Потребительская корзина.
творческая работа учащихся по математике на тему

                   Важнейшую роль в экономике играет семья, представляющая собой, как правило, группу людей, объединенных семейно - родственными связями. Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы                                 уровень жизни семей был как можно выше. Поэтому проводится ряд мер направленных на повышение уровня жизни населения. Одной из таких мер является определение потребительской корзины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon potrebitelskaya_korzina.zip638.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН

МОБУ СОШ с. имени ВОСЬМОЕ МАРТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «Потребительская корзина»

номинация « Математика»

Гусарова Кристина Борисовна,

обучающаяся 8 класса

МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта

Руководитель

Латыпова Альфия Сагитовна

учитель математики

МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта

с. имени Восьмое Марта

2014 год

Оглавление

Введение        3

2.        Основная  часть        4

2.1 Потребительская корзина населения  Российской Федерации.        4

2.2  Продуктовая потребительская корзина.        5

2.3 Структура расчетного потребления продуктов питания в 2012 и 2013 гг. различными категориями населения.        5

2.4  Ежемесячная динамика стоимости продуктовой потребительской корзины.        6

2.5   Потребительская корзина в Республике Башкортостан.        7

3. Исследовательская часть.        8

3.1 Состав потребительской корзины жителей с. имени 8 Марта.        8

Что входит в состав потребительской корзины?        8

3.2  Результаты исследования.        8

Заключение        9

Список литература        10

Приложения.        11-17

Введение

Важнейшую роль в экономике играет семья, представляющая собой, как правило, группу людей, объединенных семейно - родственными связями. Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы уровень жизни семей был как можно выше. Поэтому проводится ряд мер направленных на повышение уровня жизни населения. Одной из таких мер является определение потребительской корзины.

На мой взгляд, при составлении потребительской корзины мнения потребителей не учитываются. Поэтому я решила провести исследование на сравнение потребительской корзины с реальными потребительскими расходами.

Актуальность работы заключается в исследовании  потребительской корзиной  населения  с. имени 8 Марта и сравнить  с  потребительской корзиной населений России  и РБ.

Цель работы: сравнить соответствие товаров, входящих в потребительскую корзину, и товаров, наиболее потребляемых населением.

Задачи:

1.Изучить данные о составе   потребительской корзины в России и  РБ.

2.Изучить структуру потребительских   расходов населения  с. имени 8 Марта на продукты питания.

3.Соотнести полученные данные с потребительской корзиной РФ и РБ.

4.Сделать выводы.                  

Объект исследования: потребительская корзина жителей с. имени 8 Марта.

Предмет исследования: соответствует ли набор продуктов питания в потребительской корзине, количеству потребляемых продуктов семьями.

Гипотеза:  изучение потребительской  корзины жителей с. имени 8 Марта, и сделать выводы об условиях жизни потребителей.

   2.        Основная  часть

2.1 Потребительская корзина населения  Российской Федерации.

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей.

Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации.  

Период исследования: в исследовании рассмотрена информация за 2012-2013 гг.

 География исследования: РФ в целом, ФО и регионы.

 В исследовании рассмотрены такие аспекты как:

1. Законодательные изменения, касающиеся минимального набора продуктов питания для населения РФ;

2. Структура потребительской корзины по категориям населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети;

2.2  Продуктовая потребительская корзина.

Состав, объемы и структура продуктовой потребительской корзины в 2012 и 2013 гг.

1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Согласно ФЗ, применяются новые нормы потребления потребительских товаров, а также потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации должна устанавливаться не реже одного раза в пять лет.

Продуктовая потребительская корзина, являющаяся существенной частью потребительской корзины в целом, также претерпела серьезные изменения.

Согласно Федеральному закону от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", продуктовая потребительская корзина в 2012 году выглядела следующим образом (см. Приложение 1).

Согласно новому ФЗ N227, с 1 января 2013 года состав, объем и структура продуктовой потребительской корзины следующие (см. Приложение 2).

Среднестатистическим гражданином РФ в наибольшем натуральном объеме потребляются молочные продукты, хлебные продукты, овощи и фрукты.

2.3 Структура расчетного потребления продуктов питания в 2012 и 2013 гг. различными категориями населения.

По новым установленным нормам произошла переоценка расчетного потребления в разрезе каждой из категорий населения, среди которых представлено трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Стоит отметить тот факт, что категория «дети» имеет наибольшую норму потребления, что связано с большим содержанием молочной продукции, фруктов и овощей в их рационе.

Затем следует трудоспособное население и пенсионеры.

В целом, согласно нормам, все перечисленные категории с 1 января 2013 года должны потреблять большее количество продуктов питания в натуральном выражении. Наибольшее изменение коснется трудоспособного населения – общий объем расчетного потребления вырос на 16,4%, затем пенсионеры – 14,1% и дети – 11,2% (см. Приложение 3).

Трудоспособное население. Наибольшее изменение в структуре продуктового потребления коснулось прочих продуктов, которые включают в себя соль, чай, специи и пр. – увеличение более чем в полтора раза. Также сильно увеличена норма употребления свежих фруктов (+57,5%) и овощей (+21,7%). Однако, среди общего перечня продуктов есть и те, годовой объем потребления которых скорректирован в нижнюю сторону – молочные продукты (-20,3%), мясопродукты (-6,7%) и рыбопродукты (-5,4%). Стоит отметить тот факт, что к снижению рекомендованы продукты животного происхождения (см. Приложение 4).

Пенсионеры. В структуре продуктовой корзины пенсионеров изменения другого характера –увеличены нормы потребления свежих фруктов (+104,5%), мясопродуктов (+71,4%), молочных продуктов (17,8%). Что касается отрицательного изменения – масла и жиры (-9,1%) и хлебные продукты (-5,3%) (см.  Приложение 5)

Дети. Основные корректировки в детском потреблении продуктов питания, согласно ФЗ, затрагивали фрукты (+127,6%), рыбопродукты (+32,9%), мясопродукты (+30,6%) и масла и жиры (-50,0%) (см. Приложение 6).

2.4  Ежемесячная динамика стоимости продуктовой потребительской корзины.

Стоимость продуктовой потребительской корзины в РФ в 2012 и 2013 гг.

Динамика стоимости продуктовой потребительской корзины в Российской Федерации  показала 9%-ный годовой рост, увеличившись с 2437 руб. (январь 2012 г.) до 2657 руб. (январь 2013 г.) (Приложение 7).

 Стоимость продуктов питания в целом по РФ росла не во все месяцы, с августа по сентябрь 2012 года показатель уменьшался, а в октябре 2012 года – оставался без изменений (см. Приложение 8).

2.5   Потребительская корзина в Республике Башкортостан.

26 февраля 2013 года Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан принят закон Республики Башкортостан «О потребительской корзине в Республике Башкортостан».

В минимальном наборе продуктов питания увеличены объемы потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов и снижены нормы потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам. Предлагаемые минимальные наборы продуктов являются усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергетической ценности.

По предварительной оценке стоимость продуктового набора по основным социально-демографическим группам населения согласно ценам, сложившимся в III квартале 2012 года, по сравнению с действующей потребительской корзиной увеличивается в среднем на душу населения – на 22,4%.

С учетом сложившихся соотношений расходов на непродовольственные товары и услуги с расходами на продукты питания принятый закон предлагает определять непродовольственные товары в размере 50% от стоимости продуктов питания, услуги – также в размере 50% от стоимости продуктов питания.

В результате прожиточный минимум (в потребительских ценах III квартала 2012 года) в расчете на душу населения увеличивается по сравнению с рассчитанным в соответствии с действующей потребительской корзиной на 110 рублей.

3. Исследовательская часть.

3.1 Состав потребительской корзины жителей с. имени 8 Марта.

Что входит в состав потребительской корзины?

  • В первую очередь, это продукты питания - хлеб, крупы, картошка, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т.д. Надо отметить, что доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и может составлять 50% и более от общих семейных расходов.
  • Далее идут непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.
  • И третья категория - это услуги, к которым относится плата за жильё, отопление, водоснабжение, электроэнергия (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочие.

3.2  Результаты исследования.

Изучив литературу по данному вопросу, мною было проведено исследование: соответствуют ли данные, описанные в литературе реальным показателям. Было проведено анкетирование (Приложение 10).

 Во время работы над данной темой было опрошено 20 семей. Из них:

семей состоящих из  3 человек -  35%;

семей состоящих из 2 человек -   30%;

 семей состоящих из 4 человек -  21%;

семей состоящих из 1 человека – 9 %;

семей состоящих из 5 человек  - 10%.

Если членов семей   разделить по возрастным категориям, то:

количество работающих  составляет 68% опрошенных;

дети до 7 лет - 14%;                  

дети от 7 до 18 лет – 17%;

пенсионеры - 10%;

студенты - 23%.     (результаты исследования см. Приложение 9)

                                 Заключение

Изучив данные исследования, я сравнила их с потребительской корзиной жителей РФ и РБ.

Составители потребительской корзины считают, что наибольший объем потребления приходится на молоко и молочные продукты, что не совпадает с мнением потребителей, в реальной жизни большинство семей на первое место в потреблении ставят овощи, отдавая им 28 % (см. приложение 9).

На второе место составители ставят овощи. А вот второе место потребители отдали мясным продуктам, отдавая им 18 %, хотя составители считают, что доля потребления мясопродуктов должна стоять на пятом месте.

Опрошенные семьи считают, что потребление хлебобулочных изделий, макаронных изделий и молочных продуктов стоит на третьем месте с 14%, что не совсем совпадает с потребительской корзиной жителей с. имени 8 Марта.

Поэтому, я пришла к выводу, что для составления потребительской корзины необходимы более тщательные исследования реального объема потребления населением товаров и услуг.

Список литература

1. Я познаю мир. Экономика: энциклопедия. ООО «Издательство Астрель» 2006

2. http://tebiz.ru

3. http://www.center-yf.ru

4. http://marketing.rbc.ru

5. http://www.rg.ru

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. http://mintrudrb.ru

8. http://www.novostimira.com.ua

Приложение 1.

           

 

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Результаты исследования

Основными источниками доходов данных семей являются:

 заработная плата - 70%;

пенсия - 10%;

 стипендия - 7%;

алименты – 8%;  

пособие по безработице – 4%;

пособие по инвалидности – 1%.

Совокупный доход опрошенных семей составляет:

  от 15000р. до 20000р. – 35%;

  до 15000р. – 30%

  от 20000р. до 30000р. – 20%;

  более 30000р. – 15%;

  По мнению опрошенных семей, наибольший удельный вес в их    потребительской корзине составляют:

   овощи – 28%;

   мясо – 18%;  

   молочные продукты – 16%;

   хлеб и хлебобулочные изделия – 14%;  

   макаронные изделия – 12%;  

   фрукты – 7%;

   рыба – 5 %.        

 Ежемесячное потребление фруктов данных семей составляет:

 10-15кг. -  31%;

 15- 20кг. -  19%;

 20- 25кг. - 18%;

 5- 10кг –15 %.

 25- 30кг. - 11%;

 1- 5кг. – 6 %;

           Ежемесячное потребление овощей данных семей составляет:

 35- 40кг.-  35%;

 20- 25кг. - 23%;

 25- 30кг. - 21%;

30- 35кг. - 10%;

 10- 15кг. – 6 %;

15- 20кг. – 5%.

Ежемесячное потребление хлеба составляет:

15- 20 булок -  36%;

 20-25 булок - 24%;

 30- 35 булок -  16%;

             5- 10 булок - 15%;

             10-15 булок – 6 %;

 25- 30 булок – 3 %;

Ежемесячное потребление мяса опрошенных семей составляет:

5- 10кг. - 27%;

10- 15кг. -26 %;

15- 20кг. - 25%;

20- 25кг. - 17%;

25- 30кг. -  5%;

        Ежемесячное потребление рыбы составляет:

             10- 15кг. – 23 %;

 5- 10кг.- 22 %;

 25- 30кг. – 18 %;

 15- 20кг. - 15%;

 20- 25кг.- 14%;

 25-30кг.-  8 %;

 30- 35кг. - 0%.

Приложение10

Анкета

1. Количество человек в семье … из них

а) дети до 7 лет                          б) дети от 7 до 18 лет

в) работающие                           г) пенсионеры

д)  студенты

2. Из чего складывается доходная часть бюджета вашей семьи?

а) зарплата                                  б) пенсия

в) пособие по безработице        г) пособие по инвалидности

д) стипендия

3. Ваш доход составляет (в общем)

а) до15000р.                                   б) 15000р.-20000р.

в) 20000р.- 30000р.                       г) более 30000р.

4. Какие из перечисленных продуктов являются наиболее потребляемыми в вашей семье?

а) хлеб и хлебобулочные изделия          б) овощи

в) фрукты                                                  г) молочные продукты

д) мясо                                                       е) рыба

ж) макаронные изделия                           з) другое

5.Сколько фруктов (в кг) вы потребляете в месяц?

            а) 1- 5                                         б) 5- 10

в) 10- 15                                     г) 15- 20

д) 20- 25                                     е) 25- 30

ж) 30- 35                                    з) более 35

6. Сколько   овощей (в кг)  вы потребляете в месяц?

а) 10- 15                                    б) 15- 20

в) 20- 25                                    г) 25- 30

д) 30- 35                                    е) 35- 40    

ж) 40- 45                                   з) более 45

7. Сколько булок хлеба вы потребляете в месяц?

а) 5- 10                                           б) 10-15

в) 15- 20                                         г) 20-25

д) 25- 30                                         е) 30- 35

ж) 35- 40                                         з) более 40

8.Сколько мяса  (в кг) вы потребляете в месяц?

а) 0                                                              б) 5- 10

в) 10- 15                                                      г) 15- 20

д) 20- 25                                                      е)  25- 30

ж) 30- 35

9. .Сколько рыбы  (в кг) вы потребляете в месяц?

а) 0                                                              б) 5- 10

в) 10- 15                                                      г) 15- 20

д) 20- 25                                                      е)  25- 30

ж) 30- 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

План – конспект урока по теме: «Основы потребительских знаний»

Урок - семинар "Основы потребительских знаний" поможет школьникам освоить роль грамотного потребителя. В жизни ему это обязательно пригодится!...

Внеклассное мероприятие в ходе методической "недели доброты" "Потребительская корзина" для детей с ОВЗ VII типа

Внеурочное мероприятие для закрепления материала по обществознанию и биологии с целью социализации детей, подготовки их к внеинтернатовской жизни. Представляет практическое занятие с повторением теоре...

О потребительских предпочтениях и потребительском поведении учащихся интернатских заведений.

Человек живет в конкретной экономической системе по ее законам и правилам, выполняя в ней различные роли: продавца своей рабочей силы, производителя благ и услуг, покупателя, затрачивающего свой доход...

Тренинг для педагогов "Корзина изобилия или Корзина счастья"

    Во всех культурах большое значение придавалось сбору урожая. Может потому, что осуществление планов, обретение результатов, изобилие во многих культурах ассоциировалось с корзиной...

урок Потребительская корзина

Интегрированный урок математика-технология...