Мастер-класс "Чудесный мир математики"
методическая разработка по математике на тему

Пронина Лариса Александровна

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю»

 Китайская мудрость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnyy_mir_matematiki.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с. Ульяновка

Тамалинского района

Пензенской области-ООШ с. Обвал

                       

                                               Подготовила Пронина Л.А.

Ход занятия.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на этом занятии вы вспомните свои чудесные школьные годы и посетите удивительный мир математики.

                                                                                                     Эпиграф занятия:

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю»

 Китайская мудрость

Цель моего занятия чтобы вы  вспомнили то, что знали, запомнили то, что увидите и усвоили то, что сделаете.

1. Актуализация знаний.

-Сегодня мы познакомимся с интересным и загадочным многоугольником. Но прежде чем узнать, с какой фигурой мы будем работать, ответьте на вопрос:

-Из каких слов состоит слово «многоугольник»? (много  углов).

- Вместо слова «много»  поставим число «7». Какая фигура получится?

2. Знакомство с группами треугольников.

А сейчас построим фигуру, о которой будем говорить.

Отметьте три точки, так, чтобы они не лежали на одной прямой, и соедините попарно эти точки. Какая фигура у вас получилась?

Самым простым многоугольником является треугольник. Но «простым» не значит «неинтересным». Большое семейство треугольников можно разделить на две группы: первую группу различают по длине  сторон, а вторую – в зависимости от величины углов. В каждую  группу входят несколько видов треугольников. Познакомимся со схемой.  

                                     Схема

- У  меня есть различные треугольники. Определите к какой группе относится каждый треугольник.

          Исследование:

-Давайте исследуем данную фигуру. (Задание выполняется по группам)

                          1 группа

  • Измерьте стороны треугольника.
  • Найдите сумму двух сторон.
  • Сравните сумму с третьей стороной
  • Сделайте вывод.

Сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.

                             2 группа

  • «Оторвите» углы у треугольника и сложите.
  • Найдите сумму «оторванных» углов.
  • Какой угол вы получили?
  • Чему равна величина этого угла.
  • Сделайте вывод.

Сумма углов треугольника равна 180º.

(Необходимые записи сделайте на рабочих листах).

-Заслушаем отчеты о проделанной работе.

-На уроках математики мы знакомимся с треугольником, как с геометрической фигурой.

- А на каких еще уроках вам приходилось слышать о треугольниках?

4. Закрепление.

- Существует ли треугольник со сторонами 2,2,5? (нет)

– Можно ли быть уверенным, что в каждом треугольнике сумма углов равна 180º. (да)

-Можно ли измерить углы любого треугольника? ( нет. Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом  океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто –Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы.)

5. Практическая работа.

Сегодня мы с вами изготовим интересную геометрическую фигуру, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь наизнанку. Эта игрушка называется «Флексагон»(от английского to flex, что означает «складываться», «гнуться»). Открыты флексагоны были совершенно случайно. Это произошло в конце 1939 года. Как-то раз Артур Х. Стоун, двадцатитрехлетний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенно интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв этот шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры. При этом Стоун обратил внимание на то, что когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность Стоуну решил показать свои бумажные модели друзьям по университету.  

На этом занятии мы изготовим модель этой фигуры.

Рассмотрим развертку флексагона.

Перегнем полоски по сторонам треугольника и сложим так, чтобы собрался один цвет, и склеим белые треугольники между собой. Превратим его в другой цвет. Для этого сначала надо поставить его на стол так, чтобы он опирался на три нижние точки, Эти вершины слегка отгибаем вниз, Затем осторожно соединим их, и флексагон вывернется наизнанку. Флексагон готов. Необходимо найти применение этой модели в реальной жизни.

Практическая работа.

1 группа. Применение флексагона в жизни.

2 группа. Применение флексагона в игровой деятельности.

3 группа. Применение флексагона в учебной деятельности.

       

- Выслушиваются предложения групп.

Подведение итогов.

-Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги. Отразим сущность созданной модели  с помощью литературной формы синквейн.

Синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль;

 3-я строка – три глагола, описывающие действия в   рамках темы;

 4-я строка – фраза на тему синквейна;

 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Вывод: Часть материала предложенного мною на этом занятии отсутствует в наших учебных пособиях. Я постаралась вас убедить, в том что введение новых математических понятий для детей, интересующих математикой, не только необходимое условие для глубокого и прочного освоения знаний, но  и объединения в единый творческий коллектив учителей разных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...