весь плечевой корпус, шейно-воротниковый отдел, позвоночник и даже тазобедренный отдел. Нарушение правильной постановки игрового аппарата может привести к серьезнейшим последствиям в недалеком будущем. Зачастую, учащиеся пренебрегают словам педагога о правильной посадке и постановке аппарата. И если преподаватели не будут обращать внимание ученика на то, как он ставит ручки, или как он сидит, в конечном итоге мы получим так называемые “переигранные руки”, или что еще хуже – сколиоз. Поэтому на первых порах, от начинающего музыканта, не стоит отходить ни на минуту, все время направлять и поправлять аппарат. Превосходно было бы, чтоб и родители присутствовали, хотя бы на первых уроках, и дома смогли контролировать закрепление этого навыка.

  • Теперь рассмотрим основные правила посадки и постановки игрового аппарата.
  • Обучение игре на любом инструменте всегда начинается с того как “подойти” к инструменту. Играют на классической гитаре сидя. Гитара боковым вырезом (обечайкой) ставится на левую ногу, которая находится на подставке высотой 10–15 см. Гриф гитары должен быть примерно под 45–50 градусов к полу. Правая нога должна твердо стоять на полу, чуть отставлена в сторону, подпирая корпус гитары. Корпус тела не стоит наклонять, сидеть следует прямо и естественно. Правая рука в свободном падении ложится на верхнюю часть обечайки, и как бы свисает в естественном положении. Левая рука – просто опустите руку вниз вдоль туловища и расслабьте. Заметьте, что никаких неестественных выгибов или прогибов нет. В запястье рука практически прямая, только пальцы слегка согнуты. Теперь зафиксируйте, и просто согните руку в локте, и поднимите. Между большим пальцем и остальными образуется небольшое расстояние, вот туда и “вставляем” гриф.
  • Вообще вся суть правильной посадки в том чтобы зафиксировать гитару в одном положении и поднять гриф на нужную высоту, как правило, на уровень глаз. При такой посадке гитара должна иметь 4 точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь.
  • Самое главное – когда играем на гитаре, кисть не должна прыгать, играть должны только пальцы!

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций. Во-первых, никогда не играйте холодными руками! Обязательно теплые руки. Ваши связки в дальнейшем скажут вам “спасибо”! Во-вторых, чередуйте занятия на инструменте с периодами отдыха. Ни одни, даже самые здоровые и тренированные руки, не выдержат многочасовых занятий без отдыха. В-третьих, постарайтесь разнообразить свою практику, не зацикливайтесь на одних и тех же упражнениях. Однообразие ведет к выработке неправильных двигательных стереотипов, и как следствие к ухудшению исполнительского мастерства. Всегда старайтесь играть расслабленными руками. Постоянно напряженные мышцы быстро устают и выходят из строя, если им не давать отдохнуть. Поддерживайте свою физическую форму. Займитесь каким-нибудь видом спорта, не связанным с большими нагрузками на руки (плавание, футбол и т.д.). Очень скоро вы убедитесь, что хорошая спортивная форма поможет достичь новых высот как в творчестве, так и в технике игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...