Внеклассное мероприятие "За страницами учебника математики"
план-конспект занятия по математике (6 класс) на тему

Конспект внеклассного мероприятия "За страницами учебника математики" (интегрированное занятие по математике с  библиотечным уроком) для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_meropriyatie_mat_bibl_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Якупова Галина Михайловны,

учитель математики

МОУ ИРМО  «Марковская средняя

общеобразовательная школа»

Иркутского района Иркутской  области.

Рабочий поселок Маркова

Иркутского района

Иркутской области.

Конспект внеклассного мероприятия

За страницами учебника математики.

(интегрированное занятие по математике с  библиотечным уроком)                  

6 класс

                                                                                                                           

За две недели до дня проведения урока учащиеся класса разделены на две команды. Каждой команде даны задания:

  1. Найти ответы на вопросы из истории математики. (Вопросы прилагаются, одинаковые для каждой команды).
  2. Подобрать стихи, пословицы, поговорки, замечательные высказывания о математике и математиках.
  3. Найти задачу-сказку, басню,  былину с математическим содержанием и приготовиться читать ее или инсценировать.
  4. Придумать или найти интересные задачи, вопросы, задачи шутки.

Урок ведут учитель математики и библиотекарь.

   

Тема:       За страницами учебника математики.

Цель:   Обучение навыкам работы с книгой. Показать возможности использования дополнительной литературы в изучении математики.

Оформление и оборудование:   

           1) На доске девиз урока. «Книге нужен  талантливый читатель». Г.Ибсен

           2) Выставка математических книг.

Вступительное слово учителя.

Каждый день на уроках математики вы узнаете  свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а вернувшись домой, повторяете изученный материал.

О многом можно знать из учебника, но о том где, когда и кем были придуманы числа, дроби, где впервые стали решать задачи,  в  учебниках не прочитаешь.

В учебниках не прочитаешь о и том, как можно использовать математику в различных играх, забавах, фокусах, как математику используют в тайнописи для зашифровки текстов.

Обо всем  этом вы узнаете, если внимательно почитаете книги, которые выставлены здесь на полке.  Многие из них есть в нашей школьной библиотеке, некоторые принесли ребята из своей библиотеки.

Все кто посетил библиотеку во время подготовки к нашему уроку, уже познакомились с некоторыми из них. Приготовили рассказ об одной из этих книг.

Презентация книг.

Библиотекарь и представитель каждой команды представляют по одной из книг.  (Автор, когда написана, главные темы содержания, что интересного можно узнать о математике, прочитав ее и т.д.)

Ученики читают стихи.

  1. Чтобы спорилось нужное дело,

      Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

  1. Не беда, что идти далеко.

      Не боимся, что путь будет труден.

      Достижения крупные людям

      Никогда не давались легко.

Конкурс капитанов команд.

Задание 1. Задаются вопросы из домашнего задания.

  1. Какие квадраты называются магическими?
  2. От какого греческого слова произошло слово «арифметика», что оно означает?   (арифмос – число).

Задание 2.  Каждому капитану дается задание заполнить магический квадрат.

Выбрать из данных чисел    4; 6: 8; 12; 16; 18  те, чтобы у  одного капитана получилось по всем направлениям  - 30, а   у другого – 21.

2

10

14

10

   

7

11

                              Ответ:

12

2

16

 

10

3

8

14

10

6

5

7

9

4

18

8

6

11

4

Исторический рассказ.

В то время, когда капитаны команд работают за доской с магическими квадратами, каждой команде предлагается рассказать интересный исторический материал из домашнего задания.  

(Помощь в подготовительной работе ребятам оказала библиотекарь).

Конкурс команд.    (Вопросы из домашнего задания).

Команда 1.

1) Какие числа называются четными и нечетными? Кто их впервые  так разделил?          (Пифагор.  570 – 500 г. до н. э.)

2) Как читалось раньше число    1000 000?     (легион)  

3) Что тяжелее 1 пуд или 1 фунт?     (1 пуд = 40 фунтов).

4) Кто и когда ввел в практику десятичные дроби? (Самаркандский ученый ал-Каши, XV век)

Команда 2.

      1) Как читалось раньше число    10 000?        (тьма)

2) Какие числа называются простыми и составными? Привести примеры.

3) Что такое процент? Когда это понятие появилось?      (В Индии в V в, в Европе в VII в.)

4) Что длиннее 1 аршин или 1 дюйм?     (1 аршин = 28 дюймов).

         

Слово библиотекаря.

Математика как наука всегда привлекала видных ученых. Наши предки очень ценили математику.

Это очень хорошо видно из стихотворения, которое еще в XVII веке в своей русской первой книге-учебнике писал Магницкий.

Он писал, что математика нужна всем, не только купцам.

           «Цену товаров  обретати

                 И достойно ее исчисляти»,

            но и людям

           «Ремесленным и художным,

                Подданным всяким и вельможным».

 Ее должен изучать

«Хотящий быть морской пловец,

     Навигатор или гребец».

И что

«Ныне и всякий лучший воин

    Эту науку знать достоин».

Во все времена о математике слагали стихи. Когда вы приходили в библиотеку, мы нашли много стихов, задач в стихах и сказках.

Предлагаю вам решить задачу. Ответить на вопрос: Сколько веток на дереве?

Прошу подумать в тишине,

Учтите, случай редкий:

Сидела белка на сосне,

На самой средней ветке.

Потом вскочила вверх на пять,

Потом спустилась на семь.

(Все вы должны запомнить, как на уроке в классе!)

Затем проворно белка вновь

Вскочила на четыре,

Потом еще на девять

И  уселась на вершине!

Сидит и смотрит с высоты

На пни, березки и кусты.

А сколько веток у сосны,

Мы с вами сосчитать должны!               (23)

Гонка за лидером.

Каждая команда читает пословицу, поговорку, замечательные слова о математике.  Выигрывает та команда, которая заканчивает перекличку, не допуская повторений.

Артобстрел.

Каждая команда готовила интересные занимательные вопросы, загадки, ребусы. По очереди ребята задают вопросы команде соперников. (По 3-4 вопроса).

Жюри подводит итоги по всем конкурсам. Каждая команда награждается грамотой и сувенирами.

Домашнее задание.

Подобрать или сочинить свои  задачи – сказки, басни, кроссворды, ребусы, математические  игры и фокусы для следующего внеклассного занятия или факультатива, если он проводится в данном классе по учебному плану.

Приложение.

  1. Какие квадраты называются магическими?
  2. От какого греческого слова произошло слово «арифметика», что оно означает?  (арифмос – число).
  3. Какие числа называются четными и нечетными? Кто их впервые  так разделил?          (Пифагор.  570 – 500 г. до н. э.)
  4. Как читалось раньше число    1000 000?     (легион)  
  5. Что тяжелее 1 пуд или 1 фунт?     (1 пуд = 40 фунтов).
  6. Кто и когда ввел в практику десятичные дроби? (Самаркандский ученый ал-Каши, XV век.)
  7.  Как читалось раньше число    10 000?        (тьма)
  8. Какие числа называются простыми и составными? Привести примеры.
  9. Что такое процент? Когда это понятие появилось? (В Индии в V в, в Европе в VII в.)
  10. Что длиннее 1 аршин или 1 дюйм?     (1 аршин = 28 дюймов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»

Предлагаемый  курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»

Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...

рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"

Данная программа  повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....

Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"

Кружковые  занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...

Внеклассное мероприятие «За страницами учебника математики» или «Курение языком математики»

Внеклассное мероприятие «За страницами учебника математики» или «Курение языком математики». 6 класс....