Конспект урока математики в 6 классе по теме : "Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Урок комплексного применения знаний и умений по теме сложения и вычитания смешанных чисел. Используются образовательные  технологии: здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, самодиагностики и саморегуляции результатов. Небольшая презентация поможет быстро провести проверку выполненных заданий, содержит занимательные факты из жизни птиц и растений. В приложении к уроку карточки для проведения самостоятельной работы и решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 6 классе.

Тема урока : «Сложение и вычитание смешанных чисел»

количество часов по теме – 8; № урока в теме – 5

Цель урока: создать условия для формирования прочного, осознанного умения учащимися выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепление правил выполнения сложения и вычитания смешанных чисел;
  • Совершенствование  навыков и умений по решению уравнений и задач с применением сложения и вычитания смешанных чисел.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

  • Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • Воспитание настойчивости в достижении цели.
  • Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь;

Применяемые образовательные технологии: здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, самодиагностики и самокоррекции результатов.

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствование  навыков и умений по решению уравнений и задач с применением сложения и вычитания смешанных чисел.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Личностные УУД: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление материала).
Формы работы на уроке: индивидуальная,  фронтальная, парная; устная, письменная.
Средства обучения:  медиапроектор, компьютер, интерактивная доска,  карточки для работы в парах.
Литература:
1. Математика, 6 класс, учебник, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 2014 г.
2. О. И. Перькова, Л. И. Сазонова,  Математический паноптикум, Издательство Псковского областного института усовершенствования, 1993.

3. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся./Беленкова Е.Ю, Лебединцева Е. А/- М., Интелект-Центр, 2013.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
Для работы на уроке нам потребуются: рабочая тетрадь, ручка и сигнальные карточки, с помощью которых вы будете оценивать свою деятельность. Зеленый цвет означает- с заданием справился или справлюсь, красный – испытываю трудность. И тогда за помощью можно обратиться к соседу по парте или к учителю.

 Слушают учителя, готовятся к уроку.

  1. Актуализация знаний . Постановка целей и задач урока.(2 мин.)

         

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начнём урок с  изучения рисунка.Слайд1

Какими бы числами вы заменили знаки вопросов?

 Как называются такие числа? Почему?

Какие действия вы учились выполнять со смешанными числами? Сегодня мы с вами продолжить выполнять действия сложения и вычитания со смешанными числами.
Итак, тема нашего урока                       «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Слайд 2(тема урока)
Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока.


Слайд 2.  Цели урока
- повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел;
- учиться использовать эти правила при вычислении значений выражений, решении уравнений и задач.  

  1. Планирование деятельности            (1 мин.)          
    Что нужно знать, чтобы выполнить действия сложения и вычитания?


4. Реализация плана

1) Письменная работа. Проверка знания правил( 3 мин.)

Итак, выполним задание №4, с.56 рабочей тетради на печатной основе. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились верные высказывания.

Поднимите сигнальные карточки.

Проверьте результаты своей работы,  сверив со слайдом 3, внесите исправления.

При выполнении последующих заданий вы можете обращаться к этим записям правил, а также за помощью к другу, к учителю.

 2) Графический диктант.(5 мин.)

Напомните, пожалуйста, требования к дробной части результата сложения или вычитания смешанных чисел.
Слайд 4 .
если сложение или вычитание смешанного числа выполнено верно изобразите - □, если не верно - ∆, выполнено не до конца - ○


У вас должна получиться следующая цепочка. ○ ∆ ○ ∆□○

Поднимите сигнальные карточки.

Объясните причину каждой ошибки или выполните преобразование  до конца

Предлагают варианты чисел:


Это смешанные числа.                                Состоят из целой и дробной частей.

Учились выполнять действия сложения и вычитания со смешанными числами.

Предлагают варианты цели урока.



Повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел; выполнить действия сложения и вычитания со смешанными числами.

Выполняют задание.


Поднимают карточки.

Сверяют записи, вносят исправления

Дробная часть смешанного числа должна быть  записана в виде правильной  несократимой дроби.


Записывают по очереди у доски верное решение

Объясняют причину каждой ошибки или не до конца выполненного преобразования. (1- не выделил целую часть дробной части; 2- не привёл к общему знаменателю; 3 – не сократил дробную часть; 4 – не заменил вычитаемое смешанным числом; 6- не выделил целую часть дробной части ), проговаривают правило после каждого равенства.

3) Самостоятельная работа (13 мин.)

Мы повторили правила. Сейчас выполним самостоятельную работу с самопроверкой, но не простую.
В значениях выражений зашифровано слово, которое вам предстоит отгадать.  Используя ключ к ответам, запишите получившееся слово.
Дети получают карточки с примерами, Карточка 1 – для сильных учащихся,(задание № 79 из учебного пособия 3)

Карточка 2 – для слабых учащихся

  1. 1 - ;
  2. 3 + 2 ;
  3. 5
  4. 4 – 2

1

1

13

Ё

Т

Л

С

К

Проверяем выполненное задание.
Поднимите сигнальные карточки, у кого получилось слово СЕКВОЙЯ. А у кого слово – КЛЁСТ.

Окажите, пожалуйста,  помощь товарищу по парте в исправлении ошибок

Слайд 5,6.

Дети читают информацию о дереве – СЕКВОЙЯ и о птице – КЛЁСТ

  1. Физкультминутка 1 мин

Дети, встаньте, и представьте, что вы как секвойя, тянетесь своими ветвями к солнцу(поднимают руки вверх и тянутся на цыпочках к верху), шелестят листочками (совершают колебательные движения руками) и как клёст умеете летать (делают взмахи руками)

  1. Решение уравнений. № 380(а,в,г) – 6 мин

Три человека решают у доски, остальные в тетради- два уравнения на выбор учащегося.

Как называются компоненты действия сложения?
Как найти неизвестное слагаемое?

Как называются компоненты действия вычитания?
Как найти неизвестное уменьшаемое?

Как найти неизвестное вычитаемое?

Дети выполняют задание .

Карточка 2 – для слабых учащихся

  1.  1 - ;                              
  2. 3 + 2 ;
  3. 5
  4.  4 – 2  = 3  - 2  = 1 .

Карточка 1 – для сильных учащихся
2
2

11
3
3

55

4

10109

22

СЕКВОЙЯ – это дерево считается самым высоким на земле. Его высота достигает 100 м, а в диаметре бывают около 9 м. Отдельные экземпляры живут до 4 тыс.лет. Их родина Северная Америка. В Европе такие деревья выращивают на Южном берегу Крыма и в Закавказье. Их древесина красного цвета, она не горит и не гниет в воде.

КЛЁСТ- это небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка, встречается в еловых лесах Северного полушария. Она откладывает яйца и выводит птенцов в трескучие морозы. Клёст необычен еще и тем, что после смерти иногда его тело сохраняется от15 до 20 лет в виде своего собственного чучела. Это объясняется тем, что клёсты питаются смолистыми семенами хвойных деревьев и тело старой птицы так пропитывается смолой, что после смерти оно долгое время не подвергается гниению.


Компоненты сложения -  первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Ответ: 2

Компоненты вычитания -  уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к  вычитаемому прибавить разность

в) n – 6  =

.
    n = 6
 +

    n= 6  +

      n=6 ,

      n = 7 .

n = 7

     Ответ: 7 .

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

    г)  11  – х =3 ,

      х = 11  –3 ,

      х =11  –3 ,

х =10  –3 ,

      у = 7

      Ответ: 7

5.Решение задачи (4мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Раздает карточки с задачами:

Карточка для сильных учащихся,(задание № 84 из учебного пособия 3)

 и для слабых,(задание № 83 из учебного пособия 3).

 Прочитайте задачу.

Поднимите сигнальные карточки.   Кто знает,  как решить задачу?

Окажите, пожалуйста,  помощь товарищу по парте в составлении выражения для решения задачи

Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение.

Сверьте ответы и решение. Слайд

Выполняют работу

Карточка сильных:

  

Ответ: 35 мин.

Карточка слабых:

 

Ответ:


6.  Домашнее задание ( 1 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

П. 12, № 470, 398, 405*

Повторите правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Правила нахождения неизвестного уменьшаемого или неизвестного вычитаемого.

При решении задачи, используйте чертеж.

Последнее задание для любознательных.

7. Итог урока (3 мин.)

Ребята, давайте вернёмся к цели нашего урока.
Слайд 14
Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
Почему?
Кто может повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел?

У кого всегда был зеленый свет – тот получает  «5», кто один или два раза показывал красную карточку- «4»
Слайд 15
У каждого на парте лежат смайлики – весёлый и грустный. Я предлагаю вам выбрать тот смайлик, который передаёт ваше настроение и взять его с собой на память о нашем уроке. Урок окончен. Спасибо за урок!

Записывают  домашнее задание в дневник.

 Участвуют в обсуждении.


Повторяют правила.

Ставят себе отметки.

Выбирают смайлик.




Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Карточка 2 . Выполните действия. Впишите в квадраты буквы, соответствующие найденным ответам.

  1. 1 - ;
  2. 3 + 2 ;
  3. 5

1

1

13

Ё

Т

Л

С

К

  1. 4 – 2

 Задача для слабых учащихся :

Три друг Тигренок, Щенок и Медвежонок определяли свою массу на электронных весах.

Задача для сильных учащихся:

Правила сложения и вычитания смешанных чисел

Чтобы сложить смешанные числа, нужно:

1) привести ____________ части этих чисел к наименьшему __________ знаменателю;

2) отдельно выполнить сложение __________ частей и отдельно _________ частей;

3) если при сложении ___________ частей получилась  ____________ дробь, выделить __________ часть из этой дроби и ____________ ее к полученной целой части.

Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, нужно:

1) привести ____________ части этих чисел к наименьшему __________ знаменателю;

2) если ___________ часть уменьшаемого ____________ дробной части вычитаемого, превратить ее в ______________ дробь,  уменьшив на единицу ___________ часть;

3) отдельно выполнить вычитание_________ частей и отдельно _________ частей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сложение и вычитание смешанных чисел Тема Урока Цели урока : - повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел; - учиться использовать эти правила при вычислении значений выражений, решении уравнений и задач.

Слайд 3

Правила сложения и вычитания смешанных чисел Чтобы сложить смешанные числа, нужно: 1) привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; 2) отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно дробных частей; 3) если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и прибавить ее к полученной целой части. Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, нужно: 1 ) Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; 2) Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, превратить ее в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть; 3) отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно дробны х частей.

Слайд 4

Верно - □ , не верно - ∆ , выполнено не до конца - ○ ○ ∆ ○ ∆ □○

Слайд 5

СЕКВОЙЯ – это дерево считается самым высоким на земле. Его высота достигает 100 м, а в диаметре бывают около 9 м. Отдельные экземпляры живут до 4 тыс.лет. Их родина Северная Америка. В Европе такие деревья выращивают на Южном берегу Крыма и в Закавказье. Их древесина красного цвета, она не горит и не гниет в воде.

Слайд 6

КЛЁСТ- это небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка, встречается в еловых лесах Северного полушария. Она откладывает яйца и выводит птенцов в трескучие морозы. Клёст необычен еще и тем, что после смерти иногда его тело сохраняется от15 до 20 лет в виде своего собственного чучела. Это объясняется тем, что клесты питаются смолистыми семенами хвойных деревьев и тело старой птицы так пропитывается смолой, что после смерти оно долгое время не подвергается гниению.

Слайд 7

Три друга Тигренок, Щенок и Медвежонок определяли свою массу на электронных весах. Ответ:

Слайд 8

Ответ: 35 мин.

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", разработанный в соответствии с требованиями ФГОС,

Тема "Сложение и вычитание смешанных чисел".Место урока в изучаемой теме:  урок "открытия"  нового знания.Конспект урока составлен с использованием технологической карты, в которой прописаны...

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок построен в технологии игровой деятельности с применением ИКТ. Обобщение изученного материала происходило в форме интересной увлекательной игры. Эта технология была выбрана потому, что в игре прои...

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ" . ВИЛЕНКИН

ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЯМ МАТЕМАТИКИ, РАБОТАЮЩИМ В 5 КЛАССЕ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ"...

Урок в 6 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами дидактической игры для внеурочной деятельности...

Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"

Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...