Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.
учебно-методический материал по математике (6 класс) по теме

Залилова Алла Михайловна

В современном мире очень трудно удивить наших детей.

А ведь именно удивление часто является мощным толчком

к дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!

Вот я и попыталась объединить забавный приключенческий сюжет с литературными персонажами и ...математику.

Не судите слишком строго.

Спасибо.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глава 2. Обучение с увлечением – это возможно.

2.1. Сценарий интегрированного урока.

Предмет: Математика, русский язык, литература.

Класс: 6.

Тема урока: «Обобщение материала, изученного в I полугодии».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: игра-сюжет (по мотивам пьесы-сказки К. Гоцци «Король – олень»).

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ведущее учебное пособие: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,

С.И. Шварцбурд. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.  

Дополнительная литература: К. Гоцци. Сказки для театра: Пер. с ит. – М.: Правда, 1989.

Главная дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания; формировать практические навыки их применения. И на основании этой цели поставлены следующие задачи:

Цели урока:

  1. Обучающие (формирование познавательных УУД):
  • закрепление и систематизация учебного материала с использованием разнообразных способов осмысления и оценки информации;
  • совершенствование знаний и умений применять изученные формулы в нестандартных ситуациях.
  1. Развивающие (формирование регулятивных УУД):
  • развитие умения обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
  • формировать коммуникативную компетенцию обучающихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  1. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): 
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
  • стимулирование учеников к самооценке познавательной деятельности;
  • формирование и развитие навыков самоконтроля;
  • воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Оснащение урока: шары, наполненные гелием (3 шт.), свиток, доска, раздаточный материал (4 конверта с комплектом заданий для каждой команды), песочные часы, оценочный лист жюри, цветные карандаши.

Подготовка к уроку.

Предварительно обучающиеся в классе делятся на четыре команды так, чтобы «силы» команд были равными; выбираются капитаны команд, два их ассистента. Предлагаемые названия команд: «Альджебра», «Арифма», «Геома» и «Тригон». Обучающиеся рассаживаются за парты по ранее согласованной схеме.

Жюри: старшеклассники и по 1 человеку от каждой команды (отслеживают работу каждого учащегося своей команды, фиксируют ответы).

Структура урока

  • Организационный момент – 4 мин.
  • Разминка– 3 мин. 
  • Этап 1– 5 мин.
  • Этап 2 – 3 мин.
  • Этап 3– 10 мин.
  • Этап 4– 10 мин.
  • Проверка и обсуждение полученных результатов – 5 мин.
  • Информация о домашнем задании – 2 мин.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия) – 3 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологически подготовить обучающихся к общению на предстоящем уроке.

Содержание этапа: обучающиеся занимают свои места по предварительной договоренности о составе команды.

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Всем мое почтение и наилучшие пожелания…

  • Проверка готовности учащихся к уроку:

отметка отсутствующих, состояние рабочих мест, наличие листов для записей, учебников, ручек, дневников.

Учитель: Друзья мои! Близится конец I полугодия и мы решили подвести итоги вашего обучения по русскому языку, литературе и математике.

Все ли готовы к занятию? Прекрасно!

Приоткрывается дверь и в кабинет влетает свиток, привязанный к воздушным шарикам. Учитель берет свиток.

Учитель: Ребята, это какое-то послание! Послушайте, пожалуйста:

«Я хочу рассказать вам необыкновенные вещи, но не только рассказать, а еще и попросить вас о помощи. Надеюсь, что вы не успели забыть о том, какие события произошли в городе Серендиппе, когда в него пришел великий астрономический волшебник, владеющий тайнами магий белой, черной, красной, зеленой и даже, кажется, синей. Звали волшебника великий Дурандарте.

Напоминаю вам, синьоры и синьориты, что волшебник оставил королю Дерамо две великие магические тайны: статую и заклинание. Все последующие события привели к тому, что в один прекрасный день король Дерамо оказался без Первого министра. А это непорядок. Ведь в государстве должен быть самый умный, а, главное, преданный и честный министр, и у него должны быть такие же помощники.

Поэтому, почтенные синьоры и синьориты, вас ждут великие дела. Много мужества, отваги, смекалки и знаний должный проявить те, кто претендует на почетный и ответственный пост Первого министра и его свиты. Дерзайте!  Чиголетти - ученик  Великого  волшебника Дурандарте».

2.  Разминка.

Задачи этапа: вырабатывать внимательность, организованность целеустремленность, вырабатывать умение отстаивать собственную точку зрения.

Содержание этапа: выполняют обсуждение и решение задачи сначала в парах, а потом – в группе.

Учитель:   Итак, достаем из конверта карточку задания №1.

«На охоту в Рончислапском лесу Дерамо со своей свитой отправился 24 июня в 10 ч. 20 мин. 26 июня в 12 ч. 50 мин. Тарталья вернулся во дворец уже в облике Дерамо. Сколько времени отсутствовал во дворце Тарталья?»

За 3мин вы должны выполнить вычисления и передать жюри ответ,  записанный только с помощью слов.

3. Этап 1.

Задачи этапа: вырабатывать целеустремленность, организованность, внимательность и  способность вырабатывать собственное мнение.

Содержание этапа: участники команд

Учитель:   Послушайте: «У младенца Кузеллы – еще только четыре зуба, а у его бабушки – уже только три. Сколько всего числительных упоминается в задаче?»  Правильно, два.

Значит, ищем в конверте задание  №2 ( см. Приложение 1, 2, 3) .

Обратите внимание, что в конверте находятся 3 портрета персонажей сказки (Тарталья, Дерамо, Анджела), в изображении которых использованы цифры и другие математические знаки.

Для выполнения задания вам необходимо:

  • Определить, кому из персонажей принадлежит каждый портрет; назовите имя и дайте характеристику для обоснования своего выбора.
  • Найдите сумму всех цифр, составляющих портрет и запишите ответ с использованием числительных.
  • Объедините числительное получившейся суммы с портрета с именем персонажа и письменно просклоняйте это словосочетание.

На листе после выполнения задания запишите ответы:

  1. Полученную сумму со словосочетанием.
  2. Какие получились числительные по составу (простые, составные, сложные)?
  3. Укажите, какая особенность есть в склонении получившихся числительных.
  4. Отметьте, все ли имена собственные склонялись.

Оценка результата: правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

  1. Этап 2.

Задачи этапа: применяя полученные знания, выработать целеустремленность, организованность, внимательность, проявлять коммуникативную культуру.

Содержание этапа: участники команд рассматривают и обсуждают возможные случаи решения этой задачи.

Учитель: Волшебник Дурандарте родился в декабре 1123 года, а паспорт получил только в марте 1936 года. Сколько лет волшебник прожил без паспорта?

Запишите ответ словами с использованием числительных.

  1. Этап 3.

Задачи этапа: применяя полученные знания, выработать целеустремленность, организованность, внимательность, продемонстрировать графическую культуру при выполнении чертежей.

Содержание этапа: обучающиеся чертят маршрут передвижения, соответствующие указаниям задания; при выполнении задания используют понятие масштаба и решение задач «на проценты»

Учитель: Ищем в конверте  задание №3 (см. Приложение 4). Для его выполнения необходимо вспомнить понятие масштаба. Теперь слушайте задание: на карте местности, выданной вам, нанесите маршрут следования на охоту короля Дерамо со свитой, состоящей из 12 всадников, по следующему описанию:

  1. группа вышла из ворот дворца (точка В) и прошла на северо-восток 2 км;
  2. потом они свернули на север и прошли еще 1,5 км;
  3. затем охотники шли на северо-восток 1 км параллельно берегу реки:
  4. далее повернув направо, они прошли 2 км перпендикулярно к берегу реки и здесь разбили свой лагерь.

Дополнительное задание:

  • сколько километров пришлось идти пешком в труднопроходимых местах, если пешая часть маршрута составила 30% всего пути от ворот дворца до охотничьего лагеря? (Ответ: 1,95 км)
  • Сколько всего ног участвовало в походе, не считая собак? (Ответ: люди – 26 ног, лошади – 52, ноги, всего – 78 ног).
  1. Этап 4.

Задачи этапа: умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; вступать в речевое общение, демонстрируя уверенное  владение монологической и диалогической речью.

Содержание этапа: участники команд, распределив карточки, сначала в парах, а потом в группе обсуждают задания.

Капитан команды вынимает из конверта карточку с именем персонажа пьесы – сказки: Дурандарте, Дерамо, Тарталья, Анджела. На обороте каждой карточки записано существительное, которое нужно охарактеризовать:

  • Дурандарте – сила волшебства;
  • Дерамо – положительные качества (превосходная сравнительная степень);
  • Тарталья – характер;
  • Анджела – внешность и характер (степень сравнения).

Учитель: Теперь, пожалуйста, за 4мин. подберите к именам собственным и именам нарицательным имена прилагательные, характеризующие персонаж, не называя его. Ваша задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше слов. Свой ответ начинайте так: «Этот персонаж…».

После выполнения задания капитан каждой команды читает получившуюся характеристику (в течение 6мин.), а участники других команд, предварительно посовещавшись, пытаются угадать, кто это.

  1. Проверка и обсуждение полученных результатов.

Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды, подводит итоги.  Во  время  подсчета  баллов  в  командах сообща выставляют друг другу оценки, учитывая  коэффициент участия каждого члена команды при  выполнении заданий, и передают эти сведения учителю.

После подсчета баллов жюри озвучивает результаты игры и называет победителя и вручают участникам команды победителя грамоты (см. Приложение 5).

  1. Информация о домашнем задании:

Творческая работа: составьте портрет Леандро и Клариче, используя цифры и знаки математических действий. 

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Закончи предложение, выразив свое отношение к проведенному занятию:

1. Я понял …

2. Я узнал  ...

3. На уроке было …

4. Я понял, что могу ...

5. Мне понравилось…

6. Я научился…

7. У меня получилось ...

Спасибо за урок, дети!



Предварительный просмотр:

Приложение 1.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок по математике,русскому языку и информатике в 6 классе

повторение и обобщение изученного.Повторить и углубить знания и умения учащихся по математике(устный счёт, решение задач на скорость); и русскому языку (орфограммы в корнях, приставках и суффиксах, пу...

"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.

Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение  знаний по  темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...

Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Презентация открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...